Алтайский край Каменский район с.Аллак
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Аллакская средняя общеобразовательная школа»
Урок обществознания в 6 классе
«Делу время, потехе час»
Подготовила и провела:
Шабанова Людмила Геннадьевна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
План - конспект урока обществознания.
Класс: 6
Учитель: Шабанова Людмила Геннадьевна
Место проведения : МКОУ «Аллакская сош»
Тема
«Делу время, потехе час»
Цель: Познакомить учащихся с понятием «свободное время» и со способами организации досуга.
Задачи:
Способствовать структурированию изученной информации и применению её в практической деятельности.
Развивать у учащихся умения планировать свое время, работать с учебником, дополнительной информацией, вести дискуссию.
Воспитание качеств, позволяющих рационально использовать свободное время, творчески подходить к выполнению учебных заданий, коммуникабельность.
Оборудование: «Обществознание»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2008; ноутбук, телевизор; раздаточный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент – мотивация учебной деятельности на изучение нового материала.
Учитель: Ребята, предлагаю вам послушать стихотворение и ответить на вопросы.
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог -
Вам всё часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз.
Учитель:
О чем идет речь в стихотворении? (О часах.)
Зачем человеку часы? (Для того, чтобы знать время.)
А что такое время? (варианты ответов учащихся)
О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О времени)
Учитель: Прочитайте тему урока. О каком времени пойдет речь на уроке? (О рабочем и свободном времени)
II. Изучение нового материала.
1. Учитель: словарь Владимира Ивановича Даля «Толковый словарь русского языка» дает следующее толкование этого слова – длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками – и сегодня на уроке мы узнаем, как рационально использовать время, чтобы успевать делать все – работать, отдыхать, и как с пользой использовать свое свободное время
Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока.
Учащиеся: открывают тетради, записывают число и тему урока.
Учитель: Какие единицы времени существуют? (секунда, минута, час и т.д.)
Очень важна, в некоторых случаях, даже доля секунды. Результаты спортивных рекордов могут решать доли секунды. Физики, изучая определенные процессы, замеряют микросекунды. Есть фотоаппараты, которые делают миллионы снимков в секунду. Приведите примеры, когда секунды были очень важны? (Приводят примеры)
Учитель: Русский народ подметил: «Работе время, а досугу час», «После дела и гулять хорошо» Время, когда вы заняты каким – либо трудом называется «рабочим временем», а время, которое остается после выполнения обязанностей называется «свободным временем». Попробуем и мы вместе с вами сделать шаг навстречу времени. Поучимся его правильно распределять, чтобы успеть и поработать, и отдохнуть, и заняться любимым делом.
А правила просты:
А. Определить, какие дела для вас обязательны? (предполагаемые ответы учащихся: «ходить в школу», «выполнять домашние задания», «помогать родителям», «убирать свою комнату» и т.д.);
Б. Выполнять обязательные дела и домашние обязанности;
В. Оставшееся свободное время использовать для отдыха, получения удовольствия, делать то, что вам захочется.
Именно здесь важно, чтобы с вами, ребята, не произошло то, о чем рассказал один детский журнал.
Работа учащихся: рассмотреть иллюстрации на стр. 86 в учебнике, прочитать комментарии автора о том, чем занимались Саша, Оля, Марина, Витя, Даша, Сергей, Олег.
Ответить на вопросы: как вы считаете, эти ребята с пользой провели свое свободное время? А какие дела, занятия вы считаете полезными?
Учитель: А сейчас проведем Физкультминутку. Она поможет нам, перейди к следующему вопросу урока.
Чтобы быть всегда в порядке
Надо делать физзарядку!
Раз – подняться. Два – присесть.
Развернуться, улыбнуться
И на место снова сесть.
2. Учитель: Некоторые фантасты рисуют человека будущего с большой головой и физически неразвитым телом. Объясняют они это так: в будущем различные машины, будут делать вместо человека всю физическую работу. Человеку останется только умственный труд.
Чтобы это не произошло с человеком, что нужно ему делать? (заниматься спортом, больше двигаться – ходить пешком, ездить на велосипеде, делать утреннюю зарядку)
А, что дают человеку регулярные физические занятия?
Кто из вас делает по утрам зарядку?
А знаете, ли вы, кто из ребят класса посещает спортивные секции или танцевальный кружок?
А какие у них успехи?
3. Учитель: Ребята, среди вас есть те, кто не посещает спортивные секции и танцевальный кружок. Чем вы занимаетесь в свободное время?
Как вы думаете, приносят ли вам пользу эти занятия? Если нет, то почему? Если да то почему? (Высказывания учащихся своего мнения)
Подумайте и ответьте на вопрос «Что приносит телевизор и компьютер: пользу или вред?» (Учащиеся высказывают свое мнение по заданному вопросу)
Учитель: Ребята, одна из русских народных поговорок говорит – «Все хорошо в меру». Обратитесь к тексту учебника с.90 и из текста пункта «Свободное время и телевизор» определите «Какова она, эта мера?»
Вывод: чем бы вы не занимались в свое свободное время, главное, чтобы эти занятия приносили пользу, помогали вам развиваться, расширяли ваш кругозор. А еще было бы хорошо, если бы у каждого из вас появилось свое хобби)
4. Вопрос учащимся: что такое хобби? Проверим, совпадает ли ваше мнение с толкованием, которое дает словарь (стр. 223 в учебнике, определение записать в тетрадь). А у вас есть свое хобби? Расскажите о нем?
III. Закрепление изученного материала.
Проблемный вопрос:
Как организовать свою жизнь, чтобы все успевать?
IV. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие выводы сделали для себя?
Вывод урока: чтобы проводить время с пользой – надо умело его распределять. Этому нас учит народная мудрость - «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
V. Выставление оценок за урок.
VI. Домашнее задание:
Параграф 9;
Творческие задания на выбор:
творчество, отдых, полезный, увлекает, любимое, развивает, счастливый, дело, время, свободный, стремиться, добро, занятие, пролетает, незаметно, хобби, интересный, человек, жизнь, трата, удовольствие
Составить круговую диаграмму своего рабочего дня и красиво оформить на отдельном листке. Какую часть суток занимает сон, еда, спорт, занятия в школе, домашние дела, общение с друзьями, прогулка, чтение, просмотр телевизора, хобби и прочие дела (указать что именно).
Составить список полезных дел: а) на один день; б) на неделю;
в) на месяц.