Глава III. Деятельность как способ существования людей
Тема «Деятельность людей и её многообразие»
Урок 1 . Что побуждает человека к деятельности?
Цель урока: основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о деятельности как способе бытия человека и общества. Задачи урока :
обучающая: сформировать понятие «мотивы деятельности», охарактеризовать потребности, социальные установки, интересы, убеждения, дать представление о факторах общественного развития; развивающая: совершенствовать умения работать с текстом учебника, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, связывать знания с опытом повседневной жизни. воспитательная: способствовать самопознанию, развитию толерантности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ожидаемые результаты:
Знания:
- дать определение деятельность, мотив, потребность, интерес, убеждения;
Просмотр содержимого документа
«Что побуждает человека к деятельности? »
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – 10 класс.
Тема урока: Что побуждает человека к деятельности?
Цель и задачи урока: основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о деятельности как способе бытия человека и общества. обучающая: сформировать понятие «мотивы деятельности», охарактеризовать потребности, социальные установки, интересы, убеждения, дать представление о факторах общественного развития, о роли бессознательного, познакомить с классификацией действий М.Вебера, обосновать многофакторность человеческой деятельности. Развивающая: совершенствовать умения работать с текстом учебника, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, связывать знания с опытом повседневной. Воспитательная: способствовать самопознанию, развитию толерантности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: лабораторная работа.
Основные этапы урока: - постановка проблемного задания; - изучение нового материала (анализ текста учебника в группах, составление таблиц и схем, демонстрация результатов и обсуждение); - закрепление и первичный контроль усвоения; - домашнее задание.
Ход урока
Постановка проблемного задания. Учитель: Перед вами карточка № 1. В ней даны несколько определений. Прочитав их, попробуйте сформулировать тему урока. Карточка № 1.
1.Процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности.
Любая активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.
Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Работа, систематическое применение своих сил в какой-либо области.
Форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта.
2. Изучение нового материала.Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности и что побуждает его к этой деятельности. Тема урока (слайд 1.)
Эпиграф:
«Без цели нет деятельности,
без интересов нет цели,
а без деятельности нет жизни»
В.Г. Белинский
Что такое деятельность?
Каковы её составляющие? (структура деятельности)
Почему человек совершает деятельность? (мотивы деятельности)
Учитывая общие характеристики деятельности, приведённые в определениях, попробуйте самостоятельно записать обобщающее определение в тетрадь (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация). Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование.
Учитель: Чем, по-вашему, отличается деятельность человека от поведения животных? (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды). (слайд 2.).Обращение к эпиграфу.
Учитель: Из каких компонентов состоит структура деятельности?
Структура деятельности
мотив
цель
Средства достижения
Действия результат
Учитель. В структуре деятельности различаются её субъект и объект .
- Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).
- Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).
Дать определение:Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность;- то, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности.
Действия
Какие действия вам известны?
- целерациональные (на основе продуманной и поставленной цели),
- ценностно-рациональные (на основе мировоззренческих принципов),
- аффективные (под влиянием эмоционального состояния),
- традиционные (под влиянием привычки). Учитель: – Чем различается целерациональные и ценностно-рациональные действия? Приведите свои примеры каждого из видов действий.
Потребности- осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания жизнии развития личности. Работа с учебником ( в группах)
К каким группам потребностей относятся данные высказывания?Аристотель: «Все люди от природы стремятся к знанию».
Г.Белль: «Сон прекрасен тем, что уравнивает человека и животное».
Ю.Нагибин: «Если определить его главную устремленность – он всегда кому-то помогал…Помогать было его призванием»
Учитель: -Достаточно ли знания потребностей для понимания мотивов деятельности? Рассмотрение по тексту и заполнение таблицы « Мотивы деятельности».
Мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Мотивы деятельности ( работа с учебником и заполнение таблицы.)
3. Закрепление и первичный контроль усвоения; Заполнение пропусков в тексте:
«Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с ___________(1). Основное её содержание – изменение и _________(2) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на _________(3) продукта материальной или духовной культуры.
Деятельность всегда связана с определённой ___________(4), она и осуществляется ради её удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как ________(5), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, _________(6), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано один раз:
А) окружающий мир Б) приспособление
В) преобразование Г) результат
Д) производство Е) сознательность
Ж) потребление З) потребность
И) мотив
Задание 1 группе : прочитав текст, ответьте устно на вопросы.
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.
Вопросы:
Каковы были цели помещика?
Какие он выбрал средства для их достижения?
Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?
Задание 2 группе Прочитав текст, ответьте устно на вопросы.
Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок... Потом покопался земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек ... разной провизии...»
Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты?
Из каких конкретных действий эта деятельность состояла? 3. Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?
Задание для всех.
Учитель младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей. Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Они сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали и с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов.
Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников:
определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты.
Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?
Учитель: - Возвращаясь к эпиграфу урока что нового вы узнали сегодня на уроке? (субъектом своей жизнедеятельности человек становиться только в том случае, если он пытается осознать и, по возможности, регулировать мотивы собственной деятельности).
4. Домашнее задание. Учебник стр. 168-174На основе известных факторов проанализировать мотивацию деятельность одного из исторических деятелей.
Приложение
Мотивы деятельности
Мотивы
Сущность
Возможные примеры
Социальные установки
Общая ориентация на определенный социальный объект
Отношение к семье
Убеждения
Устойчивые взгляды на мир. Стремление воплотить их в жизнь
Живая природа – «продукт эволюции» или «все живое – результат творения»
Интересы
Стремление воздействовать на общественные условия, от которых зависит распределение благ.
Иметь землю в частной собственности
Идеалы
Образ совершенного общества
Общество всеобщего равенства
Виды действия
Действия
Сущность
Возможные примеры
Целерациональные
Ориентированность на рационально поставленную и продуманную цель
Выполнение трудовых и учебных задач.
Ценностно-рациональные
Следование своим убеждениям и нравственным ценностям.
Ваше мнение об уроке:___________________________________________________
Карточка № 1.
1.Процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности.
2.Любая активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.
3.Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
4. Работа, систематическое применение своих сил в какой-либо области.
5. Форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта.
Заполнение пропусков в тексте:
А. «Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с ___________(1). Основное её содержание – изменение и _________(2) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на _________(3) продукта материальной или духовной культуры.
Деятельность всегда связана с определённой ___________(4), она и осуществляется ради её удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как ________(5), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, _________(6), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано один раз: