Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
Социально – реабилитационный центр, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Новое время требует от учреждения содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая ступень - Отечество, страна, народ.
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Наша задача состоит в помощи воспитанникам встать на путь положительного развития, воспитании в них ответственности, доброжелательности, сдержанности, терпимости. Для решения данной задачи была разработана и апробируется программа по гражданско – патриотическому воспитанию "Я рожден в России".
Целью программы является развитие у воспитанников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомление воспитанников с историей, традициями, культурой, правом, государственным устройством России;
Развитие у детей чувства принадлежности к обществу, в котором мы живем; понимания и принятия морали и законов общества;
Воспитание чувства патриотизма и любви к своему родному городу, Родине на примере старших поколений, гордости за свою страну;
Формирование активной жизненной позиции, устойчивой привычки поступать нравственно.
Этапы реализации программы:
Диагностический.
Основной (организация целенаправленной воспитательной деятельности).
Итоговый (анализ результатов реализации программы).Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….3
Тематический план……………………………………………………..8
Список литературы………………………………………………...13
Приложение1……………………………………………….....14
Приложение 2……………………………………………………...20
Пояснительная записка
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
Социально – реабилитационный центр, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Новое время требует от учреждения содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая ступень - Отечество, страна, народ.
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Наша задача состоит в помощи воспитанникам встать на путь положительного развития, воспитании в них ответственности, доброжелательности, сдержанности, терпимости. Для решения данной задачи была разработана и апробируется программа по гражданско – патриотическому воспитанию "Я рожден в России".
Целью программы является развитие у воспитанников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомление воспитанников с историей, традициями, культурой, правом, государственным устройством России;
Развитие у детей чувства принадлежности к обществу, в котором мы живем; понимания и принятия морали и законов общества;
Воспитание чувства патриотизма и любви к своему родному городу, Родине на примере старших поколений, гордости за свою страну;
Формирование активной жизненной позиции, устойчивой привычки поступать нравственно.
Этапы реализации программы:
Диагностический.
Основной (организация целенаправленной воспитательной деятельности).
Итоговый (анализ результатов реализации программы).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
Социально – реабилитационный центр, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Новое время требует от учреждения содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности.Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая ступень - Отечество, страна, народ.
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Наша задача состоит в помощи воспитанникам встать на путь положительного развития, воспитании в них ответственности, доброжелательности, сдержанности, терпимости. Для решения данной задачи была разработана и апробируется программа по гражданско – патриотическому воспитанию "Я рожден в России".
Целью программы является развитие у воспитанников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомление воспитанников с историей, традициями, культурой, правом, государственным устройством России;
Развитие у детей чувства принадлежности к обществу, в котором мы живем; понимания и принятия морали и законов общества;
Воспитание чувства патриотизма и любви к своему родному городу, Родине на примере старших поколений, гордости за свою страну;
Формирование активной жизненной позиции, устойчивой привычки поступать нравственно.
Этапы реализации программы:
Диагностический.
Основной (организация целенаправленной воспитательной деятельности).
Итоговый (анализ результатов реализации программы).
Принципы проведения мероприятий:
Принцип гуманизма.
Принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей раскрывать творческий потенциал детей.
Принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы воспитателя с учащимися.
Структура мероприятий:
Вводная часть.
Основная часть.
Подведение итогов.
Формы работы: групповая и индивидуальная
Методы работы: беседы, сообщения, экскурсии, ролевые игры, дискуссии, конкурсы, выставки, викторины, праздники и т.д.
Участники программы: подростки 12 - 15 лет.
Исполнители программы: заведующий отделением, воспитатель, социальный педагог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.
Организация занятий: С учётом санитарно-гигиенических норм и разновозрастного состава воспитанников занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут. Группы формируются от 7 до 10 детей.
Срок реализации: 4 месяца.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Сформированная система знаний об истории, традициях, культуре, государственном устройстве России;
Осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Готовность нести ответственности за себя и свои поступки, способность отстаивать свою позицию, умение и желание сочетать общественные и личные интересы;
Проявление воспитанниками активной гражданской позиции.
Формирование чувства гордости за свою малую Родину.
Структура программы:
Программа состоит из двух блоков:
Родная земля – гордость моя, направленный навоспитание у детей любви к родному краю как к своей малой Родине.
России верные сыны, направленный на формирование чувства сопричастности к судьбе Отечества и ответственности за будущее страны.
Критерии эффективности:
1.Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан.
Тематический план
Раздел
Тема
Содержание
Кол-во часов
Исполнители
Родная земля – гордость моя
Вечные символы России
Вводная беседа,
знакомство с флагом, практическая работа, знакомство с гербом, знакомство с гимном, проблемная ситуация, знакомство с Конституцией, итог занятия.
1
Воспитатель, социальный педагог.
Экскурсия в краеведческий музей
1
Заведующий отделением, воспитатель.
История омской крепости.
Вводная беседа, экскурсия, упражнение «Продолжи
предложение».
1
Заведующий отделением, воспитатель.
Краеведческая викторина «Я люблю эти омские улицы».
Организационный момент, работа в группах, подведение итогов, награждение.
1
Воспитатель.
Конкурс чтецов в городской библиотеке им.Р. Рождественского. Произведения омских писателей
Знакомство с произведениями омских писателей. выбор произведений для участия в конкурсе, выступление детей
1
Заведующий отделением, воспитатель.
Экскурсионная программа по памятным местам города «Их именами названы улицы» Мои замечательные земляки
Вводное слово, мультимедийная презентация, чтение стихотворений, из жизни знаменитых земляков, музыкальная композиция.
1
Воспитатель, социальный педагог, музыкальный руководитель.
Участие в городском творческом конкурсе музыкально-литературных композиций «Город на Иртыше»
Подбор материала, постановка творческого номера, репетиции с воспитанниками, выступление.
1
Заведующий отделением, воспитатель, музыкальный руководитель.
Акция «Чистый город»
Организационный момент, инструктаж по технике безопасности, уборка территории, подведение итогов.
1
Воспитатель, педагог дополнительного образования.
России верные сыны
Обычаи и традиции русского народа. Знакомство с народами, населяющими Россию
Организационный момент, самостоятельная творческая работа детей, подведение итогов, награждение.
1
Воспитатель, педагог дополнительного образования.
Участие в городском конкурсе плакатов «Гимн чести, мужеству и славе»
Организационный момент, обсуждение тематики, просмотр детских работ, творческая работа в группах, подведение итогов.
1
Заведующий отделением, воспитатель, педагог дополнительного образования.
Выездной концерт в геронтологический центр «От сердца к сердцу»
Беседа об уважении старшего поколения, изготовление памятных сувениров, подготовка концертных номеров, выступление воспитанников.
1
Заведующий отделением, воспитатель,
музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.
Итого 18 занятий
Список литературы
Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. – Киев,2010.
Блохина Л.А. Методика воспитательной работы в современной школе. - Москва: Российское педагогическое агентство, Брянск, 2009. - 156с.
Бондаревская Е.В. Ценостные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика – 2008 г. № 4.
Боровиков Л.И. Личностно-созидающий подход в воспитании. //Классный руководитель, №5, 2000.
Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2009.
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2010. – № 7.
Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2011.- № 9.
Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2008.- № 9.
Курашкина Р.Я. Программа воспитания школьников «Я – гражданин России» /ж. Классный руководитель,№3, 2011г.
Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2010.
Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2009.
Савченко Л.В. Правовое воспитание – один из видов профилактики правонарушений. /Сибирский учитель, №3(4), 2009.
Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2008-2009 уч. Год.
Хромова И.В. Игровой метод обучения контактному взаимодействию //Психолого-педагогические проблемы игры. – Новосибирск, 2011.
Чеснокова Г.С. Старшеклассникам об искусстве общения. – Новосибирск, 2006.
Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2010, № 6. С. 19 – 43
Щуркова Н.Е. Краткий справочник педагогических технологий. М. 2009.
Приложение 1
Диагностический материал
Анкета «Родина в моей жизни».
Моя большая Родина – это…
Моя малая родина – это…
Самыми трудными событиями моей Родины были…
Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
Когда я вырасту, я хочу…
Я не хочу, чтобы моя Родина…
По отношению к Родине я испытываю…
Я благодарен своей Родине за то, что…
Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…
Я стремлюсь быть…
Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…
Методика незаконченных предложений
Продолжи предложения:
Самое дорогое для человека – это…
Патриот своей Родины – это…
Вдали от родного дома я буду вспоминать…
Долг для меня – это…
Свет в окнах моего дома – это…
Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…
Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…
Помогать Отечеству – значит…
Смыслом семейной жизни для меня является…
Закон для меня – это…
Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…
Символы нашего государства для меня…
Изучение социализированности личности
(методика М. И. Рожкова)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.
Ход опроса. Воспитанникам предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и
оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;44
0 – никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не
согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности воспитанников получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности школьников гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный ребенок (или группа) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Оценка уровня воспитанности
Схема предназначена для оценки 6 качеств личности:
Любознательность
Трудолюбие
Бережное отношение к природе
Отношение к школе
Красивое в жизни школьника
Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ребенок имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Нормы оценок:
5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
1 шкала. Любознательность
56. Занимается с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Большое стремление получать хорошие результаты своей работы.
46. На занятии работает, положительные и отрицательные ответы чередуются..
36. Интерес к занятиям проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы.
26. Интереса к занятиям не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы.
1 б. Заниматься не хочет. Результатами не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству в объединении.
4б. Старается быть внимательным, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству в объединении.
3б. Редко проявляет старание. На занятиях бывает невнимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях.
2б. Заниматься не старается, внимание на занятиях рассеянное.
1б. Заниматься не хочет. В общих делах не участвует.
3 шкала. Бережное отношение к занятиям
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В мероприятиях участвует редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В мероприятиях не участвует. Проявляет варварское отношение к природе.
1 б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к учреждению
5б. Полностью выполняет правила для воспитанников, в отношениях с людьми добр. Активно участвует в делах объединения и учреждения.
4б. Правила для воспитанников выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен, активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования педагога выполняет частично. В отношениях с детьми непостоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах объединения и учреждения участвует по настоянию педагога.
2б. Пассивный, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах объединения и учреждения не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5шкала. Красивое в жизни воспитанника
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, неопрятен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть незаметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работ грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хаоса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой умыт, причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, непричесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу неумытый и непричесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
Приложение 2
Методические разработки
Вечные символы России
Цель:
Дать основные понятия о символах государства;
Показать, что государственная символика – это общечеловеческая, государственная ценность;
Воспитывать у детей уважительное отношение к символам своего государства и других стран.
Одним из основных законов, записанных в Российской Конституции, является Закон о государственной символике. Государственная символика – это герб, флаг и гимн нашего государства. Символам нашего государства мы и посвящаем наш утренник.
Ведущий:Российский флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех прямоугольных полос.
Иначе флаг называют знамя. Знамена появились в древности – они были у многих древних народов и назывались стягом. Слово знамя произошло от славянского слова знамение, т.е. обозначение чего-то важного, необычного, что должно быть выделено, и должно запомниться людям.
- Ребята, как называется страна, где мы живем? - Россия! - Что означает для нас слово Россия? - Это Родина! Отечество!
Вот по такому трехполосному флагу, знамени, можно отличить нашу страну от других стран, т.е. флаг, знамя – это отличительное обозначение государства, у каждой страны флаг – свой.
-Какие цвета вы видите на нашем флаге? - Белый, синий, красный.
Эти цвета не случайно появились на нашем знамени.
Белый цвет – это мир, чистота, синий обозначает небо и верность, правду, красный – мужество и храбрость.
Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.
Когда поднимают флаги?
Во-первых, под флагом, под знаменем солдаты идут в бой защищать свою Родину. Флаги поднимают, когда команда России побеждает в международных спортивных соревнованиях. Флаги вывешивают в праздничные дни над домами и на улицах, а над государственными учреждениями флаг должен висеть постоянно как символ власти. Под флагами и знаменами люди выходят на митинги и демонстрации. Мы должны гордиться своим флагом, ему уже больше трехсот лет.
К флагу своего государства мы должны относиться с уважением, бережно, его нельзя бросать на землю, тем более наступать ногами, использовать не по назначению, за осквернение флага в Конституции предусмотрена уголовная ответственность. Принимая присягу на верность Родине, солдаты встают на колени и целуют уголок знамени. Почему мы так трепетно должны относиться к нашему флагу?
У древних славян знаменем служили пучки травы или конские хвосты, привязанные к древку. Древко – это ручка или палка, на которую крепится знамя. Позднее, пучки травы и конские хвосты, заменили полотнища ткани, которые имели самые разнообразные формы и цвета. Русские знамена с давних пор называли стягами (синий стяг, красный стяг), от слова стягивать, собирать воинов, идущих на бой с врагом. Специально назначенный воин- знаменосец или как его называли, стяговик. Он обязан был разворачивать знамя в бою, он головой отвечал за его сохранность. Воинский отряд , полк считался непобедимым до тех пор пока живо было его знамя.
1.
Был закон: покуда знамя Развевалось над полком, Пусть победа не за нами, Все равно дерись с врагом.
2.
Но когда оно упало И исчезло без следа – Это знак, что все пропало, Рассыпайся, кто куда.
3.
Ныне этого не будет, Говорит Великий князь. Знамя чревлено целует И идет, перекрестясь.
4.
Всем понятна мысль простая! Нет обратного пути! Наше знамя – Русь святая, Что у каждого в груди.
В боях с татаро-монголами, появились хоругви – это цветные полотнища ткани с изображением лика святых. Например, посмотрите, как выглядело знамя Ивана Грозного.
Со временем менялась форма знамен, их цвет, были в России и желтые, и зеленые, красные знамена. С 16, 17, 18, 19 веков знамена украшали кистями, вышивали золотом на них не только лики Христа, но и портреты Российских императоров. Украшали государственными наградами, георгиевскими лентами. При Петре I в 18 веке был принят бело-сине-красный стяг, он являлся государственным. А Также был утвержден военно-морской Андреевский стяг (на белом фоне две перекрещенные синие линии), а также флаг или как, говорят, штандарт императора.
После Октябрьской революции 1917 года был учрежден красный флаг с изображением серпа и молота и золотой звезды.
1.
Шили флаги косынею В давнем веке у нас И летел над Россиею Шитый золотом Спас.
2.
Под багряно-червлеными В том великом году Под святыми знаменами Дмитрий шел на Орду.
3.
И вскружил над столицею Синий стяг Ермака, И могучею птицею Полетел сквозь века.
4.
И победными красками Созывало на бой Знамя князя Пожарского Над горящей Москвой.
5.
А с полками Суворова В честь Российской земли Стяги с лентой Георгия Через Альпы прошли.
6.
И забыть нам не велено Славный крейсер “Варяг” И горящий простреленный Тот Андреевский стяг.
Советское, красное знамя имело достойную историю, оно стало знаменем победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Под красным знаменем шли в бой солдаты защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков. Ценой своей жизни советские воины спасали свои полковые знамена.
В занятых врагом городах и селах школьники тайно прятали от врага знамя своей пионерской организации, знамя школы, флаги государственных учреждений и попавших в окружение воинских частей, при этом многие из них погибали сами и расплачивались жизнью своих родных. Это был подвиг во имя Родины, во имя победы, во имя жизни.
Красный флаг со звездой является знаменем Победы и в наши дни, в новой России, в нашем государстве – Российской Федерации.
В 2002 году Государственная Дума приняла Закон о государственном флаге России, по которому трехцветный флаг – триколор (бело-сине-красный) был признан государственным флагом России, также был учрежден красный флаг Победы с золотой звездой и Военно-морской Андреевский стяг, а также был учрежден штандарт или флаг президента.
Исполнение песни “Полковое знамя”
1.
То не солнце встало золотое Не заря зарделась по утру Это наше знамя полковое Вьется словно пламя на ветру.
Припев:
За честь полка, за наше знамя! Оно к победам нас ведет Оно зовет, прославленное нами, Солдаты! За Родину! Вперед!
2.
Не щадя ни крови и ни жизни, Мы клянемся Родине служить Гордой славой , знаменем Отчизны Как зеницей ока дорожить.
Припев:
3.
Наш народ победами гордится Враг разбит, а друг освобожден, Не забудут многие столицы Славу наших доблестных знамен.
Припев:
Дорогие ребята, послушайте, пожалуйста, историю нашего герба.
У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак .Такой знак мы называем “герб”.Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины – России. Обратите внимание: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла- скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. И сегодня держава и скипетр, изображенные на нашем гербе напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла – красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет. Этот герб является наследником того герба, который имела Россия с конца 15 века до 1917 года.
Древняя Русь в первые века своего существования не знала еще гербов в полном смысле этого слова. В конце 15 века Россия свергла владычество ордынских ханов. Иван III, объединивший в единое государство основной костяк русских земель, стал именоваться государем всея Руси.
Свободной и объединенной стране потребовались новые символы. Впервые они появились на новой государственной печати Ивана III 1947 года.
Уже сам красный воск, на котором была оттиснута печать, говорит о независимости страны. На лицевой стороне печати – всадник, поражающий копьем змея; на оборотной - двуглавый орел. Впервые они были объединены на одной печати. С этого времени именно эти две эмблемы стали восприниматься как официальные символы Российского государства.
Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем. (согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому надо было отдать царевну на съедение. Но христианский воин, по имени Георгий, победил чудовище, и спас девушку).
Изображение конного воина или князя было очень популярно в странах Европы. Однако очень важно то, что в конце 14 начале 15 века на московских монетах появляется новый сюжет: всадник, поражающий копьем змея. Это было время победы на Куликовом поле, когда борьба всадника со змеем стала восприниматься как победа Руси над татаро-монголами.
Двуглавый орел. Этот символ насчитывает более трех тысяч лет. Появился он в древности на Ближнем Востоке. Великий князь Московский , выходя на международную арену, хотел во всем равняться первому монарху тогдашней Европы – императору Священной Римской империи, поэтому и появился на гербе русского государства – двуглавый орел.
Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. Крылья орла подняты. Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия –могучая страна.
Очень важным памятником времен Ивана Грозного является Большая государственная печать 1577 года. На ее лицевой стороне изображен двуглавый орел с драконоборцем в щитке на груди в окружении эмблем земель и княжеств, подвластных российскому царю.
Сразу после свержения монархии в 1917 г. во многих городах началось стихийное уничтожение изображение двуглавых орлов .
Однако ни одно государство не может существовать без своего отличительного знака, без своего символа.В нем была и совершенно определенная государственная необходимость: новый символ должен быть изображен на государственной печати, которой скреплялись все важнейшие документы.
Одним из самых известных символов новой власти стала красная пятиконечная звезда. Перекрещенные серп и молот вскоре стали официальным государственным символом советского государства. Эта эмблема символизировала союз крестьян и рабочих.
Герб СССР утвержден в 1925 году. Он состоял из скрещенных серпа и молота на фоне земного шара, который изображался в лучах восходящего солнца. Эта композиция была обрамлена колосьями, перевитыми красной лентой с девизом. “Пролетарии всех стран, соединяйтесь! “Между колосьев наверху – красная пятиконечная звезда. В таком виде герб существовал до 1991 года.
Современный герб Российской Федерации был утвержден в декабре 2000 года. Наш современный герб является прямым наследником того герба, который имела Россия, начиная с 15 века до 1917 года. Изображение герба является официальной эмблемой Российской Федерации, демонстрируя ее суверенитет. В двуглавом орле мы, потомки, должны видеть знак суверенности России, интереснейший памятник прошлого, который неразрывно связан с политической историей нашей страны.
Послушайте песню о Родине.
Рассказ об истории гимна.
В государственную символику Российской федерации входит гимн. Гимн – это торжественная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов. Гимн есть у каждого государства. Подобно гербу и флагу. Гимн – официальный символ каждого независимого государства.
Гимны бывают разнообразные – революционные, народные , государственные. Различные общественные организации, общества, учреждения имеют свои гимны .Даже у школы может быть свой гимн. Сегодня мы поговорим о развитии государственного гимна.
Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в древнем Египте исполняли их в честь богов. Сочинение гимнов было распространено и позднее – в средние века. В христианской церкви гимны стали составной частью христианского богослужения. У католиков, а затем и протестантов гимны исполнялись под звуки органа. Первые церковные гимны на Русь пришли из Византии. Они исполнялись во время торжеств.
Еще при Петре 1 был создан марш Преображенского полка. Вскоре этот марш стал главным маршем российской армии. Он стал неофициальным гимном.
Победа в отечественной войне 1812 года вызвала небывалый патриотический подъем в русском обществе. Появилось много патриотических песен. В 1813 году в Петербурге была исполнена торжественная песня, которая носила название “Песнь русскому царю”.Ее слова были написаны известным впоследствии историком, архивистом А.Х.Востоковым .
В 1815 году В.А.Жуковский написал стихотворение под названием “Молитва русских”. В 1816 году песнь с этими словами была исполнена в Варшаве при прибытии императора Александра 1. С тех пор он повелел, дабы она всегда исполнялась при встрече императора. Музыку написал композитор А.Ф. Львов. Таким образом, с1816 года гимн стал официальным.
Текст состоял всего из 6 строчек:
Боже, царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу, на славу нам! Царствуй на страх врагам, Царь православный! Боже , царя, царя храни,!
Прослушайте этот гимн (запись).
Российский гимн “Боже, царя храни!” просуществовал до февраля 1917 года. Русская революция свергла власть царя, поэтому гимн совершенно не подходил к новой жизни, естественно, что революционно настроенные массы пели во время демонстраций революционные гимны, и в первую очередь “Марсельезу”- песню французских революционеров. Там есть такие строки:
Отречемся от старого мира! Отряхнем его прах с наших ног! Нам враждебны златые кумиры; Ненавистен нам царский чертог!
Время 1917 года было очень тяжелым для народа. Война не кончалась, начинался голод. Усиливалось влияние партии большевиков. “Марсельезу” большевики считали гимном буржуазной революции. И на улицах все чаще стали исполнять “Интернационал”.
Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущенный И в смертный бой вести готов.
С приходом к власти большевиков официальным гимном республики стал “Интернационал”. И до 1943 года он оставался гимном РСФСР, а затем СССР. В 1944 году был утвержден новый гимн Советского Союза.
Для принятия нового гимна был устроен большой конкурс. В котором участвовали лучшие поэты и композиторы Советского Союза. В результате была выбрана написанная еще в 1939 году В.А.Александровым песня “Гимн партии большевиков”. Слова для гимна написали С.В.Михалков и Г.Г.Эль - Регистан. Новый гимн впервые прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года.
Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь Да здравствует созданный волей народов. Великий, могучий Советский Союз!
В 1991 году Россия стала независимым государством. Уже в ноябре 1990 года встал вопрос о гимне России. В основу нового российского гимна легло незавершенное произведение М.И.Глинки. который он сам назвал “Мотив национального гимна” и не имел слов. Затем это произведение назвали “Патриотическая песня” оно стало неофициальным гимном России до 2000 года.
С избранием в России нового президента. В.В.Путина, вопрос о гимне сдвинулся с мертвой точки.В результате компромиссного решения новый гимн Российской Федерации должен исполняться на знакомую уже нам музыку А.В.Александрова. Текст гимна написал снова С.Михалков, слова стали иными, гимн был утвержден 30 декабря 2000 года.
Согласно закону, гимн должен исполняться точно в соответствии с утвержденным текстом и музыкой. Он должен звучать в особо торжественных случаях. Каждый гражданин обязан знать свой гимн.
Вы уже знаете, что при исполнении гимна полагается вставать. Давайте встанем и послушаем запись нашего гимна.
Мы сегодня с вами узнали о государственных символах России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Вы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались тебе в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от вас.
«Их именами названы улицы города Омска»
Цели: воспитание патриотических чувств к Родине большой и малой. Формирование устойчивого интереса учащихся к истории семьи, края, в котором живут, нашей страны.
Задачи: 1 познакомить с историческими фактами, произошедшими в городе Омске в годы Гражданской войны;
2 рассказать о судьбах людей, чьими именами названы улицы город;
3 рассказать о судьбах земляков, чьи имена прославлены подвигами в годы Великой Отечественной войны;
4 активизировать познавательную и поисковую деятельность через работу с дополнительными источниками информации;
5 воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому.
При подготовке к занятию ребята получили задания:
1. Выяснить, чьё имя носит улица, на которой вы живёте.
2. Почему улица носит имя этого человека.
3. Найди литературу в которой имеется информация об этом человеке, подбери фотоматериалы, иллюстрации по данной теме.
4. Создай презентацию на основе имеющегося материала.
.
Оборудование:
1 Технические средства для просмотра презентации.
2 Фотографии и репродукции с видами улиц города Омска.
3Фонограммы звучащих на классном часу мелодий песен.
ВЕДУЩИЙ 1. Немного городов найдется в России с такой судьбой, как Омск. Основанный в 1716 году, он был городом военным, по преимуществу казачьим. О характере города говорили названия улиц: Атаманская, Войсковая, Скаковая, Штабная, Полковая. Не менее красноречивы были и названия улочек, протянувшихся за границы Армии казачьего форштадта: Тюремная, Непроезжая, Скорбящинская. Но шли годы и названия улиц менялись, появлялись новые улицы с современными названиями. Колчака. Бои шли на улицах города и за его пределами.14 ноября 1919
ВЕДУЩИЙ 2. 1918 - 1919 год. Гражданская война. Город занят армией генерала
года в город вступила Пятая Армия большевиков и выбила колчаковцев. Та улица, по которой армия вошла в город, стала называться - «Красный путь». В честь погибших в боях красноармейцев горит «Вечный огонь» и установлен обелиск «Борцам революции».
На экран проецируется панорама улицы «Красный Путь», затем памятник Борцам революции.
Звучит стихотворение Павла Арского.
«Слава героям».
Армия Красная!
Поступь свободная,
Лица весёлые,
Радостный взгляд,
Вера глубокая
В счастье народное,
Песни, как светлые
Гимны, звенят.
Сила могучая,
Гордая, властная,
Кто перед нею
В бою устоит?
Сила народная,
Армия Красная
Разве врагов она
Не сокрушит?
Синие дали,
Просторы безбрежные
К солнцу победы
Героев зовут,
Их батальоны,
Как волны мятежные,
Вражьему стану
Погибель несут!
ВЕДУЩИЙ 1.
С этими событиями связано имя чехословацкого писателя Ярослава Гашека, автора «Похождения бравого солдата Швейка». Его боевой путь в Пятой Армии Восточного фронта от Багульмы до Байкала был труде и опасен. В разгроме армии Колчака есть и его заслуга.
На экране фото Я. Гашека, панорамный вид улицы, носящей его имя.
ВЕДУЩИЙ 2
Во время Первой Мировой войны в 1915 году, уже известный литератор Я. Гашек был призван в австро-венгерскую армию и отправился на русский Фронт. В1918 году он вступил в чехословацкую секцию РКП(б). 4 декабря 1919 года в составе политотдела Пятой армии Гашек прибыл в Омск. По инициативе Я. Гашека создаётся областной комитет иностранных Коммунистических групп. Летом 1920 года в Чехословакии возникла революционная ситуация, и писатель вернулся на родину.
ВЕДУЩИЙ 1. В стране установился мир, но ненадолго.
Звучит мелодия песни «Вставай страна огромная …», муз. Лебедева-Кумача.
ВЕДУЩИЙ 1.
1941 год. 22 июня фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. В Омске создавалась одна воинская часть за другой. Омские дивизии, защищали Москву, Ленинград, Сталинград. Тысячи молодых парней и девушек уходили на фронт добровольцами. Своим героизмом они прославили землю, на которой выросли. 124 наших земляка стали Героями Советского Союза (это высшая боевая награда за ратный подвиг). В благодарность и в память об этих подвигах их именами названы улицы города.
На экране фото Германа Алексеевича Молодова, панорамный вид улицы, носящей его имя.
ВЕДУЩИЙ 2.
Одна из улиц нашего микрорайона носит имя Германа Алексеевича Молодова. Он родился в семье учителя. Закончив 9 классов, работал электромонтером. В апреле 1941 года Куйбышевским военкоматом города Омска призван на действительную службу в армию. В первые дни войны вступил в бой с гитлеровцами на Западном фронте. В 1943 году окончил курсы младших лейтенантов. Трижды был ранен. Он награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Суворова 3-ей степени, орденом Кутузова 3-ей степени, медалью «За отвагу». Прошёл путь от командира отделения до командира стрелкового батальона. В январе 1945 года батальон, под командованием Молодова стремительно преследуя противника, сбил его и вышел к укреплениям немцев, восточнее города Кульм. Проводя разведку боем, командир вскрыл систему огня противника и установил наличие 7 дзотов и дотов. Организовал штурмовые группы. Блокируя огневые точки, бойцы Молодова овладели траншеями противника. В ночном бою было убито 120 фашистов и очищен от врагов правый берег Вислы. В течение следующих суток бойцы отразили 8 атак немцев и всё же удержали плацдарм. Сдерживая последнюю атаку, Молодов погиб в бою. 18 января 1945 года похоронен в Польше.
Звучит запись песни «Красные маки». Муз. и сл. Антонова.
На экране фото Я. С.Шакурова. Репродукция панорамного снимка боя.
ВЕДУЩИЙ1. Я.С.Шакуров родился в 1912 году в городе Горьком. В 1938 году семья переехала в Омск. В1941году призван в армию и отправлен на фронт рядовым стрелком. Был тяжело ранен, но вновь вернулся в строй. В1944 году в бою за местечко Рундени совершил подвиг. Шли бои за освобождение Латвии. Десять разведчиков получили задание зайти в тыл врага, перекрыть шоссейную дорогу, по которой отступали гитлеровцы, и, тем самым обеспечить продвижение наших частей. В бою под местечком Рундени герои были окружены противником численностью до батальона. Двое суток вели неравный бой разведчики, который несколько раз доходил до рукопашной схватки. Вместе с товарищами Яков Шакуров поклялся сражаться до последнего дыхания и выполнил клятву. 200 гитлеровцев уничтожили храбрецы. Трижды раненый, истекая кровью, до последнего вздоха бил отважный сибиряк врага. 24 марта 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
На экране фото Леонтия Николаевича Гуртьева.
ВЕДУЩИЙ 2. В районе Омского телевизионного завода есть известная вам улица, носящая имя Леонтия Николаевича Гуртьева. Он родился в 1891 году. Участвовал в 1-ой Мировой войне, Гражданской войне. В 1929 году закончил курсы по подготовке командного состава. С 1936 года работал помощником по учебно-строевой части начальника Омского пехотного училища. На базе училища в 1942 году сформировал и подготовил к боям 308-ю стрелковую дивизию, с которой прошёл героический путь от Сталинграда до Орла. В декабре 1942 года ему присвоено звание Генерал-майора. В боях за Сталинград дивизия отразила 117 атак пехоты и танков противника.12 июля1943 года Гуртьев со своей дивизией прорвал укреплённые позиции врага и вышел к городу Орлу. 3 августа 1943 года на подступах к Орлу Леонтий Николаевич Гуртьев пал смертью храбрых. За боевые заслуги ему присвоено звание Героя Советского Союза.
На экране фото Дмитрия Михайловича Карбышева.
ВЕДУЩИЙ 1. Жил на Омской земле человек, о котором ходили легенды. Имя этого человека Дмитрий Михайлович Карбышев. Родился он в Омске, в семье военного чиновника. Семья считалась неблагонадёжной. Он единственный кадет, который учился за свой счёт в омском кадетском корпусе. В1898 году он блестяще закончил кадетский корпус и был принят в Петербургское военно-инженерное училище. В1911 году закончил военную академию, и за отлично разработанный дипломный проект по фортификации был удостоен звания Генерал-лейтенанта. 1914 год-участник 1-ой Мировой войны. 1918 год перешёл на сторону большевиков. Карбышев занимается строительством фортификационных сооружений, ведёт научную и педагогическую работу. Великая Отечественная война застала его на Западной границе, в районе г. Гродно. Вместе с группой солдат и офицеров Карбышев оказался в окружении, был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. Зная, что Д.М. Карбышев является крупным деятелем советской военной науки. Гитлеровцы пытались завербовать его на службу, и когда убедились в его твёрдости и неподкупности, били, пытали, издевались. Три с половиной года он пробыл за колючей проволокой многих конц.лагерей.В1945 году в феврале в лагере смерти в Маутхаузене Д.М. Карбышев был замучен.Перед казнью всех заключённых загнали в бараки, у дверей выставили усиленную охрану.С17 на 18 февраля 1945 года Карбышева вывели раздетым на мороз и обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу. За стойкость и мужество Д.М. Карбышеву присвоено звание Героя Советского Союза.
ВЕДУЩИЙ 2. Отгремели залпы войны, но имена людей отдавших жизнь за будущие поколения останутся в памяти народа. Звучит мелодия песни «За того парня».
«Дети на защите Отечества»
Цель: воспитать у детей уважительное отношение и гордость к истории Отечества, ветеранам войны и труженикам тыла военных лет.
Задачи:
Сформировать представление о подвигах юных героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
Развить интерес к историческому прошлому через военно-патриотическую поэзию, музыку;
Увековечить память о своих родственниках, внесших вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: фортепиано, компьютер, экран, мультимедийный проектор, музыкальный центр, микрофоны, аудиозаписи.
Ведущий:О детях на войне, о героизме младшего поколения советских людей на фронте и вблизи фронта, в партизанских отрядах и подполье мы знаем и много и мало. Подростками были молодогвардейцы Краснодона, в пионерских комнатах наших школ раньше часто можно было увидеть портреты пионеров - Героев Советского Союза. Есть чудесные книги: "Сын полка", "Улица младшего сына"... Имена юных героев носили многие пионерские отряды. В памяти фронтовиков сохранились теплые воспоминания о воспитанниках полков, маленьких солдатах, в которых воины видели своих детей, за счастье которых шли в бой. Болью и светлой грустью наполнены эти воспоминания. Ведь началом судьбы сыновей полка была непременно большая беда, и не для забавы шили двенадцатилетним мальчикам гимнастерки и маленькие сапоги...
Ведущий: Подростки 1941-1945 гг. Они были всюду. Они заменили отцов на заводах. Они делали автоматы, гранаты, мины. Они дежурили в госпиталях, заменяя сиделок и сестер. Они дежурили во время воздушных тревог на постах местной противовоздушной обороны. Они в своих школьных мастерских клеили пакеты для подарков и посылок, делали жестяные кружки и вязали варежки и перчатки. Они строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали чердаки. Они тоже были защитниками Родины, как и их взрослые братья, сестры, отцы. Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.
На экране демонстрируется презентация «Пионеры-герои».
Ведущий: За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:
Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков,
Володя Казначеев;
Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров,
Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;
Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов,
Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».
Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев».
Звучит в исполнении детей «Песня о пионерах-героях»
Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.
Ведущий: Вернулся в отряд он с бесценным пакетом. Уснул у костра на земле. Не снилось ему, что о подвиге этом. На утро узнают в Кремле. Что будет герою Звезда золотая - Награда за воинский труд. Что люди, о подвиге славном мечтая, На Лёньку равненье возьмут.
На экране демонстрируются фрагменты презентации «Пионеры-герои»
Ведущий:Эти строки посвящены Лене Голикову- Герою Советского Союза. Он собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами.
Ведущий: Зина Портнова – Герой Советского Союза. Она ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в яме. Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него, что это лишь начало жестоких мук, каких не видел свет… Но, жёлтая, как воск, она молчала.
Ведущий: Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”. Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.
Ведущий: Марату Казею посвятил свои строки поэт В.Алексеев.
Навстречу им в своё бессмертье Он сделал несколько шагов… И грохнул взрыв, и грозным смерчем Смело озлобленных врагов.
Ведущий: Валя Котик вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей.
Ведущий:Мы вспомним о болях тех давних. В них совершен был подвиг не один. Вошёл в семью героев наших славных Отважный мальчик Котик Валентин. Он, как при жизни, утверждает смело “Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.
Сколько храбрых сердец молодых Беззаветно служили народу Пионеры и тысячи их Кто погиб за страну и свободу. Их могилы ты всюду найдешь. На дорогах минувших пожарищ. Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь. То сними свою шляпу, товарищ!
Ведущий:65 лет - это много или мало?... Если оглянуться на отдельного человека - целая жизнь… Если окинуть взором страну - маленькая страница истории…65 лет отделяют нас от того памятного дня в истории нашей Родины, когда ВЕЛИКИЙ НАРОД одержал ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ!!!
Ведущий:Все меньше и меньше остается среди нас тех, кто сражался за светлое будущее своей Отчизны, за достойную жизнь своих детей и внуков на фронте, и тех, кто в годы войны трудился в тылу. Пока ветераны еще не покинули нас, мы хотим сохранить их мемуары - свидетельства о том, что они совершили, как жили, как сражались, как работали, во что верили и на что надеялись.
Ведущий:В первые дни войны тысячи патриотов явились в военные комиссариаты с просьбой направить на фронт. Народ дал клятву - приложить все силы для разгрома врага.
Ведущий:Свой достойный вклад в общенародную борьбу внесли и уроженцы Чувашии. Они плечом к плечу с другими братскими народами неустанно ковали победу на фронте и в тылу.
Ведущий:В рядах мужественных защитников Родины находилось более 210 тыс. посланцев нашей республики. На территории Чувашии было сформировано несколько воинских соединений и частей: 324-я Верхнеднепровская стрелковая дивизия, Краснознаменная стрелковая дивизия. Бойцы показывали высокую доблесть, героизм, преданность своей Отчизне.
Ведущий:
Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Смелых отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Ринулись ввысь самолеты,
Двинулся танковый строй,
С песней пехотные роты
Вышли за Родину в бой.
Песня – крылатая птица –
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
(«Песня смелых»,Алексей Сурков)
Звучат рассказы учащихся, на экране демонстрируется презентация
«Наши земляки - участники Великой Отечественной войны»
Ведущий: Брестская крепость. Среди ее защитников - воины и офицеры из Чувашии: А. Никифоров, М.Уткин, Ф. Храмов, И. Родионов.
Ведущий:Б.М.Васильев совершил более ста боевых вылетов в воздушных боях, он сбил девять немецких самолетов. В ноябре 1941 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
Ведущий: Под Москвой отличилась танковая бригада В.П. Винокурова. Другой земляк, А.М. Осипов, в 1941 году повторил бессмертный подвиг Николая Гастелло, направив объятый пламенем самолет на вражеский корабль. Наши земляки участвовали в сражениях под Сталинградом. Среди них Герои Советского Союза А.В.Кочетов, Л.М.Сапожников.
Ведущий: Известно о легендарном подвиге командира пулеметной роты И. В. Смирнова ио летчике Н.Зарубине. Геройски сражался двадцатилетний лейтенант - танкист Яков Сульдин. Командир пулеметной роты И.К.Поляков проявил исключительное мужество при форсировании Днепра в 1943 году, за что удостоен звания Героя Советского Союза. В числе героев Днепра были также Николай Безруков, Иван Яшин, генерал Антон Петров, полковник Александр Беляев и другие.
Ведущий: Прославленные летчики Герои Советского Союза Ф.Н. Орлов, М.Е.Ефимов сбили десятки немецких самолетов, уничтожили сотни танков, машин, десятки эшелонов, тысячи гитлеровских солдат и офицеров.
Ведущий:Наши земляки храбро сражались и били врага в партизанских отрядах. На территории Польши действовала партизанская группа под названием «Чуваш», ее возглавлял Я. Н. Николаев, уроженец д. Чедино Чебоксарского района. Имя его стало легендарным, о его подвигах написаны статьи, книги на польском, русском и чувашском языках.
Ведущий: В Севастополе в подпольной группе смело действовала и погибла бывшая артистка Русского республиканского театра Чувашии З.П. Яковлева.
В исполнении учителей звучит песня «Смуглянка». Демонстрируются страницы презентации о Заслуженном учителе Чувашской Республике, участнике Великой Отечественной войне, подполковнике П.М. Радунцеве.
Ведущий: «Смуглянка» - любимая песня Петра Максимовича Радунцева. И пел «Смуглянку» Петр Максимович так, что можно было увидеть и красивую молдаванскую девушку-партизанку, и удалого бойца, и цветущий летний сад… Его голос разливался по всему залу. И это неслучайно. Песня о любви, свидание, расставание, про смуглянку-молдаванку. Она прозвучала в 1944г. и сразу полюбилась бойцам. Хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.
Ведущий: Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады.
Участникам урока предлагаются следующие песни для исполнения: «Синий платочек», музыка Я.Галицкого; «Катюша» музыка М.И. Блантера, слова М.В.Исаковского;
«В землянке», музыка К.Я.Листова, слова А.А.Суркова
Ведущий:Победа достигнута большими усилиями воинов Красной Армии и тружеников тыла в результате больших, невосполнимых потерь. Война оборвала жизни более 100 тыс. наших земляков, то есть каждый второй не вернулся в родные края. Тысячи наших земляков умерли от ран в госпиталях.
Ведущий: Около 54 тысяч вернувшихся с войны уроженцев Чувашии за мужество и отвагу, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, награждены орденами и медалями СССР. Свыше 120 тыс. тружеников тыла награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Чувашский народ свято хранит память о своих сыновьях и дочерях.
Звучат фрагменты лучших исследовательских работ учащихся, на экране демонстрируется презентация
«История Великой Отечественной войны в истории моей семье».
Ведущий: Страницы военной истории находят отражение в народной мудрости, фольклоре. Всем участникам предлагается продолжить вторую часть пословиц:
Солдат спит – служба идет
Кто храбр да стоик – тот десятерых стоит
Пуля дура – штык молодец
Кто за свое дерется, тому и сила – двойная дается
Русский солдат - не знает преград
Тяжело в учении – легко в бою
Автомат да лопата – друзья солдата
Щи да каша – пища наша
Храбрость сестра - победы
Письма с фронта
Треугольником сложен потемневший листок, В нем и горькое лето, и сигналы тревог, В нем печаль отступленья в тот отчаянный год. Рвется ветер осенний и команда: вперёд! Даже смерть отступала, хоть на несколько дней, Где солдатские письма шли дорогой своей. И с поклоном последние письма, полные сил, От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, И бессонную правду фронтовых голосов. В письмах вера солдата в наши мирные дни. Хоть и были когда-то далёко они. Прошу Вас: храните солдатские письма Они и просты и порою грустны, В них столько надежды и вечного смысла. Прошу Вас: храните солдатские письма, Тревожную памятьлюдской доброты!
Ведущий: (Показ и чтение фрагментов писем.)Письма с фронта... Они хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их берешь в руки так бережно, словно дорогой и хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком. Строчки почти выцвели, а фронтовой конверт с пометкой “Воинское” по-прежнему призывает – служить России!
Звучит песня в исполнении учащихся младших классов «Песня о России».
Ведущий:Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. Прошло много лет, а интерес к подвигам отважных не угасает.