kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему:"Отечественная война 1812 года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме:

«Отечественная война 1812 года»

4 класс

УМК Л. В. Занкова

Клюева Валентина Николаевна,

учитель начальных классов

пгт. Клетня 2015 г.

Тема урока: « Отечественная война 1812 года».

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения.

2.Способствовать формированию чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.

3.Показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества.

4. Развивать познавательный интерес к родной истории, логическое мышление и связную речь учащихся;

5.Воспитывать чувство уважения к прошлому нашей страны, патриотизм,  национальную гордость.

Оборудование: портрет М. И. Кутузова, Наполеона, фотография Казанского собора В Санкт- Петербурге, учебники, подготовленные сообщения учащихся

Ход урока

I. Проверка усвоения предыдущей темы

Сообщения о А. В. Суворове, Ф. Ф. Ушакове подготовленные учащимися.

( 1-й ученик)

Суворов Александр Васильевич (1730-1800), граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), российский полководец, генералиссимус (1799). Родился в семье дворянина, его отец был генералом русской армии, строго следившим за воспитанием и обучением сына. Самым любимым предметом юного Суворова была военная история, при этом он владел семью языками. Действительную службу он начал в семнадцать лет капралом. С этого момента вся жизнь Суворова была подчинена военной службе. Обладая сравнительно слабым здоровьем, Суворов постоянно закалял себя физически. Участник Семилетней войны. Во время русско-турецких войн (1768- 1774 гг.,  1787-1791 гг.) одержал победы при Козлудже (1774), Кинбурне (1787), Фокшанах (1789), Рымнике (1789) и штурмом овладел крепостью Измаил (1790). Командовал войсками, подавляющими  Польское восстание 1794г. В 1799 г. провёл Итальянский и Шверцайский походы. Разбив французские войска на реках Адда и Треббия и при Нови; вышел из окружения, перейдя швейцарские Альпы. Создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Развил тактику колонн и рассыпного строя. Не проиграл ни одного сражения. Павлом I ему был пожалован самый высокий военный чин – генералиссимуса. Суворов умер по прибытии в Петербургт6 мая 1800 г. и был похоронен в Александро- Невской лавре. Более 50 лет своей жизни он посвятил военной деятельности, участвовал в семи войнах, не зная поражений, провёл 60 сражений, с его именем связаны самые блестящие страницы русского оружия. В XX веке был утверждён « Орден Суворова». Он бывает трёх степеней. Им награждаются только старшие офицеры за выдающиеся победы в войне.

( 2-й ученик)

Ушаков Фёдор Фёдорович (1745-1817), российский флотоводец, адмирал (1799), один из создателей черноморского флота и с 1790г. его командующий. Великий флотоводец не проиграл ни одного сражения. Матросы очень любили Ушакова и были готовы сражаться до последнего. Веря в своего командира. Ушаков знал не понаслышке о тяготах военной службе своих подчинённых, заботился о них, был всегда рядом с ними. Будучи капитаном водил суда по Чёрному и Средиземному морям. Но, как ни странно, первый свой орден получил не за бой. Ушаков получил свой первый орден за борьбу с чумой. В то время она поразила весь юг России. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Успешно провёл Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции (1798-1800). Адмирал учил вести прицельно стрельбу из пушек – это повышало эффективность боя. Недавно Фёдор Фёдорович Ушаков русской церковью был причислен к лику святых, так была оценена его заслуга перед Родиной. В XX веке был утверждён «Орден Ушакова». Он бывает двух степеней. Им награждаются только старшие морские офицеры за выдающиеся победы в войне.

II.Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке у нас новые имена и новые исторические личности.

-Послушайте отрывок из известного вам стихотворения.

Ученик читает:

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

-О каком историческом событии говорится в отрывке? В каком году это было? Сформулируйте тему и цели урока.

2.Практика под руководством учителя.

Беседа по вопросам учителя.

-Кто такой Наполеон Бонапарт?

-А Михаил Илларионович Кутузов?

-Как вы понимаете выражение «наполеоновские планы», которое можете часто слышать от взрослых?

-Что вы знаете об Отечественной войне русского народа 1812 года?

Работа с картой в учебнике.

-В начале XIX века полумиллионная армия Наполеона завоевала почти всю Европу.

-Какие страны были завоёваны, назовите их глядя на карту.

Рассказ о Наполеоне. Ученик делает сообщение (демонстрируется портрет Наполеона)

Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове, принадлежавшем Франции.  В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.  В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему захотелось завоевать весь мир. Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их к России.  «Я иду в Москву, и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр I на коленях будет просить у меня мира!» Переправившись через Неман, Наполеон отправил один отряд к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился на Москву. Император Александр I мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества.  

-Почему эта война называлась Отечественной?

-Кто принял командование русскими войсками?

III.Физкультминутка

Побежим скорее в лес, там послушаем рассказ.

Помахали мы крылами, покружились над полями.

А теперь мы стали львами, покачали головами,

Зарычали друг на друга, замолчали от испуга.

IV. Продолжение изучения нового материала.

-Ни одно событие из российской военной истории ( кроме Великой Отечественной ) не оставило в литературе такую живую и долгую память, как война с Наполеоном. 

М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Василий Жуковский, Сергей Алексеев и этот список можно ещё долго продолжать. Кстати, 2015 год объявлен годом литературы в России.

Рассказ о Кутузове Ученик делает сообщение (демонстрируется портрет Кутузова)

Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813), светлейший князь Смоленский (1812), русский полководец, генерал-фельдмаршал (1812). С тактикой и  искусством  Наполеона Кутузов был знаком на деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими тогда командовал Кутузов. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр и активен. Все с нетерпением ждали боя, но на следующий день был отдан приказ отступать

На расстоянии 100 вёрст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 29 августа он решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч. Покой и отдых длились недолго. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Так началась Бородинская битва.

-Какое значение для России имело Бородинское сражение?

Солдаты верили в Кутузова, ученика Суворова.  « Приехал Кутузов бить французов!»  - говорили солдаты.

Работа по учебнику. Самостоятельное чтение текста учащимися.

-Какое непростое решение принял Кутузов на совете в Филях?

-Почему он решил оставить Москву врагу?

Чтение отрывка из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин». (читает ученик)

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

-Что случилось с самим Наполеоном?

Работа с фотографией Казанского собора в Санкт-Петербурге.

-Имя Кутузова вписано золотыми буквами в книгу истории России. Потомки будут всегда помнить об этом человеке. В канун наполеоновского нашествия на Невском проспекте в Петербурге вырос Казанский собор. Он стал памятником Отечественной войне 1812 года. Отсюда из собора, после церковной службы в действующую армию М. И. Кутузов. В 1813 году здесь же и был погребён его прах. Перед зданием собора стоят два памятника: М. И. Кутузову и Барклаю-де-Толли.

В Санкт-Петербурге в одном из залов Эрмитажа есть Галерея героев Отечественной войны 1812 года. В ней собрано более трёхсот портретов.  Это не только галерея красивых произведений искусства великих художников, но и дань памяти героям той войны.

V.   Закрепление изученного материала

- Кто был у власти во Франции в 1812 году?

- О чём мечтал Наполеон?

- Почему русская армия  начала отступление?

- Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

- Где произошло решающее сражение?

- Почему Кутузов решил отступить?

- Почему Наполеон оставил Москву?

VI. Итог урока.

- Чем для вас был интересен урок?

- Какие чувства возникли у вас?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему:"Отечественная война 1812 года" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2









Урок по теме:

«Отечественная война 1812 года»

4 класс

УМК Л. В. Занкова


Клюева Валентина Николаевна,

учитель начальных классов


пгт. Клетня 2015 г.





















Тема урока: « Отечественная война 1812 года».

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения.

2.Способствовать формированию чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.

3.Показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества.

4. Развивать познавательный интерес к родной истории, логическое мышление и связную речь учащихся;

5.Воспитывать чувство уважения к прошлому нашей страны, патриотизм,  национальную гордость.


Оборудование: портрет М. И. Кутузова, Наполеона, фотография Казанского собора В Санкт- Петербурге, учебники, подготовленные сообщения учащихся


Ход урока

I. Проверка усвоения предыдущей темы

Сообщения о А. В. Суворове, Ф. Ф. Ушакове подготовленные учащимися.

( 1-й ученик)

Суворов Александр Васильевич (1730-1800), граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), российский полководец, генералиссимус (1799). Родился в семье дворянина, его отец был генералом русской армии, строго следившим за воспитанием и обучением сына. Самым любимым предметом юного Суворова была военная история, при этом он владел семью языками. Действительную службу он начал в семнадцать лет капралом. С этого момента вся жизнь Суворова была подчинена военной службе. Обладая сравнительно слабым здоровьем, Суворов постоянно закалял себя физически. Участник Семилетней войны. Во время русско-турецких войн (1768- 1774 гг., 1787-1791 гг.) одержал победы при Козлудже (1774), Кинбурне (1787), Фокшанах (1789), Рымнике (1789) и штурмом овладел крепостью Измаил (1790). Командовал войсками, подавляющими Польское восстание 1794г. В 1799 г. провёл Итальянский и Шверцайский походы. Разбив французские войска на реках Адда и Треббия и при Нови; вышел из окружения, перейдя швейцарские Альпы. Создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Развил тактику колонн и рассыпного строя. Не проиграл ни одного сражения. Павлом I ему был пожалован самый высокий военный чин – генералиссимуса. Суворов умер по прибытии в Петербургт6 мая 1800 г. и был похоронен в Александро- Невской лавре. Более 50 лет своей жизни он посвятил военной деятельности, участвовал в семи войнах, не зная поражений, провёл 60 сражений, с его именем связаны самые блестящие страницы русского оружия. В XX веке был утверждён « Орден Суворова». Он бывает трёх степеней. Им награждаются только старшие офицеры за выдающиеся победы в войне.

( 2-й ученик)

Ушаков Фёдор Фёдорович (1745-1817), российский флотоводец, адмирал (1799), один из создателей черноморского флота и с 1790г. его командующий. Великий флотоводец не проиграл ни одного сражения. Матросы очень любили Ушакова и были готовы сражаться до последнего. Веря в своего командира. Ушаков знал не понаслышке о тяготах военной службе своих подчинённых, заботился о них, был всегда рядом с ними. Будучи капитаном водил суда по Чёрному и Средиземному морям. Но, как ни странно, первый свой орден получил не за бой. Ушаков получил свой первый орден за борьбу с чумой. В то время она поразила весь юг России. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Успешно провёл Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции (1798-1800). Адмирал учил вести прицельно стрельбу из пушек – это повышало эффективность боя. Недавно Фёдор Фёдорович Ушаков русской церковью был причислен к лику святых, так была оценена его заслуга перед Родиной. В XX веке был утверждён «Орден Ушакова». Он бывает двух степеней. Им награждаются только старшие морские офицеры за выдающиеся победы в войне.


II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке у нас новые имена и новые исторические личности.

-Послушайте отрывок из известного вам стихотворения.

Ученик читает:

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

-О каком историческом событии говорится в отрывке? В каком году это было? Сформулируйте тему и цели урока.

2.Практика под руководством учителя.

Беседа по вопросам учителя.

-Кто такой Наполеон Бонапарт?

-А Михаил Илларионович Кутузов?

-Как вы понимаете выражение «наполеоновские планы», которое можете часто слышать от взрослых?

-Что вы знаете об Отечественной войне русского народа 1812 года?

Работа с картой в учебнике.

-В начале XIX века полумиллионная армия Наполеона завоевала почти всю Европу.

-Какие страны были завоёваны, назовите их глядя на карту.

Рассказ о Наполеоне. Ученик делает сообщение (демонстрируется портрет Наполеона)

Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове, принадлежавшем Франции. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему захотелось завоевать весь мир. Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их к России. «Я иду в Москву, и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр I на коленях будет просить у меня мира!» Переправившись через Неман, Наполеон отправил один отряд к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился на Москву. Император Александр I мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества.

-Почему эта война называлась Отечественной?

-Кто принял командование русскими войсками?

III.Физкультминутка

Побежим скорее в лес, там послушаем рассказ.

Помахали мы крылами, покружились над полями.

А теперь мы стали львами, покачали головами,

Зарычали друг на друга, замолчали от испуга.

IV. Продолжение изучения нового материала.

-Ни одно событие из российской военной истории ( кроме Великой Отечественной ) не оставило в литературе такую живую и долгую память, как война с Наполеоном. 

М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Василий Жуковский, Сергей Алексеев и этот список можно ещё долго продолжать. Кстати, 2015 год объявлен годом литературы в России.

Рассказ о Кутузове Ученик делает сообщение (демонстрируется портрет Кутузова)

Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813), светлейший князь Смоленский (1812), русский полководец, генерал-фельдмаршал (1812). С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими тогда командовал Кутузов. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр и активен. Все с нетерпением ждали боя, но на следующий день был отдан приказ отступать

На расстоянии 100 вёрст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 29 августа он решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч. Покой и отдых длились недолго. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Так началась Бородинская битва.


-Какое значение для России имело Бородинское сражение?

Солдаты верили в Кутузова, ученика Суворова. « Приехал Кутузов бить французов!» - говорили солдаты.

Работа по учебнику. Самостоятельное чтение текста учащимися.

-Какое непростое решение принял Кутузов на совете в Филях?

-Почему он решил оставить Москву врагу?

Чтение отрывка из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин». (читает ученик)

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.


-Что случилось с самим Наполеоном?

Работа с фотографией Казанского собора в Санкт-Петербурге.

-Имя Кутузова вписано золотыми буквами в книгу истории России. Потомки будут всегда помнить об этом человеке. В канун наполеоновского нашествия на Невском проспекте в Петербурге вырос Казанский собор. Он стал памятником Отечественной войне 1812 года. Отсюда из собора, после церковной службы в действующую армию М. И. Кутузов. В 1813 году здесь же и был погребён его прах. Перед зданием собора стоят два памятника: М. И. Кутузову и Барклаю-де-Толли.

В Санкт-Петербурге в одном из залов Эрмитажа есть Галерея героев Отечественной войны 1812 года. В ней собрано более трёхсот портретов. Это не только галерея красивых произведений искусства великих художников, но и дань памяти героям той войны.


V. Закрепление изученного материала

- Кто был у власти во Франции в 1812 году?

- О чём мечтал Наполеон?

- Почему русская армия начала отступление?

- Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

- Где произошло решающее сражение?

- Почему Кутузов решил отступить?

- Почему Наполеон оставил Москву?

VI. Итог урока.

- Чем для вас был интересен урок?

- Какие чувства возникли у вас?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему:"Отечественная война 1812 года"

Автор: Клюева Валентина Николаевна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239296


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства