МОУ Куркинская СОШ № 1
Разработка урока в 5 классе по курсу
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Учитель: Крюкова Валентина Николаевна
Тема урока: Семья, семейные ценности.
Цель: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности».
Задачи:
Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.
Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять
существенное, обобщать; способствовать развитию
коммуникативных качеств, умению работать в группе.
Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, видеоролики, текст притчи, отрывки из источников разных религиозных культур (раздаточный материал), иллюстрации семьи.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.
2. Актуализация знаний.
Вступительная беседа.
Посмотрите на эти иллюстрации. Что вы видите? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (слайд 1)
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей)
(слайд 2) У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. Что это? СЕМЬЯ.
А какое определение даётся в вашем учебном пособии?
Работа детей с текстом учебника: ОПК – стр. 86 ОМРК – стр. 74
Изучение нового материала
Как вы думаете, на чём держится семья?
(слайд 3) Ценности – всё, что имеет значение для человека: страна, её традиции, дом, произведения культуры.
Ценность – значение определённых предметов, явлений, процессов для человека (записи в тетрадях)
(слайд 4) Чтение и обсуждение притчи.
«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…
Какое это слово? (слайд 5) «ПОНИМАНИЕ»
Работа с источниками в группах.
Постановка цели: Как традиционные религии относятся к семье?
Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники (приложение 1).
Задание: подчеркнуть карандашом представления о семейных ценностях.
Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?
Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)
(слайд 6) Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
(слайд 7) В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.
(слайд 8) Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего.
(слайд 9) В буддизме назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.
(слайд 10) СЕМЬЯ - это ценность!
ГИМН СЕМЬЕ (видеоролик) (слайд 11)
Вопрос: О каких семейных ценностях вы расскажете членам своей семьи и друзьям? (слайд 12)
4. Закрепление основных понятий урока.
Какая семья называется дружной? (слайд 13)
Притча « Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)
(слайд 14) Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
(слайд 15) А что такое счастливая семья? (просмотр видеоролика)
Сегодня к уроку учащиеся класса нашего класса тоже нарисовали свои счастливые семьи (поощрение детей)
ИТОГ: Составить «Семейные заповеди» (слайд 16)
Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и если надо простить.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей.
6. Рефлексия. (слайд 17)
Незаконченные предложения.
Мама и папа для меня самые…
Я доверяю свои тайны…
Я люблю бабушку за то….
Свою семью я считаю…
7. Домашнее задание (слайд 18)
Прочитать материал учебника: ОПК – урок 27, ОМРК – урок 28
Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.
Написать сочинение «Наша дружная семья»
Семья в исламской религиозной культуре. Что значит дом для мусульманской семьи? Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни. Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений. Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей. |
Семья в иудейской религиозной культуре. Основа всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний. Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется». |
Семья в буддистской религиозной культуре. Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания. |
Семья в христианской культуре. В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви. После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви. В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо". |