kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Становление гражданского общества в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Становление гражданского общества в истории России

Аннотация

Методическая разработка урока составлена учителем истории и обществознания.

Тема урока вводит учащихся 11 класса в мир современного российского общества,   и соответствует  тематическому планированию. Методический аппарат урока включает вопросы и задания двух уровней сложности(работа с учебником обществознание 11класс базовый уровень для общеобразовательных организаций под редакцией Л.Н.Боголюбова и дополнительный материал),ориентирован на активную работу с различными источниками социальной информации  и проектную деятельность. Урок обеспечит  сформированность у школьников знаний о гражданском обществе, стратегии и ценностной основе развития страны в целом, о том, каким мы хотим видеть мир в 21веке. Урок важен для воспитания личности, патриота. Главной силой России в будущем будут образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди.

Ключевые слова                                                                                                                                              Гражданское общество, гражданин, государство, права человека, гражданская культура, самоуправление, выборы, референдум.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Становление гражданского общества в России»

Палатова Ирина Николаевна

Тацинский район

Быстрогорская средняя общеобразовательная школа





Становление гражданского общества в истории России





Аннотация

Методическая разработка урока составлена учителем истории и обществознания.

Тема урока вводит учащихся 11 класса в мир современного российского общества, и соответствует тематическому планированию. Методический аппарат урока включает вопросы и задания двух уровней сложности(работа с учебником обществознание 11класс базовый уровень для общеобразовательных организаций под редакцией Л.Н.Боголюбова и дополнительный материал),ориентирован на активную работу с различными источниками социальной информации и проектную деятельность. Урок обеспечит сформированность у школьников знаний о гражданском обществе, стратегии и ценностной основе развития страны в целом, о том , каким мы хотим видеть мир в 21веке. Урок важен для воспитания личности, патриота. Главной силой России в будущем будут образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди.





Ключевые слова Гражданское общество, гражданин, государство, права человека, гражданская культура, самоуправление, выборы, референдум.















Методическая разработка учитель истории и обществознания Палатова И.Н.

История становления гражданского общества

Цель: показать сущность и значимость гражданского общества.

Задачи:

образовательные: дать понятие гражданского общества как основного института политической системы; познакомить с его особенностями, признаками и функциями; выяснить взаимосвязь государства и гражданского общества; выявить особенности становления гражданского общества в России.

развивающие: развивать критическое историческое мышление, формировать навыки работы с различными видами источников (учебник, раздаточный материал), умения находить, критически оценивать и систематизировать полученную информацию, видеть причинно-следственные связи, развивать коммуникативные навыки;

воспитательные: воспитывать правовую культуру учащихся, активную жизненную позицию, самостоятельность суждения.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: технология развития критического мышления, ИКТ.

Методы обучения:

  • словесный;

  • частично-поисковый;

  • наглядно-иллюстративный.

Формы обучения:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • коллективная.

Оборудование.

  1. Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Раздаточный материал

  4. Презентация к уроку.

Этапы урока.

  1. I этап. Вызов (10 мин.)

  2. II этап. Осмысление (30 мин.)

  3. III этап. Рефлексия (20 мин.)

  4. Подведение итога (18 мин.)

  5. Домашнее задание (2 мин.)

Результаты урока.

Знать:

  • Что такое гражданское общество?

  • Признаки, элементы, функции, структуру исторические типы гражданского общества.

  • Взаимосвязь государства и гражданского общества.

  • Причины и условия формирования гражданского общества.

  • Особенности становления гражданского общества в России.

Уметь:

  • Анализировать текст.

  • Объяснять смысл понятий.

  • Самостоятельно формулировать понятия.

  • Делать выводы.

  • Работать над проблемными заданиями.

  • Критически воспринимать текстовую информацию.

  • Составлять кластеры по теме.

  • Отстаивать собственную точку зрения.

Ход урока

1. Вызов

Задача: создание положительной мотивации, включение учащихся в деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель обращает внимание учащихся на то, что существует несколько понятий гражданского общества. Вот некоторые из них:

Гражданское общество - совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество -- общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами. Гражданское общество реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

После обсуждения задает проблемный вопрос: если государственные службы не способны решить проблемы, кто должен взять на себя ответственность? Учитель совместно с учащимися формулирует тему и цель урока.

История становления гражданского общества.

Знакомятся с понятиями на слайдовой презентации. Учащиеся отвечают на вопросы.

 Понятие гражданского общества Гражданское общество - это часть общества, находящаяся вне политической, публичной власти как совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные ценности цивилизации, интересы и потребности людей.

Понятие гражданское общество запись в тетради несколько определений 2

 

 













Учащиеся отвечают на вопрос.

гражданское общество



Высказывают свои предложения цели урока


Результаты: побуждение учащихся к активности. Организация деятельности обучающихся по постановке и принятию целей изучения темы урока.

2. Осмысление

Задача: изучить материал для выявления особенностей становления гражданского общества в России.(происхождение, признаки и структура гражданского общества) формировать умения: выделять главное, самостоятельно планировать работу, подводить итог.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель делит учащихся на группы. Раздает каждой группе рабочий лист урока, содержащей задания.

1 группа – Концепция происхождения, становления гражданского общества в трудах философов и политологов.

2 группа –Характерные признаки и элементы современного гражданского общества. Конституция РФ

3 группа – Функции гражданского общества. Исторические типы гражданского общества Конституция РФ. 4 группа – Условия существования гражданского общества Особенности становления гражданского общества в России



Обеспечивает консультирование и координирование работы учащихся.

Учащиеся выполняют задания рабочего листа урока (Приложение каждой группе соответственно по проблемным заданиям.), самостоятельно работая с учебником §22 (с. 243-247) и документом

Учащиеся работают в группах по 4-5 человек.

 

Во время активного чтения (Приложение ) по документу они используют маркировочные значки.

V знаю + новое знание

? Непонятно

Результат: восприятие и усвоение полученной информации.

3. Рефлексия

Задача: проверка усвоения материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Объявляет о выступлении групп.

Каждая группа представляет результаты своей

работы.

1 группа – Признаки гражданского общества Концепция происхождения, становления гражданского общества в трудах философов и политологов.

2 группа – Характерные признаки и элементы современного гражданского общества

3 группа – Функции гражданского общества. Исторические типы гражданского общества

4 группа – Условия существования гражданского общества Особенности становления гражданского общества в России

4. Итог

Задача: сформулировать собственное определение понятия “гражданское общество”.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Учитель предлагает ряд определений понятия “гражданское общество”.

Задание:

1. Прочесть внимательно определения и выделить особенности каждого определения.

2. Сформулировать свое определение понятию “Гражданское общество”, работая в группах.

Обеспечивает консультирование и координирование работы учащихся.

II. Возвращение к началу урока, мотивационной ситуации.

Задает вопросы:

  1. Для чего нужны объединения людей?

  2. Существует ли в современной России гражданское общество?

Обращает учащихся к слайдовой презентации:

- Выбрать из списка объединения, относящиеся к гражданскому обществу



III. Составить свою модель взаимодействия гражданского общества и государства

- Определите своё место на этой модели

 

 

 презентация

Учащиеся читают определения, ищут особенности

Составляют своё определение понятия “гражданское общество”.

Зачитывают свои определения.

 

 

 

.

 Учащиеся отвечают на вопросы

 

 

Выбирают из списка объединения относящиеся к гражданскому обществу.

 

 

Составляют собственную модель

Выводят в процессе споров общую модель

5. Домашнее задание

Задача: дать установку на отработку определенных умений. Творческие задания по группам.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задает группам творческое задание:

1. Прочитать § 22 с.240-247

2. Придумать проект своей собственной организации, которая может стать составной частью формирующегося гражданского общества России.

Выставление отметок за работу в журнал.

Записывают домашнее задание

Результат: Определение степени соответствия целей, поставленных перед учениками, и достигнутых результатов. Выявление текущих затруднений ученика и класса. Создание психологически комфортной образовательной среды для дальнейшей мотивации ученика к успешной учебной деятельности.

















Приложение

Приложение (материал)группе №1

История становления гражданского общества в России.

Проблемное задание:Какова концепция происхождения, становления гражданского общества в трудах философов и политологов?

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII -- началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом, отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству. В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.

Идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье. Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора.

Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По Гегелю, гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства.

Формирование гражданского общества мыслителями Т.Гоббс - рассматривал гражданское общество как относительно автономную часть общества, существующую наряду с государством, однако отличную от него.

Формирование гражданского общества мыслителям и Ш.Монтескье - различал законы гражданские и государственные. Первые, по его мнению, регламентируют отношения не политические, а вторые регламентируют, главным образом, политические права и свободы. Гражданское общество, по Монтескье, - важнейшая гарантия от произвола и диктатуры.

Формирование гражданского общества мыслителями К.Маркс - ставил государство в подчиненное положение по отношению к гражданскому обществу. Именно это, по его мнению, является "Истинным очагом и ареной всей истории". Гражданское общество составляет первооснову человеческого общежития, основу его самодвижения".

Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.

Категория "гражданское общество", отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII--XIX вв. и обстоятельно разработана в "Философии права" Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В "Философии права" отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных.

Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. В отличие от предшествующих ему сословных и кастовых обществ гражданское общество основано на признании всеобщего правового равенства людей, определившего качественно новое положение личности в обществе и государстве.



В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей. Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества. Одни видят зачатки общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины. Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса. Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.

Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Основным достижением европейских буржуазных революций считается законодательное (конституционное) ограничение власти государства в лице монарха и формирование первого поколения прав человека. В число этих прав исторически вошли личные (гражданские) и политические права. Причем в области личных прав за каждым человеком признавалось право на жизнь, свободу, на равенство перед законом, личную неприкосновенность, невмешательство в его частную жизнь, тайну переписки и переговоров, неприкосновенность жилища, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом. В области политических прав устанавливалось право каждого гражданина избирать и быть избранным, участвовать в управлении государственными делами, право на свои политические убеждения, на политические объединения (партии, союзы), на митинги, шествия, демонстрации, пикетирования. В экономической сфере предоставлялось право быть собственником, предпринимателем, а также право на свободный и безопасный труд, на его справедливое вознаграждение. В духовной сфере признавалось право на свободу мысли, убеждений, совести, слова, свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности.Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

Приложение группе №2

Проблемное задание:Каковы характерные признаки и элементы современного гражданского общества. Работа с документом Конституция РФ.

Характерные признаки современного гражданского общества

- Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

- развитость и разветвленность демократии;

- правовая защищенность граждан; (в Конституции РФ: Статья 2:«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.»)

- определенный уровень гражданской культуры.

Основными элементами гражданского общества являются:

1. Политические партии.

2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

4. Научные и культурные организации, спортивные общества.

5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

6. Независимые средства массовой информации.

7. Церковь.

8. Семья.





Приложение группе №3

Функции гражданского общества. Исторические типы гражданского общества Конституция РФ.

Проблемное задание:Каковы функции и типы гражданского общества?



Важнейшей политической функцией гражданского общества является участие в формировании государственных органов. Основной формой участия гражданского общества в делах государства, как основного института политической власти, являются выборы и референдумы.

Референдум (от лат. "референдум" - то, что должно быть сообщено) - это особый вид всенародного голосования по важному вопросу, когда необходимо выявить мнение всего населения.

Выборы - совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных, представительных, законодательных, исполнительных, судебных органов. Для выполнения своего политического и социального назначения выборы должны опираться на следующие принципы избирательного права: всеобщность, равенство, тайна.

Например, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. Половина из них (225 депутатов) избирается в соответствии с мажоритарной системой по одномандатным округам (один округ - один депутат). Избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства (деление общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации, на 225 избирательных округов). Вторая половина (225 депутатов) избирается по пропорциональной системе, в зависимости от количества голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками или объединениями.

В Российской Федерации действует одна из самых демократичных и прогрессивных избирательная система. Таким образом, гражданское общество в демократической стране посредством выборов формирует основные органы государственной власти.



Приложение группе №4

Особенности становления гражданского общества в России

Проблемное задание:Каковы особенности гражданского общества в России?

Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.

Реформа местного самоуправления:

- создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;

- выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;

- часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

- устанавливалось равенство всех перед законом;

- вводилось разделение судебной и административной властей;

- устанавливалась несменяемость судей;

- вводились независимые адвокатуры;

- вводился суд присяжных.

Эти реформы породили общественные организации и гражданские учреждения.

Революция 1905-1907 гг стала новым этапом формирования гражданского общества: появляются политические партии, профсоюзы. Считается, что позже в период СССР гражданское общество было несовместимо с тоталитарным государством. Однако в повышении уровня самоорганизации и гражданственности общества большую роль сыграли семья, школы, трудовой коллектив, культура, советский корпоративизм.

После распада СССР россиянам было свойственно: "надстроенческий" характер социального недовольства, низкий уровень готовности к объединению с другими людьми с целью совместного решения актуальных проблем, низкий уровень взаимного доверия. Однако в постсоветское время происходит либерализация общественного сознания, утверждение новых ценностных установок, появляется активное меньшинство.

2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

· политические партии и движения;

· массовые общественные организации;

· ассоциации производителей и общества потребителей;

· конфессиональные общности;

· этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;

· творческие союзы и организации;

· спортивные объединения.

Для того, чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:

- не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;

- ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;

- свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за засилья коррумпированного чиновничьего аппарата;

- наличие устойчивых стереотипов массового политического сознания, системы ценностей, сформированных тоталитарным режимом. Такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, порождают психологический дискомфорт у большей части населения;

- отсутствие у населения адекватного понимания сущности социально-экономических и политических процессов;

- гражданская апатия населения;

- отсутствие политической культуры гражданственности у подавляющей части общества и т.д.

- сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;

- не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.

Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. В целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений.

Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут способствовать следующие факторы:

- признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума;

- создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;

- деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;

- финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства;

- создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса;

- предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);

- реализация принципа субсидиарности, то есть передачи права принятия решения и делегирование ответственности на тот уровень, на котором эти решения будут выполняться.

Из ранее изложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития, хотя уже предприняты некоторые шаги со стороны главы государства, например, создан Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Неудачи в либеральном государственном строительстве российская политическая элита видит вовсе не в своих действиях, а в несформировавшемся гражданском обществе, т.е. отсталом российском народе. В этом смысле достаточно показательным явился ответ на вопрос корреспондента газеты «Time» Президента Российской федерации В.В. Путина о возможности доверять населению прямые выборы губернатора: «Дело не в населении, а дело в том, что у нас, к сожалению, еще так называемое гражданское общество является недостаточно развитым, вот на что мы должны обратить внимание». Государством даже была создана «Федеральная программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации». Иными словами, современный статус правящей элиты является исторически закономерным для российского народа. Эта «закономерность», конечно же, отрицает в принципе всяческое сопротивление любому произволу этого «правового» государства.

В ряде исследований отрицается само существование гражданского общества в России, самобытность организации его рассматривается в качестве архаики. Это подводит необходимый фундамент для обоснования рецепции конструкции гражданского общества западного образца. Однако при рассмотрении истории СССР исследователи «вынуждены» признать факт наличия гражданского общества, но с отдельными оговорками, сводящими его существование к простой формальности. Прежде всего, доказывается, что гражданское общество - это наследство, доставшееся со времен Российской империи. Также доказывается, что в Советском Союзе гражданское общество было практически ликвидировано в конце 20-х годов. Государство расширило свою сферу влияния вплоть до семейных отношений, жестко регламентировало гражданские отношения, добилось отчуждения граждан от многих интересов, потребностей, связанных с признанием человека, его свобод, собственности. Естественные права человека отрицались на государственном уровне. В юридическом плане отрицание естественных прав человека опиралось на позитивистскую доктрину, которая признает правом то, что закреплено законом, в политическом - на классовую идеологию

Хотя все же советское государство предоставляло своим гражданам возможности по самоорганизации и самодеятельности, прежде всего, в общественной сфере, хотя и держало эти процессы под жестким контролем. Институтами гражданского общества в СССР были: Советы, профессиональные союзы, общественные организации (комсомол, пионерия, ДОСААФ, комитеты защиты мира, ветеранские организации и союзы и др.), научные, просветительские и творческие объединения, кружки самодеятельности и клубы по интересам, общества трезвости и т.д. В СМИ поощрялись критика и самокритика, заседали товарищеские суды, работали домкомы, отношения людей во многом регулировались нормами «советской морали», в важных пунктах совпадавшей с «общечеловеческой». Деятельность религиозных институтов официально не поощрялась, но и не запрещалась полностью.

Некоторые исследователи полагают, что в России на сегодняшний момент существует гражданское общество, состоящее из политической и экономической элиты и бюрократии. Именно такое «общество» подпадает под основные критерии западных теорий. Остальное российское население просто находится за бортом правовых и экономических реформ в новом качестве «крепостных». Правовые и экономические реформы достигли успеха именно в отношении такого гражданского общества.

Таким образом, Россия находится на пути становления гражданского общества. Для этого уже сделаны некоторые шаги как со стороны государства, так и со стороны населения. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.









Список литературы

1. Конституция РФ

2. «Предлагаю говорить по-честному…»: Владимир Путин дал интервью журналу Time // Российская газета. - 2007. - 21 декабря. - №287 (4550).

3. М.А. Нагорная. Гражданское общество в России. Понятие, признаки, пути становления

4. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. Основы российского права.

5. М.М. Рассолов, В.О Лучина, Б.С. Эбзеева. Теория государства и права.

6. С.В. Ткаченко. Правовые реформы в России: проблемы рецепции Западного права.

7. Журнал «Россия в глобальной политике» и газета The Moscow News. 

Речь В.Путина«Лучшая школа – самоуправление,   только из него может вырасти гражданское общество».




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Становление гражданского общества в России

Автор: Палатова Ирина Николаевна

Дата: 22.03.2016

Номер свидетельства: 308634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Программа "Я рожден в России" "
    ["seo_title"] => string(31) "proghramma-ia-rozhdien-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "222960"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437006070"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наследники России" "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-nasliedniki-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "203061"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429385196"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Гражданская компетентность как цель образования в контексте ФГОС НОО (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(91) "grazhdanskaia-kompietientnost-kak-tsiel-obrazovaniia-v-kontiekstie-fgos-noo-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "115564"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412011583"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "ПРОЕКТ   «Формирование патриотического сознания учащихся как одного из основных гражданских качеств» "
    ["seo_title"] => string(115) "proiekt-formirovaniie-patriotichieskogho-soznaniia-uchashchikhsia-kak-odnogho-iz-osnovnykh-ghrazhdanskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "229768"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441878597"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства