Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | – Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Надеюсь на вашу плодотворную работу и сотрудничество. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, присаживаются на свои места | Личностные: формировать ответственное отношение к учению |
2. Этап актуализации пробного действия. | Проверка домашнего задания: – Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей? – Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков? | Отвечают на вопросы учителя: -Все свое свободное время она отдавала самообразованию, она много читала. Она была умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким самолюбием. – В войне с Турцией они одержали блестящие победы. Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; владеют логическими действиями. |
3. Этап выявления места и причины затруднения. | – Как вы думаете, кто такой Наполеон Бонапарт? - А Михаил Илларионович Кутузов? | Учащиеся предполагают свои варианты. | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. | Вызываю к доске заранее подготовленных учеников. – Какое известное сражение произошло между русскими и французскими армиями? (Сопровождает рассказ показом на карте). | 1 ученик: Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. 2 ученик: Великий русский полководец. Главнокомандующий Русской армией. Его жизнь прошла в сражениях. Личная храбрость принесла ему не только множество наград. - Между Россией и Францией произошла «Бородинская битва». | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; |
5. Этап реализации построенного проекта. | Организует работу с учебником. - Откройте учебники на стр. 113–115 учебника, прочитайте отрывок «Бородинская битва». - Ответьте на вопрос: «Почему Кутузов принял решение оставить Москву врагу?» - Как вы думаете, почему война 1812 года называется Отечественной. Рассказ учителя: 2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней. Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии. За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 300 тысяч своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников. Наполеон понимал, что армия разлагается. Не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон покинул Москву. Из 600-тысячной французской армии домой вернулись лишь 30 тысяч солдат. Когда прибывшего во Францию Наполеона спросили про его армию, он сказал: «Армии больше нет!». | Работают с учебником, читают отрывок текста. - Надо было спасти армию. - С французами сражалась не только армия, но и весь народ. Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя. | Коммуникативные: умение строить речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. | Предлагает просмотреть видеофильм «Отечественная война 1812 года». – «Я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю ее». Кто автор этих слов? – Кто был назначен главнокомандующим русской армии? – Какое решение принял М. И. Кутузов после Бородинского сражения? | Смотрят фильм. Отвечают на вопросы. - Это слова Наполеона Бонапарта. - Михаил Илларионович Кутузов. - После Бородинского сражения М. Кутузов принял решение отступать, т. к. не было резервов для продолжения битвы | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | Организует работу с учебником. - Прочитать на с. 116–117 учебника статью «На войну с Наполеоном поднялся весь народ» и узнайте, как воевали народ и партизанские отряды против Наполеона. - Какие памятники построены героям войны 1812 года? Учитель демонстрирует фотографии памятника. | Работают с материалом учебника. - В конце XIX века в Москве в честь победы над Наполеоном был сооружен прекрасный храм Христа Спасителя. В Петербурге построен Казанский собор. Перед собором стоят два памятника: Кутузову и де Толли. А в самом Казанском соборе хранятся французские полковые знамена и находится гробница Кутузова. | Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. | Игра «Историческое домино». Заранее подготавливает 3 комплекта карточек: В Москве, Наполеон, Император Франции, 26 августа, Бородинское сражение, Главнокомандующий русской армией, Кутузов, 2 сентября, Пожар в Москве, 600 тыс. солдат, Французская армия, Казанский собор, в Санкт-Петербурге, 200 тыс. солдат, Русская армия, Храм Христа Спасителя. | Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек «Домино». В Москве | Наполеон | Император Франции | 26 августа | Бородинское сражение | Главнокоман-дующий русской армии | Кутузов | 2 сентября | Пожар в Москве | 600 тыс. солдат | Французская армия | Казанский собор | В Санкт-Петербурге | 200 тыс. солдат | Русская армия | Храм Христа Спасителя | | Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности. | Проводит обобщающую беседу по теме урока. Дает комментарий к д/з. | Принимают участие в обобщающей беседе, записывают домашнее задание. Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету. |