kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рынок, план урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план урока сопровождается компьютерной презентацией "Рынок" того же автора. План включает полную технологическую карту урока c указанием целей, оборудования, способов деятельности учителя и учащихся. Также приводится подробный конспект объяснения нового материала с указаниями по управлению слайдами презентации, проверочный тест по теме "Рынок". Урок разработан в соответствии с УМК Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рынок, план урока »

Тема: Рынок

Форма проведения: урок обществознания.

Продолжительность: 45 минут.

Целевая аудитория: учащиеся 8 класса.

Связь со знаниями, полученными ранее:

  • в курсе обществознания 7 класса учащиеся знакомились с понятиями «стоимость товара», «цена товара»;

  • на уроке «Экономические системы» учащиеся давали краткую характеристику основным типам экономических систем по способу координации хозяйственной жизни.

Цели урока

Учащиеся

должны знать:

должны уметь:

  • не менее 5 характерных признаков рыночной экономики;

  • содержание понятий «рынок», «конкуренция», «спрос», «предложение», «равновесная цена»;

  • не менее 3-х достоинств и недостатков рынка.

  • объяснять действие законов спроса и предложения;

  • применять знания при решении экономических задач;


Материалы и оборудование:

  • учебник: Обществознание, 8 класс /Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;

  • карточки с заданиями проверочной работы;

  • компьютерная презентация «Рынок»;

  • мультимедийное оборудование;

  • тестовые задания по теме «Рынок».

Описание урока

Этап урока

Содержание этапа.

Формы и методы работы

Время

Организационно-методические примечания

Мотивационный

Постановка проблемы.

2 мин.

Учитель предлагает учащимся познавательную задачу: Представьте себе, что вы владелец бензозаправки. Цены на бензин существенно снизились, и вы также изменили отпускные цены. Надо ли вам увеличить запасы бензина и машинного масла?

Проверка усвоения знаний

Письменная проверочная работа по теме «Собственность».

8 - 10 мин.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы проверочной работы по вариантам.

  1. Что такое собственность? Кратко охарактеризуйте отношения собственности.

  2. Назовите основные способы приобретения собственности. Приведите примеры.

  3. Назовите и кратко охарактеризуйте формы собственности.

  4. Каким образом защищается право собственности?

Изучение нового материала

Объяснение учителя с опорой на презентацию «Рынок».

Приложение 1.

14 мин.

Перед началом объяснения учитель формулирует ключевые вопросы:

  • назовите 5 характерных признаков рыночной экономики;

  • что означают понятия: конкуренция, спрос, предложение, рыночная цена;

  • назовите не менее 3-х достоинств рынка;

  • назовите не менее 3-х недостатков рынка.

Первичное закрепление

Фронтальная беседа с учащимися.

5 мин.

Учащиеся отвечают на поставленные в начале объяснения нового материала вопросы.

Практическое применение знаний

Решение проблемы.

5 мин.

Опираясь на полученные знания, учащиеся решают познавательную задачу, озвученную в начале урока.

Итоговое закрепление знаний

Решение тестовых заданий.

Приложение 2.

7 – 8 мин.

Учащиеся решают тесты по изученной теме.

Домашнее задание



Читать § 14, устно ответить на вопросы к параграфу.

Творческое задание: придумать экономическую задачу на взаимодействие спроса и предложения.


Приложение 1.

Объяснение нового материала

Знак ǁ означает необходимость добавления щелчком мыши нового содержания на слайд или смены слайда.

Вы уже знаете, что по способу координации хозяйственной деятельности выделяют такие типы экономических систем как традиционная, рыночная, командная и смешанная.

Сегодня на уроке мы выделим основные черты рыночной экономики. ǁ В результате вы сможете назвать не менее 5 характерных признаков рынка; объяснить значение терминов «конкуренция», «спрос», «предложение», «цена равновесия»; выделить, по крайней мере, 3 достоинства и недостатка рыночной экономики. ǁ

Условия функционирования рынка

Исторически рынком называли конкретное место торговли. В современных условиях рынок – сфера экономики, в которой совершается процесс товарного обращения. Иногда о рынке говорят как о механизме сведения продавцов и покупателей. ǁ

К характерным чертам рыночной экономики можно отнести следующие.

  • Свобода хозяйственной деятельности, когда предприниматели могут заниматься любым делом, которое не запрещено законом, выпускать продукцию в таком количестве, которое они сочтут нужным, и продавать там, где захотят, и любому, кто захочет и сможет её купить. ǁ

  • Личная материальная ответственность производителей и покупателей за принимаемые решения: и те, и другие затрачивают собственные средства и рискуют ими. ǁ

«Экономическая свобода — это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность», - писал известный австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек. ǁ

  • В условиях рыночной экономики равноправны любые формы собственности при наибольшем распространении частной. ǁ

  • Производители действуют в условиях конкуренции. ǁ

  • Цены на рынке формируются свободно с учётом соотношения спроса и предложения.

С последними двумя чертами мы разберёмся более подробно. ǁ

Конкуренция

Конкуренция (от латинского “concurrentia” - сталкиваться, состязаться) – экономическое соперничество между производителями товаров за более выгодные условия производства и сбыта, за источники сырья с целью получения более высокой прибыли. ǁ

Наиболее распространёнными видами конкуренции в современной экономике являются конкуренция цены, конкуренция качества и конкуренция сервиса.

Конкуренция цены ǁ основана на том, что при прочих равных условиях покупатели предпочитают приобретать более дешёвую вещь. ǁ Рассказывают, что некий город был разделён на две части рекой, через которую не было построено ни одного моста. Перевозку людей и грузов через реку осуществляли две паромные компании. Конкурируя друг с другом за клиентов, ǁ они снижали цены на билеты: 1 доллар – 80 центов ǁ – 60 – 40 … В конце концов, чтобы устранить конкурента ǁ один из перевозчиков предложил перевозить клиентов бесплатно. Но второй нашёл достойный ответ: ǁ он обещал каждому пассажиру не только бесплатную переправу, но и бублик в придачу.

Разумеется, это всего лишь экономическая байка, но доля истины в ней есть. Иногда для победы над своими конкурентами и вытеснения их с рынка предприниматели готовы нести временные финансовые потери, значительно снижая цены для привлечения покупателей. ǁ

Конкуренция качества основана на том, что при прочих равных условиях покупатели предпочитают покупать более качественную вещь или вещь, обладающими большим количеством полезных свойств.

Представьте себе, что вы выбираете новый мобильный телефон. ǁ Один из них, кроме обычных опций, снабжен встроенным GPS-навигатором, сканером и ТВ-тюнером. Какой вы предпочтёте приобрести при условии, что их цены схожи? ǁ

Появление и развитие конкуренции сервиса связано с широким внедрением не только в производство, но в повседневную жизнь людей техники. Бытовая техника служит потребителям в течение длительного времени. Она состоит из множества деталей и узлов. При поломке одного из них, вещь остаётся вполне работоспособной, нужно лишь заменить или отремонтировать сломавшуюся деталь. ǁ Не станете же вы выкидывать компьютер только из-за того, что у него перестал работать дисковод, или для работы и игр вам стало не хватать оперативной или долговременной памяти. Тот продавец, который предлагает, например, более длительный срок гарантийного обслуживания или более дешёвые запасные части и комплектующие, может получить преимущества в конкурентной борьбе. ǁ

Итак, конкуренция способствует более эффективному удовлетворению потребностей людей, повышению производительности труда, снижению затрат на производство продукции и повышению её качества. Но в то же время ǁ конкурентная борьба на рынке создаёт социально-экономиче­скую напряженность в обществе, может привести к разоре­нию предпринимателей и значительным потерям. ǁ

Спрос и предложение

Кто-то из экономистов сказал: ǁ «Образованным политэкономом может стать даже попугай – единственное, чему его необходимо научить, это запомнить только два слова: спрос и предложение».

Произнести эти два слова вы уже можете. Попробуем разобраться, что означают эти понятия, и какую роль они играют в рыночной экономике. ǁ

Спрос – это не просто желание покупателя приобрести какую-то конкретную вещь, но и возможность это сделать. ǁ Как гласит известная пословица: «Наши потребности определяются не размерами нашего желудка, а толщиной нашего кошелька». Поэтому иногда говорят о платёжеспособном спросе покупателей. ǁ

Закон спроса экономисты формулируют следующим образом: при повышении цены товара при прочих равных условиях спрос на него снижается. То есть ǁ спрос находится в обратной зависимости от цены. ǁ На графике кривая спроса будет выглядеть следующим образом.

Что означают слова «при прочих равных условиях»? ǁ Представьте себе, что ваше любимое мороженое подорожало в два раза. Увы, но покупать его вы станете реже. ǁ Ну а если родители увеличили ваши карманные деньги в два раза? Тогда можно и не отказывать себе в удовольствии. На решение покупателя приобрести товар могут действовать и ǁ неценовые факторы: увеличение доходов, о чём мы только что говорили, мода, ожидание повышения цен в будущем, наличие товаров-заменителей и цена на них. ǁ Спрос на некоторые товары вообще мало зависит от изменения цен. В этом случае его называют неэластичным. Например, неэластичным является спрос на товары первой необходимости (самые распространённые продукты питания, лекарства, электричество) или на труднозаменямые товары (электрические лампочки, бензин). ǁ

Предложение – это желание и возможность продавцов произвести и продать какой-либо товар. ǁ

Закон предложения формулируется так: повышение цены на товар при прочих равных условиях ведёт к росту его предложения. То есть ǁ предложение находится в прямой зависимости от цены. ǁ На графике кривая предложения будет выглядеть следующим образом.

На величину предложения, ǁ как и на величину спроса, могут влиять неценовые факторы: наличие или отсутствие возможности увеличить производство (сырьё, соответствующие технологии, квалифицированная рабочая сила), размеры затрат на выпуск продукции, политика государства (например, запрет на выпуск каких-либо товаров или повышение налогов).

Цена равновесия

ǁ Соотношение спроса и предложения на рынке постоянно изменяется. Сложившееся в данный момент соотношение принято называть рыночной конъюнктурой. ǁ Если спрос на какой-либо товар растёт, ǁ создаётся ситуация его нехватки, дефицита. ǁ Покупатели готовы платить более высокую цену. ǁ Рост цен даёт сигнал производителям увеличивать выпуск продукции, что бы получить дополнительную прибыль. ǁ Но если товара будет выпущено слишком много, он будет в избытке, ǁ цена на него снизится. Производителям станет не выгодно увеличивать производство, зато покупатели начнут больше покупать. ǁ Спрос может вновь превысить предложение, и цена начнёт расти.

ǁ Цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита в связи с равновесием спроса и предложения называется равновесной ценой. ǁ

Если на графике кривую спроса обозначить буквой D, а кривую предложения буквой S, то равновесная цена будет находиться в точке их пересечения.

Такая ситуация на рынке неустойчива, поскольку рыночная конъюнктура постоянно меняется. Реальная цена товара колеблется вокруг равновесной цены. ǁ

Таким образом осуществляется саморегуляция рынка. ǁ Складывающиеся на рынке цены подсказывают производителю, производство какого товара стоит увеличить, а какой выпускать в данный момент не очень выгодно. ǁ Кроме того, рыночные цены диктуют требования к эффективности производства. Прибыль – это разница между ценой товара и затратами на его изготовление. Если предприниматель хочет получить прибыль, он должен снижать затраты. ǁ Рыночный механизм определяет и спрос. Товары на рынке распределяются между желающими их купить на единственной основе – наличии денег на покупку. ǁ

Достоинства и недостатки рынка

Рынок, как вы уже поняли, помогает быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей, согласовывать интересы производителей и потребителей. Производить то, что не пользуется спросом, что не купят, не имеет смысла. Продавец и покупатель преследуют свою личную выгоду, и в то же время увеличивают богатство страны и служат интересам общества.

ǁ Рынок является саморегулирующейся системой, то есть не требует каких-то специальных органов управления для разрешения возникающих проблем, быстро реагирует на изменяющиеся условия производства. Так, повышение цен на нефть в 1970-е годы на Западе вызвало внедрение ресурсосберегающих технологий, поиск альтернативных источников энергии. ǁ Не случайно, основатель экономической науки Адам Смит говорил о «невидимой руке», управляющей экономикой, имея в виду действие рыночных законов.

ǁ Рынок направляет ресурсы на производство тех товаров, которые пользуются спросом, то есть способствует их эффективному распределению.

ǁ В погоне за прибылью товаропроизводители внедряют в производство новейшие достижения науки и техники, а конкуренция делает этот процесс непрерывным.

ǁ Но идеальной экономической системы не существует. ǁ К серьёзным недостаткам рынка относится цикличность его развития: периоды подъёма производства сменяются спадом. ǁ Стремление к получению прибыли делает невыгодным производство общественных благ – тех товаров и услуг, без которых общество не может существовать, но и брать плату за них невозможно. Это, к примеру, национальная оборона, охрана общественного порядка, всеобщее образование или уличное освещение.

ǁ Распределение доходов в условиях рынка крайне неравномерно, что ведёт к сосредоточению богатства у одних слоёв населения и обнищанию других.

На одном из следующих уроков вы будете говорить о том, какими методами государство может регулировать развитие экономики и уменьшать негативные проявления действия рыночных законов. ǁ (Кнопка «возврат к первому слайду» для работы над ключевыми вопросами.)


Приложение 2

Тест для проверки уровня усвоения материала по теме «Рынок»

Задание 1

Конкурентноспособность товара определяется только его ценой:

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) Нет

2) Да


Задание 2

Вопрос:

Степень изменения величины спроса на товар в зависимости от изменения цены на него называется:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) инфляцией

2) законом предложения

3) эластичностию спроса

4) законом спроса


Задание 3

Вопрос:

Сфера экономики, в которой совершается процесс товарного обращения - это...

Запишите ответ:

__________________________________________


Задание 4

Вопрос:

Цена товара возрастёт, если спрос:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) останется неизменным, а предложение сократится

2) уменьшится, а предложение возрастёт

3) останется неизменным, и предложение останется неизменным

4) уменьшится, а предложение останется неизменным


Задание 5

Вопрос:

Положительные экономические и социальные последствия конкуренции:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) усиливает социально-экономическую напряжённость в обществе

2) способствует улучшению организации производства

3) приводит к разорению многих производителей

4) ведёт к снижению цен

5) заставляет производителей улучшать качество товаров и услуг


Задание 6

Вопрос:

В рыночной экономике, в отличие от командной, производителя характеризует:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) экономическая самостоятельность

2) соблюдение экономического законодательства

3) стремление повышать свою квалификацию

4) экономное ведение дела


Задание 7

Вопрос:

Укажите последовательность действия рыночного механизма

Укажите порядок следования всех 5 вариантов ответа (цифрами от 1 до 5):

__ увеличение предложения

__ большой урожай картофеля

__ снижение цены

__ избыток продукции

__ уменьшение выручки у продавца


Задание 8

Вопрос:

Установлено, что жители города N используют сливки как обязательное дополнение к кофе, а чай является для них заменителем кофе. Если цены на кофе возрастут, то можно ожидать, что:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) упадут цены на сливки и чай

2) цена сливок возрастёт, а цена чая упадёт

3) цена чая возрастёт, а цена сливок упадёт

4) возрастут цены на сливки и чай


Задание 9

Вопрос:

Признаком рынка не является:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) свободное ценообразование

2) нерегулируемое предложение

3) регулируемая цена

4) нерегулируемый спрос


Задание 10

Вопрос:

Главным признаком рыночной экономики является:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) наличие инфляции

2) отсутствие дефицита товаров

3) высокое качество продукции

4) экономическая свобода производителя и потребителя


Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы: 1.

2) (1 б.) Верные ответы: 3.

3) (1 б.) Верный ответ: "рынок".

4) (2 б.) Верные ответы: 1.

5) (2 б.) Верные ответы: 2; 4; 5.

6) (1 б.) Верные ответы: 1.

7) (2 б.) Верные ответы:

2;

1;

4;

3;

5.

8) (2 б.) Верные ответы: 3.

9) (1 б.) Верные ответы: 3.

10) (1 б.) Верные ответы: 4.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рынок, план урока

Автор: Иванов Иван Иванович

Дата: 23.05.2014

Номер свидетельства: 100020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Интегрированный урок "Инсценировка русских народных песен".Ритмика.Фольклор. "
    ["seo_title"] => string(81) "intieghrirovannyi-urok-instsienirovka-russkikh-narodnykh-piesien-ritmika-fol-klor"
    ["file_id"] => string(6) "239670"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444837196"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Разработка конспекта урока и презентация по экономике по теме"Избыточный спрос и избыточное предложение" "
    ["seo_title"] => string(118) "razrabotka-konspiekta-uroka-i-priezientatsiia-po-ekonomikie-po-tiemie-izbytochnyi-spros-i-izbytochnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "161689"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422267635"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Н.Носов "Фантазёры". "
    ["seo_title"] => string(18) "n-nosov-fantaziory"
    ["file_id"] => string(6) "161256"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422196302"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме "Реформация. Контрреформация" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rieformatsiia-kontrrieformatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "111126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407128483"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по обществознанию "Мотивы выбора профессии" в 10 классе "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-motivy-vybora-profiessii-v-10-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "120534"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413732151"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства