kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обществознания "Труд и трудовое право" ( 9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок для учащихся 9 класса

по теме: «Труд и трудовое право»

Цели занятия:

Дидактические:

  • сформировать представления учащихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве;
  • познакомить учеников с основами трудового законодательства в России;
  • дать представление учениками о законодательной базе в этой сфере;
  • ознакомить с основами работы над документами.

 

Развивающие

  • способствовать формированию навыков самостоятельно изучать дополнительную информацию в различных источниках;
  • учить анализировать информацию, обобщать полученные сведения, делать выводы;
  • продолжить овладению учащимися знаний методов работы с правовой базой и умениями применять эти методы на практике;
  • продолжить формирование коммуникативных навыков работы в группе;
  • продолжить умение выступать перед аудиторией с представлением результатов своей работы.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду;
  • воспитывать умение слушать другого;
  • способствовать формированию у учащихся основ трудовой этики;
  • продолжить формировать положительный мотив учения;
  • формировать позитивную психологическую атмосферу в классе.

 Ожидаемые учебные результаты:

После этого занятия учащиеся могут (должны):

Иметь представление

- о роли труда в жизни человека, об основах законодательной базы РФ, регламентирующей трудовую деятельность

Знать:

-­ что такое труд, трудовое законодательство, ТК РФ, трудовой договор (контракт)

Уметь:

— объяснить, какую деятельность называют трудовой;
— назвать трудовые права граждан в соответствии с Конституцией РФ;
— объяснить правила составления резюме;
— объяснить правила поведения при собеседовании с работодателем;
— составить объявление в газету, резюме;
— приобрести навыки поведения при собеседовании с работодателем;
— выразить мнение о необходимости участия в трудовой деятельности, умении сделать профессиональный выбор, представить свои профессиональные способности на рынке труда.

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: защита проектов.

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ.

Подготовительный этап: класс делится на группы, которые в течение недели готовятся в по подготовленному учителем заранее веб – квесту к защите своих проектов

 

План  урока:

1.Организационный момент

2.Вводное слово учителя

3.Выступление групп

4.Комментирование учителя после каждого выступления

5.Закрепление

6.Подведение итогов

7.Задание на дом (с объяснением по ходу урока)

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания "Труд и трудовое право" ( 9 класс) »

Открытый урок для учащихся 9 класса

по теме: «Труд и трудовое право»

Цели занятия:

Дидактические:

  • сформировать представления учащихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве;

  • познакомить учеников с основами трудового законодательства в России;

  • дать представление учениками о законодательной базе в этой сфере;

  • ознакомить с основами работы над документами.


Развивающие

  • способствовать формированию навыков самостоятельно изучать дополнительную информацию в различных источниках;

  • учить анализировать информацию, обобщать полученные сведения, делать выводы;

  • продолжить овладению учащимися знаний методов работы с правовой базой и умениями применять эти методы на практике;

  • продолжить формирование коммуникативных навыков работы в группе;

  • продолжить умение выступать перед аудиторией с представлением результатов своей работы.


Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду;

  • воспитывать умение слушать другого;

  • способствовать формированию у учащихся основ трудовой этики;

  • продолжить формировать положительный мотив учения;

  • формировать позитивную психологическую атмосферу в классе.

Ожидаемые учебные результаты:

После этого занятия учащиеся могут (должны):

Иметь представление

- о роли труда в жизни человека, об основах законодательной базы РФ, регламентирующей трудовую деятельность

Знать:

-­ что такое труд, трудовое законодательство, ТК РФ, трудовой договор (контракт)

Уметь:

— объяснить, какую деятельность называют трудовой;
— назвать трудовые права граждан в соответствии с Конституцией РФ;
— объяснить правила составления резюме;
— объяснить правила поведения при собеседовании с работодателем;
— составить объявление в газету, резюме;
— приобрести навыки поведения при собеседовании с работодателем;
— выразить мнение о необходимости участия в трудовой деятельности, умении сделать профессиональный выбор, представить свои профессиональные способности на рынке труда.

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: защита проектов.

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ.


Подготовительный этап: класс делится на группы, которые в течение недели готовятся в по подготовленному учителем заранее веб – квесту к защите своих проектов


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Вводное слово учителя

  3. Выступление групп

  4. Комментирование учителя после каждого выступления

  5. Закрепление

  6. Подведение итогов

  7. Задание на дом (с объяснением по ходу урока)


Ход урока:


  1. Организационный момент

Настал новый урок. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.
Мы спокойны и добры, приветливы и доброжелательны.

Все в твоих руках”.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”. Поэтому все, кто сегодня волнуются, переживают, боятся: ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните все обиды, беспокойство, страх. Я желаю всем нам хорошего урока.



2. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию материала:

«Однажды прохожий увидел, как группа людей несет по дороге тяжелые камни. Подошел он к одному и спросил: «Что ты делаешь?».
— Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой. С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

— Деньги зарабатываю.
А третий на этот же вопрос ответил:
— Строю ХРАМ на радость себе и людям!»

Учитель.
— О чем эта притча?
— Как вы её понимаете?
— Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

Ответы учеников.

- Тема сегодняшнего урока «Труд и трудовое право». Как вы думаете, о чем на сегодняшнем уроке мы узнаем, чему научимся, чему научим друг друга?

Ответы учеников.

- Мы по ходу урока будем заполнять каждый свой буклет, и у всех он получится индивидуальный.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Что такое «труд»? Применим метод синквейна. Заполняем 1 страницу буклета:
ТРУД
свободный, добровольный, безопасный, оплачиваемый, полезный
(Учащиеся предлагают ассоциации со словом труд в форме двух или более имен прилагательных.)
обогащает, радует, обеспечивает, удовлетворяет само- реализует
(Учащиеся предлагают ассоциации со словом труд в форме двух или более глаголов.)
Только свободный труд может радовать, обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.
(Законченная мысль, умозаключение в виде предложения.)
СВОБОДА .

Учитель нескольких учеников просит прочитать.

- Спасибо!

У ч и т е л ь. В течение всей прошлой недели вы работали над веб - квестом «Труд и трудовое право», на уроке у вас есть возможность представить результаты своего труда перед нами. Оценивание вашей работы на уроке будет происходить по основным критериям: творческий подход к заданию и грамотность изложения.

Что же такое «труд», «работа»? Этой проблемой была озадачена первая наша группа. Пожалуйста, представьте на суд общественности результаты своего творческого поиска.

Выступление 1 группы: Организация выставки книг о труде, литературных произведений, воспевающих труд, тружениках, подбор высказываний великих о труде, пословиц о труде. Мини – викторина «А знаете ли вы? (По пословицам о труде)


Учитель: Спасибо, очень содержательно и интересно.


Учитель: Общественные отношения, возникающие при применении труда граждан нашего государства, призвано регулировать трудовое право России.
Трудовое право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.

Учащиеся записывают.
Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Трудовое законодательство довольно объемно.

  1. Конституция Российской Федерации

  2. Трудовой кодекс РФ - нормативный акт, специализированно и систематизировано регулирующий трудовые отношения.

  3. Отдельные законы о труде, например, закон РФ «О занятости населения РФ», данные законы посвящены детальному регулированию отдельных важных вопросов труда.

  4. Подзаконные нормативные акты (указы Президента, постановления правительства, инструкции министерств)

  5. Корпоративные (или внутриорганизационные) акты издаются на предприятиях, обязательны только для их работников и регулируют трудовые вопросы с учетом специфики конкретного предприятия.

Учащиеся заполняют пирамиду НПА.
Главный из них — Конституция РФ. Наша с вами задача проанализировать статью 37 Конституции РФ и дать характеристику праву на труд по методу «Один — вдвоем — вместе».

Работа в группах с текстами Конституций в буклетах.
Статья 37 Конституции Российской Федерации определяет основные принципы использования труда:
— труд в нашей стране свободен, это означает, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род занятий и профессию;
принудительный труд запрещен, и из этого правила нет никаких исключений;
— каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
— труд каждого должен быть соответствующим образом вознагражден; какие-либо ущемления, дискриминация людей (то есть разная оплата за равный труд) недопустимы; кроме того, труд должен быть оплачен не ниже минимального размера оплаты труда:
— каждый человек имеет право на защиту от безработицы;
— за каждым человеком признается право на трудовые споры. индивидуальные работника и администрации) и коллективные (трудового коллектива и администрации), включая право на забастовку;
— каждый имеет право на отдых.

Учитель: Так каким должен быть труд в РФ?

В результате обсуждения на доске составляется схема:

Труд должен быть:
— свободным,
— безопасным,

--добровольным,
— оплачиваемым.


Учитель: Выступление группы «Находящиеся в поиске» провести социологическое исследование по вопросу о том, какие профессии востребованы на рынке труда организациях и предприятиях РФ, каковы требования к соискателям. Это может быть анализ газет, реклам и вебсайтов, опрос. Результаты труда можно представить в виде презентации;

подготовить выпуск газеты «Работа», разместив разнообразные объявления в рубрике «Ищу работу» на основе памятки

составить несколько резюме (документ, в котором в краткой, но емкой форме изложены основные сведения о профессиональных умениях и навыках, трудовой биографии и личных данных кандидата); при составлении использовать памятку и практические советы;
— подготовить презентацию работы группы (представление резюме).

Учитель: Учитель: Спасибо, очень содержательно и интересно. Таким образом, в чем состоит задача сегодняшнего выпускника школы?

Ответы учащихся: В правильном выборе профессии


Учитель: Выступление группы «Почти нашедшие»:

Инсценировка «В кадровом агентстве».

В кадровое агентство вошел молодой человек в грязных ботинках и шортах. В руках у него была авоська с продуктами. Менеджер по персоналу выразительно посмотрел на часы, подумал: «Опоздал на 15 минут, и внешний вид еще тот...»
— Квартиру ремонтирую, не успел вовремя, — догадавшись по взгляду работника агентства, произнес посетитель.
— Какую работу подыскиваете?
— да я и сам не знаю.
— А что умеете?
— Чего только не пробовал, где только не работал!
— А какое у Вас образование?
— девять классов школы.
— Так у Вас основное среднее образование?
Что Вы?! Потом колледж закончил. Могу даже название дипломной работы сказать...
— Нет-нет, спасибо. А на какую зарплату Вы рассчитываете?
—Я не знаю. Ребята говорили, проси 1000 $.
— Извините, но мы не сможем Вам подыскать работу.
Уходя, молодой человек в недоумении пожал плечами: «Что же я сделал не так?»
Учитель:

Анализ увиденной ситуации:
1. Где произошло это событие?
2. С какой целью молодой человек пришел в агентство?
3. Чем закончилось собеседование?

Ответы учащихся

Выступление группы «Почти нашедшие»:
1. На основании памятки составили правила поведения на собеседовании при приеме на работу, оформив результаты труда в виде буклета, представить его.

Учитель:. Подготовить инсценировку «В кадровом агентстве», изменив ход событий таким образом, чтобы молодой человек был принят на работу-это было вторым заданием для группы, я предлагаю, воспользовавшись памяткой с ценными советами, инсценировку – этим мы займёмся на сл. уроке.

Запись в дневниках

Учитель:

-Мы представим, что на работу вас согласились принять. Какой документ должны подписать участники трудовых отношений?

Ответы учащихся: трудовой договор

Выступление группы «Специалисты». - изучили содержание Трудового кодекса РФ о заключении трудового договора, основных его положениях; результаты работы представить в виде презентации
— рассмотрели различные трудовые договоры, составленные между работником и работодателем (в этом вам могут помочь родители, знакомые взрослые);
— нашли ошибки в предложенном шутливом тексте трудового договора между хозяйством Попа и работником Балдой

Учитель: Группа «Специалисты» плодотворно поработала над своим заданием Но не нашла еще одну ошибку: домашнее задание - найти её

(Записывают в дневники)


Учитель: Сегодня среди нас находятся ребята, которые уже попробовали себя на трудовом поприще. И они хотели бы поделиться своими впечатлениями.

Выступление группы «Умудренные опытом»

(Показывают фильм о том как дети летом работали на благоустройство посёлка)

Учитель: Надеюсь для вас, ребята, труд стал не тяжелой обязанностью, не средством зарабатывания денег, а доставил удовольствие.



Закрепление.

Учитель:

- Что такое труд?

- Какие нормативные документы регулируют трудовые отношения?

- Что такое трудовой договор?

- Каким должен быть труд?

- Решение задачи: После окончания школы самая активная участница театрального кружка Маша Новикова попыталась поступить в театральный институт, но неудачно. Нигде не работая она дни напролёт сидела дома, читая книги и журналы, смотрела телевизор и слушала музыку. Родители пытались устроить её на работу почтальоном, секретарём в одну из контор поблизости, но она отказывалась, отвечая, что, согласно конституции труд в нашей стране свободен и доброволен. Кроме того, в России принудительный труд запрещен. Кто прав в данной ситуации: Маша или её родители?

- Ответы учащихся.

Запись д.з.: Используя ПОПС - технологию написать мини – сочинение «Труд – благо или тяжелая обязанность?»

Заключительное слово учителя:

Бытует легенда, что в голландских семьях, когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его руку и показывает на ладошках три извилинки. Буква «М» по-голландски означает «менш» - человек, а если перевернуть, то получается латинская «W», что означает «верк» - работа.

Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье найти в жизни свое назначение, свое призвание.

В рамках этого квеста мы с вами узнали о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве, которое регулирует отношения в процессе трудовой деятельности.

Оцените урок по следующим позициям.




Оцените урок по следующим позициям:


Позиция

Да

Нет

Не знаю

Было ли интересно на уроке?




Вы открыли для себя что-то новое?




Понравилось ли вам работать с документами?




Довольны ли вы результатами своей работы?




Были ли вы активны в процессе работы на уроке?




Сумели ли вы реализовать свои знания на уроке?




Был ли урок для вас содержательным?






Подведение итогов. Выставление отметок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока обществознания "Труд и трудовое право" ( 9 класс)

Автор: Арипова Инзия Кабировна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока обществознания по теме "Труд и трудовое право" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-trud-i-trudovoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "109020"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404044100"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Дидактические материалы к уроку обществознания для 9 класса  "Труд и трудовое право" "
    ["seo_title"] => string(92) "didaktichieskiie-matierialy-k-uroku-obshchiestvoznaniia-dlia-9-klassa-trud-i-trudovoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "102159"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402482462"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Труд и трудовое право."
    ["seo_title"] => string(22) "trud_i_trudovoie_pravo"
    ["file_id"] => string(6) "367241"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481190358"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства