kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы преподавания истории и обществознания с позиций межкультурного диалога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема толерантности  на сегодняшний день является одной из самых актуальных  в России - стране  многонациональной и многоконфессиональной, в стране с множеством  проблем в  межкультурных отношениях.  Каждый  день мы слышим с экранов телевизоров, читаем со страниц газет о случаях экстремизма, агрессивности, конфликтов и конфликтных ситуаций. К сожалению,  сегодня  все это проникает в школу и  затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.    Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности.  Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – таким должен быть значимый вклад школьного гуманитарного образования в развитие культуры.

       В связи с этим стоит задача не только обучения, но и воспитания личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной действительности, готова к выполнению основных социальных функций, к общественно-преобразующей деятельности со сформированной гражданской позицией. Одной из важных целей школьного гуманитарного образования является воспитание в детях самобытной духовной культуры, национально-исторического патриотизма, понимания и уважения к культуре разных народов, иначе говоря, ценность толерантности является наиболее востребованной в обществе и в системе образования. Наиболее полно эти педагогические задачи решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов.

      Эти предметы интегрируют социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему. История знакомит учащихся с  культурой и бытом других народов, непохожестью друг на друга их исторического пути, на конкретных примерах демонстрируя потенциал человеческой солидарности в решении мировых проблем. Подростки и молодые люди, которые только начинают осознавать свою гражданскую ответственность, именно из истории и обществознания получают фактически все знания о проявлениях любой нетерпимости, результатами которых стали насилие и страдания в таких масштабах, что стало препятствовать развитию культуры и общества всего мира. На уроках обществознания учащиеся получают возможность решать ситуативные задачи, в том числе, на основе анализа действительности и собственного социального опыта; овладеть навыками моделирования и прогнозирования, различных этико-правовых ситуаций; выражать гражданскую позицию по актуальным проблемам современности и др.

   Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Учитель ведет учащихся по ступенькам формирования толерантного сознания. Главной причиной успеха этого движения будет постоянная и кропотливая работа в этом направлении. Отдельный урок по толерантности, как бы блестяще он не был проведен, не сможет сформировать толерантного сознания.

История – прекрасное средство для регулярной, систематической работы по внедрению в сознание и души идей терпимости к окружающим.
       Формирование толерантности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает учителю благодатную возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели.    В то же время неспособность и нежелание пойти на заключение компромисса в более позднее время привело к полной потере независимости греческих полисов и их подчинению Македонии.
      Формирование чувства толерантности продолжается при изучении истории средних веков и новой истории. Курс истории средних веков дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция», события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи. Изучая тему «Великая французская буржуазная революция», хорошо видно, как под ножом гильотины погибли те, кто сам насаждал в обществе идеи ненависти к представителям других сословий, идеологических взглядов.

    Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории. Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, учитель подчеркивает, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости.  

При изучении темы «Образование государства Киевская Русь» учитель, говоря о призвании варягов, указывает на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Доказательством этого положения служат археологические исследования, проведенные в районе Новгорода и Ладоги, где сложился целый комплекс славяно-скандинавских, а также финно-угорских находок.
          Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву.  Мудрость княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя «погосты» и «уроки». Этот допуск привел к созданию более устойчивой системы взаимоотношений княжеской власти с крестьянами-общинниками и племенной верхушкой. Развитие темы находит свое продолжение на занятии, посвященном правлению Владимира Святого,  Ярослава Мудрого. Говоря об усобице между сыновьями князя Владимира, преподаватель проводит мысль о том, что поступок князей Бориса и Глеба является – в какой-то мере – проявлением терпимости, которая стала потом «нормой жизни» среди Рюриковичей. Их пример стал основой поведения будущих поколений князей, которые, хотя и вели между собой войны, всё же воздерживались от политических убийств. Одной из причин такого самоограничения была, несомненно, боязнь сравнения с убийцей Бориса и Глеба – Святополком Окаянным.

    Важное значение для формирования толерантного сознания имеет изучение темы «Русь под властью Золотой Орды». Подчеркивая ужасы монгольского нашествия и системы управления баскаков, учитель отмечает, что Русь сохранила себя как государство во многом благодаря политике толерантности, проводимой русскими князьями по отношению к монгольским захватчикам (и наоборот). Сохранение добрых отношений с монголами было (осознанно или бессознательно) объективно направлено на благо русского народа. Толерантная политика привела к сохранению русских земель, их населения. В этой связи учитель проводит сопоставление поведения двух русских князей — Александра Невского и Михаила Черниговского.  Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого.
            Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Материал учебника в основном акцентирует внимание учащихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у школьников нетерпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности и не может проявляться к их нарушениям. Для этого учитель акцентирует внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне 1812 г. необходимо показать, что даже в условиях наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Учитель знакомит учащихся с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления.

        Тема «Великая Отечественная война» показывает примеры героизма и самоотверженности представителей всех народов Советского Союза в борьбе с общим врагом. В рамках этой темы хорошо себя рекомендуют выдержки из т.н. плана «Ост», в частности, по отношению к славянскому населению. Ни в коем случае нельзя пройти мимо темы Холокоста  Особое внимание при изучении данной темы следует уделить вопросу о размещении эвакуированного населения. При объяснении этого материала внимание учащихся акцентируется на том, что эвакуация активно проходила в национальные районы, прежде всего в республики Средней Азии. Туда прибывали люди иной культурно-этнической ориентации, но местное население многое сделало для того, чтобы разместить эвакуированных, обеспечить им определенные условия для жизни и деятельности.

             В старших классах для формирования толерантной личности школьника  использую дискуссию. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирования собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. Такая форма урока позволяет обобщать, сравнивать, вести полемику, а значит, воспитывает умение слушать своего товарища, тактичность, доброжелательность.

Так, на уроке в 11 классе «Героизм и предательство в годы Великой Отечественной войны» возникла дискуссия о соотношении предательства и толерантности.  Где границы, за которыми политика компромиссов и толерантности переходят в разряд предательства национальных интересов? Почему в нашей стране до сих пор стыдливо умалчивается тема рождения у советских женщин детей от фашистских солдат? Кто-то из них был изнасилован, кто-то, спасая детей от голодной смерти, вынужден был пойти на это, а молодая девушка искренне полюбила. Как только эти территории были освобождены советскими войсками, женщины вместе с детьми были сосланы в лагеря… Можем ли мы осудить их?

 Сейчас созданы сообщества людей различных национальностей, рожденных в годы Второй Мировой войны на оккупированных территориях: французы, бельгийцы, норвежцы, чехи…И практически нет ни одного русского. … Почему? Мы менее толерантны, чем европейцы? Дикая Россия не доросла до ценностей Запада? Рассмотрение этого вопроса вызывало бурную полемику среди школьников.

Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни.  Результаты нашей работы скажутся не сразу. Однако   уверена, что наши ученики   из  стен школы выйдут  не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но это будут и самостоятельные люди, обладающие толерантностью как важнейшей компетенцией становления своей жизненной позиции

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы преподавания истории и обществознания с позиций межкультурного диалога »

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С ПОЗИЦИЙ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА

Кадомская Марина Петровна,

учитель истории и обществознания,

МБОУ Сосновской СОШ № 2


Проблема толерантности  на сегодняшний день является одной из самых актуальных  в России - стране  многонациональной и многоконфессиональной, в стране с множеством  проблем в  межкультурных отношениях.  Каждый день мы слышим с экранов телевизоров, читаем со страниц газет о случаях экстремизма, агрессивности, конфликтов и конфликтных ситуаций. К сожалению,  сегодня  все это проникает в школу и  затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.   Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности.  Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – таким должен быть значимый вклад школьного гуманитарного образования в развитие культуры.

В связи с этим стоит задача не только обучения, но и воспитания личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной действительности, готова к выполнению основных социальных функций, к общественно-преобразующей деятельности со сформированной гражданской позицией. Одной из важных целей школьного гуманитарного образования является воспитание в детях самобытной духовной культуры, национально-исторического патриотизма, понимания и уважения к культуре разных народов, иначе говоря, ценность толерантности является наиболее востребованной в обществе и в системе образования. Наиболее полно эти педагогические задачи решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов.

Эти предметы интегрируют социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему. История знакомит учащихся с  культурой и бытом других народов, непохожестью друг на друга их исторического пути, на конкретных примерах демонстрируя потенциал человеческой солидарности в решении мировых проблем. Подростки и молодые люди, которые только начинают осознавать свою гражданскую ответственность, именно из истории и обществознания получают фактически все знания о проявлениях любой нетерпимости, результатами которых стали насилие и страдания в таких масштабах, что стало препятствовать развитию культуры и общества всего мира. На уроках обществознания учащиеся получают возможность решать ситуативные задачи, в том числе, на основе анализа действительности и собственного социального опыта; овладеть навыками моделирования и прогнозирования, различных этико-правовых ситуаций; выражать гражданскую позицию по актуальным проблемам современности и др.

Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Учитель ведет учащихся по ступенькам формирования толерантного сознания. Главной причиной успеха этого движения будет постоянная и кропотливая работа в этом направлении. Отдельный урок по толерантности, как бы блестяще он не был проведен, не сможет сформировать толерантного сознания.

История – прекрасное средство для регулярной, систематической работы по внедрению в сознание и души идей терпимости к окружающим.
Формирование толерантности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает учителю благодатную возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели. В то же время неспособность и нежелание пойти на заключение компромисса в более позднее время привело к полной потере независимости греческих полисов и их подчинению Македонии.
Формирование чувства толерантности продолжается при изучении истории средних веков и новой истории. Курс истории средних веков дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция», события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи. Изучая тему «Великая французская буржуазная революция», хорошо видно, как под ножом гильотины погибли те, кто сам насаждал в обществе идеи ненависти к представителям других сословий, идеологических взглядов.

Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории. Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, учитель подчеркивает, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости.

При изучении темы «Образование государства Киевская Русь» учитель, говоря о призвании варягов, указывает на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Доказательством этого положения служат археологические исследования, проведенные в районе Новгорода и Ладоги, где сложился целый комплекс славяно-скандинавских, а также финно-угорских находок.
Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву. Мудрость княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя «погосты» и «уроки». Этот допуск привел к созданию более устойчивой системы взаимоотношений княжеской власти с крестьянами-общинниками и племенной верхушкой. Развитие темы находит свое продолжение на занятии, посвященном правлению Владимира Святого, Ярослава Мудрого. Говоря об усобице между сыновьями князя Владимира, преподаватель проводит мысль о том, что поступок князей Бориса и Глеба является – в какой-то мере – проявлением терпимости, которая стала потом «нормой жизни» среди Рюриковичей. Их пример стал основой поведения будущих поколений князей, которые, хотя и вели между собой войны, всё же воздерживались от политических убийств. Одной из причин такого самоограничения была, несомненно, боязнь сравнения с убийцей Бориса и Глеба – Святополком Окаянным.

Важное значение для формирования толерантного сознания имеет изучение темы «Русь под властью Золотой Орды». Подчеркивая ужасы монгольского нашествия и системы управления баскаков, учитель отмечает, что Русь сохранила себя как государство во многом благодаря политике толерантности, проводимой русскими князьями по отношению к монгольским захватчикам (и наоборот). Сохранение добрых отношений с монголами было (осознанно или бессознательно) объективно направлено на благо русского народа. Толерантная политика привела к сохранению русских земель, их населения. В этой связи учитель проводит сопоставление поведения двух русских князей — Александра Невского и Михаила Черниговского. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого.
Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Материал учебника в основном акцентирует внимание учащихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у школьников нетерпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности и не может проявляться к их нарушениям. Для этого учитель акцентирует внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне 1812 г. необходимо показать, что даже в условиях наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Учитель знакомит учащихся с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления.

Тема «Великая Отечественная война» показывает примеры героизма и самоотверженности представителей всех народов Советского Союза в борьбе с общим врагом. В рамках этой темы хорошо себя рекомендуют выдержки из т.н. плана «Ост», в частности, по отношению к славянскому населению. Ни в коем случае нельзя пройти мимо темы Холокоста Особое внимание при изучении данной темы следует уделить вопросу о размещении эвакуированного населения. При объяснении этого материала внимание учащихся акцентируется на том, что эвакуация активно проходила в национальные районы, прежде всего в республики Средней Азии. Туда прибывали люди иной культурно-этнической ориентации, но местное население многое сделало для того, чтобы разместить эвакуированных, обеспечить им определенные условия для жизни и деятельности.

В старших классах для формирования толерантной личности школьника использую дискуссию. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирования собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. Такая форма урока позволяет обобщать, сравнивать, вести полемику, а значит, воспитывает умение слушать своего товарища, тактичность, доброжелательность.

Так, на уроке в 11 классе «Героизм и предательство в годы Великой Отечественной войны» возникла дискуссия о соотношении предательства и толерантности. Где границы, за которыми политика компромиссов и толерантности переходят в разряд предательства национальных интересов? Почему в нашей стране до сих пор стыдливо умалчивается тема рождения у советских женщин детей от фашистских солдат? Кто-то из них был изнасилован, кто-то, спасая детей от голодной смерти, вынужден был пойти на это, а молодая девушка искренне полюбила. Как только эти территории были освобождены советскими войсками, женщины вместе с детьми были сосланы в лагеря… Можем ли мы осудить их?

Сейчас созданы сообщества людей различных национальностей, рожденных в годы Второй Мировой войны на оккупированных территориях: французы, бельгийцы, норвежцы, чехи…И практически нет ни одного русского. … Почему? Мы менее толерантны, чем европейцы? Дикая Россия не доросла до ценностей Запада? Рассмотрение этого вопроса вызывало бурную полемику среди школьников.

Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни. Результаты нашей работы скажутся не сразу. Однако   уверена, что наши ученики   из  стен школы выйдут  не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но это будут и самостоятельные люди, обладающие толерантностью как важнейшей компетенцией становления своей жизненной позиции


Информационные источники:

  1. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М., 2004.

  2. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2004.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

  4. his.1september.ru2002/11/2.htm

  5. Крутова И.В.. Формирование ценности толерантности на уроках истории и обществознания. Преподавание истории в школе № 4, 2009

  6. Место школьного обществознания в национальной (гражданской) идентификации учащихся.// Обществознание в школе. 1988. №4. С.29.

  7. Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005

  8. http://izhmmc.ru/joom/images/Docs/kopilka_sbornik_5.doc

  9. http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/formirovanie-tolerantnogo-soznaniya-obuchayushchihsya-10-11-klassov

  10. http://www.dv-reclama.ru/others/articles/tolerantnost/detail.php?ELEMENT_ID=24770

  11. http://www.informio.ru/publications/id12

  12. http://otvetis.ru/laboratornye/formirovanie-tolerantnoi-lichnosti-shkolnika-na-urokakh-istorii/





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблемы преподавания истории и обществознания с позиций межкультурного диалога

Автор: Кадомская Марина Петровна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141396


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства