kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обществознания по теме: "Самопознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • показать учащимся еще одну сторону человеческого познания – самопознание;

  • рассмотреть возможные формы своего «Я»;

  • дать себе оценку и сопоставить ее с оценкой других о вас;

  • определить роль самоисповеди в сознании самого себя;

  • познакомиться с мнениями специалистов (психологов, социологов) по данной проблеме;

  • провести ряд исследовательских работ по определению Я-концепции.

 

Опережающее задание для урока: т.к. учащиеся познакомились с некоторыми вопросами из этой темы на уроках ОЖС, и уже выполняли некоторые задания по познанию самого себя, то им необходимо подготовить мини-отчеты о проделанной работе: 1. «Я-реальное, Я-идеальное»;

2. Провести упражнение на восприятие перед зеркалом (см. учебник, стр.97) и подготовить отчет.

Форма урока: урок – исследование.

Место проведения: школьная медиатека.

Использование ТСО: медиапроектор, компьютеры, CD диск «Обществознание 8-11 кл.»

Ход урока:

Во вступительном слове учитель знакомит учащихся с темой, задачами, формами работы на уроке.

В начале урока целесообразно вспомнить с ребятами некоторые моменты ранее изученного материала, это будет необходимо для осмысления новой темы.

  1. Что такое познание?

  2. Назовите основные виды познания?

  3. Что такое самопознание?

Далее приводятся несколько высказываний на предложенную тему, познакомившись с которыми, учащиеся должны высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

Часто приходится слышать: «Он еще не нашел себя». Но найти себя невозможно – себя можно только создать. Т. Сас

  • Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя. Ф. Вийон

  • Когда я не думаю о себе, я вообще не думаю. Ж. Ренар

  • Только неглубокие люди знают себя до самых глубин. О. Уайльд

Когда учащиеся поймут сложность изучаемой тематики, можно перейти к теоретическому изучению данной темы.

- Как складывается у человека образ его собственного «Я»?

(Через представление о собственной внешности). Можно предложить 2-3 желающим ученикам поделиться анализами своего эксперимента с зеркалом.

По итогам эксперимента необходимо сделать вывод о пользе данного задания в процессе самопознания. (Ученики должны понять, что нужно не только видеть свои недостатки, но и главное – научиться устранять их).

- Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми. Что скрывается за выражениями: «внешность обманчива», «у него все на лице написано»?

Учащиеся предлагают собственные варианты ответов.

Используя материалы электронного урока, рассмотреть четыре вида своего «Я»: Я- открытое, Я –скрытое, Я – слепое, Я – неизвестное.

Привести практические примеры.

"Я - слепое" -Вы не знаете, другие знают – то, что интересно другим.

Вам не очень ясно: привычки, манеры, защитные механизмы.

" Я - открытое" - Вы знаете, другие знают – знание о себе и других

" Я -скрытое" - Вы знаете, другие не знают – секреты, все что вы думаете, чувствуете, скрываете это в себе.

" Я - неизвестное" - Никто не знает, то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях; бессознательные мечты, комплексы, стилистический опыт.

Изучением структуры личности занимался американский психолог У. Джеймс

Составные элементы личности могут быть подразделены на три класса:

 1) физическую личность,

2) социальную личность,

3) духовную личность.

Физическая личность. В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент нашей физической личности. За телесной организацией следует одежда. Старая поговорка, что человеческая личность состоит из трех частей: души, тела и платья, – нечто большее, нежели простая шутка... Затем ближайшей частью нас самих является наше семейство, отец и мать, жена и дети... Далее следует наш домашний очаг... Наиболее тесно связаны с нами произведения нашего кровного труда.

Социальная личность. Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого пола делает из нас общественную личность. Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление... На практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит...

Духовная личность. Мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение в каждую конкретную минуту может стать объектом нашей мысли и вызывать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности. Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность.

Познакомившись с теорией У. Джеймса, учащиеся получают задания: (работают по 2-3 человека, материалы представлены на слайдах)

1. На основе предложенного фрагмента составьте структурную схему, отражающую представление автора о физической личности.

2. Какие элементы составляют физическую личность?

3. Какие свойства проявляются в характеристике социальной личности?

4. Как вы поняли мысль автора о том, что представляет собой духовная личность?

5. Как свойства личности, по вашему мнению, связаны между собой?

6. Докажите, что личность – комплексная характеристика человека.

7. Какие черты личности, названные автором фрагмента, связаны с деятельностью? В чем проявляется эта связь?

- Каждому человеку необходимо время от времени давать себе оценку. Самооценка – собственная оценка личностью своих способностей, достижений, поступков и т. п. Самооценка субъективна, в ее основе лежат не только ваши собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне. Учащиеся получили на дом задание провести свою самооценку, на уроке ее можно сопоставить с мнение других (одноклассников) о них (задание №2, стр.97).

- Из чего складывается самооценка человека? (мнения ребят)

- При объяснении этого вопроса, необходимо учесть психологический аспект проблемы: заниженная и завышенная самооценка, чем они опасны?

Можно выслушать мнения ребят, но обязательно прокомментировать и мнение психологов.

«Из-за заниженной самооценки у подростков - теряется вера в себя;

-формируется упадническое настроение; - отрицательное отношение к окружающим (учителям, родителям); -низкая мотивания на успех;

- повышенная чувствительность к критике; - нежелание признать свою вину».

- Важным средством познания себя является самоисповедь – отчет перед самим собой о том, что происходит с нами и в нас. Можно организовать беседу по вопросам, но перед началом беседы обратить внимание на высказывание старца Зосимы в романе М.Ф.Достоевского (см. стр. 95):

  • Приходилось ли вам отчитываться перед собой?

  • Почему это становится необходимо?

  • В какой форме вы проводите такие отчеты?

  • Какую пользу вы извлекаете после таких отчетов?

-Сложность самоисповеди согласно теории З.Фрейда учащиеся разбирают самостоятельно и делают соответствующие выводы (суть теории представлена на слайде или на стр. 96 учебника).

- В процессе самопознания у каждого человека формируется Я-концепция (или образ Я).

Я-концепция – устойчивая система представлений индивида о самом себе,

целостный образ собственного «Я». Для постижения Я необязательно проводить психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния:

- какие поступки дают вам удовлетворение, - какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

- Можно ли изучить самого себя в процессе таких видов деятельности как:

а) общение; б) игра; в) труд; г) познавательная деятельность?

Аргументируйте свое мнение.

Закрепление пройденного на уроке:

проводится в форме тестирования, учащиеся выполняют задания 1-5 (задания есть на диске «Обществознание. 8-11 кл.» в разработках к данному уроку). Закрепление в такой форме позволяет учащимся не только проверить свои знания, но и сразу увидеть недочеты и ошибки, поработать над их исправлением.

1. Закончите предложение. «Самопознание характеризуется…»

А. Пониманием другого

Б. Изучением окружающего мира во всем его многообразии

В. Формированием собственного образа

Г. Стремлением к объективной истине.

2. Закончите предложение. «Самопознание характеризуется способностью…»

А. Поставить себя на место другого

Б. Отнестись к себе объективно

В. Понимать близкого

Г. Проявлять любопытство.

3. Какой признак относится к понятию «самопознание»?

А. формирование знаний об окружающем мире

Б. формирование достоверных знаний о людях

В. формирование «Я-концепции»

Г. формирование законов мироздания

4. Верны ли данные суждения?

А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность своего «Я»

Б. Познавая себя, мы познаем мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе.

1. верно только А

2. верно только Б

3. оба суждения верны

4. оба суждения не верны

5. Установите соответствие между признаками и образами «Я».

А. Известное мне 1. Открытое «Я»

2. Скрытое «Я»

Б. Известно другим 3. Неизвестное «Я»

4. Слепое «Я»

Творческие задания (при недостатке времени на уроке могут быть заданы на дом)

  1. Если бы вы могли бы перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно это?

  2. Если бы вы могли на неделю поменяться местами с кем-либо, то кого бы выбрали, почему?

  3. Если бы вы в течение дня могли бы быть невидимкой, то как бы этим воспользовались?

  4. Если бы вы могли чудесным образом переместиться в любое место на Земле, или даже во Вселенной, или же в любую эпоху, то куда бы вы пожелали отправиться?

Рефлексия. В конце урока подводятся итоги по всем видам проделанной учащимися работы. Ребята делают самостоятельные выводы о полученных новых знаниях в познании самого себя, учитывают все рекомендации, полученные за урок не только от учителя, но и своих одноклассников, результаты исследования они заносят в свои личные «портфолио».

Домашнее задание: &12, ответить на вопросы 3,7.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания по теме: "Самопознание" »

Урок обществознания в 10 классе.

Тема: «САМОПОЗНАНИЕ».


Цель урока:

  • показать учащимся еще одну сторону человеческого познания – самопознание;

  • рассмотреть возможные формы своего «Я»;

  • дать себе оценку и сопоставить ее с оценкой других о вас;

  • определить роль самоисповеди в сознании самого себя;

  • познакомиться с мнениями специалистов (психологов, социологов) по данной проблеме;

  • провести ряд исследовательских работ по определению Я-концепции.


Опережающее задание для урока: т.к. учащиеся познакомились с некоторыми вопросами из этой темы на уроках ОЖС, и уже выполняли некоторые задания по познанию самого себя, то им необходимо подготовить мини-отчеты о проделанной работе: 1. «Я-реальное, Я-идеальное»;

2. Провести упражнение на восприятие перед зеркалом (см. учебник, стр.97) и подготовить отчет.


Форма урока: урок – исследование.


Место проведения: школьная медиатека.


Использование ТСО: медиапроектор, компьютеры, CD диск «Обществознание 8-11 кл.»


Ход урока:

Во вступительном слове учитель знакомит учащихся с темой, задачами, формами работы на уроке.

В начале урока целесообразно вспомнить с ребятами некоторые моменты ранее изученного материала, это будет необходимо для осмысления новой темы.

  1. Что такое познание?

  2. Назовите основные виды познания?

  3. Что такое самопознание?


Далее приводятся несколько высказываний на предложенную тему, познакомившись с которыми, учащиеся должны высказать свою точку зрения и аргументировать ее.




  • Часто приходится слышать: «Он еще не нашел себя». Но найти себя невозможно – себя можно только создать. Т. Сас


  • Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя. Ф. Вийон


  • Когда я не думаю о себе, я вообще не думаю. Ж. Ренар


  • Только неглубокие люди знают себя до самых глубин. О. Уайльд


Когда учащиеся поймут сложность изучаемой тематики, можно перейти к теоретическому изучению данной темы.


- Как складывается у человека образ его собственного «Я»?

(Через представление о собственной внешности). Можно предложить 2-3 желающим ученикам поделиться анализами своего эксперимента с зеркалом.

По итогам эксперимента необходимо сделать вывод о пользе данного задания в процессе самопознания. (Ученики должны понять, что нужно не только видеть свои недостатки, но и главное – научиться устранять их).

- Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми. Что скрывается за выражениями: «внешность обманчива», «у него все на лице написано»?

Учащиеся предлагают собственные варианты ответов.

Используя материалы электронного урока, рассмотреть четыре вида своего «Я»: Я- открытое, Я –скрытое, Я – слепое, Я – неизвестное.

Привести практические примеры.

Вы не знаете, другие знают – то, что интересно другим.

Вам не очень ясно: привычки, манеры, защитные механизмы.


Вы знаете, другие знают – знание о себе и других

Вы знаете, другие не знают – секреты, все что вы думаете, чувствуете, скрываете это в себе.

Никто не знает, то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях; бессознательные мечты, комплексы, стилистический опыт.


Изучением структуры личности занимался американский психолог

У. Джеймс

Составные элементы личности могут быть подразделены на три

класса: 1) физическую личность,

2) социальную личность,

3) духовную личность.

Физическая личность. В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент нашей физической личности. За телесной организацией следует одежда. Старая поговорка, что человеческая личность состоит из трех частей: души, тела и платья, – нечто большее, нежели простая шутка... Затем ближайшей частью нас самих является наше семейство, отец и мать, жена и дети... Далее следует наш домашний очаг... Наиболее тесно связаны с нами произведения нашего кровного труда.


Социальная личность. Признание в нас личности со стороны других

представителей человеческого пола делает из нас общественную личность. Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление... На практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит...

Духовная личность. Мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение в каждую конкретную минуту может стать объектом нашей мысли и вызывать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности. Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность.


Познакомившись с теорией У. Джеймса, учащиеся получают задания: (работают по 2-3 человека, материалы представлены на слайдах)


1. На основе предложенного фрагмента составьте структурную схему,

отражающую представление автора о физической личности.

2. Какие элементы составляют физическую личность?

3. Какие свойства проявляются в характеристике социальной личности?

4. Как вы поняли мысль автора о том, что представляет собой духовная личность?

5. Как свойства личности, по вашему мнению, связаны между собой?

6. Докажите, что личность – комплексная характеристика человека.

7. Какие черты личности, названные автором фрагмента, связаны с

деятельностью? В чем проявляется эта связь?


- Каждому человеку необходимо время от времени давать себе оценку. Самооценка – собственная оценка личностью своих способностей, достижений, поступков и т. п. Самооценка субъективна, в ее основе лежат не только ваши собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне. Учащиеся получили на дом задание провести свою самооценку, на уроке ее можно сопоставить с мнение других (одноклассников) о них (задание №2, стр.97).

- Из чего складывается самооценка человека? (мнения ребят)


- При объяснении этого вопроса, необходимо учесть психологический аспект проблемы: заниженная и завышенная самооценка, чем они опасны?

Можно выслушать мнения ребят, но обязательно прокомментировать и мнение психологов.

«Из-за заниженной самооценки у подростков - теряется вера в себя;

-формируется упадническое настроение; - отрицательное отношение к окружающим (учителям, родителям); -низкая мотивания на успех;

- повышенная чувствительность к критике; - нежелание признать свою вину».

- Важным средством познания себя является самоисповедь – отчет перед самим собой о том, что происходит с нами и в нас. Можно организовать беседу по вопросам, но перед началом беседы обратить внимание на высказывание старца Зосимы в романе М.Ф.Достоевского (см. стр. 95):


  • Приходилось ли вам отчитываться перед собой?

  • Почему это становится необходимо?

  • В какой форме вы проводите такие отчеты?

  • Какую пользу вы извлекаете после таких отчетов?


-Сложность самоисповеди согласно теории З.Фрейда учащиеся разбирают самостоятельно и делают соответствующие выводы (суть теории представлена на слайде или на стр. 96 учебника).


- В процессе самопознания у каждого человека формируется Я-концепция (или образ Я).

Я-концепция – устойчивая система представлений индивида о самом себе,

целостный образ собственного «Я». Для постижения Я необязательно проводить психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния:

- какие поступки дают вам удовлетворение, - какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

- Можно ли изучить самого себя в процессе таких видов деятельности как:

а) общение; б) игра; в) труд; г) познавательная деятельность?

Аргументируйте свое мнение.



Закрепление пройденного на уроке:

проводится в форме тестирования, учащиеся выполняют задания 1-5 (задания есть на диске «Обществознание. 8-11 кл.» в разработках к данному уроку). Закрепление в такой форме позволяет учащимся не только проверить свои знания, но и сразу увидеть недочеты и ошибки, поработать над их исправлением.




1. Закончите предложение. «Самопознание характеризуется…»

А. Пониманием другого

Б. Изучением окружающего мира во всем его многообразии

В. Формированием собственного образа

Г. Стремлением к объективной истине.

2. Закончите предложение. «Самопознание характеризуется способностью…»

А. Поставить себя на место другого

Б. Отнестись к себе объективно

В. Понимать близкого

Г. Проявлять любопытство.

3. Какой признак относится к понятию «самопознание»?

А. формирование знаний об окружающем мире

Б. формирование достоверных знаний о людях

В. формирование «Я-концепции»

Г. формирование законов мироздания

4. Верны ли данные суждения?

А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность своего «Я»

Б. Познавая себя, мы познаем мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе.

1. верно только А

2. верно только Б

3. оба суждения верны

4. оба суждения не верны


5. Установите соответствие между признаками и образами «Я».

А. Известное мне 1. Открытое «Я»

2. Скрытое «Я»

Б. Известно другим 3. Неизвестное «Я»

4. Слепое «Я»


Творческие задания (при недостатке времени на уроке могут быть заданы на дом)

  1. Если бы вы могли бы перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно это?

  2. Если бы вы могли на неделю поменяться местами с кем-либо, то кого бы выбрали, почему?

  3. Если бы вы в течение дня могли бы быть невидимкой, то как бы этим воспользовались?

  4. Если бы вы могли чудесным образом переместиться в любое место на Земле, или даже во Вселенной, или же в любую эпоху, то куда бы вы пожелали отправиться?

Рефлексия. В конце урока подводятся итоги по всем видам проделанной учащимися работы. Ребята делают самостоятельные выводы о полученных новых знаниях в познании самого себя, учитывают все рекомендации, полученные за урок не только от учителя, но и своих одноклассников, результаты исследования они заносят в свои личные «портфолио».


Домашнее задание: &12, ответить на вопросы 3,7.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока обществознания по теме: "Самопознание"

Автор: Нефедова Елена Марьяновна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 126923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Методическая разработка урока по теме  "Кислоты" для учащихся 8 класса "
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-kisloty-dlia-uchashchikhsia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "176289"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424381900"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по обществознанию на тему " Как человек познает мир" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-na-tiemu-kak-chieloviek-poznaiet-mir"
    ["file_id"] => string(6) "237082"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444230220"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Реализация межпредметной связи на уроках "Самопознания" "
    ["seo_title"] => string(63) "riealizatsiia-miezhpriedmietnoi-sviazi-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "158762"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421781081"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства