Обществознание
Лекция № 53.
Раздел 6.3 Отрасли российского права
Тема: Административное право.
Цель: изучить особенности административного права.
Задачи:
учебная: изучить понятие, источники и виды наказания административного права;
развивающая: развитие познавательных компетенций;
воспитательная: приобщение студентов к правовой культуре, и уважению закона.
Оборудование урока: мультимедиа проектор, ноутбук и презентация.
Тип урока: Комбинированный урок.
Ход урока.
- Организационный момент. (3 минуты)
- Проверка домашнего задания (20 минут)
1. Особенности конституционного права.
2. Обязанности гражданина
План:
1. Понятие и источники административного права.
2. Административные правоотношения.
3. Административные наказания (50 мин).
Ход урока
№1. Административное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления.
Нормы административного права регулируют правила создания, реорганизации, ликвидации государственных органов; обязанности и права этих органов и их служащих; соблюдение, поддержание и охрану общественного порядка и другие вопросы.
Субъектами административных правоотношений, как видно из определения, являются органы исполни тельной власти и иные исполнительные органы.
Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, несоподчиненных между собой, скажем, федеральных министерств. Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями; между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями; между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.
Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления.
В административных правоотношениях одни приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Но это не очень точная характеристика. Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: они не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям. Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов.
Жалоба — это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав, свобод и интересов граждан. В административном плане жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца. Анонимные заявления не рассматриваются. Автор жалобы должен сообщить свои фамилию, имя и отчество, адрес, сведения о месте работы или учебы. Если жалоба в вышестоящие органы не дала результата, гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд. Сроки ее подачи: не позже трех месяцев с момента нарушения прав, не позже одного месяца после отказа вышестоящего органа в удовлетворении жалобы.
Источниками административного права
Конституции РФ
Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности»
Федеральный закон «О Государственной границе Российской Федерации»
Постановления Правительства РФ
Административная ответственность – это применение к физическому или юридическому лицу, совершившее административное правонарушение, мер административного наказания. Регламентирует административную ответственность Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), введен в действие с 1 июля 2002 г. В Кодексе пять разделов:
раздел I — Общие положения;
раздел II - Особенная часть (административные правонарушения и ответственность за них);
раздел III -Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные 1 рассматривать дела об административных правонарушениях;
раздел IV - Производство по делам об административных правонарушениях;
Признаки административных правонарушений
раздел V - Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
его противоправность
общественный вред
деяние (действие или бездействие)
причинная связь между противоправным деянием и его вредными последствиями
его виновность
№2. В Особенной части КоАП РФ сформулированы различные виды административных правонарушений. К ним, в частности, относятся:
• посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);
• посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);
• в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);
• на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д.);
• в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);
• в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);
• в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);
• в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.) и др.
За каждый из административных проступков положено административное наказание.
№3. Административная ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного наказания.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Виды административных наказаний
предупреждение
административный штраф
возмездное (т. е. с возмещением его стоимости) изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
лишение специального права, предоставленного физическому лицу (в виде права управления транспортным средством, права охоты и т. д.)
административный арест
административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства
дисквалификация (заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и т. д.
Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация мо гут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Остальные виды административных наказаний могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний.
Среди органов, которым подведомственны дела об административных правонарушениях, выделяются:
• судьи;
• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• органы внутренних дел;
• органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
• налоговые органы;
• федеральные органы налоговой полиции;
• таможенные органы;
• военные комиссары;
• органы рыбоохраны
• и многие другие органы и должностные лица.
Дело об административном правонарушении должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. Незаконные действия по привлечению к административной ответственности могут быть обжалованы в вышестоящие инстанции или прокурору.
Лицу, привлекаемому к ответственности, должно быть гарантировано осуществление его прав. В частности, нарушитель вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства. Для защиты своих интересов он может пригласить адвоката.
Постановление по делу об административном правонарушении выносится и объявляется немедленно после рассмотрения дела. По делу выносится одно из следующих постановлений: о наложении административного взыскания; о прекращении дела производством — при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, либо прокурору, органу предварительного следствия или дознания, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу.
В течение трех дней копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Постановление может быть опротестовано прокурором. Жалоба и протест на постановление рассматриваются правомочными на то органами в 10-дневный срок со дня их поступления.
Закрепление
1. Что такое административное право?
2. Каковы субъекты административных правоотношений?
3. Каковы источники административного права?
4. Какой правовой акт предусматривает ответственность за административные правонарушения и какова его структура?
5. Какие виды административных правонарушений вам известны?
6. В чем состоит административная ответственность?
7. В чем суть административного наказания?
8. Какие виды административных наказаний предусмотрены КоАП РФ?
9. Какие административные наказания являются основными?
10. Каким органам подведомственны дела об административных правонарушениях?
Домашнее задание: подготовить следующие темы: Порча таксофонных аппаратов: правовые, моральные, финансовые и технические аспекты. Чем опасны нарушения правил дорожного движения? Водитель и работник государственной инспекции по безопасности дорожного движения: трудный диалог. Штрафы как вид административного взыскания: проблемы и перспективы. (7 минуты).