формировать позитивную психологическую атмосферу в классе.
Ожидаемые учебные результаты:
После этого занятия учащиеся могут (должны):
Иметь представление
- о роли труда в жизни человека, об основах законодательной базы РФ, регламентирующей трудовую деятельность
Знать:
- что такое труд, трудовое законодательство, ТК РФ, трудовой договор (контракт)
Уметь:
— объяснить, какую деятельность называют трудовой;
— назвать трудовые права граждан в соответствии с Конституцией РФ;
— объяснить правила составления резюме;
— объяснить правила поведения при собеседовании с работодателем;
— составить объявление в газету, резюме;
— приобрести навыки поведения при собеседовании с работодателем;
— выразить мнение о необходимости участия в трудовой деятельности, умении сделать профессиональный выбор, представить свои профессиональные способности на рынке труда.
Тип урока: изучения нового материала
Форма урока: защита проектов.
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ.
Подготовительный этап: класс делится на группы, которые в течение недели готовятся в по подготовленному учителем заранее веб – квесту к защите своих проектов
План урока:
1.Организационный момент
2.Вводное слово учителя
3.Выступление групп
4.Комментирование учителя после каждого выступления
5.Закрепление
6.Подведение итогов
7.Задание на дом (с объяснением по ходу урока)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формировать позитивную психологическую атмосферу в классе.
Ожидаемые учебные результаты:
После этого занятия учащиеся могут (должны):
Иметь представление
- о роли труда в жизни человека, об основах законодательной базы РФ, регламентирующей трудовую деятельность
Знать:
- что такое труд, трудовое законодательство, ТК РФ, трудовой договор (контракт)
Уметь:
— объяснить, какую деятельность называют трудовой; — назвать трудовые права граждан в соответствии с Конституцией РФ; — объяснить правила составления резюме; — объяснить правила поведения при собеседовании с работодателем; — составить объявление в газету, резюме; — приобрести навыки поведения при собеседовании с работодателем; — выразить мнение о необходимости участия в трудовой деятельности, умении сделать профессиональный выбор, представить свои профессиональные способности на рынке труда.
Тип урока: изучения нового материала
Форма урока: защита проектов.
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ.
Подготовительный этап: класс делится на группы, которые в течение недели готовятся в по подготовленному учителем заранее веб – квесту к защите своих проектов
План урока:
Организационный момент
Вводное слово учителя
Выступление групп
Комментирование учителя после каждого выступления
Закрепление
Подведение итогов
Задание на дом (с объяснением по ходу урока)
Ход урока:
Организационный момент
Настал новый урок. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и доброжелательны.
“Все в твоих руках”.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”. Поэтому все, кто сегодня волнуются, переживают, боятся: ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните все обиды, беспокойство, страх. Я желаю всем нам хорошего урока.
2. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию материала:
«Однажды прохожий увидел, как группа людей несет по дороге тяжелые камни. Подошел он к одному и спросил: «Что ты делаешь?». — Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой. С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:
— Деньги зарабатываю. А третий на этот же вопрос ответил: — Строю ХРАМ на радость себе и людям!»
Учитель. — О чем эта притча? — Как вы её понимаете? — Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?
Ответы учеников.
- Тема сегодняшнего урока «Труд и трудовое право». Как вы думаете, о чем на сегодняшнем уроке мы узнаем, чему научимся, чему научим друг друга?
Ответы учеников.
- Мы по ходу урока будем заполнять каждый свой буклет, и у всех он получится индивидуальный.
4. Изучение нового материала.
Учитель: Что такое «труд»? Применим метод синквейна. Заполняем 1 страницу буклета: ТРУД свободный, добровольный, безопасный, оплачиваемый, полезный (Учащиеся предлагают ассоциации со словом труд в форме двух или более имен прилагательных.) обогащает, радует, обеспечивает, удовлетворяет само- реализует (Учащиеся предлагают ассоциации со словом труд в форме двух или более глаголов.) Только свободный труд может радовать, обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне. (Законченная мысль, умозаключение в виде предложения.) СВОБОДА .
Учитель нескольких учеников просит прочитать.
- Спасибо!
У ч и т е л ь. В течение всей прошлой недели вы работали над веб - квестом «Труд и трудовое право», на уроке у вас есть возможность представить результаты своего труда перед нами. Оценивание вашей работы на уроке будет происходить по основным критериям: творческий подход к заданию и грамотность изложения.
Что же такое «труд», «работа»? Этой проблемой была озадачена первая наша группа. Пожалуйста, представьте на суд общественности результаты своего творческого поиска.
Выступление 1 группы: Организация выставки книг о труде, литературных произведений, воспевающих труд, тружениках, подбор высказываний великих о труде, пословиц о труде. Мини – викторина «А знаете ли вы? (По пословицам о труде)
Учитель: Спасибо, очень содержательно и интересно.
Учитель: Общественные отношения, возникающие при применении труда граждан нашего государства, призвано регулировать трудовое право России. Трудовое право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.
Учащиеся записывают. Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Трудовое законодательство довольно объемно.
Конституция Российской Федерации
Трудовой кодекс РФ - нормативный акт, специализированно и систематизировано регулирующий трудовые отношения.
Отдельные законы о труде, например, закон РФ «О занятости населения РФ», данные законы посвящены детальному регулированию отдельных важных вопросов труда.
Корпоративные (или внутриорганизационные) акты издаются на предприятиях, обязательны только для их работников и регулируют трудовые вопросы с учетом специфики конкретного предприятия.
Учащиеся заполняют пирамиду НПА. Главный из них — Конституция РФ. Наша с вами задача проанализировать статью 37 Конституции РФ и дать характеристику праву на труд по методу «Один — вдвоем — вместе».
Работа в группах с текстами Конституций в буклетах. Статья 37 Конституции Российской Федерации определяет основные принципы использования труда: — труд в нашей стране свободен, это означает, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род занятий и профессию; — принудительный труд запрещен, и из этого правила нет никаких исключений; — каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; — труд каждого должен быть соответствующим образом вознагражден; какие-либо ущемления, дискриминация людей (то есть разная оплата за равный труд) недопустимы; кроме того, труд должен быть оплачен не ниже минимального размера оплаты труда: — каждый человек имеет право на защиту от безработицы; — за каждым человеком признается право на трудовые споры. индивидуальные работника и администрации) и коллективные (трудового коллектива и администрации), включая право на забастовку; — каждый имеет право на отдых.
Учитель: Так каким должен быть труд в РФ?
В результате обсуждения на доске составляется схема:
Труд должен быть: — свободным, — безопасным,
--добровольным, — оплачиваемым.
Учитель: Выступление группы «Находящиеся в поиске» — провести социологическое исследование по вопросу о том, какие профессии востребованы на рынке труда организациях и предприятиях РФ, каковы требования к соискателям. Это может быть анализ газет, реклам и вебсайтов, опрос. Результаты труда можно представить в виде презентации;
— подготовить выпуск газеты «Работа», разместив разнообразные объявления в рубрике «Ищу работу» на основе памятки
— составить несколько резюме (документ, в котором в краткой, но емкой форме изложены основные сведения о профессиональных умениях и навыках, трудовой биографии и личных данных кандидата); при составлении использовать памятку и практические советы; — подготовить презентацию работы группы (представление резюме).
Учитель:Учитель: Спасибо, очень содержательно и интересно. Таким образом, в чем состоит задача сегодняшнего выпускника школы?
Ответы учащихся: В правильном выборе профессии
Учитель: Выступление группы «Почти нашедшие»:
Инсценировка «В кадровом агентстве».
В кадровое агентство вошел молодой человек в грязных ботинках и шортах. В руках у него была авоська с продуктами. Менеджер по персоналу выразительно посмотрел на часы, подумал: «Опоздал на 15 минут, и внешний вид еще тот...» — Квартиру ремонтирую, не успел вовремя, — догадавшись по взгляду работника агентства, произнес посетитель. — Какую работу подыскиваете? — да я и сам не знаю. — А что умеете? — Чего только не пробовал, где только не работал! — А какое у Вас образование? — девять классов школы. — Так у Вас основное среднее образование? Что Вы?! Потом колледж закончил. Могу даже название дипломной работы сказать... — Нет-нет, спасибо. А на какую зарплату Вы рассчитываете? —Я не знаю. Ребята говорили, проси 1000 $. — Извините, но мы не сможем Вам подыскать работу. Уходя, молодой человек в недоумении пожал плечами: «Что же я сделал не так?» Учитель:
Анализ увиденной ситуации: 1. Где произошло это событие? 2. С какой целью молодой человек пришел в агентство? 3. Чем закончилось собеседование?
Ответы учащихся
Выступление группы «Почти нашедшие»: 1. На основании памятки составили правила поведения на собеседовании при приеме на работу, оформив результаты труда в виде буклета, представить его.
Учитель:. Подготовить инсценировку «В кадровом агентстве», изменив ход событий таким образом, чтобы молодой человек был принят на работу-это было вторым заданием для группы, я предлагаю, воспользовавшись памяткой с ценными советами, инсценировку – этим мы займёмся на сл. уроке.
Запись в дневниках
Учитель:
-Мы представим, что на работу вас согласились принять. Какой документ должны подписать участники трудовых отношений?
Ответы учащихся: трудовой договор
Выступление группы «Специалисты». - изучили содержание Трудового кодекса РФ о заключении трудового договора, основных его положениях; результаты работы представить в виде презентации — рассмотрели различные трудовые договоры, составленные между работником и работодателем (в этом вам могут помочь родители, знакомые взрослые); — нашли ошибки в предложенном шутливом тексте трудового договора между хозяйством Попа и работником Балдой
Учитель: Группа «Специалисты» плодотворно поработала над своим заданием Но не нашла еще одну ошибку: домашнее задание - найти её
(Записывают в дневники)
Учитель: Сегодня среди нас находятся ребята, которые уже попробовали себя на трудовом поприще. И они хотели бы поделиться своими впечатлениями.
Выступление группы «Умудренные опытом»
(Показывают фильм о том как дети летом работали на благоустройство посёлка)
Учитель: Надеюсь для вас, ребята, труд стал не тяжелой обязанностью, не средством зарабатывания денег, а доставил удовольствие.
Закрепление.
Учитель:
- Что такое труд?
- Какие нормативные документы регулируют трудовые отношения?
- Что такое трудовой договор?
- Каким должен быть труд?
- Решение задачи: После окончания школы самая активная участница театрального кружка Маша Новикова попыталась поступить в театральный институт, но неудачно. Нигде не работая она дни напролёт сидела дома, читая книги и журналы, смотрела телевизор и слушала музыку. Родители пытались устроить её на работу почтальоном, секретарём в одну из контор поблизости, но она отказывалась, отвечая, что, согласно конституции труд в нашей стране свободен и доброволен. Кроме того, в России принудительный труд запрещен. Кто прав в данной ситуации: Маша или её родители?
- Ответы учащихся.
Запись д.з.: Используя ПОПС - технологию написать мини – сочинение «Труд – благо или тяжелая обязанность?»
Заключительное слово учителя:
Бытует легенда, что в голландских семьях, когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его руку и показывает на ладошках три извилинки. Буква «М» по-голландски означает «менш» - человек, а если перевернуть, то получается латинская «W», что означает «верк» - работа.
Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье найти в жизни свое назначение, свое призвание.
В рамках этого квеста мы с вами узнали о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве, которое регулирует отношения в процессе трудовой деятельности.