Разработка классного часа по теме " Семейные ценности"
Разработка классного часа по теме " Семейные ценности"
Внеклассное мероприятие "Семейные ценности" - это классный час, построенный в форме общения по программе "Нравственность". Его целями является расширение представления детей о православной традиции, формирование благоговейного отношения к христианским нравстенным ценностям, уважения к духовным традициям народа, своей семьи, воспитание бережного отношения к культурному наследию своих предков. Классному часу предшествует подготовительная работа, которая представляет собой осмысление вопросов, предложенных учителем для обсуждения, поисковые задания и творческую работу для инициативной группы ребят. Для проведения урока учителю понадобится следующий материал (данный в приложении): мультфильм "Притча о блудном сыне", рассказ "Возвращение к жизни", фоторграфия памятника Петру и Февронии Мурамским и иллюстрации (по выбору учителя) ко Дню семьи, любви и верности. Классный час состоит из 2 блоков: "Так заповедовал нам Господь" и "Моя семья". Первый блок требует от учителя знаний библейских текстов и умения этично вести диалог на сокровенные темы. Второй блок - выступления заранее подготовленных ребят и творческие работы (иллюстрирование). Итогом классного часа должна стать твердая убежденность детей в том, что семья формируется на основе духовных ценностей, относящихся к разряду вечных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа по теме " Семейные ценности" »
Классный час по теме «Семейные ценности». ( для уч-ся 5класса)
Час общения по программе «Нравственность».
Цели: расширить представление детей о православной традиции; формировать благоговейное отношение к христианским нравственным ценностям, уважение к духовным традициям народа, своей семьи ; побуждать детей к изучению духовного опыта своего народа, воспитывать бережное отношение к его культурному наследию.
Подготовительная работа:
- подумать над вопросом : какая ценность для моей семьи является самой главной?
- выбрать наиболее значимые для вас фотографии из семейного альбома, объяснить свой выбор, знать, по какому случаю они выполнены ,кто изображен на них;
- принести набор для рисования
- инициативной группе(2 человека) написать сочинение на тему «Моя семья».
Оборудование:
- слайды с репродукциями икон «Скоропослушница», « Знамение» .
- фотография памятника Петру и Февронии Муромским во Владивостоке
- мультфильм « Притча о блудном сыне»,
- «Возвращение к жизни» (По мотивам рассказа А.Добровольского «Сережа»)
- на доске написано название классного часа и помещены репродукции на тему «Семья».
План классного часа:
Блок « Так заповедал нам Господь»:
1.Вступительное слово учителя.
2.Беседа с классом. «Ценности сиюминутные и вечные».
3.Просмотр мультфильма « Притча о блудном сыне» и беседа по вопросам к нему.
4.Чтение рассказа «Возвращение к жизни» и беседа по вопросам к нему, обращение к иконам.
Блок « Моя семья»:
1.Выступления ребят с сочинениями и устными сообщениями (по фотографиям, спроецированным на доске).
2.Иллюстирование на тему «Самая счастливая семья».
3.Выводы и заключительное слово учителя.
Ход классного часа.
I.Вступительное слово учителя.
-Ребята, внимательно прочитайте тему сегодняшнего классного часа и ответьте на вопрос:
Что такое семья? Из кого она состоит? (Из мамы, папы, дедушек и бабушек, братьев и сестер и т. д.).
-А еще семью называют Малой Церковью, потому что это и общий дом, и общие дела, и близкие человеческие отношения.
-Какие чувства должны лежать в основе семьи? (Любовь и взаимоуважение)
-А кто из вас знает, почему семью назвали «семьей»? (Семь- «я»,т.е. помимо пап и мам в ней предполагается много детей)
-В каждой семье есть свои ценности. Что мы называем ценностью? (То ,у чего высокая цена, что дорого стоит ,а иногда и то, чего просто мало).
-А что больше всего ценят в вашей семье? (Самая дорогая вещь в нашей семье – машина: мама с папой копили на нее много лет; а в нашей- дом :родители до сих пор не рассчитались с долгами за него; у моего брата- «крутой» компьютер; а у моего-«навороченный» телефон и т. д. )
-А теперь подумайте: какую роль они играют в вашей семье? (-Папа все свое время проводит в гараже, я иногда думаю, что машина - его любимая дочка .-А мой брат днями и ночами сидит за «компом».Родители думали ,что он учиться будет лучше ,а Серега только в «стрелялки» играет. –А наш дом любит принимать гостей. К нам часто приезжает моя старшая сестренка с семьей, тети и дяди с племянниками. С нами живет папина мама ,моя бабулечка.)
-Молодцы, вы очень внимательны , поэтому сами заметили, что есть вещи ,которые нас порабощают ,их ценность сиюминутна или сомнительна, а есть вещи из разряда «вечных» Давайте разберемся в этом подробнее.
Просмотр мультфильма «Притча о блудном сыне».
-Понравился ли вам мультфильм? Что легло в его основу? О каких вечных и мнимых ценностях идет в нем речь? (Мультфильм мне очень понравился: яркий , красочный и поучительный .Он создан по Библейской притче о блудном сыне. Младший сын захотел получить наследство отца до его смерти, он польстился на родительские деньги , думая, что они принесут ему счастье .Юноша ошибся. Он выбрал легкую жизнь и едва не потерял семью. Деньги -, конечно, нужная вещь, но они не дороже отца .Деньги могут закончиться, а любовь родителей всегда с нами).( Мне тоже «мультик» понравился. Я очень хорошо понимаю старшего сына. Он «вкалывал» день и ночь ,но пришел младший брат, и отец закатил пир на весь мир. А у старшего такой возможности не было, он работал. Конечно, старшему брату стало обидно).
-Кто из вас запомнил, какими словами мудрый отец вразумил обидчивого сына?
(« Сын мой! Ты всегда со мною , и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».)
-Как вы понимаете эти слова из Библии? (Бог всегда прощает искренне кающегося человека, поэтому и мы должны прощать людей ,тем более своих родных).
-А вы всегда ли прощаете своих родных? (Простить так ,чтоб потом не вспоминать о случившемся, трудно. Но когда искренне простил ,то легче становится на душе у всех, особенно у самого себя).
Рассказы ребят « Моя семья».
-Ваши семьи имеют разный материальный уровень, разные семейные традиции, но есть нечто общее, что объединяет всех вас? Скажите, что это?
-Конечно, это любовь к своим близким .Поэтому на вопрос: кого бы вы выбрали себе в мамы и папы, если бы у вас была такая возможность, я, без сомненья, получила бы ответ: тех же самых.
-А теперь давайте посмотрим, как относится к своим близким герой рассказа .
Чтение рассказа «Возвращение к жизни» и обсуждение прочитанного.
-Кто спас умирающего Сережу? (Мнения ребят разошлись. Одни утверждали, что Саша , другие- что Бог, третьи -что Божья Матерь).
-Давайте разберемся в прочитанном. Что сделал Саша, узнав, что братишка умирает и спасти его врачи не могут?(Он бросается в комнату сестры и просит со слезами на глазах о спасении Сережи).
-Перед какой иконой молился мальчик? (Перед образом Божьей Матери).
-Как мальчик понял ,что его молитва услышана?(По строчке из Евангелия, лежавшего на столе: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе…»)
-А Евангелие- это Слово Божье. Так кто спас Сережу?( Господь по молитвам Саши к Богородице ).
-О каких вечных ценностях говорит нам писатель?( О милосердии , взаимовыручке ,о готовности жертвовать всем ради любимых людей).
Работа со слайдами.
-Образ Пресвятой Богородицы - один из самых любимых и почитаемых в русской иконописи . Какие вечные ценности воплощены в этом образе?(Любовь, материнство ,жертвенность ).
-В христианстве есть много примеров святых, чьи семьи стали примером благочестия. Семья преп. Сергия Радонежского. Его родителей-Кирилла и Марию - причислили к лику святых .Семья Василия Великого: в ней было5 дочерей и 5 сыновей. Трое из братьев стали епископами и, также как старшая сестра Макрина, причислены к лику святых, благоверные князь Петр и княгиня Феврония, которые являются небесными покровителями семьи. 8июля в нашей стране отмечают День семьи, любви и верности. Этот православный праздник полюбили в нашей стране. Его символом стала обычая белая ромашка. Как вы думаете, почему? (Ромашка , как и белое платье невесты,- символ чистоты и невинности, простоты отношений).
-Обратите внимание на памятник этим святым в нашем краевом центре, во Владивостоке. Опишите его словесно. По каким деталям можно определить, что перед нами любящие друг друга люди, преданные и верные друг другу?(В руках святые держат голубей, символ Божественной чистоты и мудрости Святого Духа; рука князя Петра нежно и заботливо касается руки княгини Февронии; взгляды их спокойны и задумчивы, им много пришлось пережить, но они счастливы, потому что вместе).
-А теперь мы возьмем в руки кисти и бумагу и нарисуем свою счастливую семью, такую, к созданию которой вы будете стремиться.
Ребята рисуют на тему «Самая счастливая семья» и защищают свои работы.
-Вы отлично потрудились. В ваших работах много света, радости, от них веет добром и счастьем. Я надеюсь, что со временем вы создадите такие же счастливые семьи. Подарите свои работы близким людям.
Подводим итог урока:
-На каких ценностях строится семья? ( На вечных).
-Что мы относим к вечным ценностям? (Любовь, верность, милосердие ,сострадание , готовность прийти на помощь, самопожертвование).
-Воспитать в себе эти качества трудно, но вполне возможно. Что для этого нужно?
(Нужно много работать над собой, анализировать свои поступки , чтобы не повторять ошибок.)
Используемая литература:
«Основы православной культуры». Книга для учителя. Издательский дом «Покров», Москва 2002г.
Л.В. Сурова « Мироведение». Издательство «Христианская жизнь», город Клин 2004г.
«Священная библейская история» Архиепископ Вениамин (Пушкарь), Санкт-Петербург, Владивосток 2008г.
Приложения:
1. «Возвращение к жизни» (по мотивам рассказа А. Добровольского «Сережа»).
Обычно кровати братьев стояли рядом. Но когда Сережа заболел воспалением легких, Сашу переселили в другую комнату и запретили тревожить малыша. Только просили молиться за братишку, которому становилось все хуже.
Как-то вечером Саша заглянул в комнату больного. Сережа лежал с открытыми, ничего не видящими глазами и едва дышал. Испугавшись, мальчик кинулся к кабинету, из которого доносились голоса родителей. Дверь была приоткрыта, и Саша услышал, как мама, плача, сказала, что Сережа умирает. Папа с болью в голосе ответил:
-Что ж теперь плакать? Его уже не спасти…
В ужасе Саша бросился в комнату сестренки. Там никого не было, и он с рыданиями упал на колени перед иконой Божьей Матери, висевшей на стене. Сквозь всхлипывания прорывались слова:
-Господи… Господи, сделай так, чтобы Сережа не умер.
Лицо Саши было залито слезами. Вокруг все расплылось, как в тумане. Мальчик видел перед собой лик Божьей Матери. Чувство времени исчезло.
-Господи! Ты все можешь, спаси Сережу!
Уже совсем стемнело. Обессиленный, Саша с трудом встал и зажег настольную лампу. Перед ней лежало Евангелие. Мальчик перевернул несколько страниц, и вдруг взгляд его упал на строку: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе…»
Словно услышав приказ, он пошел к Сереже. У постели любимого брата молча сидела мама .Она подала знак: «Не шуми, Сережа уснул».
Слова не были произнесены, но этот знак был, как луч надежды. Уснул- значит, жив, значит будет жить!
Через три дня Сережа уже мог сидеть в постели, и детям разрешили бывать у него. Они принесли любимые игрушки брата, крепость и домики, которые он до болезни вырезал и склеивал,- все, чем можно было порадовать малыша. Сестренка с большой куклой встала около Сережи, а Саша, ликуя, сфотографировал их.
Это были мгновения настоящего счастья
2 .Памятник Петру и Февронии Муромским во Владивостоке.