Данный урок вырабатывает навыки работы с правовыми документами и их практическому применению. Выработка грамотного поведения на рынке товаров и услуг помогает лучшей ориентации в социальной жизни учащегося. Осознанное понимание практической значимости обществоведческого материала дает возможность расширить свой кругозор, действовать активно, грамотно и разумно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Потребитель и его права »
Тема урока: Потребитель
и его права
Для учащихся 10-11 классов
Учебный предмет: «Обществознание»
Цели урока:
Обучающая: обучать умению самостоятельно и оперативно добывать знания из различных источников. Анализировать их и применять в новых ситуациях.
Развивающая:активизировать познавательную деятельность , содействовать у них формированию осознанного понимания практической ценности обществоведческого образования.
Воспитательная: формировать способность лучшей ориентации учащихся в окружающей их социальной жизни; вырабатывать навыки грамотного поведения на рынке товаров и услуг; продолжить формирование у учащихся компетенции умения работать в команде.
Основные понятия: Закон РФ «О защите прав потребителей»8; потребитель; права потребителей».
Учебное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, видеосюжеты, материалы для работы в группах, текст Закона РФ «О защите прав потребителей» (на каждом столе).
Педагогическиетехнологии:
1) Проблемные технологии
2) Технология работы в группах
3) Информационно-коммуникационные технологии
4) Технология работы с первоисточником (правовыми документами)
5) Технология актуализации знаний
6) Технология составления опорного плана занятия
7) Технология дифференцированного обучения.
8) Технология осознанного понимания практической ценности обществоведческого материала.
Тип урока: Комбинированный урок с элементами выполнения практических
заданий.
Ход урока
Урок начинается с постановки проблемы, актуализация знаний и планирования действий по решению проблемы.
Ситуация: Ученик И. пришел в техникум в очень хорошем настроении: на нем – новый костюм, а в сумке – новенькие красивые ручки, тетради, ластик. Но вдруг настроение испортилось: ручка оказалась с засохшей пастой, ластик был жестким и не стирал, а размазывал грязь. Пуговица на новом пиджаке оторвалась, т.к. была плохо пришита.
Друзья стали сочувствовать И. А Дмитрий посоветовал обратиться в магазин и обменять товар или вернуть деньги за товар.
Учащимся предлагается обсудить ситуацию и наметить выходы из нее.
Объявляется тема урока и записывается на доске.
Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что свои права как потребители они могут узнать из Закона РФ «О защите прав потребителей». Текст его – у каждого на столе.
Работа с источником
Учащиеся обращаются к преамбуле Закона. В ней дано определение понятия «потребитель». Учащимся предлагается записать определение этого понятия. Далее они должны выбрать следствие из этого понятия:
1) Потребитель – любой гражданин, если он выступает как физическое лицо;
2) Юридические лица как приобретатели товара не участвуют в этих
правоотношениях;
3) Товары не должны служить для извлечения прибыли, а лишь для личных нужд.
Далее предлагается проиллюстрировать примерами каждый признак понятия «потребитель».
Далее учащиеся читают ст.ст. 4, 7 ,8 Закона и знакомятся с основными правами потребителей:
установление гарантии поддержания товара в работоспособном состоянии (ст. 4 Закона);
право на безопасность для жизни, здоровья потребителя (ст. 7);
право на достоверную и полную информацию о любом приобретаемом товаре
Далее переходим к практическому применению знаний, работая в группах с источником. Отвечают на следующие вопросы:
Какую схожую информацию содержат этикетки вашей группы товаров?
Какие рекомендации по приобретению товаров этой группы вы можете дать потребителю?
Группы выполняют задания:
I группа: этикетки на бутылке с минеральной водой; со сладкой водой; упаковкой сока. Сравнить и сделать выводы.
II группа: упаковка молока; кефира, йогурта. Сравнить и сделать выводы.
III группа: этикетка пиджака; футболки; блузки. Сравнить и сделать выводы.
Закрепление нового материала
Учащимся предлагается предлагается рассмотреть две ситуации с точки зрения прав потребителя.
Ситуация 1. Покупатель находит товар в магазине и просит показать ему документы, подтверждающие качество и безопасность товара. Продавец заявляет: «Если купите товар – покажу, а так – с какой стати?»
Вопрос: Кто прав? Найдите в Законе ответ на данную ситуацию.
Ситуация 2. Гражданка приобрела в магазине нарядную кофточку и была ею очень довольна. Но после первой стирки кофточка уменьшилась в размерах. Покупательница обратилась в магазин с претензией: «Почему продавец не предупредил, что стирать в горячей воде нельзя?»
Вопрос: Права ли покупательница? Рассмотрите данную ситуацию с точки зрения Закона?
Подведение итогов занятия
Учащиеся составляют опорный план занятия «Потребитель и его права».
1. Закон РФ «О защите прав потребителей».
2. Понятие «потребитель» - преамбула закона.
3. Основные права потребителя:
а) право на качественный товар;
б) право на безопасный товар;
в) право на информацию.
4. Этикетка – визитная карточка товара.
5. Цель Закона – установление разумного баланса между интересами потребителя и
интересами продавца (изготовителя).
Домашнее задание
1. Подготовить сообщения о знаках на этикетках по уходу за одеждой.
2. Рассказать о понятиях «срок службы», «срок годности», «гарантийный срок».
3. Рассказать, как надо поступать, если вам продали некачественный товар.