Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Семья и семейные отношения"»
Класс: 5
Тема урока:Семья и семейные отношения
Тип урока:открытие нового знания
Цель: сформировать у обучающихся представление о семье как ячейке общества
Задачи:
Образовательные: Дать общее представление о семье, познакомить с понятиями темы. Формирование понимания учащимися роли семьи в обществе, осознание себя продолжателями традиций предков;
Развивающие: формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетенций, как:
учебно-познавательные:самостоятельный поиск и получение информации ; аналитические навыки (анализ информации); умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.
информационные:умение извлекать полезную информацию
Воспитательные:Способствовать проявлению эмпатии, положительных эмоций, способности воспринимать неравнодушно историю своей семьи и страны; Воспитание уважительного отношения к нравственным ценностям своей семьи, гордости и уважительного отношения к людям различных поколений.
Планируемые результаты:
Предметные УУД
-Определять функции семьи
-Характеризовать семейно-правовые отношения
-Формулировать определение семьи
- Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов:нуклеарная,двухпоколенная, многопоколенная семья, функции семьи.
Метапредметные УУД
- Познавательные - владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, систематизировать её и представлять в виде текста.
-Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности;
-Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
Личностные УУД - аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.
Используемые ресурсы:Обществознание 5 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова,Л.Ф. Ивановой. М.:Просвещение,2015. Выдержки из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Конвенции ООН о правам ребенка; раздаточный материал.
Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организация фронтальной работы с классом. На доске написаны слова (любовь, муж, жена, ребенок)
- Как Вы думаете, что их объединяет?
-Как Вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Строят предположения,
Формулируют тему урока
Взаимодействуют с учителем во время беседы, вступают в диалог с одноклассниками и учителем
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
3. Изучение нового материала
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы
Организует обсуждение
- Давайте попробуем ответить на вопрос Что такое семья?
Запись определение
Семья -малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью
Постановка проблемного вопроса
В конце урока мы постараемся ответить на вопрос
- Почему семья является одним из главнейших социальных институтов общества?
-На основании ваших высказываний, давайте выделим характерные признаки семьи.
Признаки:
Малая группа
Кровное родство
Брак
Совместное хозяйство
Взаимная ответственность.
- Что такое брак?
Запись определения
Брак (брачный союз) — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода».
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Отвечают на поставленные вопросы
Записывают определение
проявляют умение работать с информацией
Вступают в диалог с учителем и другими учащимися
высказывают собственное мнение; слушают друг друга
Определять проблему в деятельности, контролировать правильность ответов одноклассников
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонение от эталона, осуществлять взаимоконтроль
Контролируют правильность ответов
4.Самостоятельная работа
Самостоятельная работа с материалом, поиск и выбор нужной информации
Организует парную работу над составлением и анализом таблицы «Какую роль или какую функцию выполняют семьи?(стр.26)
-Какие функции выполняет семья?
Проанализируйте каждую функцию.
Организует устную проверку.
-Назовите виды семьи
(заполнение схемы) и приведите примеры
(Приложение №1)
Организует работу
с учебником, (стр. 28)
- Назовите источники семейного права. (Конституция, семейный кодекс)
Работа с выдержкой из Семейного кодекса РФ, Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка (Приложение №1)
(1вариант- права ребенка,
2вариант-обязанности ребенка)
Рассказ китайской притчи (Приложение №2)
Построение дома «Семьи»
(Карточки со словами Приложение №3)
Выполняют поставленное учителем задание,
Читают текст учебника, обрабатывают и выбирают нужную информацию
Воспринимают информацию
Излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждать фактами, выдвигать контраргументы в дискуссии
В ходе выступления одних учащихся, остальные контролируют правильность и полноту анализа.
5.Закрепление изученного материала
Проверить уровень усвоения знаний учащихся
Подводит обучающихся к проблемному вопросу
-почему семья является одним из главнейших социальных институтов общества?
Задание: оцените высказывания. Если высказывание верное (истинное) дети хлопают. Если высказывание неверное (ложное) молчат.
1.Семья в отличие от других малых социальных групп, характеризуется родственными отношениями.
2.Семья Ульяновых является родственной расширенной, она состоит из супругов и их детей.
3. Семья Ивановых является нуклеарной, у них трое детей и совместно с ними проживают дедушка с бабушкой.
4.Отношения в семье влияют на самочувствие и родителей и детей.
5.Семья, в которой один ребенок, называется неполной.
6.Дети могут влиять на психологический климат в семье.
7.Государство заботится о благополучии семьи.
8.Семья –важнейшая ценность, которая определяет благополучие не только человека, но всего государства.
Отвечают на вопросы, дают несколько определений
Вступают в диалог с учителем и другими учащимися
Контролируют правильность собственных ответов и одноклассников
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Составление синквейна - «Семья»
Существительное
Прилагательное прилагательное
Глагол глагол глагол
Фраза из четырех слов
Создают синквен, делятся своими впечатлениями от урока
Вступают в диалог с учителем и другими учащимися
Сравнивают ответы одноклассников, со своими впечатлениями
7.Домашнее задание
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
на гражданство;
иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
обязанности:
слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
•.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
С 6 лет добавляются права
совершать мелкие бытовые сделки;
обязанности:
получить основное общее образование (9 классов);
соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;
ответственность:
перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.
С 8 лет добавляются права:
• на участие в детском общественном объединении;
обязанности:
соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;
с 10 лет добавляются права:
давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;
ответственность:
с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.
С 14 лет добавляются права:
получить паспорт гражданина Российской Федерации;
самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
требовать отмены усыновления;
давать согласие на изменение своего гражданства;
работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
обязанности:
выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;
ответственность:
исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
возмещение причиненного вреда;
ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).
С 15 лет добавляются права:
работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
С 16 лет добавляются права:
вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
быть членом кооператива;
управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);
ответственность:
за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
за совершение всех видов преступлений.
С 17 лет добавляется обязанность:
встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).
В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.
Приложение №2.
Китайская притча: «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,
подумав, добавил: и МИРА тоже»
Приложение №3.
Начнем закладывать дом с кирпичиков, на которых вы напишите самые важные на ваш взгляд слова, которые характеризуют семью.
Помогут вам в этом слова, записанные на листочках и размещенные по классу: