kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта "Семья и семейные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Семья и семейные отношения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Семья и семейные отношения"»

Класс: 5

Тема урока: Семья и семейные отношения

Тип урока: открытие нового знания

Цель: сформировать у обучающихся представление о семье как ячейке общества

Задачи:

Образовательные: Дать общее представление о семье, познакомить с понятиями темы. Формирование понимания учащимися роли семьи в обществе, осознание себя продолжателями традиций предков;

Развивающие: формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетенций, как:

учебно-познавательные: самостоятельный поиск и получение информации ; аналитические навыки (анализ информации); умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

коммуникативные: выработать навыки публичного выступления;

информационные: умение извлекать полезную информацию

Воспитательные: Способствовать проявлению эмпатии, положительных эмоций, способности воспринимать неравнодушно историю своей семьи и страны; Воспитание уважительного отношения к нравственным ценностям своей семьи, гордости и уважительного отношения к людям различных поколений.

Планируемые результаты:

Предметные УУД

-Определять функции семьи

-Характеризовать семейно-правовые отношения

-Формулировать определение семьи

- Расширение понятийной  базы  за счет включения в нее новых элементов: нуклеарная, двухпоколенная, многопоколенная семья, функции семьи.

Метапредметные УУД

- Познавательные - владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, систематизировать её и представлять в виде текста.

-Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности;

-Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

Личностные УУД - аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

Используемые ресурсы: Обществознание 5 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова,Л.Ф. Ивановой. М.:Просвещение,2015. Выдержки из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Конвенции ООН о правам ребенка; раздаточный материал.






Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС



Основные этапы организации учебной деятельности





Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Начало урока






Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания (крестики/нулики)


Выбирают правильные/ложные утверждения




Контролируют правильность ответов

2.Актуализация опорных знаний

Самостоятельный поиск темы урока

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация фронтальной работы с классом.
На доске написаны слова (любовь, муж, жена, ребенок)

- Как Вы думаете, что их объединяет?

-Как Вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?


Строят предположения,

Формулируют тему урока



Взаимодействуют с учителем во время беседы, вступают в диалог с одноклассниками и учителем

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

3. Изучение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

Организует обсуждение

- Давайте попробуем ответить на вопрос Что такое семья?

Запись определение

Семья -малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью



Постановка проблемного вопроса

В конце урока мы постараемся ответить на вопрос

- Почему семья является одним из главнейших социальных институтов общества?




-На основании ваших высказываний, давайте выделим характерные признаки семьи.



Признаки:

Малая группа

  1. Кровное родство

  2. Брак

  3. Совместное хозяйство

  4. Взаимная ответственность.




- Что такое брак?


Запись определения

Брак (брачный союз)постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода».

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения



Отвечают на поставленные вопросы

Записывают определение





















проявляют умение работать с информацией

Вступают в диалог с учителем и другими учащимися

























высказывают собственное мнение; слушают друг друга


Определять проблему в деятельности, контролировать правильность ответов одноклассников



Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонение от эталона, осуществлять взаимоконтроль











Контролируют правильность ответов

4.Самостоятельная работа

Самостоятельная работа с материалом, поиск и выбор нужной информации

Организует парную работу над составлением и анализом таблицы «Какую роль или какую функцию выполняют семьи? (стр.26)


-Какие функции выполняет семья?

Проанализируйте каждую функцию.



Организует устную проверку.



-Назовите виды семьи

(заполнение схемы) и приведите примеры

(Приложение №1)

Организует работу

с учебником, (стр. 28)



- Назовите источники семейного права. (Конституция, семейный кодекс)



Работа с выдержкой из Семейного кодекса РФ, Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка (Приложение №1)

(1вариант- права ребенка,

2вариант-обязанности ребенка)



Рассказ китайской притчи (Приложение №2)

Построение дома «Семьи»

(Карточки со словами Приложение №3)

Выполняют поставленное учителем задание,

Читают текст учебника, обрабатывают и выбирают нужную информацию











































Воспринимают информацию

Излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждать фактами, выдвигать контраргументы в дискуссии


В ходе выступления одних учащихся, остальные контролируют правильность и полноту анализа.


5.Закрепление изученного материала

Проверить уровень усвоения знаний учащихся

Подводит обучающихся к проблемному вопросу

-почему семья является одним из главнейших социальных институтов общества?



Задание: оцените высказывания. Если высказывание верное (истинное) дети хлопают. Если высказывание неверное (ложное) молчат.

1.Семья в отличие от других малых социальных групп, характеризуется родственными отношениями.

2.Семья Ульяновых является родственной расширенной, она состоит из супругов и их детей.

3. Семья Ивановых является нуклеарной, у них трое детей и совместно с ними проживают дедушка с бабушкой.

4.Отношения в семье влияют на самочувствие и родителей и детей.

5.Семья, в которой один ребенок, называется неполной.

6.Дети могут влиять на психологический климат в семье.

7.Государство заботится о благополучии семьи.

8.Семья –важнейшая ценность, которая определяет благополучие не только человека, но всего государства.



Отвечают на вопросы, дают несколько определений


Вступают в диалог с учителем и другими учащимися


Контролируют правильность собственных ответов и одноклассников

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе


Составление синквейна - «Семья»


Существительное

Прилагательное  прилагательное

Глагол   глагол  глагол

Фраза из четырех слов


Создают синквен, делятся своими впечатлениями от урока

Вступают в диалог с учителем и другими учащимися


Сравнивают ответы одноклассников, со своими впечатлениями

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

  1. Параграф № 3 – читать и пересказывать.

  2. Вопросы и задания на стр. 32 – устно.

  3. Написать мини сочинение «Идеальная семья».


Воспринимают информацию, записывают домашнее задание

Вступают в диалог с учителем и другими учащимися



























Приложение.

Приложение №1.

С рождения ребенок имеет  права:

  • на имя;

  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);

  • на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);

  • на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

  • выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

  • на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

  • на гражданство;

  • иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);

  • на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

•.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

 

С 6 лет добавляются права

  • совершать мелкие бытовые сделки;


обязанности:

  • получить основное общее образование (9 классов);

  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;

ответственность:

  • перед преподавателями, администрацией учебного заведения;

  • за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства,  вплоть до  направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.

 

С 8 лет добавляются права:

• на участие в детском общественном объединении;


обязанности:

  • соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;


с 10 лет добавляются права:

  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

ответственность:

  • с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

 

С 14 лет добавляются права:

  • получить паспорт гражданина Российской Федерации;

  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

  • требовать отмены усыновления;

  • давать согласие на изменение своего гражданства;

  • работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;

  • заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;

  • самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

обязанности:

  • выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;

  • соблюдать устав школы, правила  молодежного общественного объединения;

ответственность:

  • исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;

  • самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

  • возмещение причиненного вреда;

  • ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

  • уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в  негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).

 

С 15 лет добавляются права:

  • работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

 

С 16 лет добавляются права:

  • вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в  брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);

  • работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;

  • быть членом кооператива;

  • управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;

  • быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);

ответственность:

  • за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;

  • за совершение всех видов преступлений.

 

С 17  лет добавляется обязанность:

  • встать на воинский учет (пройти комиссию  и получить приписное свидетельство).

 

 

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность. 































Приложение №2.

Китайская притча:
«Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,

подумав, добавил: и МИРА тоже»

























Приложение №3.

Начнем закладывать дом с кирпичиков, на которых вы напишите самые важные на ваш взгляд слова, которые характеризуют семью.






Помогут вам в этом слова, записанные на листочках и размещенные по классу:

Традиции

  • Сотрудничество

  • Дружба

  • Труд

  • Здоровье

  • Красота

  • Понимание

  • Уважение

  • Любовь

  • Счастье




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта "Семья и семейные отношения"

Автор: Борисова Валерия Игоревна

Дата: 14.05.2023

Номер свидетельства: 631483

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Семейное правоотношение "
    ["seo_title"] => string(29) "siemieinoie-pravootnoshieniie"
    ["file_id"] => string(6) "197628"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428262783"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План и технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе Ненецкая сказка "Кукушка". "
    ["seo_title"] => string(110) "plan-i-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-vo-2-klassie-nienietskaia-skazka-kukushka"
    ["file_id"] => string(6) "126752"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415209588"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по обществознанию 5 класс "Семья и семейные отношения" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-po-obshchiestvoznaniiu-5-klass-siem-ia-i-siemieinyie-otnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "165012"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422726432"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс. Тема "Моя семья""
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapookruzhaiushchiemumiru1klasstiemamoiasiemia"
    ["file_id"] => string(6) "282122"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453648336"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта по окружающему миру  2 класс "Бюджет семьи""
    ["seo_title"] => string(78) "tiekhnologhichieskaia-karta-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "324151"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462363763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства