kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что побуждает человека к деятельности?

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Урок обществознания в 10 классе 

УМК Боголюбов Л.Н Профильный уровень обучения.

Глава  III. Деятельность как способ существования людей 

Тема «Деятельность людей и её многообразие»

Урок 1 . Что побуждает человека к деятельности?

 

Цель урока: основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о деятельности как способе бытия человека и общества.                                                                                                                                                            Задачи урока :

 обучающая:  сформировать понятие «мотивы деятельности», охарактеризовать потребности, социальные установки, интересы, убеждения, дать представление о факторах общественного развития;                                                                         развивающая: совершенствовать умения работать с текстом учебника, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, связывать знания с опытом повседневной жизни.                                                                                                                                             воспитательная: способствовать самопознанию, развитию толерантности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ожидаемые результаты:

Знания:

- дать определение деятельность, мотив, потребность, интерес, убеждения;

- знать основные виды деятельности;

- иметь представление о структуре деятельности.

Умения и навыки:

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- работать с документами;

- работать самостоятельно;

- работать в группе;

- выступать публично;

- уметь отстаивать свое собственное мнение.

Отношения, ценности, внутренние установки:

- понять значение деятельности для жизни людей

 - выразить свое отношение к данной проблеме

Ресурсы:

- учебник «Обществознание» 10 класс

- презентация

- карточки

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что побуждает человека к деятельности? »

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – 10 класс.

Тема урока: Что побуждает человека к деятельности?

Цель и задачи урока: основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о деятельности как способе бытия человека и общества. обучающая: сформировать понятие «мотивы деятельности», охарактеризовать потребности, социальные установки, интересы, убеждения, дать представление о факторах общественного развития, о роли бессознательного, познакомить с классификацией действий М.Вебера, обосновать многофакторность человеческой деятельности. Развивающая: совершенствовать умения работать с текстом учебника, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, связывать знания с опытом повседневной. Воспитательная: способствовать самопознанию, развитию толерантности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: лабораторная работа.

Основные этапы урока: - постановка проблемного задания; - изучение нового материала (анализ текста учебника в группах, составление таблиц и схем, демонстрация результатов и обсуждение); - закрепление и первичный контроль усвоения; - домашнее задание.

Ход урока

  1. Постановка проблемного задания. Учитель: Перед вами карточка № 1. В ней даны несколько определений. Прочитав их, попробуйте сформулировать тему урока. Карточка № 1.

1.Процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности.

  1. Любая активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

  2. Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

  3. Работа, систематическое применение своих сил в какой-либо области.

  4. Форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта.

2. Изучение нового материала. Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности и что побуждает его к этой деятельности. Тема урока (слайд 1.)

Эпиграф:

«Без цели нет деятельности,

без интересов нет цели,

а без деятельности нет жизни»

В.Г. Белинский



  1. Что такое деятельность?

  2. Каковы её составляющие? (структура деятельности)

  3. Почему человек совершает деятельность? (мотивы деятельности)

Учитывая общие характеристики деятельности, приведённые в определениях, попробуйте самостоятельно записать обобщающее определение в тетрадь (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация). Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование.

Учитель: Чем, по-вашему, отличается деятельность человека от поведения животных? (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды). (слайд 2.).Обращение к эпиграфу.

Учитель: Из каких компонентов состоит структура деятельности?

Структура деятельности

мотив



цель

Средства достижения



Действия результат



Учитель. В структуре деятельности различаются её субъект и объект .

- Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).

- Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).

Дать определение: Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность; - то, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности.

Действия

Какие действия вам известны?

- целерациональные (на основе продуманной и поставленной цели),

- ценностно-рациональные (на основе мировоззренческих принципов),

- аффективные (под влиянием эмоционального состояния),

- традиционные (под влиянием привычки). Учитель: – Чем различается целерациональные и ценностно-рациональные действия? Приведите свои примеры каждого из видов действий.

Потребности - осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания жизнии развития личности. Работа с учебником ( в группах)

К каким группам потребностей относятся данные высказывания? Аристотель: «Все люди от природы стремятся к знанию».

Г.Белль: «Сон прекрасен тем, что уравнивает человека и животное».

Ю.Нагибин: «Если определить его главную устремленность – он всегда кому-то помогал…Помогать было его призванием»

Учитель: - Достаточно ли знания потребностей для понимания мотивов деятельности? Рассмотрение по тексту и заполнение таблицы « Мотивы деятельности».

Мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Мотивы деятельности ( работа с учебником и заполнение таблицы.)

3. Закрепление и первичный контроль усвоения; Заполнение пропусков в тексте:

«Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с ___________(1). Основное её содержание – изменение и _________(2) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на _________(3) продукта материальной или духовной культуры.

Деятельность всегда связана с определённой ___________(4), она и осуществляется ради её удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как ________(5), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, _________(6), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано один раз:

А) окружающий мир Б) приспособление

В) преобразование Г) результат

Д) производство Е) сознательность

Ж) потребление З) потребность

И) мотив

Задание 1 группе : прочитав текст, ответьте устно на вопросы.

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.

Вопросы:

  1. Каковы были цели помещика?

  2. Какие он выбрал средства для их достижения?

  3. Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?

Задание 2 группе Прочитав текст, ответьте устно на вопросы.

Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок... Потом покопался земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек ... разной провизии...»

  1. Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты?

  2. Из каких конкретных действий эта деятельность состояла? 3. Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?

Задание для всех.

Учитель младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей. Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Они сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали и с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов.

  1. Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников:

  2. определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты.

  3. Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?

Учитель: - Возвращаясь к эпиграфу урока что нового вы узнали сегодня на уроке? (субъектом своей жизнедеятельности человек становиться только в том случае, если он пытается осознать и, по возможности, регулировать мотивы собственной деятельности).

4. Домашнее задание. Учебник стр. 168-174 На основе известных факторов проанализировать мотивацию деятельность одного из исторических деятелей.





























Приложение



Мотивы деятельности

Мотивы

Сущность

Возможные примеры

Социальные установки

Общая ориентация на определенный социальный объект

Отношение к семье

Убеждения

Устойчивые взгляды на мир. Стремление воплотить их в жизнь

Живая природа – «продукт эволюции» или «все живое – результат творения»

Интересы

Стремление воздействовать на общественные условия, от которых зависит распределение благ.

Иметь землю в частной собственности

Идеалы

Образ совершенного общества

Общество всеобщего равенства



Виды действия

Действия

Сущность

Возможные примеры

Целерациональные

Ориентированность на рационально поставленную и продуманную цель

Выполнение трудовых и учебных задач.

Ценностно-рациональные

Следование своим убеждениям и нравственным ценностям.

Забота о престарелых

Аффективные

Обусловленность эмоциональным состоянием индивида

Ярость в бою

Традиционные

Основано на длительной привычке

Создание запасов продуктив











Тема урока: ______________________________________________



Самооценка учащегося

Оценка группы

Оценка учителя






Ваше мнение об уроке:___________________________________________________





Тема урока: ______________________________________________



Самооценка учащегося

Оценка группы

Оценка учителя






Ваше мнение об уроке:___________________________________________________







Тема урока: ______________________________________________



Самооценка учащегося

Оценка группы

Оценка учителя






Ваше мнение об уроке:___________________________________________________





Тема урока: ______________________________________________



Самооценка учащегося

Оценка группы

Оценка учителя






Ваше мнение об уроке:___________________________________________________



Карточка № 1.

1.Процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности.

2.Любая активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

3.Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

4. Работа, систематическое применение своих сил в какой-либо области.

5. Форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта.





Заполнение пропусков в тексте:

А. «Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с ___________(1). Основное её содержание – изменение и _________(2) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на _________(3) продукта материальной или духовной культуры.

Деятельность всегда связана с определённой ___________(4), она и осуществляется ради её удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как ________(5), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, _________(6), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано один раз:

А) окружающий мир Б) приспособление

В) преобразование Г) результат

Д) производство Е) сознательность

Ж) потребление З) потребность

И) мотив

1

2

3

4

5

6















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что побуждает человека к деятельности?

Автор: Базырева Эльза Николаевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#1262 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "презентация к уроку по теме "Что побуждает человека к деятельности" "
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-chto-pobuzhdaiet-chielovieka-k-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "141167"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418059990"
  }
}
object(ArrayObject)#1284 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "урок на тему "Экономика и её роль в жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-na-tiemu-ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "104044"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402660885"
  }
}
object(ArrayObject)#1262 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности". "
    ["seo_title"] => string(170) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-razvitiie-kommunikativnykh-navykov-dietiei-ranniegho-vozrasta-chieriez-orghanizatsiiu-raznoobraznykh-form-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "123918"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414599693"
  }
}
object(ArrayObject)#1284 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности: рефлексия опыта. "
    ["seo_title"] => string(107) "priobshchieniie-mladshikh-shkol-nikov-k-samostoiatiel-noi-chitatiel-skoi-dieiatiel-nosti-rieflieksiia-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "104646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402744229"
  }
}
object(ArrayObject)#1262 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Классный час по теме "Труд славит человека.""
    ["seo_title"] => string(47) "klassnyi_chas_po_tiemie_trud_slavit_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "467228"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1524397996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства