kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семейное правоотношение

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                        ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема урока: «Семейное право и семейное правоотношение»

Тип урока: комбинированный

1

2

Тема

Семейное право

Цель

дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей обучащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали.

Задачи

Образовательные:  актуализировать известные обучащимся знания по семейному праву; дать более глубокие и осмысленные знания  о семейном праве;  личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; ; довести до обучащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

Развивающие: продолжить формирование умений обучащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе ; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;

Воспитательные: сформировать представление о личности и социальной ценности семьи, важности  законодательного регулирования семейных отношений. формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям. создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Сформировать у обучащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе.

УУД

Личностные:

1.Самостоятельно выявлять правовой прецедент, давать оценку заданной ситуации.

2.Обосновывать собственное мнение.

Регулятивные:

1. Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные:

1.уметь вести дискуссию, диалог.

2.сотрудничество в учебной деятельности.

3.выражать и обосновывать свое мнение.

Познавательные:

1. Находить достоверную информацию из разных источников.

2. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактическую информацию.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Анализировать, обобщать, делать выводы

Основные понятия

 семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов.

Межпредметные связи

Право, литература, история.

Ресурсы

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.

1. Семейный Кодекс РФ.

2.                                               , 11 класс. – М, Просвещение.

3. Дидактический материал к уроку право, 11 класс.- М., Баласс.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.social.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

Дополнительные Интернет-ресурсы

http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

Форма урока

Комбинированный урок

Технология

Проблемно – дискуссионная.

Оборудование

Компьютер, проектор, раздаточный материал.

                                                        Ход    урока

1.Организационная часть урока 2мин

                                                        *приветствие

 *проверка посещаемости

                                                        *создание проблемной ситуации

 2.Актуализация знаний 8мин

          *проверка домашнего задания

                                                        *опрос

3. Изучение и усвоение нового материала 15мин

                                                           План урока.

  1. Проблема урока: определить роль права в регулировании семейно – брачных отношений.
  2.  Поиск решения: самостоятельные выводы на поставленные задачи, опираясь на  знания, Семейный Кодекс  РФ, Конституцию РФ
  3. Примерные выводы по проблеме:

- семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела                                                       семьи;

- в семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения се­мейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотре­нию распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

-  Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ

-  Семья находится под защитой государства, так же как и материнство, отцовство и детство.

 

 

 

 

 

  1.  Обязательный минимум содержания: семья, брак,  условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов.

 

 

4. Закрепление пройденного материала 10 мин.

*работа по группам

*опрос

*решение задач

5.Рефлексия

6 Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Технологическая карта урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Вступительное слово.  Фильм-притча.

На всём протяжении  существования человечество сформировало ряд ценностей, значение которых очень велико.

 Назовите общечеловеческие ценности (здоровье, образование, традиции и обычаи, вера, семья и т.д.).   Семье, семейным отношениям еще в Древней Руси придавали большое значение. Семья являлась всегда миниатюрным государством со своим главой и собственной публичной властью. Например, в своем «Поучении детям» Владимир Мономах говорил о воспитательных функциях семьи. На протяжении всей истории государства общество постоянно обращало внимание на развитие брачно-семейных отношений. И.Резник в своем Гимне семье сказал:

 Семья – любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья – опора государства,

Страны моей, моей России.

Фиксируем 1-й факт: семья –это маленькое государство

Обобщая ответы учеников, фиксируем учебную проблему:

Почему семья признаётся основной ценностью человечества?  

Ученики высказывают различные мнения, которые сводятся к тому, что семья –это основная единица общества, каждый член которой  имеет  не только права, но и ряд существенных обязанностей перед обществом и государством.

Ученики делают вывод

Результаты соцопроса, выявление проблемы.

–Нас удивило, что основная масса людей страдает правовой безграмотностью.

Высказывают свои варианты учебной проблемы.

Фиксируют главные вопросы: что семья дает человеку, что семья дает государству, функции семьи.

II. Версии.

Изобразите в рабочих листах вашу версию слова «семья».

Предполагаемые версии:

Родство, общее хозяйство, дети, брак, права и обязанности.

 Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Записывают ответы в рабочий лист.

III. Актуализация знаний.

Просмотр содержимого документа
«Семейное правоотношение »


Тема урока: Семейное право

Цели урока.

Образовательная:

  • способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.

Развивающая:

  • продолжить развивать логическое мышление,

  • умения анализировать и обобщать изучаемый материал,

  • вести, аргументировано доказывать собственную точку,

  • работать с правовыми документами.

Воспитательная:

  • способствовать формированию отношения к семье;

  • способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер и проектор; учебник «Обществознание»
Л.Н.Боголюбова, 9 класс; Семейный кодекс РФ,  раздаточный материал (карточки). 

Формы работы: работа в группах, с документами, с учебником, применение ИКТ, творческое задание.

Основные понятия: семья, брак, брачный договор.

                                                        План: 
     1. Потребность человека в семье.

     2.что такое семейное право?

     3. Что такое брак? 
     4. Порядок и условия заключения брака. 
     5. Права и обязанности супругов. 
     6. Права и обязанности  родителей и детей.

 

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: 
-  Здравствуйте ребята! Сегодня мы познакомимся с Семейным правом.

1. Мотивационный аспект.

- Как это прекрасно, чувствовать каждый день любовь, заботу родных и близких людей! Как здорово осознавать, что ты кому-то нужен!

Так давайте же дарить друг другу каждую минуту внимание, доброту, ласку.

Эпиграфом нашего урока являются слова:

“Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддерживал другого”. Сенека

Семья как общественный институт важна для государства. Крепка семья - крепка держава.

2. Сообщение темы, цели урока.

II. Изучение новой темы

1) Что такое семья?

Слайд 2    

  • Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве,  характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.

3. Мозговой штурм.

Ребята работают в группах и заполняют таблицу.

 

 

1-я группа

Что даёт семья человеку?

2-я группа

Что объединяет членов семьи?

1-я группа

Что семья даёт государству?

2-я группа

Назовите членов семьи

защиту

родство

граждан

супруги

взаимопонимание

общее хозяйство

работников

родители и дети, приёмные родители

покой

дети

налогоплательщиков

бабушки и дедушки

продолжение рода

традиции

учёных

отчим, мачеха

уважение

права и обязанности

изобретателей

пасынки, падчерицы

тепло

 

защитников Отечества

родные братья и сёстры

 2. Что такое семейное право

Слайд 3 Что такое семейное право ?

Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание

 Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно. 
С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введение в ХIв, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.
Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.
С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев. 

С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.
После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства:  декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака  в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов. 
Декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в введение местных судов. 
Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Слайд 3

Слайд4-5 цели и основные принципы семейного права

3. Что такое брак.

. С чего начинается семья?  Семья начинается с заключения брака, т.е. с государственной официальной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Слайд 4

       - А что такое брак? 
     Слово брак произошло от древнерусского слова «братичи», что в переводе 
означает отбирать, выбирать лучшее. 
(

Слайд 5-:

Брак - Юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности

 (запись в тетрадь)

4. Сейчас мы поработаем с некоторыми  статьями Семейного кодекса
и выясним, каковы порядок и условия заключения брака.

Слайд 8.
Работа в группах: 
1 группа работает со статьями 10 и 11 и выясняет, каков порядок заключения 
брака? 
2 группа работает со статьями 12 и 13 и выясняет, каковы условия 
заключения брака? 
3 группа работает со статьями 14 и 15 и выясняет, какие обстоятельства 
препятствуют заключению брака?

 

Выступление групп с результатами работы. Слайд  9  (записьв тетрадь)

5. После заключения брака у супругов возникают определенные права и обязанности, которые делятся на личные и имущественные.

Слайд6

 

Слайд 7

Имущественные права супругов

Имущество

                          Личное                                                            общее      

Приобретенное до брака                                          доходы  каждого из супругов

Полученное по  наследству ,в дар                приобретенное за счет общих доходов супругов                                  

Вещи индивидуального пользования              ценн ые бумаги, паи, доли в капитале 

                                                                               Любое имущество, нажитое в браке

Слайд 8

 

        - А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Мое и наше». Группам передаются наборы перемешанных карточек, на которых указаны различные виды имущества (6 одинаковых карточек для всех групп). Необходимо разложить их в две стопки. 
1. Имущество, являющееся совместной собственностью супругов (условно «наше»). 
2. Имущество, являющееся собственностью каждого из супругов (условно «моё»). 
Карточки с заданиями: 

1.         1. Счет в банке, открытый одним из супругов в барке. 
    2. Квартира, купленная после заключения брака. 
    3. Дача, полученная супругой по наследству. 
    4. Мебель, купленная в квартиру во время брака.      

 

6.Права и обязанности родителей и детей.

Групповая работа по заполнению таблицы:

Права и обязанности родителей по отношению к детям

Права и обязанности детей по отношению к родителям

 Воспитывать своих детей

Обеспечить получение детьми основного общего образования

защита прав и интересов детей

Определять ф.и.о. и местожительство детей

  • Жить и воспитываться в семье

  • На общение с родителями и другими родственниками

  • На защиту

  • Выражать своё мнение

  • На имя, отчество, фамилию

  • Имущественные права

Oбязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях

 

 

 

III.Закрепление  изученного материала

-Что такое семья?

- Где регистрируются браки?

-Почему вступление в брак разрешено с 18 лет?

-могут ли отказать в заключении брака:

А)сводному брату и сестре?

Б) людям старше 80 лет?

В)подающим заявление в ЗАГС с разницей в возрасте 50 лет?

Г) могут ли родители потребовать выплаты алиментов от своих детей?

VI. Подведение итогов урока.

        Ребята, перед вами дерево. Вы видите, что оно сухое, безжизненное. На ваших столах вы видите по 2 листочка разного цвета. Коричневый выберут те, кто считает, что семья человеку не нужна, а зеленый, те, кто считает, что семья необходима. Давайте попробуем оживить наше дерево, т.е. подарить ему листву, ну а цвет, каждый выберет по своему усмотрению. (прохожу по рядам, дети вешают листья) 
         Я очень рада, что на нашем дереве нет ни одного коричневого увядшего листка. Оно зазеленело, ожило, и это вселяет в меня уверенность, что вы создадите здоровые, полноценные семьи на благо нашего государства.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле


VI. Домашнее задание. &41

          - Спасибо за работу! До свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семейное правоотношение

Автор: Белянина Регина Науфальевна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока обществознания   на тему: "Семейные правоотношения" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-na-tiemu-siemieinyie-pravootnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162686"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422380308"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Семейное право и семейные правоотношения. "
    ["seo_title"] => string(49) "siemieinoie-pravo-i-siemieinyie-pravootnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "219648"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434305296"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) ""Семейные правоотношения"-конспект урока по обществознанию "
    ["seo_title"] => string(68) "siemieinyie-pravootnoshieniia-konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "106720"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403075514"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по обществознанию "Семейное право" 9 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-siemieinoie-pravo-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104049"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402661402"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Семейные правоотношения "
    ["seo_title"] => string(29) "siemieinyie-pravootnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "110991"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406886277"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства