kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЕКТ «Формирование патриотического сознания учащихся как одного из основных гражданских качеств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

             В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.

           Данная проект  представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Концепция проекта раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ «Формирование патриотического сознания учащихся как одного из основных гражданских качеств» »

МБОУ «СОШ №9» г. Нефтеюганска





ПРОЕКТ

«Формирование патриотического сознания учащихся как одного из основных гражданских качеств»

Автор: Омельчак Сергей Евгеньевич

Преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности муниципального образовательного бюджетного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 9»



2012г.





Содержание

Стр.

  1. Аннотация ……………………………………………………………..2

  2. Актуальность…………………………………………………………..3

  3. Содержание проекта…………………………………………………..4

  4. Основополагающие принципы и направления их реализации…….7

  5. Этапы реализации проекта…………………………………………...9

  6. Содержание деятельности по направлениям………………………..9

  7. Ресурсное обеспечение……………………………………………….12

  8. План реализации проекта ……………………………………………14

  9. Ожидаемые результаты……………………………………………….23

  10. Критерии оценки эффективности проекта………………………… 24

  11. Результаты деятельности I и II этапов…………………………….25

  12. Прогнозируемые риски и способы их преодоления………………..28

  13. Перспективы дальнейшего развития проекта………………………29

  14. Список литературы……………………………………………………30

  15. Приложение …………………………………………………………..31





















Аннотация

В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.

Данная проект представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Концепция проекта раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.

Основной целью концепции является определение места и роли воспитания учащихся, способных на социально-оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие, моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, а для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.

Проект реализуется через все возрастные категории и рассчитан на 5 лет (с 2008 г. по 2013г.)















Актуальность.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа». Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

В школе проводилось психолого-педагогическое исследование по определению уровня воспитанности, который раскрывается в поведении, в отношении человека к окружающему миру, к окружающим людям, к себе, к тому, что он делает.

Это отношение формируется в результате усвоения ценностей, норм, правил, идеалов данного общества. В данном исследовании принимали участие учащиеся 9-х и 10-х классов.

Ценностное отношение – это отношение субъекта к объекту как к ценности. Личностный рост связан с развитием именно ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Учащиеся 9-10-х классов демонстрируют в целом преобладающее ситуативно-позитивное отношение к знаниям, земле (природе), культуре, человеку как таковому.

В 9-х классах около половины учащихся (39%) заявили о ситуативно-негативном отношении к Отечеству, миру (49%), к семье (26%).

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что учащиеся понимают и принимают патриотизм как ценность, но слабо представляют его на практике.

По словам президента РФ Д. Медведева, гражданско-патриотическим воспитанием «нужно заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период».

Содержание проекта.

Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

- умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;

- способность интегрироваться в сложившуюся систему отношений;

- умение устанавливать контакты с другими людьми;

- готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;

- неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;

- умение любить свою Родину.

Методологическую базу педагогического опыта составляют:

• традиционные теории понимания патриотизма как высшей ценности Макиавелли, Крижанича, Руссо, Фихте;

• идеи К.Д.Ушинского А.Н.Вырщикова, И.Ф.Харламова о необходимости воспитания патриотизма в школе;

• труды П.П.Блонского, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого по определению содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств;

• методические разработки педагогов-новаторов. И.А.Пашкович, Т.А.Касимова , Н.К.Беспятова, Буторина Т.С., Т.А.Орешкина о решении проблем, связанных с формированием патриотизма у подрастающего поколения.

Цель проекта: создание условий для формирования личности достойного гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

1. Проведение научно-обоснованной деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся.

2. Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.

3. Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.

4. Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Гипотеза: формирование личности достойного гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения возможно только при создании в школе эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.

Объект проекта: организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания учащихся МОБУ «СОШ №4»

Предмет проекта: педагогическая деятельность, направленная на формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Формы работы с учащимися:

учебные занятия по ОБЖ, экскурсии в виртуальные музеи Министерства обороны Российской Федерации, турниры, конкурсы, олимпиады, проектирование, развивающие часы (рефлексии, саморазвития, методологического мышления).

Методы обучения: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения; методы стимулирования деятельности и поведения.

Технические средства обучения: лазерный принтер; универсальный (мультимедиа) видеопроектор с экраном; VHS - DVD плеер и телевизор; музыкальный центр с микрофоном; роботы-тренажеры «Гоша», «Максим»; интерактивная доска; набор фильмов на CD по тематике ОБЖ-ОВС.

 















Основополагающие принципы и направления их реализации

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

- научность, гуманизм, демократизм;

- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

- системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;

- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

- его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.









Основные направления реализации проекта

  1. Социальное:

  • формирование добросовестного отношения к учебе;

  • формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения);

  • формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных);

  • воспитание уважения к традициям семьи;

  • формирование взаимопонимания в семье;

  • воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;

  • формирование умения результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

  1. Политическое:

  • воспитание правовой культуры;

  • формирование понимания политических и правовых событий;

  • формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции патриота своей страны.

3. Нравственное:

  • воспитание чувства прекрасного;

  • воспитание любви к Родине;

  • знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным);

  • формирование общечеловеческих ценностей.



Этапы реализации проекта:

1 этап. 2008-2009 гг. – изучение и анализ уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников.

2 этап. 2009-2011 гг. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование патриотического сознания учащихся как одного из основных гражданских качеств. Отбор и отработка методов, методик по проекту, внедрение современных технологий.

3 этап. 2011-2013 гг. – оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание.

Содержание деятельности по направлениям.

Социальное

  • внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, основанных на компетентностном и деятельностном подходе;

  • организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;

  • изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;

  • проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;

  • организация совместных коллективных творческих дел;

  • организация и проведение благотворительных акций;

  • организация работы с родителями.

Политическое

  • изучение символики России, округа, района, поселка, школы;

  • оформление уголка символики;

  • проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, окружного, районного и поселкового значения;

  • изучение родного края и страны через организацию походов, заочных путешествий;

  • совершенствование системы классного и школьного самоуправления;

  • организация цикла передач по школьному радио;

  • организация встреч с выпускниками школы, ветеранами воин, передовиками производства;

  • организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;

  • акция «Ветеран живет рядом»;

  • создание клубной системы правоведческой работы “Подросток и закон”.

Нравственное

  • соблюдение нравственного кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;

  • изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России, малых народов Севера;

  • участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;

  • ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;

  • знакомство с различными видами искусств;

  • изучение истории России, символики, геральдики;

  • проведение общешкольных традиционных мероприятий (Слет отличников и хорошистов, творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т.д.);

  • проведение культурно-массовых спортивных мероприятий; оформление стендов: “Отличники”, “Наши выпускники ” и др.;

  • организация различных выставок;

  • организация культурных мероприятий для творческой самореализации:

  • организация вокальной и театральной студий, хора учителей.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

А) Нормативно-правовые ресурсы:

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка";

- Закон РФ "Об образовании";

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

- Программа развития МОБУ «СОШ №4» на 2008-2012 гг;

Б) Кадровые ресурсы:

Оценка состояния педагогического сообщества:

  • уровня творческого и профессионального потенциала;

  • готовность к разработке новых программ, методик, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся; осваиванию новых технологий;

  • сплочённость коллектива, сотрудничество и сотворчество;

  • уважения личности каждого участника ОС.

В) Информационные ресурсы:

  • приобретение и изучение литературных источников по теме проекта.

  • семинары, практикумы по вопросам темы проекта.

  • поддержание информационно-компьютерной связи с инновационным сообществом.

  • взаимообучение и взаимообогащение между членами педагогического сообщества ОУ.

Г) Программно-методические ресурсы:

  • Разработка и внедрение рабочих программ по направлениям программы.

  • Формирование информационного банка идей педагогов, включающего инновационные методические разработки активных форм деятельности.

  • Создание библиотечного фонда школы справочной, познавательной, художественной литературы

  • Разработка программно-методического обеспечения для педагогов на основе современных воспитательных технологий.

  • Отбор методик, технологий и из элементов, направленных на гражданско-патриотическое воспитание.

  • Составление плана работы по проекту на каждый год.

Д) Материально – технические ресурсы:

  • наличие оснащенной материально-технической базы школы для гражданско-патриотического воспитания учащихся.

  • наличие учебных кабинетов с мультимедийным оборудованием, оружейной комнаты, полосы препятствия, спортивных и актового зала;

  • наличие необходимой литературы и электронных носителей;

  • наличие обучающих программ, стендов, плакатов, тренажеров;

  • наличие расходных материалов для выпуска методических материалов и сборников;

  • наличие компьютерной и множительной техники в необходимом количестве;

  • овладение педагогами информационными и компьютерными технологиями.

Д) Финансовые ресурсы:

    • Бюджетное и внебюджетное финансирование

План реализации проекта по этапам

Деятельность по созданию системы патриотического воспитания

Участники

деятельности


Сроки

I этап (проектный)

Создание и программирование работы творческой группы

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги, учащиеся

2008 год

Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги

2008 год

Изучение научно- методической литературы

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги

2008 год

Определение концептуальных положений по изучению эффективности учебно-воспитательного процесса

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги

2008 год

Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги

2008 год

Проектирование модели личности выпускника

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные

руководители, родители

2008 год

Научно-практическая конференция классных руководителей «Патриотическое воспитание: проблемы, пути их решения»

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, учащиеся

2008 год

Ресурсное обеспечение реализации программы по патриотическому воспитанию школьников

Преподаватель-организатор ОБЖ

2008 год

II этап (практический)

Создание мониторинга развития личности


Педагоги, преподаватель-организатор ОБЖ, педагог-психолог

2009 год

Обновление содержания образования и способов учебно-воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги


2009 год

Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, основанных на компетентностном и деятельностном подходе

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги


ежегодно

Внедрение здоровьесберегающих технологий

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги


ежегодно

Исследование эффективности программы

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

ежегодно

Проведение на базе школы праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, фестивалей, соревнований и т.д.

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги, учащиеся, родители

ежегодно

Организация совместных творческих дел с родителями

Кл. руководители, преподаватель-организатор ОБЖ, родители, учащиеся

постоянно

Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги

постоянно

Внедрение рабочих программ по гражданско-патриотическому воспитанию

классные руководители, Преподаватель-организатор ОБЖ,

Ежегодно

Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках школы №4-бойцах «горячих точек»

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, учащиеся, родители


постоянно

Оформление стендов: “Военная форма к лицу”, “Наши защитники Отечества ” и др.


Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся

Ежегодно

IІІ. Заключительный этап (рефлексивный)

    1. Мониторинг и анализ гражданской, патриотической социализации школьников.


Преподаватель-организатор ОБЖ, педагог-психолог, классные руководители

2012 год

    1. Использовать материал работы по гражданско-патриотическому воспитанию при планировании воспитательной работы школы, класса.

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

2012 год

3.Создать объективные, адекватные, открытые критерии и формы

оценки своей работы.

Преподаватель-организатор ОБЖ,

2013


ПЛАН

мероприятий реализации проекта

п/п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

I.Мероприятия, направленные на формирование патриотического сознания как одного из основных гражданских качеств в урочное время

1

Проведение уроков по патриотической тематике

Ежегодно

Учитель истории, преподаватель - организатор ОБЖ,

2

Проведение интегрированных уроков истории, ОБЖ и литературы по патриотической и гражданской тематике

Ежегодно

Учителя истории, литературы, преподаватель - организатор ОБЖ, учащиеся

3

Проведение классных часов гражданско-патриотической направленности

Ежегодно


преподаватель - организатор ОБЖ, учащиеся

4

Классные часы на тему «Забота о родите­лях – дело совести каждого»

Ежегодно

апрель

преподаватель - организатор ОБЖ, классные руководители, учащиеся

5

Фотовыставка на тему «Родная школа в лицах»

Ежегодно

октябрь

Педагоги-организаторы, преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся

6

Классные часы на темы семьи и отношений в семье

Ежегодно


преподаватель - организатор ОБЖ, учащиеся, педагог-психолог

7

Беседы о внутреннем и международном положении

Постоянно

Учителя истории, преподаватель-организатор ОБЖ

II. Внеурочная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию

2.1 Проведение массовых мероприятий

1

Мероприятия, посвящённые празднованию дня Победы

Ежегодно,

апрель-май

Преподаватель - организатор ОБЖ, педагоги-организаторы, учащиеся, родители

2

Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы

Ежегодно

Январь-февраль,

Преподаватель - организатор ОБЖ учащиеся, родители,

3

Организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта

Ежегодно,

февраль

Учителя физкультуры, преподаватель - организатор ОБЖ учащиеся.

4




Проведение встреч обучающихся с курсантами военных училищ

Ежегодно,

январь-февраль

Преподаватель - организатор ОБЖ, выпускники школы, учащиеся

5

Проведение встреч обучающихся с бывшими военнослужащими

Ежегодно, в течение военно- патриотического месячника

Преподаватель - организатор ОБЖ, учащиеся

6

Проведение смотра – конкурса строя и песни.

Ежегодно, в течение военно- патриотического месячника

Преподаватель - организатор ОБЖ, Классные руководители, учащиеся

7

Проведение выставок детского рисунка по военно-патриотической тематике

Ежегодно, в течение военно-патриотического месячника, к памятным датам

Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя рисования, учащиеся

8

Проведение конкурсов патриотической песни

Ежегодно,

февраль

Преподаватель-организатор ОБЖ, учитель музыки, учащиеся

9

Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий

Ежегодно

Преподаватель - организатор ОБЖ, учащиеся, родители

10

Проведение Вахты памяти:

- оказание шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда, труженикам тыла;

- поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с днём Победы;

Ежегодно, апрель-май

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги-организаторы, учащиеся, родители

11

Участие в районных конкурсах, викторинах, фестивалях по патриотическому воспитанию

Ежегодно


преподаватель - организатор ОБЖ, учащиеся

12

Круглый стол: Уголовная ответственность несовершеннолетних (9-10 классы)

Ежегодно


Социальный педагог, педагоги-организаторы, преподаватель-организатор ОБЖ, сотрудник ИДН

13

Проведение профориентационных мероприятий

Ежегодно


преподаватель-организатор ОБЖ

2.2 Физкультурно-оздоровительная деятельность

1

Проведение школьной спартакиады

Ежегодно в течение учебного года

Учителя физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ

2

Проведение осеннего легкоатлетического кросса.

Ежегодно,

октябрь

Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры, учащиеся

3

Проведение весеннего легкоатлетического кросса

Ежегодно,
апрель

Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры, учащиеся

4

Проведение школьных туристических соревнований

Ежегодно,

март

Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры, учащиеся

5

Проведение соревнований «Школа безопасности»

Ежегодно,

сентябрь

Учителя физкультуры, преподаватель - организатор ОБЖ, учащиеся

6

Проведение районного слета кадетских классов

Ежегодно,

апрель

Учителя физкультуры, преподаватель – организатор ОБЖ, учащиеся, классные руководители

2.3 Проведение коллективно-творческих дел и мероприятий

1

Проведение классных часов по гражданской тематике с использованием нормативных документов, касающихся защиты прав детей:


Ежегодно,

декабрь

Классные руководители,

учитель истории,

преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся

2

Беседа о школьном Уставе «Мои права и обязанности»

1 четверть

Классные руководители преподаватель-организатор ОБЖ

3

Проведение воспитательных мероприятий и игр, посвящённых Дням воинской Славы России, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню независимости, историческим датам

Ежегодно

Педагоги- организаторы, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся

4

Проведение читательских конференций по книгам о защитниках Отечества

Ежегодно

Библиотекари, учащиеся


5

Организация показа и обсуждения документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы


Ежегодно

Классные руководители, педагоги-организаторы, преподаватель-организатор ОБЖ

6

Проведение кл. часов, бесед-лекций, праздников на гражданско-патриотические темы

Ежегодно

Классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ

9

Участие в районных соревнованиях среди молодёжи по патриотическому воспитанию

Ежегодно

педагоги-организаторы, преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся

10

Трудовой десант


Ежегодно сентябрь, май

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, учащиеся

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. На уровне образовательного учреждения:

  • Создание банка методик, позволяющих отслеживать качественные показатели развития детей при освоении инновационной педагогической технологии. Выпуск сборников описания опыта в ОУ.

  • Выпуск сборника обобщения опыта по патриотическому воспитанию учащихся

  • Вовлечение в процесс реализации программы всего педагогического коллектива ОУ и воспитанников.

  • Создание сборника мероприятий гражданско – патриотической направленности.

  • Психолого-педагогическое просвещение педагогов по проблемам гражданско-патриотического воспитания.

  • Проведение конкурсов и соревнований гражданско-патриотической направленности в ОУ.

  • Повышение уровня развития и проявления патриотизма личности.

2. На уровне района и округа:

  • Презентация сборников и материалов по проведению уроков и мероприятий гражданско – патриотической направленности.

  • Проведение семинаров и мастер-классов по вопросам гражданско-патриотического воспитания

  • Участие учащихся в соревнованиях и конкурсах военно-патриотической направленности.

    1. На федеральном уровне:

  • Участие педагогов и учащихся в конкурсах и семинарах гражданско-патриотической направленности.





КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

На уровне образовательного учреждения:

  • Проведение уроков, мероприятий с охватом максимума учащихся.

  • Наличие сборников описания и обобщения опыта гражданско-патриотического воспитания.

  • 100% охват преподавательского состава ОУ при реализации программы.

  • Максимальное вовлечение учащихся для проведения мероприятий гражданско – патриотической направленности.

  • Участие на соревнованиях и конкурсах гражданско – патриотической направленности различных уровней.

- наличиe и качествo диагностических данных о развитии педагогического коллектива (повышению профессионального уровня);

На уровне района и округа:

  • Количество и качество проведенных мероприятий и участия в них учащихся.

На федеральном уровне:

  • Участие педагогов и учащихся в конкурсах и семинарах гражданско-патриотической направленности.










Результаты работы над проектом в 2008 – 2011 годы (I и II этапы)

Мероприятие

Год

Уровень

Место

Участие учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах

1.

3-Всероссийская дистанционная олимпиада по ОБЖ

2012г.

Федеральных

2 место

2

Всероссийский конкурс-игра по ОБЖ «Муравей»


2011г.


Федеральных

7кл.-лауреаты

7кл.-1,1,3,3место

11кл.-1.2место

По Тюменской области

3

Олимпиада


2009г. 2010г. 2011г. 2012г.

Муницип.


2место 1,3место 1,1место 1,1,3,3место

4

Олимпиада

2012г.


Региональный

Участие


5

«Школа безопасности»

2008г.

2009г.

2011г.

Муницип.

1 место

1 место

2место

6

«Школа безопасности» 10-окружные соревнования

2008г.

Региональный

1,2,3место в видах и на этапах

7

7-сбор воспитанников кадетских корпусов и школ из регионов РФ

2010г.

Федеральных

3место по строевой подготовке

8

8- сбор воспитанников кадетских корпусов и школ из регионов РФ

2011г.

Федеральных

2место по разборке и сборке АКМ

9

Пожарно-военизированная эстафета «Штурм»

2009г. 2010г. 2011г.

Муницип.

3место 3место 2место

10

По итогам всех военно-патриотических соревнований и конкурсов

2009/2010 уч.год

2010/2011 уч.год

Муницип.

3 место

3 место

11

Военно-спортивная игра «Зарница»

2009г. 2010г.

Муницип.

1место 2место

12

«Юный стрелок»

2009г. 2010г. 2011г.

Муницип

3место 3место 2место

13

Военно-прикладное многоборье

2009г. 2010г. 2011г. 2012г.

Муницип

2место 1место 3место 3место

14

Спартакиада допризывной молодежи

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Муницип.

1 место

2 место

2 место

1 место

Распространение педагогического опыта

На уровне образовательного учреждения:

Мероприятие

Год

Класс

1.

Открытые уроки




«Виды и рода войск ВС РФ»

2008

11А кл.


«Действия во время террористических актов»

2009

10А кл.


«Ордена России»

2009

11Б кл.


«Конвенция о правах ребенка»

2010

10Б кл.


«Тонкий лед»

2011

7Б кл.

2.

Конкурсы и соревнования




Конкурс строевой песни

Ежегодно

5-8 кл


Конкурс « А ну-ка парни»

9-11 кл



Конкурс «Безопасное колесо»

5-6 кл



Игра «Зарница»

5-9 кл



Слет кадетских классов

5-8 кл



Туристический слет

5-11кл

На уровне района и округа:

1.

Презентация сборников и материалов по гражданско-патриотической направленности

2010-2011

2.

Выступление на августовской конференции « Ключевые компетенции на уроках ОБЖ как необходимое условие, способствующее приобретению навыка сохранения жизни и здоровья в различных условиях»

25.08.2010

3.

Мастер-класс «Оказание первой помощи при травмах»

18.12.2010

4.

Практикум «Проведение классных часов на патриотическую тему»

21.03.2011

5.

Единый урок «День героев Отечества»

21.03.2011

6.

Участие учащихся в соревнованиях и конкурсах военно-патриотической направленности.

Ежегодно

На федеральном уровне:


Участие педагогов и учащихся на различных заочных конкурсах и семинарах гражданско-патриотической направленности.

Ежегодно



Показатели, характеризующие эффективность опыта на протяжении нескольких лет

  • Высокий уровень профессионально-педагогических качеств учителя позволяет добиваться устойчивых положительных результатов обученности учащихся по предмету: при 100% абсолютной успеваемости за последние 10 лет качественная успеваемость возросла до 88% при стабильно высоком уровне познавательного интереса обучающихся.

  • За годы работы над проектом наметилась положительная динамика личностного роста учащихся, связанного с развитием ценностного отношения к знаниям (на 14%), Отечеству (на 24%), миру (на 16%), к семье (на 20%).

  • Ежегодно растет количество участников и победителей в соревнованиях и конкурсах гражданско-патриотической направленности различных уровней (с 2008 г. по 2011 на 12%)

Таким образом, формирование патриотического сознания учащихся стало не отдельным элементом, а одним из основных звеньев образовательной практики, деятельности всех участников образовательного процесса.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Прогноз возможных негативных явлений

Пути их преодоления

  1. Увеличение объема работы педагогов, перегрузки

-Точное распределение рабочего времени

- Проведение мероприятий в строго определенное время.

  1. Разный уровень подготовки педагогов

Дополнительное просвещение молодых педагогов, индивидуальные консультации

  1. Высокая степень занятости воспитанников

Разнообразие форм мероприятий и занятий

  1. Недостаточное финансирование

Привлечение дополнительных средств: гранты, спонсорские средства, добровольные пожертвования родителей









ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

  • Разнообразить формы проведения занятий и мероприятий.

  • Расширение территории проекта: трансляция опыта в образовательные учреждения.

  • Осуществление творческого подхода к патриотическому воспитанию учащихся.

  • Более широкое привлечение учащихся к заочным конкурсам гражданско-патриотической направленности.

  • Широкое использование инновационных технологий при проведении и подготовки мероприятий и занятий гражданско – патриотической направленности.























Список использованной литературы:

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

7. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

8. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

9. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.


Приложение 1.

Перечень оценочных показателей реализации проекта «Формирование патриотического сознания учащихся как одного из основных гражданских качеств»

Оценка результативности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев.

Нравственно-духовные параметры:

  1. уровень развития и проявления патриотизма личности (через применение методов анкетирования, анализа результатов деятельности, тестирования, метода независимых характеристик и классификации):

    Высокий уровень

    Воспитанник глубоко интересуется историей и культурой России. Патриотическая убежденность и готовность к действиям во имя национальных интересов. Осознание личной ответственности за судьбу России. Проявление социальной активности и гражданской зрелости. Инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней.

      Средний уровень

    Восприятие истории Отечества как одного и важнейших предметов в системе образования и воспитания. Владение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество». Понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание гражданского и патриотического долга. Наличие опыта преодоления моральных, волевых перегрузок патриотической деятельности в ее различных формах.

     Низкий уровень

    Понятия «патриотизм», «гражданский долг» находятся на формально-вербальном уровне. Слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии российского общества и его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений. Стремление преодолеть вставшие на пути трудности, но собственными силами, без поддержки товарищей, сверстников.

      Нулевой уровень

    Интересы государства и перспективы его развития не занимают никакого места в жизненных планах, не связываются с жизненными перспективами. Понимание необходимости защиты интересов Отечества имеет отвлеченный абстрактный характер. Проявление равнодушного отношения к учебе в целом и пассивности. Отсутствие интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории Отечества. Низкая ответственность при выполнении общественных поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме. Слаборазвитые морально-волевые качества. Проявление слабоволия и отступление от намеченной цели при столкновении с трудностями.


    Методики диагностики

    1. «Личностный дифференциал», Д.А. Богданова, С.Т. Посохова.

    2. «Лесенка побуждений», А.И. Божович, И.К. Маркова.

    3. «Дом – дерево – человек». Оценка агрессивности и других видов нарушений поведения.

    4. Экспресс – диагностика И.М. Юсупова. Методика «Направленность личности» для определения духовной культуры в сфере нравственной активности обучающихся.

    5. Анкетирование.

  2. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания (определяется применением методов сравнительного анализа, анализа результатов деятельности, классификации и систематизации)

 Высокий уровень

Процесс гражданско-патриотического воспитания характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации, взаимодействия его субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения ожидаемых результатов. Субъект-объектные отношения являются оптимальными, интересы воспитателей и воспитуемых совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничны, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым.


   Средний уровень

Процесс гражданско-патриотического воспитания характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств для достижения ближайших задач. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют. Субъект-объектные взаимосвязи нестабильны, интересы и устремления воспитателей и воспитуемых совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно и наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается не в полной мере, то есть частично.

 Низкий уровень

Процесс имеет малоуправляемый, неорганизованный, стихийный характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует. Субъект-объектные взаимосвязи формальны или отсутствуют. Позитивно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается.












21




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Омельчак Сергей Евгеньевич

Дата: 10.09.2015

Номер свидетельства: 229768

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа внеурочной деятельности "Я Гражданин""
    ["seo_title"] => string(48) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostiiagrazhdanin"
    ["file_id"] => string(6) "275757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452616013"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodologichieskiie-osnovy-i-printsipy-vospitaniia-v-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109868"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405171060"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Программа работы кружка музейного дела  "Истоки" "
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-raboty-kruzhka-muzieinogho-diela-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "237249"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444253848"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства