Урок обществознания по теме «Семья и семейные отношения» 5 класс ФГОФ
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: совершенствование навыков смыслового чтения у учащихся через изучение темы «Семья».
Планируемые результаты:
Предметные: научиться создавать целостное представление о семье; понимать ключевые понятия семья, поколение; понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; применять эти социальные и нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении.
Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к своим родным и близким.
Оборудование: учебник: Обществознание. 5класс. Л.Н. Боголюбов
Презентация
Раздаточный материал
Технологическая карта урока
1этап урока - Организационный
Деятельность учителя: подготовка учащихся к работе на уроке.
Деятельность учащихся: проверяют готовность к уроку.
2 этап урока - Актуализация знаний
Содержание: Обеспечение мотивации учащихся.
Деятельность учителя: Актуализация опорных знаний.
Слайд 1.
Вопросы классу:
- Посмотрите на иллюстрации презентации и учебника стр.26-27.Скажите, о чём мы сегодня будем с вами говорить на уроке?
- Что такое семья?
- Чем все семьи похожи?
- Что отличает одну семью от других?
Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя, рассматривают иллюстрации презентации и учебника стр.26-27.
3 этап урока: Постановка проблемной задачи и целей урока
Содержание: Постановка проблемной задачи и целей урока
Слайд 2.
«Странная у меня семья: папа разговаривает со своей машиной, мама с цветами, сестра с кошками, я одна нормальная – с компьютером и телефоном».
Деятельность учителя: Вопрос классу: Прочитайте высказывание девочки и определите, счастливая ли у неё семья или нет? Объясните свою точку зрения.
Деятельность учащихся: Отвечают на вопрос учителя. В ходе дискуссии ставится проблема: какую семью можно считать счастливой. Ставят цели урока.
4 этап урока - Изучение нового материала
Содержание: Организация деятельности, направленной на восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий
Деятельность учителя: Вводит понятия семья, поколение, нуклеарная и многопоколенная семья, полная и неполная семья. Слайд 3, 4,5. Контролирует работу групп.
Учитель представляет признаки здоровой (счастливой) семьи, по мнению психологов.
Слайд 6.
Деятельность учащихся: Работа в группах:
- Изучают цитаты известных людей о семье и отвечают на вопрос: что подразумевают под счастливой семьёй известные люди.
- Изучают русские пословицы о семье и отвечают на вопрос: какая семья считалась счастливой у наших предков.
- Изучают функции семьи и
отвечают на вопрос: какую семью можно считать счастливой.
Деятельность учителя: Заслушиваем выступления учащихся. Каждая группа представляет свой проект счастливой семьи и прикрепляет его к доске.
Деятельность учащихся: Сравнивают свои проекты с мнением психологов.
5 этап урока - Первичное закрепление знаний
Содержание: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала
Деятельность учителя:
Слайд 7. Помогает учащимся заполнить схему.
Деятельность учащихся: Оформляют схему «Семья» в тетради.
6 этап урока -Закрепление знаний и способов действий
Содержание: Организация деятельности, направленной на усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.
Деятельность учителя: Предлагает прочитать выдержки из «Домостроя».
Вопрос классу:
Какие права ребёнка нарушались в 16 веке?
Какие права человека нарушались в 16 веке?
Можно ли российские семьи 16 в. считать счастливыми?
Читают выдержки из «Домостроя».
Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы.
7 этап урока: Контроль и самопроверка знаний
Содержание: Организация деятельности, направленной на выявление уровня овладения знаниями и способами действий
Деятельность учителя: Предлагает решить тест по теме.
Деятельность учащихся: Решают тест с взаимопроверкой. Оценивают свою работу на уроке.
8 этап - Рефлексия
Содержание: Организация рефлексивной деятельности учащихся
Деятельность учителя: Вопросы классу.
Деятельность учащихся: Осуществляют рефлексивную деятельность.
9 этап урока - Домашнее задание
Написать эссе на тему: Какие традиции нужно ввести в российских семьях и почему?