kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию "Мотивы выбора профессии" в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Мотивы выбора профессии.

 

Цели и задачи; объяснить понятия и термины: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля»; ознакомить с особенностями профессио­нальной деятельности в сфере социально-гуманитарного про­филя; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осу­ществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осу­ществлять  индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке граж­данской позиции учащихся.

 

Тип урока: урок-анализ.

 План урока:

1. Общественные потребности и мир профессий,

2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.

3. Мотивы выбора профессии.

4. Особенности профессий социально-гуманитарного профиля.

Ход урока

I. Организационный момент

Однажды прохожий увидел, как несколько человек несут тяжелые камни. Подошел он к одному и спросил: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой».

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ: «Деньги зарабатываю».

А третий на этот же вопрос ответил: «Строю Шартрский собор!»

--- О чем эта притча?

--- Как ты ее понимаешь?

--- Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

Новый материал

Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. На этот счет существует много поговорок, пословиц, сказок и притч. Вот только одна из них.

Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, уха­живая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вска­пывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. - Положим мы их лучше обратно».

И в тот день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, на­ставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!»

Это только в сказке бывает «По-Щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы достойно жить приходится много работать. Поэтому так важно выбрать дело по душе. И чем рань­ше человек определит свое профессиональное призвание, то дело, которым он хочет заниматься, тем больше у него шансов стать сча­стливым.

  1. Постановка проблемной ситуации, настрой на  активный диалог.
  2. .Формирование понятия «мотивы выбора профессии» - обсуждение.

    1. Общественные потребности и мир профессий

    Проговорим понятие «профессия». Для этого сыграем в игру «Ассоциация». Какие ассоциации возникают у вас при слове «профессия»?

    Социологи подсчитали: количество менеджеров, экономистов и юристов превышает потребность российского общества больше, чем на одну треть.

    --- Как вы считаете, почему складывается подобная проблема?

    --- Можно ли ее решить?

    Разбившись на группы, попробуйте составить проект решения!
    проблемы «избыточного образования».

    (Проверка задания.)

    2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда

    Итак, мы выяснили, что сегодня рынок труда переполнен людьми с высшим образованием. И многие выпускники вузов не могут найти ту работу по специальности, которая их устраивает. Означает ли это, что положение безнадежно?

    --- Какие предъявляются требования к тому, кто устраивается на работу? (Обсуждение)

    3. Мотивы выбора профессии

  3.  

    4. Особенности профессий социально-гуманитарной направ­ленности

    Я предполагаю, что, придя в социально-гуманитарный класс, вы выбрали для будущего профессии социально-гуманитарного про­филя. 

    Форма-таблица к профессиограмме.

    Я выбрал(а) профессию -

     

     

    Я знаю родственные профессии

     

    Содержание
    деятельности моей профессии

     

     

     

    Условия труда

     

     

     

    Области применения (где я могу работать)

     

     

     

    Доминирующая профессиональная направленность

     

     

     

    Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии

     

     

     

    Требования к здоровью

     

     

     

    Где я могу получить среднее специальное образование по данной профессии

     

     

     

    Где я могу получить высшее образование по данной профессии

     

     

     

    Востребованность профессии

     

     

     

    Возможность продолжения образования и перспективы

     

     

    III. Итог урока. Рефлексия.

    Проанализируйте работу одноклассников. Назовите их плюсы, прокомментируйте.

     

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Мотивы выбора профессии" в 10 классе »

Урок обществознания в социально-гуманитарном профильном классе. 10 класс

ТЕМА: Мотивы выбора профессии.


Цели и задачи; объяснить понятия и термины: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля»; ознакомить с особенностями профессио­нальной деятельности в сфере социально-гуманитарного про­филя; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осу­ществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осу­ществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке граж­данской позиции учащихся.


Тип урока: урок-анализ.

План урока:

1. Общественные потребности и мир профессий,

2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.

3. Мотивы выбора профессии.

4. Особенности профессий социально-гуманитарного профиля.

Ход урока

I. Организационный момент

Однажды прохожий увидел, как несколько человек несут тяжелые камни. Подошел он к одному и спросил: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой».

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ: «Деньги зарабатываю».

А третий на этот же вопрос ответил: «Строю Шартрский собор!»

--- О чем эта притча?

--- Как ты ее понимаешь?

--- Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?


Новый материал

Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. На этот счет существует много поговорок, пословиц, сказок и притч. Вот только одна из них.

Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, уха­живая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вска­пывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. - Положим мы их лучше обратно».

И в тот день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, на­ставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!»

Это только в сказке бывает «По-Щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы достойно жить приходится много работать. Поэтому так важно выбрать дело по душе. И чем рань­ше человек определит свое профессиональное призвание, то дело, которым он хочет заниматься, тем больше у него шансов стать сча­стливым.

  1. Постановка проблемной ситуации, настрой на активный диалог.

Прием ассоциации.

- Как вы можете объяснить, что такое «мотив», какие ассоциации возникают с данным понятием (обсуждение, выводы) – (работа с доской)














Мотив – то, что побуждает нас к совершению действий, поступков.

  1. Формирование понятия «мотивы выбора профессии» - обсуждение.

Когда люди анализируют мотивы своих поступков, они, как правило, объясняют их либо влиянием внешних обстоятельств, либо своими личными особенностями. Например, человек перехо­дит работать в крупную компанию толь­ко из-за высокой зарплаты. Однако если дела компании станут не так хороши, то и энтузиазм работника быстро пой­дёт на убыль. В этом случае можно гово­рить о внешней мотивации. В то же время учитель, много лет, работающий в школе за более чем скромную зарпла­ту, уверен, что его профессия, дело, ко­торому он служит, чрезвычайно важны и благородны. И эта внутренняя мотива­ция поддерживает его активность.

Есть и такое понятие как высокая мотивация. Люди с так назы­ваемой высокой мотивацией достиже­ния стремятся к совершенству во всём. Они предпочитают полагаться на соб­ственные силы, выбирают задачи, тре­бующие немалых усилий, мечтают о яркой и головокружительной карье­ре. Для них важно присутствие оче­видных атрибутов успеха: дорогого ав­томобиля, личного секретаря, офиса в престижном районе. Интересно, что такие люди ощущают персональную от­ветственность за успех, и лучше всего, если он достигнут в условиях соревно­вания. Их не очень привлекают ситуа­ции, где победа достаётся за счёт везе­ния и не является личной заслугой. Поэтому они скорее будут играть в шах­маты, чем в лотерею.

К счастью, высокая мотивация до­стижений редко приводит к столь тяжё­лым последствиям. Обычно люди с чрез­мерно высокой мотивацией достижений становятся трудоголиками: они работа­ют не только положенные восемь часов, Но и тратят всё своё свободное время на занятия, связанные с профессиональ­ной деятельностью. Колоссальное удо­вольствие им доставляет именно рабо­та, а бездействие и отдых вызывают дискомфорт и скуку. Канадская писа­тельница Джойс Кэрол Оутс в одном из своих интервью призналась: «Я не ощу­щаю, что много работаю или "работаю" вообще. Сочинение книг и преподава­ние всегда доставляли мне такую боль­шую радость и удовлетворение, что я не считаю это работой в обычном смысле слова».

Психолог Вирджиния Николс Квинн рассказала почти анекдотическую исто­рию. Сотрудники известной престиж­ной юридической фирмы в Манхэт­тене поспорили, чей рабочий день продлится дольше. Один из них работал круглые сутки, набрал 24 оплачиваемых часа и был абсолютно уверен в своей победе. Однако его соперник, который в этот день летал в Калифорнию и рабо­тал в самолёте, благодаря разнице во вре­мени между часовыми поясами набрал 27 часов.

Далеко не все люди имеют высокую мотивацию достижения. Выбирая про­фессию или реализуя себя в этой профес­сии, многие предпочитают иную так­тику поведения. Не бывает побед без поражений, всегда существует риск потерпеть фиаско. Неудачи вос­принимаются болезненно, ведь они не просто нарушают планы и отбивают желание продолжать работу, но и больно ударяют по самолюбию. Быть может, лучше позабо­титься о том, чтобы свести риск к мини­муму? Не ставить перед собой излишне сложных задач, стараться не брать на себя ответственность и рисковать только в том случае, если шанс на по­беду значительно превышает 50 %. Сни­зив свои притязания, можно сохранить самоуважение.


1. Общественные потребности и мир профессий

Проговорим понятие «профессия». Для этого сыграем в игру «Ассоциация». Какие ассоциации возникают у вас при слове «профессия»?

--- Что же такое «профессия»? (Профессия - род трудовой дея­тельности, занятий, требующих определенной подготовки.)

--- Как вы считаете, на каком этапе исторического развития зародились различные профессии? Какие?

--- Какие факторы определили их появление?

Сегодня социологи насчитали наличие 20 тыс. профессий, число которых постоянно растет. Как вы думаете, почему возрастает число профессий?

--- Что вы понимаете под выражением «узкая специализация»?
--- Приведите примеры роста профессий.


В наши дни существует понятие «рынок труда». Что вы понимаете под этим выражением?

--- Что значит «дефицитная профессия»? Какие профессии можно отнести, с вашей точки зрения, к дефицитным?

--- Существуют ли профессии, которые оплачиваются не очень высоко, но являются востребованными в нашем обществе?
--- Приведите примеры подобных профессий.


Чем понятие «должность» отличается от понятия «профессия» и «специальность»? (Должность - трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении и т. д.)

Сегодня социологи много говорят о новом явлении в российской жизни - избыточном образовании.

Суть проблемы:

В общей численности безработных увеличивается число людей с высшим образованием.

Растет число выпускников вузов, работающих не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования.

Социологи подсчитали: количество менеджеров, экономистов и юристов превышает потребность российского общества больше, чем на одну треть.

--- Как вы считаете, почему складывается подобная проблема?

--- Можно ли ее решить?

Разбившись на группы, попробуйте составить проект решения!
проблемы «избыточного образования».

(Проверка задания.)

2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда

Итак, мы выяснили, что сегодня рынок труда переполнен людьми с высшим образованием. И многие выпускники вузов не могут найти ту работу по специальности, которая их устраивает. Означает ли это, что положение безнадежно?

--- Какие предъявляются требования к тому, кто устраивается на работу? (Обсуждение)

3. Мотивы выбора профессии

Вспомните, что такое «мотив»? (Мотив - это внутреннее по­буждение человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувства и мысли.)

--- Итак, чем вы руководствуетесь при выборе будущей профес­сии? (Наличие способностей; престижность профессии; ма­териальная обеспеченность; привлекательность содержания образования; желание родителей; традиции семьи; интерес к данной профессии.)

--- Насколько важен правильный выбор профессии для человека?

--- А всегда ли правильно люди делают свой выбор?

--- Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии?


4. Особенности профессий социально-гуманитарной направ­ленности

Я предполагаю, что, придя в социально-гуманитарный класс, вы выбрали для будущего профессии социально-гуманитарного про­филя. Их огромное количество. Перечислите те профессии, которые относятся к данному профилю. Их много, но все они имеют общие особенности. Попробуем разобраться в данной проблеме.

Разделившись на группы, определите особенности профессии социально-гуманитарного профиля: библиотекаря, журналиста, со­циолога, учителя гуманитарных дисциплин, философа, прокурора, адвоката, политолога, лингвиста, литературоведа, археолога, экс­курсовода, переводчика и т. д.

Особенности профессий социально-гуманитарного направления:

-оказывают влияние на человека;

-система «человек-человек»;

-коммуникативные способности;

-способности к эмпатии;

-несут элемент творчества;

-уважение к личности, толерантность;

-постоянное самообразование;

-умение неординарно мыслить.

Д/задание. Заполнить профессиограмму.

Форма-таблица к профессиограмме.

Я выбрал(а) профессию -



Я знаю родственные профессии


Содержание
деятельности моей профессии




Условия труда




Области применения (где я могу работать)




Доминирующая профессиональная направленность




Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии




Требования к здоровью




Где я могу получить среднее специальное образование по данной профессии




Где я могу получить высшее образование по данной профессии




Востребованность профессии




Возможность продолжения образования и перспективы



III. Итог урока. Рефлексия.

Проанализируйте работу одноклассников. Назовите их плюсы, прокомментируйте.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по обществознанию "Мотивы выбора профессии" в 10 классе

Автор: Коршунова Елена Александровна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120534


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства