kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социология как наука, предмет и объект социологи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин «социология» происходит от латинского sozietas — общество и от греческого logos - учение, что означает учение об обществе, и был введен в научный оборот основателем социологии как науки французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в его работе «Курс позитивной философии» (1842).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социология как наука, предмет и объект социологи.»

Социология

Тема 1.1 Социология как наука, предмет и объект социологи.


Тип урока: ознакомление с новым материалом


Форма: лекция


Цели:

Образовательная: систематизировать и пополнить знания студентов об этапах развития социологии; о предмете, объекте, функциях и методах социологии; о понятии, видах и методах социологического исследования; о задачах и функциях социологической службы на предприятии; о роли социологической информации в профессиональной деятельности;

Развивающая: развить навыки анализа информации, диалогическую речь у студентов, аналитические способности, умение вести дискуссию и аргументировать выбор собственной позиции;

Воспитательные:

  • воспитание творческой личности, способной к самореализации;

  • формирование личной позиции студентов в отношении роли социологического исследования в профессиональной деятельности специалиста.


Межпредметные связи: обществознание, философия, история.


Структура урока:

  1. Организационный момент мин.

  2. Изучение новой темы мин.

  3. Закрепление мин.

  4. Д/з 2 мин.


План:

1.  Этапы развития социологии.

2. Предмет объект, структура

3. Функции и методы социологии


I. Организационный момент:

Приветствие преподавателя. Проверка отсутствующих. Сообщение темы, цели урока.


Цель урока: рассказать студентам об этапах развития социологии; о предмете, объекте, функциях и методах социологии; о понятии, видах и методах социологического исследования; о задачах и функциях социологической службы на предприятии; о роли социологической информации в профессиональной деятельности.



1. Основы социологии

Термин «социология» происходит от латинского sozietas — общество и от греческого logos - учение, что означает учение об обществе, и был введен в научный оборот основателем социологии как науки французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в его работе «Курс позитивной философии» (1842).

Адаптируя это понятие к русскому языку, один из выдающихся основоположников мировой социологии, наш соотечественник Питирим Сорокин заметил, что

социология — это «слово об обществе».

Другими словами, социология — это наука, исследующая человеческие отношения во всех формах их проявления.


Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.


Объект социологии


объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.

Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений.

Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.


Определение предмета социологии


Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.

В структуре социологической науки можно выделить три уровня:

  • фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

  • прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

  • социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.



Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования. Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни



Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод,

что в самом широком смысле предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.



Функции социологии

Социология выполняет следующие функции: гносеологическую, прогностическую, социального проектирования, организационно- технологическую, управленческую, инструментальную.

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества, направлена на получение нового социологического знания, создание и уточнение теорий, концепций, тенденций.

Прогностическая функция призвана осуществлять научное предвидение социального развития общества в целом, а также его отдельных структур и подсистем.

Принято выделять два типа социальных прогнозов: нормативный и поисковый. Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? Внормативном же определяются пути и сроки достижения желаемого состояния объекта.

Социальное проектирование состоит в разработке моделей конкретной организации объекта и определении перспективных параметров ее функционирования.

Организационно-технологическая функция обеспечивает создание и внедрение в практику социальных технологий,которые выступают составным элементом прикладной социологии.

Управленческая функция связана с проблемами управления социальной системой. Исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях выступают результаты социологических исследований, прогнозы и методики.

Инструментальная функция состоит в разработке собственно социологических методов познания, анализа социальной реальности.



В целом социология представляет собой отрасль науки о человеческом поведении, целью которой является раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социального взаимодействия.



Частные социологические теории, их предмет и объекты

Для познания социальных отношений в области экономической жизни используется ряд частных социологических теорий, позволяющих исследовать экономическое поведение и экономическое сознание объектов и субъектов рынка в сферах труда и производства, собственности, обмена, распределения и потребления. Среди них наиболее значимы следующие: социология труда, социология занятости, социология безработицы, социология управления, социология города, социология села, социология предпринимательства, социология маркетинга, социология страхования, социология финансово-банковской деятельности, региональная социология, социология домохозяйств.

Систематизированные характеристики частных социологических теорий в исследовании предмета экономической социологии приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Частные социологические теории, их предмет и объект в структуре экономической социологии

Социологическая теория

Предмет социологической теории

Объект социологической теории

Социология труда

Трудовое поведение

Трудовые коллективы

Социология занятости

Рынок труда и занятости, экономическое поведение личности в условиях конкуренции на рынке труда

Социально-профессиональные группы, занятые любым видом труда: социальные организации, способствующие трудоустройству

Социология безработицы

Безработица как социальное явление и социально-экономический процесс, ее последствия

Безработные, социальные организации, занимающиеся трудоустройством безработных

Социология управления

Управление в сфере труда и производства как социальный процесс и его последствия

Личность руководителя и подчиненного, социальные организации разных форм собственности

Социология города

Город как целостный социальный организм, система расселения и развития горожан

Горожане как социально-территориальная общность

Социология села

Деревня как социальный полис и система расселения, урбанизация и ее социальные последствия

Сельские жители как социально -территориальная общность

Социология предпринимательства

Предпринимательство как социальное явление и социальный процесс, социальные последствия

Предприниматели как новый элемент социальной структуры

Социология маркетинга

Маркетинг как вил социально-экономической деятельности по формированию запросов. социальной базы, поведения потребителей и продвижению товаров

Потребитель и его потребительские ориентации

Социология страхования

Страховое повеление; социальные последствия развития страхового рынка

Страховые компании и личность в ролевых функциях страховщика и страхователя

Социология финансово-банковской сферы

Социальные отношения, процессы и явления на финансовом рынке, их социальные последствия

Финансовые институты, социально-профессиональные группы и пользователи финансового рынка

Региональная социология

Взаимодействие регионов и центра как целостной системы

Регион как социально-территориальная общность, отличающаяся своими материальными, социально-экономическими и социокультурными особенностями

Социология домохозяйств

Деятельность членов домохозяйства по организации своего быта и жизнеобеспечения

Домохозяйство как вид хозяйствующего субъекта и его члены
























Тема: Социальная стратификация и социальная мобильность.

Цель: охарактеризовать социальную стратификацию и социальную мобильность

Задачи:

  • Образовательная: разъяснить учащимся сущность социальной стратификации и социальной мобильности, виды и критерии социальной стратификации;

  • Развивающая: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

  • Воспитательная: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению через доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности, взаимоуважение, взаимопомощь, отношение к учёбе как к творческой деятельности, сотрудничество в процессе учебной деятельности.

Тип урока: Комбинированный

Форма урока: работа в группах, урок с применением обучающих структур и приемов мыслительной деятельности.

Основные понятия: социальная стратификация, социальная мобильность, горизонтальная мобильность, вертикальная мобильность, восходящая вертикальная мобильность, нисходящая вертикальная мобильность.

Ход урока

  1. Приветствие.

  2. Актуализация знаний:

Давайте вспомним, Какие сферы общественной жизни вы знаете? (экономическая, политическая, духовная и социальная).

Мы  с вами начали изучение социальной сферы общества.

Социальная сфера - Отношения между людьми, возникающие в результате их принадлежности к разным группам – семьям, слоям, классам, народам, государствам.

Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.                          

                             Социальная структура общества


социальные

группы

социальные слои

социальные

общности

социальные

институты


социальные

отношения


общество представляет собой систему взаимодействующих социальных общностей,  групп людей место человека в обществе во многом определяется его принадлежностью к той или иной социальной группе. Они относительно устойчивые совокупности людей, имеющие собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.

Социальные группы? – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям:

-пол (группа женщины),

- возраст (подростки),

- национальность (татарская диаспора)

- раса (негры)

- профессия (учителя, строители)

- место жительство (горожане)

- доход (богатые, бедные)

-власть (управленцы, политики)

- образование (ученые, студенты) и т.

Виды социальных групп:

  1. большие  - сословия, классы, социальные слои, этнические общности, професс. группы

  2.  малые- семья, школьный класс, футбольная команда

  3. Формальные (класс) неформальные – (компания в гостях)

Что такое статус? – социальное положение индивида в обществе или в групп Один человек выполняет несколько статусов или социальных ролей. 

Какие бывают статусы:

врожденные и приобретенные,

достигаемые, предписываемые и смешанные

Определите к какому из статусов относятся

  1. Полицейский (ДОСТИГ - Д)

  2. Вождь (СМЕШ – С-),

  3. Китаец (Пред – П)

  4. Космонавт (Д)

  5. Женщина (П) ,

  6. Студент (Д),

  7. Народный депутат ( Д)

  8. Виконт (П),

  9. Граф ( П)

Скажите почему надо знать статус человека? Он объясняет почему человек поступил так, а не иначе.

Как же мы можем определить какой статус занимает конкретный человек? по статусным символам

статусные символы – это одежда, язык, жесты, манеры поведения.

Скажите кто идет: - в спортивном костюме? В бальном платье? школьной форме? – военной форме?

Определите титул следующих известных в России политических фигур.

А. Суворов _______________ А. Невский _______________

Александр I _______________ М. Кутузов _______________

И. Грозный _______________ Я Мудрый _______________

Л. Толстой ________________      Иван 3 ________________

В.В.Путин ________________     Олег Вещий ___________

Сперанский М.М. __________ Степан Разин __________

Радищев А.Н. _____________ С.Ковалевская _________

Нахимов __________________

Какие вы социальные роли выполняете? – вы дома – чей-то сын, в школе – ученик,  во время игр – член команды, или соперник, на вечеринке – друг.

Таким образом, Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей

Создание проблемной ситуации.

Послушайте, пожалуйста, одну притчу и после попробуем определить тему  и цели нашего урока.

Один богатый вельможа в скромном будничном кафтане отправился на праздник к знатному горожанину. Он оказался среди людей, блистающих великолепием нарядов из шелка и бархата, украшений. Гости с презрением смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презрительно морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый и богатый кафтан, вернулся на праздник. Гости сразу же стали заискивать перед ним, каждый стремился завязать с ним разговор, угостить его. Можно было подумать, что стол был приготовлен только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные блюда. Но вместо того, чтобы есть вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости стали спрашивать его «Почему ты не ешь того, что мы предлагаем?» А вельможа, ответил спокойно «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает!»

- И так о чем эта притча?

О расслоении общества на богатых и бедных.

Проблемный вопрос темы: Какой вопрос может возникнуть на основе этого противоречия? Какую проблему нам предстоит решить? Предлагайте свои формулировки. «Почему внутри общества происходит расслоение людей? Возможен ли переход из одной страты в другую?»



Социальная структура общества

Естественное и социальное неравенство людей выступает причиной, основой социального расслоения, формирования определенной структуры общества.

Социальная структура общества — это устойчивая связь субъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования. Такова современная трактовка рассматриваемого понятия.

Общества с закрытой и открытой структурой

В социологии известны четыре главных типа стратификации (социальные структуры общества) — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип — открытые.

Закрытым считается такое общество, в структуре которого социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограниченыОткрытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены



Рабство

Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

Касты

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.

В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по ХIV в.

Сословия

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.

В России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследству. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий.

Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Но термин «сословие» со временем заменяют на новое понятие «класс», выражающее социально-экономическое положение людей, способных изменить свой статусКласс

Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня. Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами. И соответственно расслоение общества — его стратификацией (появлением множества элементов в структуре общества)


Класс

Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня. Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами. И соответственно расслоение общества — его стратификацией (появлением множества элементов в структуре общества)


Социальная стратификация

Термин «стратификация» происходит от латинского stratum — слой. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию. У различных авторов понятие «страта» нередко подменяется иными ключевыми словами: «класс», «сословие». Употребляя ниже все эти термины, мы будем вкладывать в них единое содержание и понимать под стратой большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархии общества.

Социологи едины во мнении, что основа стратификационнойструктуры (социальной структуры общества) — естественное и социальное неравенство людей. Однако способы организации неравенства различны. Каковы те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества?

К. Маркс ввел единственное основание вертикального рассмотрения структуры общества — обладание собственностью. Поэтому его социальная структура общества сводилась фактически к двум уровнямкласс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класслишенный собственности на средства производства(рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права на собственность (крестьяне). Попытки представить интеллигенцию, некоторые другие социальные группы в качестве промежуточных слоев оставляли впечатление непродуманности общей схемы социальной иерархии населения. Узость такого подхода стала очевидной уже в конце XIX столетия.

Вот почему М. Вебер расширяет число критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов) он вводит такие критерии, как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии.

Роль статуса в иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни, как ее нормативно-ценностное регулирование. Благодаря последнему на верхние этажи социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениям о значимости его титула, профессии, а также функционирующим в обществе нормам и законам.

Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким основаниям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по уровню обладания политической властью, по уровню образования, а также по некоторым другим. Можно, видимо, утверждать, что эти виды иерархии значимы для общества, так как позволяют регулировать воспроизводство социальных связей, а также направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов.

Каковы механизмы, поддерживающие иерархическую структуру общества? Для поддержания социальной иерархии в обществе первоначально было найдено простое решение: рожденный в семье раба должен остаться рабом, в семье дворянина — представителем высшего класса. Вся система социальных статусов (право, армия, суд и церковь) следили за соблюдением правил сословной организации иерархической структуры общества.

Устойчивость такой иерархической системы могла поддерживаться только силой: либо силой оружия, обладание которым было исключительным правом высших слоев; либо силой религии, имевшей исключительные возможности воздействия на умы людей; либо силой соответствующих законов, норм, обычаев, на соблюдение которых была нацелена вся мощь государственного аппарата.

Иерархическая система современного общества лишена указанной жесткости. Формально все граждане имеют равные права, в том числе и право занимать любое место в социальном пространстве, подниматься на высшие этажи социальной лестницы или находиться в низших эшелонах. Резко возросшая социальная мобильность тем не менее не привела к размыванию иерархической системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию (структуру).

Было замечено, что профиль вертикального среза общества не является постоянным. К. Маркс в свое время предположил, что его конфигурация будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и значительного обнищания основной массы населения. Результатом этой тенденции станет возникновение серьезного напряжения между верхними и нижними слоями социальной иерархии, которое неизбежно выльется в борьбу за перераспределение национального дохода.

П. Сорокин, отвергая тезис К. Маркса об абсолютном обнищании масс при капитализме, тем не менее был также склонен считать, что верхняя часть социальной пирамиды имеет тенденцию к возвышению над остальной частью. Но этот рост богатства и власти не беспределен. По его мнению, существует точка насыщения, дальше которой общество не может двигаться без риска крупной катастрофы. По мере приближения к этой точке в обществе начинаются процессы сдерживания пагубной тенденции: либо проводятся реформы по перераспределению богатства через систему налогообложения, либо начинаются глубинные революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои.

Стабильность общества связана с профилем социальной стратификации (структурой общества). Чрезмерное вытягивание последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, бунтами, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества, ставящими его на грань развала. Утолщение профиля стратификации прежде всего за счет усечения верхушки конуса — явление, повторяющееся в истории всех обществ. Важно, чтобы оно осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики.

Описываемый процесс имеет и оборотную сторону, подмеченную П. Сорокиным. Уплотнение профиля стратификации не должно быть чрезмерным, низводящим на нет сам принцип социальной иерархии. Неравенство — не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнение в доходах, в отношениях к собственности, власти лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию, самореализации, самоутверждению,

а общество — единственного энергетического источника развития.

Плодотворной представляется идея, высказанная еще Г. Зиммелем о том, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя, или класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше количественно средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрение граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

Наличие мощного среднего пласта в социальной иерархии многих современных стран позволяет им сохранять устойчивость, несмотря на эпизодическое нарастание напряженности среди беднейших слоев. Эта напряженность гасится не столько силой репрессивного аппарата, сколько нейтральной позицией большинства, в целом удовлетворенного своим положением, уверенного в будущем, чувствующего свою силу и авторитет. Во всех развитых странах, несмотря на их культурные и географические различия, доля среднего класса примерно одинаковая 55-60%. На социальной лестнице он размещается между элитой (верхами) и рабочими либо социальными низами. Увеличение его роли в обществе объясняется вполне объективными причинами. В развитых странах в XX в. происходит сокращение ручного труда и расширение умственного как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Следовательно, сокращается численность рабочих и крестьян, последние составляют в США лишь 5%. Но это не традиционные крестьяне, а независимые и зажиточные фермеры. Список новых профессий обогащается не за счет малоквалифицированных, как прежде, а за счет высококвалифицированных, наукоемких специальностей, связанных с прогрессивными технологиями. Их представители автоматически попадают в средний класс. С 1950 по 2000 г. доход американской семьи удвоился. Возросла покупательская способность населения, меньше надо работать, чтобы купить то же самое. Расширился досуг, больше времени остается на развлечения, туризм, увеселения. Трудовое общество уходит в прошлое, ему на смену идет общество досуга.

Средний класс играет в обществе особую роль, образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому он сохраняет равновесие и устойчивость. В средний класс входят, как правило, те, кто имеет экономическую независимость (т. е. является собственником предприятия) или ярковыраженную профессиональную ориентацию. А это как раз те функции, которые обществом не только высоко ценятся, но и высоко вознаграждаются. Ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры и предприниматели составляют социальный стержень общества. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Социология как наука, предмет и объект социологи.

Автор: Зубарева Анна Николавена

Дата: 28.10.2019

Номер свидетельства: 524482

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок на тему "Наука и научное познание" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-na-tiemu-nauka-i-nauchnoie-poznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "202079"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429179651"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Презентация . Социология 11 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiiasotsiologhiia11klass"
    ["file_id"] => string(6) "284536"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453994152"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132821"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416411991"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ОГЭ по обществознанию"
    ["seo_title"] => string(46) "sistema_podgotovki_k_oge_po_obshchestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "486544"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542649032"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства