Конспект урока по обществознанию "Мотивы выбора профессии" в 10 классе
Конспект урока по обществознанию "Мотивы выбора профессии" в 10 классе
ТЕМА: Мотивы выбора профессии.
Цели и задачи; объяснить понятия и термины: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля»; ознакомить с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-анализ.
План урока:
1. Общественные потребности и мир профессий,
2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.
3. Мотивы выбора профессии.
4. Особенности профессий социально-гуманитарного профиля.
Ход урока
I. Организационный момент
Однажды прохожий увидел, как несколько человек несут тяжелые камни. Подошел он к одному и спросил: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой».
С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ: «Деньги зарабатываю».
А третий на этот же вопрос ответил: «Строю Шартрский собор!»
--- О чем эта притча?
--- Как ты ее понимаешь?
--- Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?
Новый материал
Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. На этот счет существует много поговорок, пословиц, сказок и притч. Вот только одна из них.
Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. - Положим мы их лучше обратно».
И в тот день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!»
Это только в сказке бывает «По-Щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы достойно жить приходится много работать. Поэтому так важно выбрать дело по душе. И чем раньше человек определит свое профессиональное призвание, то дело, которым он хочет заниматься, тем больше у него шансов стать счастливым.
Постановка проблемной ситуации, настрой на активный диалог.
.Формирование понятия «мотивы выбора профессии» - обсуждение.
1. Общественные потребности и мир профессий
Проговорим понятие «профессия». Для этого сыграем в игру «Ассоциация». Какие ассоциации возникают у вас при слове «профессия»?
Социологи подсчитали: количество менеджеров, экономистов и юристов превышает потребность российского общества больше, чем на одну треть.
--- Как вы считаете, почему складывается подобная проблема?
--- Можно ли ее решить?
Разбившись на группы, попробуйте составить проект решения!
проблемы «избыточного образования».
(Проверка задания.)
2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда
Итак, мы выяснили, что сегодня рынок труда переполнен людьми с высшим образованием. И многие выпускники вузов не могут найти ту работу по специальности, которая их устраивает. Означает ли это, что положение безнадежно?
--- Какие предъявляются требования к тому, кто устраивается на работу? (Обсуждение)
3. Мотивы выбора профессии
4. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности
Я предполагаю, что, придя в социально-гуманитарный класс, вы выбрали для будущего профессии социально-гуманитарного профиля.
Форма-таблица к профессиограмме.
Я выбрал(а) профессию -
Я знаю родственные профессии
Содержание
деятельности моей профессии
Условия труда
Области применения (где я могу работать)
Доминирующая профессиональная направленность
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии
Требования к здоровью
Где я могу получить среднее специальное образование по данной профессии
Где я могу получить высшее образование по данной профессии
Востребованность профессии
Возможность продолжения образования и перспективы
III. Итог урока. Рефлексия.
Проанализируйте работу одноклассников. Назовите их плюсы, прокомментируйте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Мотивы выбора профессии" в 10 классе »
Урок обществознания в социально-гуманитарном профильном классе. 10 класс
ТЕМА: Мотивы выбора профессии.
Цели и задачи;объяснить понятия и термины: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля»; ознакомить с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-анализ.
План урока:
1. Общественные потребности и мир профессий,
2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.
3. Мотивы выбора профессии.
4. Особенности профессий социально-гуманитарного профиля.
Ход урока
I. Организационный момент
Однажды прохожий увидел, как несколько человек несут тяжелые камни. Подошел он к одному и спросил: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой».
С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ: «Деньги зарабатываю».
А третий на этот же вопрос ответил: «Строю Шартрский собор!»
--- О чем эта притча?
--- Как ты ее понимаешь?
--- Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?
Новый материал
Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. На этот счет существует много поговорок, пословиц, сказок и притч. Вот только одна из них.
Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. - Положим мы их лучше обратно».
И в тот день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!»
Это только в сказке бывает «По-Щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы достойно жить приходится много работать. Поэтому так важно выбрать дело по душе. И чем раньше человек определит свое профессиональное призвание, то дело, которым он хочет заниматься, тем больше у него шансов стать счастливым.
Постановка проблемной ситуации, настрой на активный диалог.
Прием ассоциации.
- Как вы можете объяснить, что такое «мотив», какие ассоциации возникают с данным понятием (обсуждение, выводы) – (работа с доской)
Мотив – то, что побуждает нас к совершению действий, поступков.
Формирование понятия «мотивы выбора профессии» - обсуждение.
Когда люди анализируют мотивы своих поступков, они, как правило, объясняют их либо влиянием внешних обстоятельств, либо своими личными особенностями. Например, человек переходит работать в крупную компанию только из-за высокой зарплаты. Однако если дела компании станут не так хороши, то и энтузиазм работника быстро пойдёт на убыль. В этом случае можно говорить о внешней мотивации. В то же время учитель, много лет, работающий в школе за более чем скромную зарплату, уверен, что его профессия, дело, которому он служит, чрезвычайно важны и благородны. И эта внутренняя мотивация поддерживает его активность.
Есть и такое понятие как высокая мотивация. Люди с так называемой высокой мотивацией достижения стремятся к совершенству во всём. Они предпочитают полагаться на собственные силы, выбирают задачи, требующие немалых усилий, мечтают о яркой и головокружительной карьере. Для них важно присутствие очевидных атрибутов успеха: дорогого автомобиля, личного секретаря, офиса в престижном районе. Интересно, что такие люди ощущают персональную ответственность за успех, и лучше всего, если он достигнут в условиях соревнования. Их не очень привлекают ситуации, где победа достаётся за счёт везения и не является личной заслугой. Поэтому они скорее будут играть в шахматы, чем в лотерею.
К счастью, высокая мотивация достижений редко приводит к столь тяжёлым последствиям. Обычно люди с чрезмерно высокой мотивацией достижений становятся трудоголиками: они работают не только положенные восемь часов, Но и тратят всё своё свободное время на занятия, связанные с профессиональной деятельностью. Колоссальное удовольствие им доставляет именно работа, а бездействие и отдых вызывают дискомфорт и скуку. Канадская писательница Джойс Кэрол Оутс в одном из своих интервью призналась: «Я не ощущаю, что много работаю или "работаю" вообще. Сочинение книг и преподавание всегда доставляли мне такую большую радость и удовлетворение, что я не считаю это работой в обычном смысле слова».
Психолог Вирджиния Николс Квинн рассказала почти анекдотическую историю. Сотрудники известной престижной юридической фирмы в Манхэттене поспорили, чей рабочий день продлится дольше. Один из них работал круглые сутки, набрал 24 оплачиваемых часа и был абсолютно уверен в своей победе. Однако его соперник, который в этот день летал в Калифорнию и работал в самолёте, благодаря разнице во времени между часовыми поясами набрал 27 часов.
Далеко не все люди имеют высокую мотивацию достижения. Выбирая профессию или реализуя себя в этой профессии, многие предпочитают иную тактику поведения. Не бывает побед без поражений, всегда существует риск потерпеть фиаско. Неудачи воспринимаются болезненно, ведь они не просто нарушают планы и отбивают желание продолжать работу, но и больно ударяют по самолюбию. Быть может, лучше позаботиться о том, чтобы свести риск к минимуму? Не ставить перед собой излишне сложных задач, стараться не брать на себя ответственность и рисковать только в том случае, если шанс на победу значительно превышает 50 %. Снизив свои притязания, можно сохранить самоуважение.
1. Общественные потребности и мир профессий
Проговорим понятие «профессия». Для этого сыграем в игру «Ассоциация». Какие ассоциации возникают у вас при слове «профессия»?
--- Что же такое «профессия»? (Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки.)
--- Как вы считаете, на каком этапе исторического развития зародились различные профессии? Какие?
--- Какие факторы определили их появление?
Сегодня социологи насчитали наличие 20 тыс. профессий, число которых постоянно растет. Как вы думаете, почему возрастает число профессий?
--- Что вы понимаете под выражением «узкая специализация»? --- Приведите примеры роста профессий.
В наши дни существует понятие «рынок труда». Что вы понимаете под этим выражением?
--- Что значит «дефицитная профессия»? Какие профессии можно отнести, с вашей точки зрения, к дефицитным?
--- Существуют ли профессии, которые оплачиваются не очень высоко, но являются востребованными в нашем обществе? --- Приведите примеры подобных профессий.
Чем понятие «должность» отличается от понятия «профессия» и «специальность»? (Должность - трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении и т. д.)
Сегодня социологи много говорят о новом явлении в российской жизни - избыточном образовании.
Суть проблемы:
В общей численности безработных увеличивается число людей с высшим образованием.
Растет число выпускников вузов, работающих не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования.
Социологи подсчитали: количество менеджеров, экономистов и юристов превышает потребность российского общества больше, чем на одну треть.
--- Как вы считаете, почему складывается подобная проблема?
--- Можно ли ее решить?
Разбившись на группы, попробуйте составить проект решения! проблемы «избыточного образования».
(Проверка задания.)
2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда
Итак, мы выяснили, что сегодня рынок труда переполнен людьми с высшим образованием. И многие выпускники вузов не могут найти ту работу по специальности, которая их устраивает. Означает ли это, что положение безнадежно?
--- Какие предъявляются требования к тому, кто устраивается на работу? (Обсуждение)
3. Мотивы выбора профессии
Вспомните, что такое «мотив»? (Мотив - это внутреннее побуждение человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувства и мысли.)
--- Итак, чем вы руководствуетесь при выборе будущей профессии? (Наличие способностей; престижность профессии; материальная обеспеченность; привлекательность содержания образования; желание родителей; традиции семьи; интерес к данной профессии.)
--- Насколько важен правильный выбор профессии для человека?
--- А всегда ли правильно люди делают свой выбор?
--- Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии?
4. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности
Я предполагаю, что, придя в социально-гуманитарный класс, вы выбрали для будущего профессии социально-гуманитарного профиля. Их огромное количество. Перечислите те профессии, которые относятся к данному профилю. Их много, но все они имеют общие особенности. Попробуем разобраться в данной проблеме.
Разделившись на группы, определите особенности профессии социально-гуманитарного профиля: библиотекаря, журналиста, социолога, учителя гуманитарных дисциплин, философа, прокурора, адвоката, политолога, лингвиста, литературоведа, археолога, экскурсовода, переводчика и т. д.
Особенности профессий социально-гуманитарного направления:
-оказывают влияние на человека;
-система «человек-человек»;
-коммуникативные способности;
-способности к эмпатии;
-несут элемент творчества;
-уважение к личности, толерантность;
-постоянное самообразование;
-умение неординарно мыслить.
Д/задание. Заполнить профессиограмму.
Форма-таблица к профессиограмме.
Я выбрал(а) профессию -
Я знаю родственные профессии
Содержание деятельности моей профессии
Условия труда
Области применения (где я могу работать)
Доминирующая профессиональная направленность
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии
Требования к здоровью
Где я могу получить среднее специальное образование по данной профессии
Где я могу получить высшее образование по данной профессии
Востребованность профессии
Возможность продолжения образования и перспективы
III. Итог урока. Рефлексия.
Проанализируйте работу одноклассников. Назовите их плюсы, прокомментируйте.