kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Труд и трудовое право.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию "Труд и трудовое право" предназначен для детей с ОВЗ с легкой умственной отсталостью (9 класс),

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Труд и трудовое право.»

Труд и трудовое право.

Цель урока: сформировать представления у учащихся о роли труда в жизни человека и трудовой деятельности как права.

Образовательные задачи: сформировать представления у учащихся о роли труда в жизни человека, трудовой деятельности как права, источниках трудового права, дать определение понятию «труд», «трудовая деятельность», трудовое право.

Коррекционно- развивающие задачи: Формирование навыков связной речи. Совершенствование навыков работы обучающихся с различными источниками права (Конституция РФ (ст. 37, Всеобщая Декларация прав человека (ст. 23,Трудовой кодекс РФ (ст. 1)), художественным текстом (рассказ К.Д.Ушинского “Два плуга”), с пословицами. Продолжить формирование умений делать выводы с помощью учителя (практическое задание «Продолжи предложение»). Делать несложные выводы, опираясь на текст юридического документа. Формирование умения слушать друг друга, работать в группе.

Воспитательные задачи: воспитание у обучающихся уважения к труду, трудолюбия, формирование гражданской позиции через беседу, обращение к русским народным сказкам, чтение и обсуждение рассказа К.Д.Ушинского «Два плуга».

Основные понятия и термины: труд, трудовая деятельность, Трудовой Кодекс, работник, работодатель.

Оборудование: доска, иллюстрации к рассказу К.Д.Ушинского “Два плуга” (один плуг трудящийся, блестящий как серебро, а другой ленивый, весь ржавый), к сказкам с изображением трудолюбивых и ленивых героев, нормативно-правовые документы, раздаточный материал, пословицы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.  

Тип урока: сообщение новых знаний.



I. Орг. момент.

Приветствие, подготовка к уроку.

На доске вывешиваются иллюстрации, на которых изображены люди, занятые трудом.

Фронтальная беседа.

Учитель:

- Чем занимаются люди? Выслушиваются ответы детей.

- Что такое труд? (Используется техника «мозговой штурм»).

Высказывания детей записываются на доску. Примерные ответы учащихся: работа, занятие, деятельность человека, создает предметы, результат деятельности, усилие, направленное на достижение чего – либо, удовлетворяет свои потребности и др.

С помощью учителя учащиеся составляют определение к понятию «труд».

(Труд – это сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, ценностей.)

Работа с рассказом К.Д.Ушинского «Два плуга». Читает один из учащихся.

Учитель: Внимательно слушайте и подумайте, какое отношение имеет этот рассказ к теме урока.

Детям раздается текст с рассказом “Два плуга”.

Рассказ “Два плуга”.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Учитель:

- Какое отношение имеет этот рассказ к теме занятия?

- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому, что он трудился)

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Он потемнел и покрылся ржавчиной)

- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя)

- Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ? (Труд человека красит, а безделье его уродует. Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет).

- Вспомните пословицы, которые передают главную мысль рассказа.

Работа над пословицей:

ЛЕНЬ, ТРУД, А, ПОРТИТ, КОРМИТ



- Может ли прожить человек без труда?

- Зачем человеку трудиться? (дети высказывают свое мнение)

Учитель:

- Труд даёт нам возможность испытать радость, удовольствие. Некоторые из вас тоже испытали это чувство, радовались результату труда. Девочки, вспомните, что вы испытали, когда испекли первый в своей жизни пирог, пришили пуговицу? А вы, мальчики, когда вы сделали своими руками нужную вещь, помогли отцу что-то строить, чинить, смастерить? Вы испытали радость, гордость за своё умение, за себя.

— Люди не могут прожить жизнь без труда, без труда не было бы и жизни на земле. Труд был и будет основой жизни на земле. Труд помогает переносить все тяготы, невзгоды. Своим трудом человек делает свою жизнь лучше, землю – краше, Родину – богаче.



Давайте обобщим все, что мы сказали и выполним практическое задание. Каждый самостоятельно выполняет задание на карточке.

Задание. Продолжите предложения, используя слова для справок.

Слова для справок: товары, труд, развитию, здоровым, благосостояние, услуги, потребности.

Жизнь - это _______________. В процессе труда создаются разнообразные ________________, оказываются ___________________. Труд удовлетворяет ___________________человека в пище, одежде, жилье. От качества труда зависит____________________________ человека. Труд способствуют_____________________ человека. В труде человек накапливает___________, опыт, совершенствует умения и навыки. Труд помогает оставаться_____________, быть нужным обществу, развивает силу, выносливость.

Проверяется выполнение задания коллективно.

Учитель: Как называют людей, которые много и хорошо трудятся? (трудолюбивые)

Дети рассматривают, вывешенные на доске, где изображены трудолюбивые люди и лентяи.

- Назовите номера иллюстраций, где изображены трудолюбивые люди.



Неслучайно народ сложил много сказок, главными героями, которых являются трудолюбивые люди. Приведите примеры сказок. (Если дети затрудняются вывешиваются на доску иллюстрации к сказкам «Морозко», «Золушка», «Умница и ленивица» и др.).

Народ составил много пословиц о труде, это говорит о том, что трудолюбивый человек занимает высокое положение в обществе, его почитают, уважают, на него равняются и ставят в пример всем.

Учащиеся делятся на 3 группы. Раздаются карточки с заданием каждой группе. Задание. Подберите продолжение к началу каждой пословицы и соедините их стрелочками.

Пример:

  • Уменье и труд все перетрут.

  • Больше дела – меньше слов.

  • Без труда не выловишь рыбку из пруда.

  • Глазам страшно, а руки сделают.

  • Без дела слабеет сила.

  • Баловством хлеба не добудешь.

Затем зачитывает пословицы та группа, которая с заданием справилась быстрее. Объясняется смысл каждой пословицы.



Учитель: Очень часто, говоря о труде человека, используется понятие трудовая деятельность, работа.

Трудовая деятельность – любой вид деятельности, который осуществляется за определённое вознаграждение. Вознаграждение бывает материальным (деньги, товары, продукты) и нематериальным (например, доброе слово, благодарность в ответ за твой выполненную работу).

Трудовая деятельность выполняется за вознаграждение в соответствии с законодательством о труде.

Трудовое право - отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности между работником и работодателем.


Работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Трудовые правоотношения –отношения, в которые вступают работники и работодатели, урегулированные трудовым правом.


Теоретический материал раздается учащимся, который они наклеивают в тетрадь.


Учитель: Не регулируются нормами трудового права: индивидуальный труд(по собственному желанию); труд в семье; военная служба.


Теоретический материал раздается учащимся, который они наклеивают в тетрадь.

Источники трудового права:

  • Конституция РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Федеральные законы РФ

  • Указы Президента РФ

  • Постановления Правительства РФ

  • Локальные нормативные акты (акты изданные работодателем (приказ, распоряжение), распространяющиеся только на работников, состоящих в трудовых правоотношениях именно с этим работодателем)



Учитель просит дать ответ на вопрос учащихся:

- Право на труд - это право или обязанность?

Работа с документами, являющимися источниками права.

Учащиеся делятся на 3 группы. Раздаются карточки с заданием каждой группе. Каждая группа работает с источником и находит ответ на поставленный вопрос, подтверждая их словами из документа.

1 группа - Конституция РФ (ст. 37).

2 группа - Всеобщая Декларация прав человека (ст. 23).

3 группа - Трудовой кодекс РФ (ст. 1).

Статья 37 Конституции РФ

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.





Всеобщая Декларация прав человека Статья 23.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.



[Трудовой кодекс РФ] [Глава 1] [Статья 1]

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Учащиеся высказываются.

Записывают в тетрадь вывод:

Каждый гражданин России имеет право на труд.

Учитель: Это значит, что вы можете свободно выбирать профессию, место работы. От того, какую работу вы выберете, насколько хорошо вы будете ее выполнять будет зависеть ваше благосостояние, уровень жизни. Закон РФ защищает ваши трудовые права.


Выставление отметок за урок.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Труд и трудовое право.

Автор: Говорская Екатерина Юрьевна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Лекция по обществознанию по теме: "Трудовое право и трудовые правонарушения"."
    ["seo_title"] => string(88) "liektsiia-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-trudovoie-pravo-i-trudovyie-pravonarushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "317875"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460458403"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока на тему: Труд-право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних. "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-na-tiemu-trud-pravo-ili-obiazannost-trudovyie-prava-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "122679"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414327465"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Дидактические материалы к уроку обществознания для 9 класса  "Труд и трудовое право" "
    ["seo_title"] => string(92) "didaktichieskiie-matierialy-k-uroku-obshchiestvoznaniia-dlia-9-klassa-trud-i-trudovoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "102159"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402482462"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(23) "Труд и право "
    ["seo_title"] => string(12) "trud-i-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "186452"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426346670"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока  обществознания "Труд и трудовое право" ( 9 класс) "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-trud-i-trudovoie-pravo-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102139"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402481180"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства