kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Реформация. Контрреформация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Цель: понимать сущность крестьянской реформы 186 г., уяснив   основные положения реформы и значение отмены крепостного права в России.

Задачи урока:

образовательные (дидактические):

  • знать предпосылки, причины, результаты реформы.
  • давать определение  понятиямпо теме  (временнообязанные,  отрезки,  круговая  порука, Негласный комитет).

      •   называть альтернативные варианты проведения реформы.

  •   характеризовать этапы проведения и подготовки реформы.

развивающие:

  • характеризовать основные положения Манифеста и определить его роль в истории России XIXв.
  • сравнивать проекты по освобождению крестьян.
  • развивать информационную культуру учащихся, используя материал учебника, электронный материал.

воспитывающие:

  • самостоятельность при работе с материалом на уроке.
  • аккуратность в оформлении конспекта.
  • умение вести беседу, проявляя толерантность.

 Тип урока: изучение нового материала 

Основные понятия: временнообязанные, отрезки, круговая порука. Негласный комитет.

Основные даты: 19.02.1861 г. - отмена крепостного права, 1857 г. - Негласный комитет, 1855-1881 гг. - правление Александра II

Литература для преподавателя:

  • Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. — ML, 1968;
  • Ключескш В. О. Соч. — М., 1989. — Т. V; Приложение. Отмена крепостного права;
  • ЛитеакБ.Г.     Переворот     1861     года     в России:     Почему     не реализовалась реформаторская альтернатива. — М., 1991.
  • История России — электронная энциклопедия.

Домашняя работа:

  • выучить определение понятий и даты

План урока:

  1. целеполагание (вводное слово)
  2. изучение нового материал 
  3. применение новых знаний
  4. подведение итогов/ объяснение домашнего задания

План для изучения темы:

  • личность Александра II.
  • предпосылки и причины проведения реформы.
  • этапы и варианты проведения реформы.
  • значение реформы.

 

ХОД УРОКА

  1. Вводное слово.

Возникновение зависимости непосредственных производителей (крестьян) датируется IX-Xвв., когда первоначальной формой их зависимости становится полюдье. Затем на протяжении 800 лет происходило ужесточение зависимости крестьян от помещиков. Крайностью стало то, что стали печать объявления в газетах о местах продажи и цене крепостных. За эти годы лишь однажды появилась   надежда у крестьян получить свободу, когда в России начал править Александр I, как про него говорили «сфинкс - неразгаданный до гроба », но, к   сожалению,     их вера в доброго царя не оправдалась. Он лишь запретил печатать   объявления   о   продажи   крепостных,   и   в   1803   г.   разрешил   помещикам освобождать  крестьян  за  выкуп.  Большей части  населения России пришлось ждать свободы еще целых 58 лет.

Освобождение крестьян или как пишут в исторической литературе «отмена крепостного права» связана с именем    Александра II, сопоставимого с самим Петром I. В народе за этот дар его прозвали «Освободителем».

Итак, наши задачи на предстоящие 2урока: во-первых, выяснить причины и результаты реформы, во-вторых, определить основные положения Манифеста, дарующего свободу крестьянам и наконец, значение или роль данного события для страны в целом.

  1. Прежде чем, начнем разбирать материал, необходимо выяснить, какой же человек вступил на российский престол? Был ли он способен провести в стране назревшие реформы? Что о нем говорили в окружении - сообщение учащегося «исторический портрет Александра II или включитьвидеоролик, затем его обсудить.

Вывод: несмотря на то, что по своим воззрениям новый император не совсем был либералом, да и по складу характера едва ли годился на роль преобразователя, тем не менее, именно он стал одним из самых великих реформаторов в истории России. Именно такую роль предопределил ему весь предшествующий ход исторических событий.

Далее рассматриваются предпосылки  проведения реформы  - «предыстория отмены  крепостного права» (презентация).  Вопросы:

  1. какие цари пытались решить данную проблему?                
  2. кто и в каких произведениях обличал сущность крепостничества?

Таким образом, проблема отмены крепостного права давно волновала русское общество. Но, помимо моральной стороны, эта проблема имела и экономическую сторону, так как крепостной строй становился тормозом в развитии страны: низкая производительность труда, отсутствие рынка наемной рабочей силы, ни к чему хорошему не приводили. Предпосылки для проведения реформы есть, но, тем не менее, принять решение об его отмене Александр IIбыл вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

Итак, записываем в тетрадь причины отмены крепостного права:

  1. поражение в Крымской войне
  2. техническое отставание от европейских государств
  3. массовые крестьянские движения
  4. общественное мнение (дополнительно как психологический фактор)     

Далее вопрос этапы проведения и варианты реформы - электронный материал. Обсуждение по следующим - вопросам:

  1. назовите противников и сторонников реформы.
  2. для чего был организован Секретный комитет и когда?
  3. 20 ноября 1857 г. были учреждены что?
  4. как вы думаете, зачем Секретный комитет переименовали в Гласный?
  5. и наконец, для чего были образованы Редакционные комиссии?

Затем варианты освобождения крестьян (презентация). Как вы думаете, почему Александр IIвыбрал третий вариант?

Потом идет просмотр ролика с изложением материала о претворении в жизнь реформы.  Вопросы для обсуждения:                                                                                               

  1. Какие права получили крестьяне после отмены крепостного права?
  2. Какое количество земли крестьяне  получили в черноземных и нечерноземных районах?
  3. Что такое отрезки?       
  4. Кто такие временнообязанные крестьяне?

    5.Можно ли   было   получить   землю   бесплатно,   и   стал ли   русский   крестьянин собственником своей земли?

Следующий вопрос обсуждается вместе, после просмотра ролика. Основные положения фиксируются в тетради:                                                                                                      

  • Освобождение большей части населения – 23 млн. человек
  • Зарождение рынка наемного труда
  • Развитие товаро-денежных отношений и как следствие развитие рынка.

Как вы понимаете высказывание Некрасова: « Распалась цепь великая

                                                   Распалась и ударила                                                                                                                                           \

                                                   Одним концом по барину,                                                                                                                                          1

                                                   Другим по мужику»

Таким образом, реформа в целом носила прогрессивный характер, но, как и любого явления есть обратная сторона. В данном случае это то, что крестьяне не получили землю в собственность, они стали только лично независимы.

  1. Применение новых знаний.

Задание.  «Написать письмо Александру IIот имени освободившегося крестьянина или помещика, отпустившего крестьянина на волю».

  1. Подведение итогов урока/ объяснение домашнего задания.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Реформация. Контрреформация" »

ТЕМА УРОКА. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Цель: понимать сущность крестьянской реформы 186 г., уяснив основные положения реформы и значение отмены крепостного права в России.

Задачи урока:

образовательные (дидактические):

  • знать предпосылки, причины, результаты реформы.

  • давать определение понятиям по теме (временнообязанные, отрезки, круговая порука, Негласный комитет).

• называть альтернативные варианты проведения реформы.

  • характеризовать этапы проведения и подготовки реформы.

развивающие:

  • характеризовать основные положения Манифеста и определить его роль в истории России XIXв.

  • сравнивать проекты по освобождению крестьян.

  • развивать информационную культуру учащихся, используя материал учебника, электронный материал.

воспитывающие:

  • самостоятельность при работе с материалом на уроке.

  • аккуратность в оформлении конспекта.

  • умение вести беседу, проявляя толерантность.

Тип урока: изучение нового материала (лекция с элементами беседы)

Оборудование: учебник, презентация, электронный ролик «отмена крепостного нрава», индивидуальное сообщение, схемы.

Основные понятия: временнообязанные, отрезки, круговая порука. Негласный комитет.

Основные даты: 19.02.1861 г. - отмена крепостного права, 1857 г. - Негласный комитет, 1855-1881 гг. - правление Александра II

Литература для преподавателя:

  • Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. — ML, 1968;

  • Ключескш В. О. Соч. — М., 1989. — Т. V; Приложение. Отмена крепостного права;

  • ЛитеакБ.Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. — М., 1991.

  • История России — электронная энциклопедия.

Домашняя работа:

  • выучить определение понятий и даты

План урока:

  1. целеполагание (вводное слово)

  2. изучение нового материал

  3. применение новых знаний

  4. подведение итогов/ объяснение домашнего задания

План для изучения темы:

  • личность Александра II.

  • предпосылки и причины проведения реформы.

  • этапы и варианты проведения реформы.

  • значение реформы.


ХОД УРОКА

  1. Вводное слово.

Возникновение зависимости непосредственных производителей (крестьян) датируется IX-X вв., когда первоначальной формой их зависимости становится полюдье. Затем на протяжении 800 лет происходило ужесточение зависимости крестьян от помещиков. Крайностью стало то, что стали печать объявления в газетах о местах продажи и цене крепостных. За эти годы лишь однажды появилась надежда у крестьян получить свободу, когда в России начал править Александр I, как про него говорили «сфинкс - неразгаданный до гроба », но, к сожалению, их вера в доброго царя не оправдалась. Он лишь запретил печатать объявления о продажи крепостных, и в 1803 г. разрешил помещикам освобождать крестьян за выкуп. Большей части населения России пришлось ждать свободы еще целых 58 лет.

Освобождение крестьян или как пишут в исторической литературе «отмена крепостного права» связана с именем Александра II, сопоставимого с самим Петром I. В народе за этот дар его прозвали «Освободителем».

Итак, наши задачи на предстоящие 2урока: во-первых, выяснить причины и результаты реформы, во-вторых, определить основные положения Манифеста, дарующего свободу крестьянам и наконец, значение или роль данного события для страны в целом.

  1. Прежде чем, начнем разбирать материал, необходимо выяснить, какой же человек вступил на российский престол? Был ли он способен провести в стране назревшие реформы? Что о нем говорили в окружении - сообщение учащегося «исторический портрет Александра II или включить видеоролик, затем его обсудить.

Вывод: несмотря на то, что по своим воззрениям новый император не совсем был либералом, да и по складу характера едва ли годился на роль преобразователя, тем не менее, именно он стал одним из самых великих реформаторов в истории России. Именно такую роль предопределил ему весь предшествующий ход исторических событий.

Далее рассматриваются предпосылки проведения реформы - «предыстория отмены крепостного права» (презентация). Вопросы:

  1. какие цари пытались решить данную проблему?

  2. кто и в каких произведениях обличал сущность крепостничества?

Таким образом, проблема отмены крепостного права давно волновала русское общество. Но, помимо моральной стороны, эта проблема имела и экономическую сторону, так как крепостной строй становился тормозом в развитии страны: низкая производительность труда, отсутствие рынка наемной рабочей силы, ни к чему хорошему не приводили. Предпосылки для проведения реформы есть, но, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

Итак, записываем в тетрадь причины отмены крепостного права:

  1. поражение в Крымской войне

  2. техническое отставание от европейских государств

  3. массовые крестьянские движения

  4. общественное мнение (дополнительно как психологический фактор)

Далее вопрос этапы проведения и варианты реформы - электронный материал. Обсуждение по следующим - вопросам:

  1. назовите противников и сторонников реформы.

  2. для чего был организован Секретный комитет и когда?

  3. 20 ноября 1857 г. были учреждены что?

  4. как вы думаете, зачем Секретный комитет переименовали в Гласный?

  5. и наконец, для чего были образованы Редакционные комиссии?

Затем варианты освобождения крестьян (презентация). Как вы думаете, почему Александр II выбрал третий вариант?

Потом идет просмотр ролика с изложением материала о претворении в жизнь реформы. Вопросы для обсуждения:

        1. Какие права получили крестьяне после отмены крепостного права?

        2. Какое количество земли крестьяне получили в черноземных и нечерноземных районах?

        3. Что такое отрезки?

        4. Кто такие временнообязанные крестьяне?

5. Можно ли было получить землю бесплатно, и стал ли русский крестьянин собственником своей земли?

Следующий вопрос обсуждается вместе, после просмотра ролика. Основные положения фиксируются в тетради:

  • Освобождение большей части населения – 23 млн. человек

  • Зарождение рынка наемного труда

  • Развитие товаро-денежных отношений и как следствие развитие рынка.

Как вы понимаете высказывание Некрасова: « Распалась цепь великая

Распалась и ударила \

Одним концом по барину, 1

Другим по мужику»

Таким образом, реформа в целом носила прогрессивный характер, но, как и любого явления есть обратная сторона. В данном случае это то, что крестьяне не получили землю в собственность, они стали только лично независимы.

  1. Применение новых знаний.

Задание. «Написать письмо Александру II от имени освободившегося крестьянина или помещика, отпустившего крестьянина на волю».

  1. Подведение итогов урока/ объяснение домашнего задания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Реформация. Контрреформация"

Автор: Малюшева Елена Юрьевна

Дата: 04.08.2014

Номер свидетельства: 111126


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства