Тема урока: Духовные ценности моей семьи. На уроке учащиеся будут учиться определять ценности своей семьи, раскрывать значение понятий «родной дом», «семья", уважительно относиться к семейным ценностям; осмысливать необходимость сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Познание мира"»
Краткосрочный план урока по познанию мира
Тема урока: Духовные ценности моей семьи
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:
- определять ценности своей семьи.
Критерии успеха: Учащиеся будут:
– раскрывать значение понятий «родной дом», «семья»;
– стремиться проявлять заботу о родных и близких людях;
– уважительно относиться к семейным ценностям;
– осмысливать необходимость сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним;
– уметь «видеть» прошлое своей семьи; задумываться и проектировать свою будущую семью.
Языковая
цель Учащиеся могут: аргументировать свое мнение; подтверждать ответы примерами из жизни; пользоваться информацией из семейного архива.
Предметная лексика и терминология: государство, семья, ценности, воспоминания.
Ход урока
Этапы урока:
Создание положительного эмоционального настроя
Учащиеся приветствуют друг друга и исполняют под фонограмму песню «Родительский дом».
Беседа
• Как вы думаете, зачем человеку нужна семья?
• Есть ли у вас свои обязанности в семье?
(Ответы учащихся).
Аудиозапись (песня о родном доме, семье)
Актуализация знаний. Целеполагание
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести беседу? (Ответы детей)
– Какую цель мы должны достичь?
– Всё правильно. Мы должны объяснить важность семейных ценностей.
– Подумайте, какие ассоциации у вас возникли со словом «дом».
любовь
верность родители
Дом
тепло уважение
Ценности
друзья забота любовь
(Учащиеся называют свои ассоциации с этим словом, затем сравнивают с кластером на доске. (Окошечко закрыто.)
–Что мы еще не назвали? (Семья.)
Рубрика в учебнике «Вспоминаем»
Стратегия «Четыре угла». В каждом углу класса висит ярлык: «Полностью согласен», «Согласен», «Не соглашаюсь», «Полностью не согласен». Учащиеся идут и стоят в углу, который соответствует их ответу. Учитель поощряет учащихся поделиться своими соображениями по выбору ответа.
Отгадывание загадок о членах семьи (загадки читают дети).
– А кто же такие эти люди – близкие и родные для нас?
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы – одна СЕМЬЯ!
1. Днем работает она,
Вечером она – жена,
Если праздник, она – дама,
Кто же это? – Моя... (мама)
2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,
– Это наш любимый... (папа)
3. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
4. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой Внуков,
бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
5. Кто веселый карапузик
– Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка
– Это младший мой... (братишка)
6. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?
– Очень модная девчонка
– Моя старшая... (сестренка)
7. Мамы старшая сестра
– С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (тетя)
8. Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» – говорит мне... (дядя)
(Картинки с изображением всех членов семьи появляются на экране по мере прочитывания загадок.) Выполняем задание в тетради ученика. Чтение пословицы. Земля кормит людей, как мать детей. – Объясните смысл пословицы.
«Определись с мнением».
Задание. Выбрать надо только 4 ценности. Какие слова написали члены семьи?
Выполняем задание в тетради .
После выполнения задания, учитель читает притчу.
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили факт – полон.
И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.
Теперь, – обратился мудрец к ученикам, – я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней.
Так же и в жизни – если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи – находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас останется еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное – лишь песок.
Беседа.
– О чем эта притча?
– Что олицетворяют крупные камни? Мелкие камушки? Песок?
– Посмотрите, в какой последовательности вы наполнили свою вазу.
– Что для вас в вашей жизни будет крупными камнями?
Учитель. Семья – это связь поколений. У кого-то семья большая, а у кого-то маленькая. И в каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции. Семьи все разные. А чем они отличаются? (Привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из
Динамическая пауза
Разминка «Дружная семья»
– Разделитесь на группы. Представьте, что каждая группа – это семья. Попробуйте все вместе уместиться в небольшом «домике» – очерченном мелом круге. Побеждает та «семья», все члены которой сделают это быстрее других.
• Расскажите, какие качества потребовались вам для участия в этой игре?
• А какие чувства возникли у вас, когда вы находились в круге?
Учитель. У членов семьи, которые живут в одном доме, ведут общее хозяйство, как принято, есть свои обязанности – как у взрослых членов семьи, так и у детей.
– Расскажите, чем дома занимается ваша мама. (Выборочные рассказы детей.)
– А какую работу по дому выполняет папа? (Выборочные рассказы детей.)
– А что делают ваши бабушки и дедушки? (Выборочные рассказы детей, которые живут вместе с бабушкой и дедушкой.)
–А что же тогда делаете вы, если почти всю работу в доме выполняют взрослые члены вашей семьи? (Помогаем родителям, учимся в школе.)
Задание в учебнике «Работа в группах».
Учитель. Пожалуй, нет на свете более древнего образования, чем семья. Она появилась даже раньше, чем возникло само государство. За многовековую историю семья, конечно, изменилась, но значительно меньше, чем государство. Почему столь живучим оказался институт семьи? Наверное, потому, что семья так же естественна, как сама жизнь. Для большинства людей семья по-прежнему имеет огромную ценность. И эту ценность наше государство поддерживает. Правительство заботится о семьях, живущих в государстве. Принимаются разные законы, которые поддерживают семьи.
Чтение рубрики в учебнике «Изучаем законы нашей страны».
Учитель. Любовь – это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.
Задание в тетради ученика. «Сигналы рукой» Учащимся предлагается оценить ответ одноклассника и выразить согласие или несогласие (большой палец вверх – согласен, вниз – не согласен).
Учитель. У каждой семьи есть свое жилище – дом, квартира – или мечта об уютном семейном гнездышке, в котором каждому найдется уголок, которое будет всегда открыто для родственников, друзей и добрых соседей. А как вы представляете себе свой дом в будущем, лет так, скажем, через 20–30? Нарисуйте его, разукрасьте.
Задание в тетради ученика. Придумай для каждого члена твоей семьи тумар – амулет – óберег или просто талисман.
Вывод по теме урока.
Работа с пословицами.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Муж да жена – одна душа.
На что и клад, коли в семье лад.
Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, закрасив волшебные яблоки.
Три яблока – усвоил новое задание и научился применять его на практике.
Два яблока – усвоил новое задание, но ему еще нужна помощь.
Одно яблоко – расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.
Итог урока. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся закончить следующую фразу: «Я помогаю семье тем, что …» Например: « Я помогаю своей семье тем, что ежедневно выполняю уроки со своей младшей сестренкой».
Домашнее задание
Учитель. В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. Фотографии надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Выполнение задания в учебнике «Рассматриваем семейные фотографии».