Гражданская компетентность как цель образования в контексте ФГОС НОО (из опыта работы)
Гражданская компетентность как цель образования в контексте ФГОС НОО (из опыта работы)
Гражданская компетентность как цель образования
в контексте ФГОС НОО
«Я вижу миссию учителя, прежде всего в том,
чтобы каждый мой питомец стал гражданином»
В.А.Сухомлинский
Становление гражданского общества и модернизация российского государства на современном этапе требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.
Отечественная система образования в настоящее время находится на значимом этапе инновационного развития, связанного с введением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Введение ФГОС НОО строится на существующем опыте экспериментальной поисковой деятельности в системе образования, который накоплен на протяжении многих лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гражданская компетентность как цель образования в контексте ФГОС НОО (из опыта работы) »
Министерство образования и науки Волгоградской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»
(ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»)
Кафедра начального образования
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ
«Гражданская компетентность
как цель образования
в контексте ФГОС НОО»
Выполнил: слушатель по программе № 200 (1)
учитель начальных классов МОУ гимназии №13
Тракторозаводского района г. Волгограда
Зубарь Светлана Витальевна
Проверил: Казачкова Светлана Петровна,
ст.методист
Волгоград – 2014 год
Зубарь С.В. МОУ гимназия №13 г. Волгоград
Гражданская компетентность как цель образования
в контексте ФГОС НОО
«Я вижу миссию учителя, прежде всего в том,
чтобы каждый мой питомец стал гражданином»
В.А.Сухомлинский
Становление гражданского общества и модернизация российского государства на современном этапе требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.
Отечественная система образования в настоящее время находится на значимом этапе инновационного развития, связанного с введением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Введение ФГОС НОО строится на существующем опыте экспериментальной поисковой деятельности в системе образования, который накоплен на протяжении многих лет.
Так, первоосновы гражданского воспитания рассматривали: В.Г.Белинский, Г.Гегель, А.И.Герцен, А. Дистервег, И. Кант, Я.А.Каменский, В.А. Сухомлинский, Г.Песталоцци, Н.Г. Чернышевский и многие другие отечественные и зарубежные философы и педагоги.
Анализ методической литературы и практики гражданского воспитания школьников свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме воспитания гражданина. На современном этапе данное направление разрабатывается в исследованиях И. В. Следзевского, Н. Ю. Синягиной, Л. В. Кузнецовой, Е. Е.Вяземского, Т. М. Толкачевой, С. В. Колотий.
Теоретический анализ показывает, что в различные исторические периоды в России под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания гражданина. А что же такое компетентность и гражданская компетентность в частности?
Компетентность – это способность и готовность человека продуктивно решать круг задач в какой-либо области.
Гражданская компетентность – это способность человека быть активным членом гражданского общества, участвовать в его создании и функционировании.
Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования, необходимо отметить два важных момента. Во-первых, реализация компетентностного подхода не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию, без которых невозможно становление действительно гражданской компетентности. Гражданская компетентность не может быть сформирована без опоры на гражданские ценности и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров. Во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления компетентности как "доказанной готовности к деятельности" может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, и в деятельности же компетентность только и может реализоваться. Вот почему гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации. Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность: - Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. - Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. - Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения. - Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. - Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Большое значение для воспитания человека как гражданина своей страны имеют годы обучения в начальной школе. Младший школьный возраст - это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Именно в этот период формируются нравственные и гражданские качества личности, закладываются основы гражданского поведения. Поэтому гражданское воспитание младших школьников занимает важное место в общей системе гражданского воспитания. Становление гражданской компетентности младших школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание младшего школьника на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
«Детство есть великая пора жизни, когда закладывается основание всему будущему», - говорил Н.В. Щелгунов. Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы уважения к своей, истории, к людям, т.е. основы гражданственности. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина, что обусловлено социальным заказом современности.
Слагаемыми гражданской компетентности являются три структурных компонента:
1.Когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения. Это, прежде всего, знания об обществе, его строении, правах человека и механизм их защиты. При компетентностном подходе важно, чтобы процесс получения знаний не был сведен к простой передаче фактической информации, а ученики должны стать активными участниками этого процесса, поэтому данный компонент гражданской компетентности предполагает использование исследовательской деятельности.
2.Деятельностный(операционный) компонент включает в себя готовность выполнять роль избирателя, потребителя, общественного и политического деятеля. На данном этапе ученик должен овладеть компетентностью социального выбора, компетентностью социального действия, коммуникативной компетентностью, так же ученик должен овладеть определенными умениями и навыками: критически мыслить, исполнять гражданские обязанности, уметь пользоваться своими правами и защищать их. Для этого необходимо умение вести дискуссию, вступать в диалог, определять и аргументировать свою позицию.
3.Личностная (мотивационно – ценностная) составляющая: *Аксиологический компонент предполагает наличие у человека таких ценностей, как гуманизм, патриотизм, уважение прав и свобод человека, национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей.
* Индивидуальный компонент предполагает, что гражданские и патриотические чувства не могут быть навязаны кем – то. Они должны быть продуктом осознанного свободного выбора на основе гуманистических ценностей.
Личностные качества гражданственности формируются через личностную активность, так как гражданские компетенции проявляются во всех сферах индивидуальности. В интеллектуальной сфере – это развитие критического мышления, умение добывать, анализировать и использовать информацию, касающуюся жизни в гражданском обществе. В мотивационной сфере – это развитая гражданская мотивация, понимание взаимосвязи своего личного успеха с развитием гражданского общества. В эмоциональной сфере – высокий уровень правовой, гражданской и политической культуры. В волевой сфере – настойчивость и решительность в достижении своих целей. В сфере саморегуляции – умение адекватно оценивать себя и свои возможности в сфере гражданской деятельности. В предметно - практической сфере – способности в публичной деятельности. В экзистенциальной сфере – толерантность, стремление к добру, справедливости, самосовершенствованию.
Гражданское образование в учебном заведении должно проходит через все три ступени обучения. На I ступени(начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые помогают ему интегрироваться в сообществе, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести вклад в жизнь страны, общества. На II ступени (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка. На III ступени (средняя (полная) школа) углубляет знания в процессах, происходящих в различных сферах общества.
У младших школьников необходимо сформировать представление о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о правовых документах (Конституция РФ, Конвенция по защите прав ребенка и т.д.), роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Здесь важную роль играет и обучение младших школьников первичным навыкам учебной деятельности, толерантного отношения к окружающим, принятию определенных решений. Приоритетными условиями формирования гражданственности у младших школьников являются: личные качества учителя (его духовность, нравственность, всегда четкая и ясная позиция по какому-либо вопросу). Необходим положительный, высоко нравственный образ человека, который на протяжении длительного времени мог бы работой, отношением к миру и своему государству формировать мировоззренческие позиции младших школьников;приобщение к традициям школы, через которые происходит формирование отношения к школе как второму дому.
Существует несколько моделей, которые способствуют формированию гражданской компетентности младшего школьника:
предметная
межпредметная
воспитательная
институциональная
проектная
При осуществлении гражданско-правового воспитания также необходимо осуществлять взаимодействие семьи и школы, активно включать родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Наиболее приемлемыми формами работы при этом будут являться: Уроки мужества, экскурсии в музеи, благотворительные и социальные акции, часы общения, дни семейного творчества, проектная деятельность, различные конкурсы и фестивали. Эти формы работы направлены на полноценное изучение таких тем и разделов, как «Ты и твое право», «Ты и твоя ответственность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства» и др. Интерес у обучающихся и их родителей вызывают и наглядно-информационные формы работы: выставки детских работ по теме: «Улыбка мамочки моей», «Мы с папой моим большие друзья», фотоальбом «Счастливое мгновенье».
Без любви к своей стране и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные качества личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. С первого класса и на уроках, и во внеурочной деятельности по гражданско-правовому воспитанию необходимо формировать у обучающихся первоначальные о Родине (большой и малой), знакомить с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «декларация прав ребенка», «государственные символы: герб, флаг, гимн», «конституция». На таких мероприятиях дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне.
Гражданская активность развивается у ребенка не спонтанно, она требует системы специальных педагогических воздействий, так как гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы. В настоящее время различают следующие методы формирования гражданской компетентности:
I блок – информационно – дискуссионные методы (лекции, беседы, рассказы, проблемные задачи, использование компьютерных технологий);
II блок - методы самостоятельного освоения материала (выполнение заданий по изучению учебных тем с применением учебников, исторических рассказов, монографий);
III блок – исследовательские методы (дискуссии, «мозговой штурм», театрализация, деловые игры, общенациональные мероприятия, работа над созданием общественных проектов, участие в благотворительных акциях, анализ политической информации).
Эффективность процесса формирования гражданской компетентности у обучаемых зависит в большей степени не от содержания учебной дисциплины, а от правильности подбора методов обучения и воспитания, учета возрастных особенностей и возможностей гражданского становления младшего школьника, оценки деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (оценка должна вести к успеху).
Так в разнообразных формах интересной, увлекательной учебно – воспитательной работы закладываются основы формирования гражданской культуры младшего школьника.
Ведь начальная школа – это целый мир! Годы, проведенные в ней, должны остаться в памяти человека, как время приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю дальнейшую жизнь, а лишь расширили жизненный кругозор маленького гражданина большой страны.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод: формирование гражданской компетентности младшего школьника является приоритетной задачей современной государственной политики в области образования, а также общей целью системы гражданского воспитания и российской образовательной системы.
Литература
1.Богомаз М. В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся. // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.smolpedagog.ru
2. Борисова Ю. Г. Становление гражданской компетентности школьников: по материалам научно-практической конференции «Седьмые Чередовские чтения» [Электронный ресурс] - Омск: ОмГПУ, 2009. - Режим доступа: www. omgpu.ru
3.Буянский Д. Гражданская компетентность как цель образования.// Начальная школа плюс До и После. 2008, № 8
4. Волынчикова Е. А. Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у младших школьников. // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.smolpedagog.ru
5. ГаврилычеваГ. Ф. Воспитать гражданина. Как? // Начальная школа. 2006, № 12
6.Гревцева Г.Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников // Начальная школа. 2005, № 9
7. Гуляева И. Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности. // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. Вологда: Книжное наследие, 2007
8. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». М.: Просвещение, 2012
9. Кузнецова Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. / Кузнецова Л.В. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006, № 9
10.Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. – М.: Просвещение, 1991.
11.Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников //Дополнительное образование. 2005, №10
12.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М.: Просвещение, 2011