kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

I   Введение

Одной из наиболее спорных тем, связанных с  современной российской школой является Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ.

Свои  суждения  высказывают родители, учащиеся школ, учителя и преподаватели вузов, а также известные политики и деятели культуры. Мнений много и  они очень разнообразны.

       Однако указанные формы экзаменов стали реальностью и прочно вошли в систему российского образования. В своем интервью ТАСС министр образования РФ  Ольга Васильева отметила: «Я сразу хочу сказать вот о чем, чтобы вы меня поняли и чтобы поняли те, кто будет читать интервью. Мы вообще удивительная страна, потому что очень важные задачи мы проходим в маленький исторический промежуток времени.   ЕГЭ во многих европейских странах проходили длительную апробацию, у нас фактически речь идет о десятилетии, за которое мы начали работать и уже подводим первые итоги. Понятно, что мы будем идти по пути ЕГЭ. Однако хочу еще раз подчеркнуть, что предела совершенству быть не может».   [1]

    Постепенно расширяется область  внедрения ГИА на всех ступенях школьного образования. Эти слова министра вполне можно отнести к ГИА – 9. Поскольку данные процессы проводятся ускоренно, современная школа должна быстро реагировать на подобные изменения.

   Введение  обязательного ОГЭ  по четырем предметам для  учащихся 9-х классов   заставляет учителей пересматривать организацию учебной деятельности выпускников основной школы. Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ОГЭ?   [2] 

 Сдать экзамен по обществознанию не просто еще и потому, что обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, социологии, экономики, правоведения, политологии и другие) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. 

Выбранная тема исследовательской работы является актуальной, т к. данный предмет входит в основную часть Федерального базисного плана и является предметом по выбору в рамках ГИА.  Обществознание – самый популярный предмет из «выборных» ОГЭ и ЕГЭ. Результаты ЕГЭ по обществознанию  засчитывают в качестве вступительного экзамена на большинство гуманитарных специальностей при поступлении средне-специальные учебные заведения и высшие учебные заведения, поэтому обучающиеся мотивированы на получение качественных знаний по предмету.

            Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися.

Целью моей работы является формирование системы подготовки обучающихся к ОГЭ по обществознанию.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить опыт других педагогов и обобщить свой личный опыт;
  2. Разработать систему подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по обществознанию;
  3. Реализовать данную систему;
  4. Организовать контрольно-оценочную деятельность уровня подготовки к ОГЭ.

Решению поставленных задач и посвящена эта работа

 

[1] Интервью министра образования РФ  О. Васильевой ТАСС  (Электронный ресурс) http://tass.ru/

[2] Шумкина О. В. «Система и принципы подготовки учащихся к ОГЭ по истории». ( Электронный ресурс)https://multiurok.ru/

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к ОГЭ по обществознанию»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Новая Отрадовка

муниципального района

Стерлитамакский район Республики Башкортостан












Система подготовки к ОГЭ по обществознанию















Шарапова Гульнара Нафировна,

учитель истории и обществознания

МОБУ СОШ с.Новая Отрадовка











2017г.


Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3

I Система подготовки к ОГЭ по обществознанию………………...……………6

§1 Изучение опыта…………………………………………………..……………6

§2 Выстраивание системы подготовки…………………………………………..7

Заключение ………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………16

Приложения………………………………...……………………………………17


































I Введение

Одной из наиболее спорных тем, связанных с современной российской школой является Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ.

Свои суждения высказывают родители, учащиеся школ, учителя и преподаватели вузов, а также известные политики и деятели культуры. Мнений много и они очень разнообразны.

Однако указанные формы экзаменов стали реальностью и прочно вошли в систему российского образования. В своем интервью ТАСС министр образования РФ Ольга Васильева отметила: «Я сразу хочу сказать вот о чем, чтобы вы меня поняли и чтобы поняли те, кто будет читать интервью. Мы вообще удивительная страна, потому что очень важные задачи мы проходим в маленький исторический промежуток времени. ЕГЭ во многих европейских странах проходили длительную апробацию, у нас фактически речь идет о десятилетии, за которое мы начали работать и уже подводим первые итоги. Понятно, что мы будем идти по пути ЕГЭ. Однако хочу еще раз подчеркнуть, что предела совершенству быть не может». 1

Постепенно расширяется область внедрения ГИА на всех ступенях школьного образования. Эти слова министра вполне можно отнести к ГИА – 9. Поскольку данные процессы проводятся ускоренно, современная школа должна быстро реагировать на подобные изменения.

Введение обязательного ОГЭ по четырем предметам для учащихся 9-х классов заставляет учителей пересматривать организацию учебной деятельности выпускников основной школы. Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ОГЭ? 2

 Сдать экзамен по обществознанию не просто еще и потому, что обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, социологии, экономики, правоведения, политологии и другие) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. 

Выбранная тема исследовательской работы является актуальной, т к. данный предмет входит в основную часть Федерального базисного плана и является предметом по выбору в рамках ГИА. Обществознание – самый популярный предмет из «выборных» ОГЭ и ЕГЭ. Результаты ЕГЭ по обществознанию засчитывают в качестве вступительного экзамена на большинство гуманитарных специальностей при поступлении средне-специальные учебные заведения и высшие учебные заведения, поэтому обучающиеся мотивированы на получение качественных знаний по предмету.

Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися.

Целью моей работы является формирование системы подготовки обучающихся к ОГЭ по обществознанию.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить опыт других педагогов и обобщить свой личный опыт;

  2. Разработать систему подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по обществознанию;

  3. Реализовать данную систему;

  4. Организовать контрольно-оценочную деятельность уровня подготовки к ОГЭ.

Решению поставленных задач и посвящена эта работа









































II Система подготовки к ОГЭ по обществознанию

§1 Изучение опыта

Построение системы подготовки к ОГЭ началось с изучения опыта моих коллег, а именно, учителей нашей школы, нашего района и других регионов. Среди них можно выделить выступление заместителя директора по УР Самигуллиной Л.М. на семинаре завучей по теме «Система подготовки к государственной итоговой аттестации», в которой четко выделены направления подготовки к ГИА в школе, что дало направление к выделению собственной системы подготовки к экзамену с учетом особенности предмета.

Так же особо выделяю выступление на V Международной научной конференции педагога из г. Челябинск Дюсалиевой Г.Ю., материалы которой были опубликованы в сети Internet. Данный опыт привел к практикованию проведения уроков и консультаций в форме лекций разного типа:3

  1. лекция — визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.) Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

  2. лекция — диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции.

  3. лекция с применением игровых методов (методы «мозгового штурма», методы конкретных ситуаций, иллюстрация изученного теоретического материала и т. д.)

Неотъемлемой частью подготовки к экзаменам является психологическая готовность обучающихся. Был изучен метод Ч.Д. Спилбергера «Определение уровня тревожности».

§2 Выстраивание системы подготовки

Опираясь на опыт других педагогов и свой личный опыт, были сделаны выводы, что подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Таким образом, была разработана следующая система подготовки к ОГЭ по обществознанию, которая включает

4 этапа: вводный, диагностический, функциональный и контрольно-оценочный.

I Этап – вводный. На этом этапе происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.

Экзаменационная работа по обществознанию состоит из 31 задания.

Задания 1-20 тестовые, из предложенных ответов нужно выбрать один верный.

На задания 21-25 ответом будет последовательность цифр (задание на сравнение, соотношение, установления соответствия, анализ статистических данных, положение текста). Задания 1-25 выполняются на бланке №1

Задания 26-31 включает в себя текст и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо : выбрать нужную информацию из текста , раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.

Учащиеся должны очень хорошо понять и осознать всю сложность и важность совместной с учителем и самостоятельной работы по подготовке к экзамену.

Так же на данном этапе происходит формирование психологической устойчивости учащихся.

В чем я вижу важность психологической подготовки?

Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях;

- неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

- быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ. Поэтому в рамках психологической подготовки обучающиеся проходят тестирование «Определение уровня тревожности» в формате Excel, по методике предложенной Ч.Д. Спилбергером (на русском языке шкала адаптирована Ю.Л. Халкиным).

Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. Основной государственный экзамен, суть которого непонятна большинству родителей, представляет трудность не только для выпускников, но и для их пап и мам. Как можно помочь ребенку, чем должна отличаться подготовка к ОГЭ от подготовки к традиционному экзамену, справится ли ребенок — все эти вопросы требуют ответа. А коль скоро родители принимают непосредственное участие на этапе выпускных экзаменов, им тоже необходима особая подготовка. Нам представляется наиболее оптимальным вариантом использовать для такой подготовки родительское собрание, так как это привычная форма работы, которая к тому же позволяет охватить родителей фронтально, в группе.

В начале учебного года классные руководители 9-х классов проводят родительское собрание, посвященное итоговой аттестации обучающихся, и посещение такого собрания является неотъемлемой частью данного этапа.

Прежде всего, сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ОГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре Основного государственного экзамена, знакомство с нормативно - правовыми докуменами по итоговой аттестации, информирование о структуре и содержании контрольно- измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.

Полноценная психологическая поддержка выпускников возможна только в том случае, когда педагогам и родителям удается совместно выработать единую стратегию. Родительское собрание — это важнейший шаг в выработке такой стратегии. Оно позволяет направить усилия различных взрослых, окружающих учеников, в едином направлении. Родители и педагоги становятся сотрудниками, объединенными общей задачей. На родительском собрании, как правило, родители получают памятку «Психологическое сопровождение экзаменов» . (Приложение 1)

В дальнейшем, в течении учебного года, проводится ознакомление родителей о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводится анализ пробного ОГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

В рамках информационной работы в школе на 1 этаже оформляется уголок выпускника, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ и ЕГЭ.

Так же, что немаловажно, каждому ребенку раздаются памятки

«Психологическое  сопровождение перед экзаменами» и «В день перед экзаменом». (Приложение 2,3)

II этап –диагностический . Проводится входная диагностика сначала по первой, затем по второй части экзамена. На этом уровне выявляются пробелы и уровень подготовленности обучающихся, выстраивается линия подготовки к экзамену. Рекомендуемое время проведения входной диагностики первой части – октябрь месяц, второй части – ноябрь месяц.

III этап –функциональный. Функциональный этап многоуровневый.

Первый уровень –урочная подготовка.

На уроках обществознания и истории предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. Стараюсь сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

На уроках используются задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отвожу упражнениям по лексике: определение лексического значения слова, различение контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости.

Специальные упражнения помогают ученику вычленять главную мысль, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.

Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные ситуации и закономерности, что требуется при выполнении задания 26-31 экзамена.

Второй уровень – консультации.

На данном этапе на консультациях проводятся лекции-визуализации по всем блокам («Общество и человек», «Культура», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика», «Право».). При определении тематики лекций приоритетными являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников.

Второй тип консультаций – лекция-диалог, по форме «вопрос – ответ».

Третий тип – практикумы по работе с диаграммами. Задания 23 -24 чаще содержат ошибочные ответы из-за невнимательности учащихся. Им сложно соотнести такие величины как «одна треть», «три четвертых опрошенных» и т.п. с данными в процентах (в таблицах и диаграммах) – 33%, 75% и др. Ребята должны применить свои знания по математике. Подобных заданий нужно разобрать как можно больше, чтобы сформировать устойчивый навык

Четвертый тип – практикумы по работе с текстом.

Особая роль отводится в подготовке к экзамену в работе с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. Навык работы с документами дает возможность компенсировать неудачи при решении тестовых заданий и успешно сдать экзамен.

Практикуется ведение тетради по подготовке к экзамену, где записывают схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный материал. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

Третий уровень – дистанционная подготовка. Используются возможности сети Internet. Установлен контакт с обучающимися на портале Дневник.ру , где помещаются алгоритм выполнения 2 части экзамена

( Приложение 4), памятки, схемы, таблицы, презентации Ученики активно используют данный сайт. На сайте «Вконтакте» ежегодно создаются онлайн группа для организации обратной связи с обучающимися.

IV этап – контрольно-оценочный.

На данном этапе проводятся различные формы промежуточного и итогового контроля:

  1. мини-тестирования по разделам в рамках урока.

  2. Очень большая роль в подготовке к экзамену отводится к онлайн тестированию. Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме он-лайн и сразу оценить результаты: сайты «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru); ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).

  3. Пробный экзамен. Условия проведения пробного экзамена максимально приближены к условиям реального экзамена.

На каждого ученика по итогам пробных экзаменов индивидуально составляется карта результативности, по которой отслеживается динамика уровня подготовки у ученика.

































Заключение

Постоянная, системная работа по подготовке к выпускному экзамену по обществознанию помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний и добиться значительных результатов. Важно, что бы все звенья функционировали как единая целая система.

Предложенная система работает. Об этом говорят результаты сдачи ОГЭ по обществознанию за 2 года.

Учебный год

Всего учащихся

«2»

«3»

«4»

«5»

Средняя оценка

2014-2015

16

0

2

11

5

4

2016-2017

15

0

3

11

1

4



В связи с чем, предлагаются следующие рекомендации:

  1. Активная работа по подготовке к ОГЭ проводится в течение всего учебного года. В общем база успешной сдачи экзамена закладывается с 5 класса. Подготовка к ОГЭ должна стать планомерной и целенаправленной составляющей образовательного процесса. Залогом успеха является знание теоретического материала по обществознанию, поэтому выполняя образовательный стандарт, школьники учатся разбираться в экономической, политической и социальной жизни общества, приобретают знания из области философии, экономики, политологии. Умения и навыки, вырабатываемые из урока в урок в течение обучения в основной школе, позволяют успешно выполнять задания КИМов.



  1. Выстраивание собственной системы подготовки должно вестись с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

    Главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить в результате проведенной работы в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед…








































Список литературы


1. Интервью министра образования РФ О. Васильевой ТАСС (Электронный ресурс) http://tass.ru/

2. Шумкина О. В. «Система и принципы подготовки учащихся к ОГЭ по истории». ( Электронный ресурс)https://multiurok.ru/

3. Лазебникова А. Ю.,. Рутковская Е. Л. Работа с текстами на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 47 - 48.

4.Калачева Е. Н. Обществознание. ОГЭ ГИА 9. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. С. 9

5.Дерюжко В.Б. Как подготовиться к ОГЭ по обществознанию? (Электронный ресурс)https://multiurok.ru/

6. Дюсалиева Г. Ю. Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 42-47.


Интернет ресурсы


  1. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»


  1. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/01/19/test-no4-opredelenie-urovnya-trevozhnosti - тест уровень тревожности


  1. https://vk.com/ege_oge_obshestvoznanie























Приложение 1

Памятка

«Психологическое сопровождение экзаменов»
для родителей



Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

  Помните, что экзамен сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей;

  Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь;

  Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к экзаменам. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.;

  Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной подготовки по темам;

  Помните, что экзамен – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения;

  Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к экзаменам. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов;

  Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;

  Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к экзаменам. Постарайтесь увеличить количество натуральных продуктов и снизить количество употребляемых «фаст фудов».








Приложение 2

Памятка

«Психологическое  сопровождение перед экзаменами»
для участников



Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

  Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре экзамена? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

  Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;

  Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к экзамену: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;

  Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

  Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

  Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

  Используй такие формулы самовнушений:

Я уверенно сдам экзамен
Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.
Я с хорошим результатом пройду все испытания.
Я спокойный и выдержанный человек.
Я смогу справиться с заданием.
Я справлюсь.
Я должен сделать то-то и то-то....

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.



Приложение 3



Памятка

«В день перед экзаменом



Как настроить себя на успех, быть более собранным» 


- День сдачи экзамена - очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им.

- Осознай то, что экзамен не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя.

- Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий - это поможет справиться с ситуацией.   

- Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.

- Если тебе не сразу удается  сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись - тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе.

- Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу   и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.

- Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.

- При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.

- Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.

-  Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.      
                                                                                 Желаем успехов!















































Приложение 4


Алгоритм выполнения заданий части 2 ОГЭ по обществознанию

Задание требует составить план текста, выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них.

План– это  четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.

Для выполнения задания необходимо:

- внимательно прочесть текст,

- уяснить его содержание,

- понять тему,

- выявить основные идеи текста.

Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста. Следует выделить основную идею каждого фрагмента и кратко  сформулировать ее.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

План может быть простым или сложным.

План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов).

План может быть составлен и в вопросной или тезисной форме.

- Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому абзацу текста соответствует один вопрос.

- Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис— это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т. п.

1. Оценивается умение выделить основные смысловые фрагменты текста, сформулировать их названия (пункты плана).

2. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

3. Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает: верно ли определена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли «лишних», отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу);  насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста).

4. Если все смысловые части текста выделены, из названия отражают основные идеи текста логично и полно – выставляется 2 балла.

5. Если ученик верно выделил более половины смысловых фрагментов текста и  в названиях (пунктах плана) отразил основные идеи соответствующих частей текста, то выставляется  1балл.

6. Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами

из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный, выставляется  0 баллов     

Второе задание предполагает извлечение информации, представленной в тексте  в явном виде.

Задания могут содержать требования:

  • найти в тексте любые два (три) определения (объяснения, причины, характеристики  и т.п.);

  •  найти в тексте ответы на 2-3 вопроса;

  • найти в тексте доказательства (аргументы и т.п.), которые автор приводит в   подтверждение какой-то идеи;

  • заполнить пробелы в таблице.

Проверяются и оцениваются умения извлекать информацию из текста. Например, приведение одной позиции вместо требуемых трех-четырех свидетельствует о недостаточном уровне владения данным умением.

Обратите внимание:

  • Задание  непосредственно относится к тексту,

  • Рассуждения экзаменуемого, не связанные с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом.

  •  Если ответ сводится к рассуждениям, которые к тексту напрямую не относятся, то он оценивается в 0 баллов.

  • Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

Задание предполагает преобразующее воспроизведение или интерпретацию содержащейся в тексте информации.

Данный тип заданий имеет несколько моделей:

  • определить, что является фактом, определить его причины;

  •  установить последствия описанного социального явления;

  •  объяснить позицию (мнение, точку зрения и т.п.) автора и привести его аргументы  (объяснения, доказательства, примеры и т.п.);

  •  оценить роль тех или иных факторов и т.п.

В ответе выпускника требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены подробности и приведен лишь фрагмент фразы.

Информация может быть также приведена в форме близкого к тексту пересказа.

Рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом. Если ответ свелся только к подобным рассуждениям, он оценивается в 0 баллов.

Задание 28, как и предыдущее задание 27,  также  непосредственно относится к тексту, но требует его интерпретации и привлечения знаний курса. Следует внимательно читать, что и в каком количестве надо назвать и какие источники информации привлечь (только текст или знания по курсу, личный опыт, факты общественной жизни).

Задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение знаний обществоведческого курсафактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. В задании может быть две части (например, объяснение и примеры).

Данный тип заданий имеет несколько моделей условий и требований:

  • Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите три проявления какого-либо явления…

  • Используя содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, приведите три подтверждения … (дайте три объяснения)…

  • Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами …(приведите три примера, подтвердите тремя конкретными примерами)…

  • С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите три предположения…

  • Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два примера … и кратко поясните каждый пример…

  • Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, объясните три ситуации…

  • Проиллюстрируйте тремя примерами идею текста…(конкретными примерами проиллюстрируйте любые три приведенных в тексте характеристики)…

  • На основе авторского текста сформулируйте три рекомендации …

Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий?

  • Во-первых, точность и корректность приводимых фактов, их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям;

  • Во-вторых, рассуждения должны конкретизировать сущность приведенного в задании теоретического положения, оценивается логическая и содержательная корректность этих рассуждений.

Положения или понятия, которые требуется конкретизировать, как правило, носят общий, абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания).

Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации.

Максимальный балл – 3 балла.

Задание 29 — задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, —проверяет умение применять знания, почерпнутые из источника социальной информации, для решения конкретной проблемы.

Задание предполагает использование информации из текста для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических жизненных ситуаций.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  • ответ на вопрос

  •  фрагмент текста

Оценивается задание следующим образом:

  • Дано объяснение, приведен фрагмент текста. – 2 балла.

  • Дано объяснение ИЛИ приведен фрагмент текста. -1 балл.

  • Ответ неверный.- 0 баллов.

Задачи имеют два уровня требований:

  • первое относится непосредственно к ситуации, сформулированной в условии;

  • второе – ориентирует на поиск информации для решения проблемы в  предложенном источнике.

В вариантах используются разные модели условия:

  • проблемная ситуация,

  • социальный факт,

  • статистические данные,

  • проблемное высказывание и т.п.

Условие задания – проблемная ситуация

  • Граждане подали заявление о регистрации брака в органы ЗАГС. Невеста сразу же потребовала от жениха обеспечить ее материальное содержание. Жених отказался, сославшись на то, что брак еще не заключен. Правомерен ли отказ жениха? Объясните свой ответ. Какой фрагмент текста может помочь вам в объяснении?

Условие задания – социальный факт

  • В государстве Z за последние 20 лет значительно сократилась доля сельских жителей, что негативно сказалось на развитии аграрного сектора. В связи с этим был принят закон, запрещающий жителям сел и деревень уезжать в город. Оцените данный закон с позиции знания естественных прав человека. Приведите фрагмент текста, который может обосновать вашу оценку.

Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

Задание 30 предполагает  формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и т.п.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни.

Данное здание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе.

Задание к тексту строится таким образом, что в своем ответе ученик может как согласиться с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  •  мнение учащегося: согласие или несогласие с высказанной позицией;

  • аргументы (объяснения), в случае согласия или  несогласия.

  • Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента. – 2 балла.

  • Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента.- 1 балл.

  • Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный.- 0 баллов.

Оценивается: 

- содержательная полнота,

  • логическая обоснованность собственной позиции ученика,

  •  разнообразие приведенных им аргументов.

Аргументами могут служить знания, факты, примеры, почерпнутые из курса, из сообщений СМИ, из личного социального опыта.

Данный тип заданий имеет ещё одну модель условия и вытекающих из него требований:

-с опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту позиции(мнения, точки зрения и т.п.) автора.

Максимальный балл – 2:

Использование текстов, включенных в КИМы ЕГЭ на уроках обществознания

В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принад­лежности — это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эф­фект узнавания», как показывает практика, чрезвычайно ва­жен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической ли­тературе рекомендациями.

Следует помнить:

  • если в тексте главное — утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст;

  • если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ;

  • если основой текста являются оценочные суждения, яв­но показано отношение к чему-либо — это публицистический текст;

  • если представлены количественные показатели, отра­жающие состояние или тенденцию развития какого-либо объ­екта, это статические материалы;

  • если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимо­сти, политический документ;

  • если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это ин­формационные материалы» (Л.Н. Боголюбов, Е.Л. Рутковская).

Использование текстов, включенных в КИМы ЕГЭ на уроках обществознания

В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принад­лежности — это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эф­фект узнавания», как показывает практика, чрезвычайно ва­жен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической ли­тературе рекомендациями.

Следует помнить:

  • если в тексте главное — утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст;

  • если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ;

  • если основой текста являются оценочные суждения, яв­но показано отношение к чему-либо — это публицистический текст;

  • если представлены количественные показатели, отра­жающие состояние или тенденцию развития какого-либо объ­екта, это статические материалы;

  • если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимо­сти, политический документ;

  • если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это ин­формационные материалы» (Л.Н. Боголюбов, Е.Л. Рутковская).



3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Вместе с тем, есть общий принцип — отвечать в том порядке, в ко­тором они представлены в работе. Выполнить по­следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

и возникли затруднения, не следует оста­навливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла.

4. Как уяснить для себя искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Внимательно прочитать задание. В нем даны соответст­вующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собст­венный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение ав­тора, опираясь на знание курса. Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

  • внимательно прочитать задание;

  • понять, что именно требуется для успешного ответа;

  • уяснить, из каких частей складывается задание;

  • стараться выполнить все задание;

  • если вы можете ответить только на часть задания, обяза­тельно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);

  • не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием.

  











1 Интервью министра образования РФ О. Васильевой ТАСС (Электронный ресурс) http://tass.ru/

2 Шумкина О. В. «Система и принципы подготовки учащихся к ОГЭ по истории». ( Электронный ресурс)https://multiurok.ru/

3 Дюсалиева Г. Ю. Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 42-47.

25



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Система подготовки к ОГЭ по обществознанию

Автор: Хакимова Гульнара Нафировна

Дата: 19.11.2018

Номер свидетельства: 486544

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Методика и практика подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodika-i-praktika-podghotovki-uchashchikhsia-k-iege-po-istorii-i-obshchiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "104935"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402771163"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства