kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок изучения нового материала. Соответствует ФГОС. Нацелен на подготовку к ОГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Конспект урока по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность»


Цели урока:

Личностные:

- формировать правовое сознание учащихся

Метапредметные:

- развивать умение поиска и выделения информации

- развивать умение анализа с целью выделения признаков

- развивать умение строить логическую цепь рассуждения

- развивать умение планировать коллективную деятельность

- развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Предметные:

- ознакомиться с понятиями «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность», с видами юридической ответственности


Ожидаемые учебные результаты

После занятия учащиеся смогут:

•называть виды правонарушений и законы (акты), описывающие их;

•называть отличительные признаки преступления;

•называть возраст частичной и полной уголовной ответственности

•соотносить конкретный ситуацию с видом правонарушений;

•работать в группе, выступать публично

•выразить свое отношение к необходимости законов, знанию законов и их соблюдению


Тип урока: урок изучения нового материала

Понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор, презентация

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, элементы интерактивных технологий.

План урока.

1.Причины правонарушений

2.Правонарушения и его признаки

3.Виды правонарушений.

4.Юридическая ответственность и её виды.

5.Презумпция невиновности.

Ход урока


Орг.момент.(1мин)Добрый день, ребята, добрый день уважаемые коллеги. Хочется начать урок со слов Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые, ребята! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели, стремиться к их достижению…»(слайд 1). Думаю, мы неплохо сегодня поработаем, и надеюсь на вашу помощь.

Актуализация опорных знаний (2мин)

После приветствия, когда дети сели, учитель спрашивает:

– Почему в начале урока вы встали? (Это норма.)

– Как называются нормы, принятые в обществе? (Социальные.)

- А какие социальные нормы мы изучаем на нашем уроке? (Правовые)

– Всегда ли правовые нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения? (К сожалению, правовые нормы часто нарушаются.)

- Как называется поведение, которое противоречит нормам права? (Противоправное поведение, правонарушение)

Мотивация. Постановка проблемного вопроса.(2мин)

– Давайте рассмотрим такой случай или, как говорят юристы, казус.

Десятиклассник Петров завязал драку в коридоре школы, в ходе которой было разбито большое окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла. Ситуация неприятная.( Вопрос:-Какое поведение, с точки зрения права, совершил Петров?(противоправное)

-Как по-другому можно назвать неправомерное поведение?(правонарушение)

-Что грозит Петрову за несоблюдение норм права? (ответственность)

Познакомившись с ситуацией, скажите о чем будет разговор на сегодняшнем уроке.

Тема урока «Правонарушения и юридическая ответственность»).(слайд 2)

- Как вы думаете, является ли тема сегодняшнего урока актуальной? Аргументируйте свой ответ.

Тема урока, очень актуальна. Преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.

(слайд 3) К концу урока нам нужно ответить на вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения?

(слайд 4 - план) После этого занятия мы будем знать виды правонарушений, отличительные признаки преступления; виды юридической ответственности, применять полученные знания на практике. Чтобы наше занятие проходило эффективно, мы будем работать в рабочих листах, которые находятся перед вами. Также па партах у вас есть раздаточный материал- это приложения и документы.

Первый вопрос для обсуждения.

1.Причины правонарушений. (3 мин). Уже не одно столетие выдающиеся умы человечества пытаются понять, почему люди совершают правонарушения. Но до сих пор однозначного ответа нет. Давайте подумаем и попробуем выявить причины правонарушений. Сейчас работаем с приложением №1. (по рядам)

-Попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть эти тезисы.

  1. Антропологи считают, что физиологические особенности организма человека влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии, и другие проблемы.

  2. На преступность влияет воспитание и социальная среда.

  3. Уровень жизни предопределяет преступность в обществе. Нищета толкает человека на совершение преступлений.

(Выслушиваем ответы детей).

Молодцы!

Делается вывод: Бездуховность – одна из причин, которая приводит к правонарушениям.

Общеизвестными признаками бездуховности являются зависть и жадность. У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая полиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый - от радости.

(слайд 5) Юристы выделяют следующие причины правонарушений

-низкий материальный уровень жизни населения

-вредные привычки

-низкий уровень правовой  культуры граждан

-несовершенство законодательства

-недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.

Мы выяснили причины правонарушений. Теперь рассмотрим понятие правонарушение и признаки правонарушения.

2. Правонарушение и его признаки.

Правонарушения могут быть различными: от нарушений правил дорожного движения до причинения вреда жизни и здоровью человека. Но самое незначительное и самое опасное нарушения имеют общие признаки. Нам необходимо выяснить их, для этого внимательно прочитайте в учебнике пункт «Правонарушение и его признаки» (с.80) до слов «Поясним на примерах…» и выполните задание №1 в рабочем листе.

-Что такое правонарушение?

-Каковы признаки правонарушения?

Правонарушение – нарушение норм права, противоправное поведение граждан, учреждения, организации, предприятия.

Признаки правонарушения (слайд6)

-Противоправность(противоречит праву, закону)

Юристы, когда характеризуют поведение человека, употребляют слово «деяние». Что оно означает? (Деяние – это активное поведение или бездействие, когда закон требует действия, а оно не сделано.)

-Приведите пример, когда бездействие является правонарушением

(например- неуплата налогов;- неоказание помощи больному)

- Причинение вреда(причиняет людям вред)

- Наличие вины

-Что понимают под виной?(Вина - это психическое отношение человека к совершаемым деяниям)

- Какие формы вины вам известны?

Различают две формы вины - умысел и неосторожность(слайд 8)

Умысел (когда лицо действует сознательно, намерено)

А) прямой (лицо осознает общественную опасность своих действий)

Б) косвенный (лицо осознавало общественную опасность своих действий, не желало, но косвенно допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично.)

Неосторожность (правонарушение по легкомыслию или небрежности)

А) легкомыслие – лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Б) Небрежность – лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствии.

Ну и конечно, лицо должно быть дееспособным. Напомните мне: что такое дееспособность ( способность своими осознанными действиями осуществлять права и обязанности)

(Слайд 7) Итак правонарушение - это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица .

Прочитайте задание №1 на стр. 86 в учебнике. Определите, какое из нижеприведенных понятий не является признаком правонарушения?

А) опасное поведение

Б) опасные мысли

В) нарушение норм права

Г) причинение вреда.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков не позволяет рассматривать действие как правонарушение.

Теперь мы знаем, что такое правонарушение, признаки правонарушения, а сейчас рассмотрим виды правонарушений.

3.Виды правонарушений.

Прочитайте понятийный ряд, представленный на доске.

Проступок, правонарушение, преступление. (на доске)

- Что общего между ними? (действия, противоречащие закону)

- Можем ли сказать, что они обозначают одно и то же? Какое понятие шире?

Слайд 8

Наша задача выяснить, чем данные понятия различаются, и научиться распознавать, где совершен проступок, где преступление.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды

• проступок.

• преступление.

-Найдите в учебнике на стр. 82, что такое преступление, проступок и выполните задание 2 в рабочих листах.

(слайд 9)

Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом РФ.

Проступок - это виновное, общественно опасное, противоправного деяние,

это акт противоправного деяния, не предусматривающий уголовной ответственности.

Определения очень похожи. В чём же главное отличие проступка от преступления?

Преступление отличают от проступка:

1. Совершенное должно быть очень опасным для общества и государства.

2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.

Среди всех видов правонарушений преступления наиболее опасны. Все виды преступлений указаны в УК РФ. За их совершение наступает уголовная ответственность.

Давайте проверим, как вы научились распознавать проступок и преступление. Работаем с приложением № 2 (По 2 задачи каждой группе)

слайд10 Приложение №2

Как вы думаете, какие из перечисленных ниже фактов являются преступлениями, а какие проступками? К каким видам проступков они относятся?

а) Вера получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки им ювелирных изделий, после чего скрылась. (преступление)

б) Виктор Петрович, управляя машиной, нарушил правила дорожного движения.(административный проступок)

в) Олег без уважительной причины не пришел на работу, прогулял ее.(дисциплинарный проступок)

г) Александр в пьяном виде терроризировал соседей, угрожал всем физической расправой.(административный проступок)

д) Ольга не выполнила работу, которую ей поручил сделать начальник отдела

( дисциплинарный проступок)

е) Иван и Николай совершили кражу магнитофона.(преступление)

Давайте, немного отдохнём и проведём физкультминутку. (1мин)


-Сейчас я познакомлю вас с ситуацией, в которой описан проступок, но он превратился в преступление

Водитель частенько садился за руль в нетрезвом состоянии (проступок). И однажды сбил пешехода (преступление). Какой можем сделать вывод? (пытаются ответить)

Вывод: проступок от преступления отделяет тонкая, условная грань- в любой момент он может перейти черту закона и стать преступлением.


4.Юридическая ответственность и её виды.(10 мин)


(слайд 11)"Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.

Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?"(речь идет об ответственности за правонарушения).

Понятие юридическая ответственность употребляется в двух смыслах, в каких, найдите в учебнике в п. «Юридическая ответственность» ( с.83-84)

Слайд 12

Юридическая ответственность–это применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение.

Работа с понятием:

К кому применяется?

Что следует после совершения правонарушения?

- неблагоприятные последствия для правонарушителя,(лишение свободы, конфискация имущества, лишение права занимать определенную должность)

Кто налагает ответственность?

- налагается от имени государства.

Юристы выделяют административную ответственность, дисциплинарную, гражданскую и уголовную. Нам надо разобраться, чем они различаются.

Работа по группам.

В рабочем листе задание № 3 заполнить таблицу по соответствующему виду ответственности ( на работу 8 минут) (слайд 13, таблица)

Ученики заполняют таблицу.

Итак, сверьте свою таблицу с таблицей образцом.(слайд 14)

Скажите, каковы функции юридической ответственности (подсказка в приложение №3 ст. 43 УК):

слайд 15

Карательная (штрафная) – имеет цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя. Именно в процессе осуществления этой функции осуществляется непосредственное применение мер государственного принуждения, проявляется государственно-принудительный характер права.

Правовосстановительная (компенсационная)- имеет цель восстановить нарушенное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушением.

Предупредительная (превентивная) – имеет цель предупреждения совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны окружения (общая превенция). 


Уголовная ответственность несовершеннолетних характеризу­ется некоторыми особенностями:

а)несовершеннолетнему могут быть назначены не все виды наказания;

б)несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответ­ственности с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;

д)несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и по­мещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреж­дение для несовершеннолетних.


Виды наказания:

а) штраф:

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) арест от 1 до 4 месяцев;

д) лишение свободы на срок не выше 10 лет.


Вы познакомились с видами правонарушений и видами юридической ответственности, давайте вместе попробуем решить юридические задачи и определить вид правонарушения и какой вид ответственности будет применён (приложение №4).


1. Работягина опоздала на работу

(Если для опоздания не было уважительных причин, Работягина нарушила трудовую дисциплину, поэтому это дисциплинарное правонарушение.Наказание – замечание, выговор, увольнение с работы)


2. Гонщиков решил покататься на асфальтоукладчике, но не смог пригнать его обратно, оставив в придорожной канаве.

(Это уголовное правонарушение. В соответствии со ст. 166 УК его поведение квалифицируется как «неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения». Наказание с 14 лет)


3. Сидоров нагрубил учителю во время урока.

(Это дисциплинарное правонарушение, т.к. грубость в адрес учителя нарушила дисциплину в классе. Если его грубость выглядит как ругательство (громко и неприлично) – административная ответственность за мелкое хулиганство или уголовная ответственность за хулиганство. Если ему 14 лет, но не исполнилось 16, то он подлежит уголовной ответственности только за хулиганство с отягчающими обстоятельствами).


4. Вандалова нарисовала на стене библиотеки огромную картину неприличного содержания.

(Это можно отнести к административному правонарушению, т.к. не имеет большой общественной опасности (рисунок нанесен лекгосмываемыми красками).А возможно, Вандалова подлежит уголовной ответственности, если ее художества будут квалифицированы как вандализм, ответственность с 14 лет)


5. Пьянов в нетрезвом состоянии приставал к прохожим, просил деньги на выпивку и ругался нецензурной бранью.

(Действия Пьянова – хулиганство, мелкое хулиганство, т.е. административное правонарушение.Если под приставанием скрывается угроза насилия, то такое хулиганство превращается в уголовное правонарушение)


6. Жаднов не вернул долг в срок.

(Это гражданско-правовое нарушение, связанное с товарно-денежными отношениями и не имеет такой большей общественной опасности)


7. Бегунова перебежала через дорогу на красный свет светофора, что создало аварийную обстановку.

(Административное правонарушение – если никто не пострадал или пострадал легко.Но если последствия серьезные – уголовное правонарушение с 16 лет)

8. Козодоева не уследила за своей козой, которая проникла в соседний огород и съела всю капусту.

(Гражданско-правовое правонарушение – уничтожение собственности соседей в виде капусты. Возмещение ущерба)


9. Сержантов самовольно ушел из воинской части в городской магазин.

(Дисциплинарное правонарушение.Если поход в магазин длился более 2-х дней, то он подлежит уголовной ответственности)


10.Нырялкин, спасая утопающего, угнал и сломал чужой катер.

(Хотя действия Нырялкина и похожи на преступление (угон катера), но они не являются преступлением (ст.39 УК РФ). Нырялкин угнал катер, чтобы спасти человека)

5.Презумпция невиновности.(слайд 16)

Перед вами богиня Фемида - символ правосудия. Фемиду иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые человеком. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем был выработан принцип правосудия – презумпция невиновности. Кто может раскрыть суть этого принципа. Проверим, правильно ли вы думаете. Презумпция невиновности закреплена в статье 49 конституции(зачитать)« …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».(слайд 17) Запишите определение в рабочий лист.

Презумпция невиновности - один из важных демократических принципов уголовного процесса, способствующий охране прав личности, исключает необоснованное обвинение и осуждение...


Проблемное задание. Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока.(слайд 18)

Государство обеспечивает исполнение права. Правонарушение представляет собой общественную опасность. Поэтому, государство устанавливает специальные наказания в связи с общественной опасностью правонарушений.

Рефлексия. (2мин) Ребята, наш урок подходит к концу, проверьте свои знания, выполнив следующие тестовые задания. В каждом тесте обведите кружком номер правильного ответа.

1. Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания:

а) проступок б) правонарушение в) преступление

2. Применение мер государственного принуждения характерно для :

а) моральной ответственности б) юридической ответственности

в) религиозной ответственности

3. Верно ли, что: А) наличие вины является обязательным признаком правонарушения; Б) умысел является одной из форм вины?

а) верно А б) верно Б в) верны оба ответа г) оба суждения неверны

4. Верно ли, что: А) признаком правонарушения может быть как действие, так и бездействие; Б) признаком правонарушения является причинение вреда?

а) верно А б) верно Б в) верны оба ответа г) оба суждения неверны

5. Какие из правонарушений относятся к преступлениям?

а) ложное сообщение об акте терроризма в) опоздание на работу

б) несвоевременная оплата аренды г) угон автомобиля

д) вымогательство наркотических средств е) нарушение ПДД


Сверьте свои ответы (слайд19)

1) в

2) б

3) в

4) в

5) а, г, д

Оценка:

Если все задания сделаны правильно -  «5»

Одна ошибка – «4»

Две ошибки – «3»

Рефлексия. На парте есть лист самооценки. Ответьте «да» или «нет».


Домашнее задание.(1мин)(слайд 19)

1) § 10, выучить определения, выполните задания рубрики «в классе и дома»

2) Напишите эссе по теме из рубрики «Говорят мудрые» (с.87)









































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока

Автор: Маргарита Анатольевна Ханаева

Дата: 05.11.2020

Номер свидетельства: 562543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "разработка урока "Решение уравнений с модулем" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-rieshieniie-uravnienii-s-moduliem"
    ["file_id"] => string(6) "119189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413364206"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Методическая разработка урока "Размещение и выкладка товаров в торговом зале" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-razmieshchieniie-i-vykladka-tovarov-v-torghovom-zalie"
    ["file_id"] => string(6) "204701"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429711951"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "разработка урока  по теме «Использование информационных технологий  на уроке окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-uroka-po-tiemie-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "320454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461079038"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разработка  урока физики в 9 классе по теме «Силы в природе». "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "124298"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414677354"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Разработка урока литературы для 9 класса по теме "Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова" "
    ["seo_title"] => string(100) "razrabotka-uroka-litieratury-dlia-9-klassa-po-tiemie-zhizniennyi-i-tvorchieskii-put-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "135459"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416925534"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства