Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наследники России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наследники России"
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине, с дополнением знаний по истории — о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии с опорой на уроки и опыт прошлого.
Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наследники России" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Южный Мартыновского района
Рассмотрено
на заседании ШМО:
Протокол №_____ от
«___»______2013г.
Согласовано:
Зам.директора по УВР
____________________
«___»___________2013г.
Принято на заседании пед.совета
Протокол №___ от
«___»__________2013г.
Утверждаю.
Приказ №___от «___»___________2013г.
Директор школы:
____________________
/Чупилкин В.Л./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«НАСЛЕДНИКИ РОССИИ»
Направление « военно- патриотическое»
для 2 класса
Составитель: Белокопытова Елена
Владимировна
учитель нач.классов
высшая категория
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
-Закона Российской Федерации «Об образовании»;
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения);
-Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
-Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
-САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Устав образовательного учреждения
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;
-Закона РФ « Об образовании ( в редакции Федерального закона)
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ .
-Учебного плана муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 2013 – 2014учебный год;
-Годового календарного графика муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 2013 – 2014 учебный год;
Актуальность программы
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине, с дополнением знаний по истории — о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии с опорой на уроки и опыт прошлого.
Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».
Задачи программы:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Ростовской области;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Программа рассчитана на один учебный год (возможно продолжение программы).
Инновационность программы.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Данная программа по внеурочной деятельности « Наследники России» во 2 классах выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в том, что он строится на предметно-практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.
Целостность программы.
В силу психологических особенностей развития младшего школьника работа по данной программе во внеурочное время строится таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребенка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково - символическое и логическое мышление. Только на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Данная программа « Наследники России» является опорой для формирования универсальных учебных действий во 2 классе образовательной школы. В данном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.
Продуктивная деятельность на занятиях кружка носит воспитательный характер и создает уникальную основу для самореализации личности. Она отвечает возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда учащиеся могут самостоятельно реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. Именно на занятиях кружка могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной, творческой работе, формируются социально-ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Практико-ориентированная направленность содержания занятий кружка « Наследники России» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении предметов в начальной школе: окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка, литературного чтения, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Программа по внеурочной деятельности « Наследники России» является комплексной и интегративной. В содержательном плане она предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Изобразительное искусство и музыка – использование средств художественной выразительности. Окружающий мир – рассмотрение и анализ культуры родного края, страны и истории семьи, изучение этнокультурных традиций.
Содержание курса.
Содержание программы по внеурочной деятельности « Наследники России» имеет практико-ориентированную направленность. Практико-ориентированная направленность содержания занятий данной программы естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении предметов в начальной школе: окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка, литературного чтения, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества, как важнейшее национальное достояние России.
Содержание программы разделено на пять разделов. Все разделы находятся в тесной взаимосвязи.
№
п/п
Наименование раздела
Количество часов
1
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ.
8
2
СИМВОЛЫ РОССИИ.
7
3
ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ.
9
4
ВЕЛИКИЕ ГОРОДА МОЕЙ СТРАНЫ
7
5
ПРОШЛОЕ РЯДОМ
3
Выполнение программы по внеурочной деятельности предусматривает сотрудничество с :
- сельским краеведческим музеем;
- Советом ветеранов посёлка;
- сельской библиотекой;
- Домом Культуры;
Условия реализации программы по внеурочной деятельности.
Программа ориентирована на детей 8-9 лет. Данная программа реализуется во 2 классе. Продолжительность занятий составляет 35 минут,1 раз в неделю,34 занятия в год.
Наполняемость групп – 15-25 человек.
Формы работы:
коллективно-групповая игра,
творческий конкурс,
защита проектов,
индивидуальная работа,
беседа с демонстрацией
презентация
коммуникативная игра
дискуссия
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемный,
частично-поисковый,
исследовательский.
Педагогические приемы:
- сотрудничество, позволяющее педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования.
Структура занятия.
Каждое занятие имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце - заключительная. Занятия сопровождаются презентациями, мультфильмами. В основной части проводится физпауза. Для успешного решения образовательных и воспитательных задач важно постепенное нарастание трудностей. Сначала необходимо ребенка заинтересовать, показать, объяснить. Материал подбирается в соответствии с темой занятий и возрастными особенностями детей.
Результаты изучения программы по внеурочной деятельности « Наследники России».
Программа обеспечивает достижение обучающимися, следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;
-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности и способность руководствоваться ими в практической деятельности;
-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
-уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
-любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранением мира на Земле;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;
-в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
-усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин России, его права и обязанности; искусство, культура; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); гражданин мира, международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория;
-знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;
-умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий;
-умение ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах в их вековом и годовом исчислении различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия.
-умение пользоваться картой для определения границ России, её крупнейших городов, рассказывать о родной стране, столице, называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края;
-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
-сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоги реализации программы представлены двумя этапами.
Первый этап – викторина после изучения темы раздела.
Второй этап – в конце года проводится викторина по изученному материалу за 2 класс. Создание собственной презентации по полюбившейся теме занятий и её представление общественности.
Дальнейшее развитие программы
В дальнейшем идеи программы будут реализовываться, и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства и опыта программ и методик по развитию речи учащихся.
Предполагаемое использование результатов реализации программы
Распространение опыта работы по реализации программы на методических объединениях педагогических работников.
Включение программы по внеурочной деятельности военно – патриотической направленности « Наследники России» в Программу развития общеобразовательного учреждения.
Тематическое планирование
№
УРОКА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ
план
факт
2а
2б
2в
2г
8
РАЗДЕЛ I: «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»
1.
1
Моя Родина.
Вводная беседа с детьми. Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина». Беседа с детьми о природе, полезных ископаемых, почве, лесах и людях нашей Родины. Работа с интерактивной доской « Природные богатства».
2.
1
Из глубины веков. Древняя Русь.
Беседа с детьми о наших предках русичях, о их жилищах, быте, занятиях. Работа с интерактивной доской.
3.
1
Из глубины веков. Российская империя.
Беседа о становлении империи, о Петре 1, о балтийском флоте, о Санкт-Петербурге. Использование интерактивной доски.
4
1
Наше государство – Россия.
Рассказ учителя о нашей стране в 20 веке. Использование ИКТ.
5
1
Столица нашей страны – Москва.
Рассказ об основании Москвы с использованием ИКТ о Красной площади, Кремле. Чтение стихотворения Ф. Глинки "Москва". Слушание песен о Москве.
6
1
Ростовская область – частица большой страны.
Беседа с опорой на знания детей о истории возникновения нашей области, её природе, животном мире, людях.
7
1
Моя малая родина – Мартыновский район.
Посещение местного музея с экспозицией о Мартыновской земле.
8
1
Викторина по теме: Россия – Родина моя.
Проведение викторины, подведение итогов.
7
РАЗДЕЛ II: « СИМВОЛЫ РОССИИ»
9
1
История Российского флага.
Знакомство с историей возникновения нашего флага, его видоизменениями. Чтение стихотворений о Российском флаге. Использование ИКТ.
10
1
История российского герба.
Беседа о гербе, история создания, что обозначают элементы на гербе. Использование ИКТ.
11
1
Гимн России.
Знакомство с гимном России. История его написания. Прослушивание разных версий гимна. Разучивание современного гимна. Использование ИКТ.
12
1
Андреевский флаг.
Беседа о славе и мощи Российского флота. История возникновения Андреевского флага. Прослушивание песни про Андреевский флаг. Использование ИКТ.
13
1
Флаг, герб, гимн Ростовской области, Мартыновского района.
Беседа по теме занятия, прослушивание гимнов области, района. Рисование наших флагов. Использование ИКТ.
14
1
Берёзовая сторонушка.
Загадки, пословицы о берёзе. Рассматривание картины И.И. Левитана «Берёзовая роща». Чтение стихов русских поэтов о берёзке. Использование ИКТ.
15
1
Викторина по теме: Символы России.
Проведение викторины, подведение итогов.
9
РАЗДЕЛ III: « ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
16
1
Тот герой, кто за Родину горой.
Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины. Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов: "Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой". Презентация "Защитники Отечества". Беседа по содержанию .
17
1
Защитники земли русской. Русские богатыри.
Рассматривание картины "Богатыри" В. Васнецова. Просмотр мультфильма об Илье Муромце. Беседа по увиденному.
18
1
Русские полководцы. Александр Невский.
Биография полководца. Его подвиг для народа. Использование ИКТ.
19
1
Русские полководцы. Кутузов.
Биография полководца. Его подвиг для народа. Использование ИКТ.
20
1
Русские полководцы. Суворов.
Биография полководца. Его подвиг для народа. Использование ИКТ.
21
1
Русские полководцы. К.Жуков.
Биография полководца. Его подвиг для народа. Использование ИКТ.
22
1
Русский солдат, сам чёрт ему брат.
Беседа о подвигах солдат в истории нашей страны. Показ презентации о быте солдат, об истории солдатской формы.
23
1
Наша Армия.
Разговор о Российской Армии, о разных родах войск. Беседа
« Есть такая профессия- Родину защищать». Сопровождение презентацией.
24
1
Викторина по теме раздел: защитники земли русской.
Проведение викторины, подведение итогов.
7
РАЗДЕЛ IV: «ВЕЛИКИЕ ГОРОДА МОЕЙ СТРАНЫ»
25
1
Город Петра. Санкт Петербург.
Виртуальное путешествие по городу. Интересные исторические факты, легенды об изучаемом городе. Чтение стихов о городе.
26
1
Старинный город Ярославль
Виртуальное путешествие по городу. Интересные исторические факты, легенды об изучаемом городе. Чтение стихов о городе.
27
1
Великий Новгород.
Виртуальное путешествие по городу. Интересные исторические факты, легенды об изучаемом городе. Чтение стихов о городе.
28
1
Город герой – Волгоград.
Виртуальное путешествие по городу. Интересные исторические факты, легенды об изучаемом городе. Чтение стихов о городе.
29
1
Город воинской славы – Ростов – на –Дону.
Виртуальное путешествие по городу. Интересные исторические факты, легенды об изучаемом городе. Чтение стихов о городе.
30
1
Город герой – Новороссийск.
Виртуальное путешествие по городу. Интересные исторические факты, легенды об изучаемом городе. Чтение стихов о городе.
31
1
Проект: Великие города моей страны.
Совместная деятельность родителей и детей по плану. Создание проекта.
3
РАЗДЕЛ V: «ПРОШЛОЕ РЯДОМ»
32
1
Поклонимся Великим тем годам. День Победы.
Беседа о ВОВ. Чтение стихов, рассказов о годах войны. Возложение цветов к памятному знаку в п. Южный.
33
1
Герои войны.
Рассказ детей о своих прадедушках и прабабушках переживших годы ВОВ. Выставка фотографий военных лет. Презентация о войне.
34
1
Викторина по изученному материалу за 2 класс. Создание собственной презентации по полюбившейся теме занятий и её представление общественности.
Проведение викторины, подведение итогов. Выступление с собственной, её защита.
Информационно-методическое обеспечение:
Список литературы
1.Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы)/ О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. –Москва «ВАКО»,2008.- 160с.
2. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия (1-11 классы)/И.А. Агапова, М.А. Давыдова–Москва «ВАКО»,2008.- 368с.
3.Здоровосберегающие технологии: школьник и компьютер/ В.И. Коваленко–Москва «ВАКО»,2007.- 304с.
4.Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Н.И. Дереклеева–Москва «ВАКО»,2008.- 352с.