Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Потребитель- контролер качества. Кубанские товары и услуги- только высшего качества!" »
353120 Краснодарский край, Выселковский район, поселок Бейсуг,
ул.Близнюкова,1, МБОУ СОШ№8
Автор работы
учитель географии
МОУ СОШ №8 пос. Бейсуг
Дятчина Ирина Алексеевна
Тема. Потребитель – контролер качества.
Кубанские товары и услуги – только высшего качества!
Цели. Познакомить родителей с основными правилами торговли,
взаимоотношениями на потребительском рынке, правами
потребителя; повысить потребительскую грамотность и
правовую культуру родителей; привлечь внимание к
актуальным проблемам качества товаров и услуг; воспи-
тание чувства гордости за кубанскую продукцию, качество
предоставляемых в крае услуг.
Оборудование: закон РФ «О защите прав потребителя», памятки
потребителю; мультимедийный проектор.
План родительского собрания:
1. Вступление.
2. Потребитель. Каковы его права?
3. Немного из истории.
4.Закон РФ «О защите прав потребителя». Какие права он нам дает?
5. Право потребителя на информацию.
6. Памятка потребителю.
7. Что мне подсунули?
8. Целевая Программа «Качество».
9. Борьба с некачественными товарами.
10. Выставка «Дни качества на Кубани».
11. Кубанские товары и услуги – только высшего качества!
Вступление.
Кто из нас не возмущался обвесами, обсчетами, низким качеством купленного товара? А ведь очень часто виноваты в этом мы сами – наша невнимательность, покорность, наша потребительская безграмотность. Мы смиряемся с нарушением наших потребительских прав, потому что не знаем их. Между тем знание прав, которые нам гарантирует Закон «О защите прав потребителей», и за нарушение которых предусмотрены наказания нарушителям – важное условие порядка в торговле.
Потребитель. Каковы его права?
Кто же такой потребитель? Каковы его права?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо познакомиться с Законом РФ «О защите прав потребителей». В нем дано определение интересующего нас понятия:
Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем является не только тот, кто купил вещь, но и тот, кто эту вещь получил в подарок и ею пользуется, а также тот, кто собирается сделать покупку.
Потребителем является не только покупатель какой-либо вещи, но и покупатель услуг для личного пользования. Любая платная услуга тоже товар, а потому взаимоотношения между покупателями и продавцами услуг тоже регулируются правилами и правами потребителей. Мы должны знать, что в любой ситуации потребитель является главным действующим лицом рынка. Именно потребитель, а не продавец относительно независим в своем решении – купить или не купить товар. Спрос потребителя дает возможность продавцу заработать на продаже товара. Если потребитель не купит товар, он ничего не потеряет, а продавец, как и производитель товара, который не пользуется спросом, теряют много, даже могут разориться.
Потребитель – не профессионал, он не знает характеристику всех товаров, поэтому продавец может навязать потребителю то, что хочет продать, может скрыть дефекты товара, «подсунуть» некачественный товар, занизить гарантийный срок.
И все же насильно заставить потребителя купить ненужную вещь никто не имеет права. А потребитель, наоборот, имеет право выбора.
Не надо безропотно смиряться с обманом, не надо брать некачественный товар – надо искать то, что нужно, и защищаться от обмана в любой форме.
3. Немного из истории.
Меду прочим, противоборство потребителей против недобросовестной торговли зародилось в глубокой древности.
Древний человек, обменяв у соседа каменный топор на глиняный горшок и, обнаружив в последнем трещину, кидался на обманщика с дубиной – он тем самым защищал свое потребительское право на качество полученного товара. Постепенно методы борьбы становились более цивилизованными и зависели от обычаев, традиций данного общества. В ряде стран эти обычаи закреплялись законами и постановлениями городской общины.
В России новгородский князь Всеволод в 1135 году ввел наказание за обвесы на рынках.
В городе Екатеринодаре в 1793 году кошевой атаман Захарий Чепига принял ордер, в котором предписывалась необходимость надзора за торговлей «дабы во всем были меры и весы справедливы и в продаже товары производили в самой точности, без малейшего примешательства и дороговизны».
С конце 19 века в мире появились первые организации потребителей. В 60-х годах 20 века появилась первая международная организация союзов потребителей.
В России первое потребительское общество – клуб потребителей – возникло в городе Ленинграде в 1988 году. Тогда же появились организации потребителей в Волгограде, Ростове, Свердловске и Москве.
В городе Краснодаре в 1990 году инициативная группа, возглавляемая журналисткой З.И.Гусевой, создает ассоциацию по защите прав потребителей, которая существует и поныне.
22 мая 1991 года был принят закон СССР «О защите прав потребителей».
7 февраля 1992 года был принят, а с апреля вступил в силу Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В 1996 году в закон внесен ряд изменений, и он принят в новой редакции.
В 1999 году в Закон «О защите прав потребителей» внесены новые дополнения и изменения, которые привели его положения в соответствие с положениями Кодекса РФ.
4. Закон РФ «О защите прав потребителей». Какие права он нам дает?
Все мы являемся потребителями различных видов товаров, поэтому нам необходимо познакомиться с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», так как мы должны знать свои права и пользоваться ими если возникает проблемная ситуация с приобретением товара.
Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для его жизни и здоровья, дает информацию о товарах (работах, услугах), об их изготовителях (исполнителях, продавцах).
Мы познакомимся лишь с некоторыми статьями Закона РФ «О защите прав потребителя».
Глава 1 «Общие положения».
Статья 4. Качество товара (работы, услуги).
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работе, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
3. Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
4. При продаже товара по образцу или по описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу или описанию.
5. Если законами или в установленном ими порядке, в частности стандартом, предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
В статье 7 говорится о правах потребителя на безопасность товара (работы, услуги).
С правом на безопасность товара связано и право на возмещение вреда, причиненного из-за недостатков товара жизни, здоровью или имуществу потребителя. Вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара.
Статья 13. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей.
1.За нарушение прав потребителей продавец несет ответственность, установленную законом или договором.
2. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки, установленной законом.
3. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца от исполнения возложенных на него обязательств перед потребителем.
4. Продавец освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом.
5. Требования потребителей об уплате неустойки, предусмотренной Законом или договором, подлежат удовлетворению продавцом в добровольном порядке.
6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных Законом, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца, нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
В статье 14 говорится об имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).
Статья 15. Компенсация морального вреда.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем или продавцом) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В статье 16 говорится о недействительности условий договора, ущемляющих права потребителя.
В статье 17 рассказывается, как осуществляется судебная защита прав потребителей.
Глава 2. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям.
Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества.
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если он не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору требовать:
Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем;
Соразмерного уменьшения покупной цены;
Замены на товар аналогичной марки;
Замены на такой же товар другой марки;
Расторжение договора купли-продажи.
В статье 19 мы знакомимся со сроками предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара.
В статье 20 указаны правила замены товара ненадлежащего качества.
Глава 3рассматривает права потребителей при заключении договоров на выполнение работ (оказание услуг) и последствия нарушения сроков исполнения работ или их некачественное исполнение.
Глава 4определяет полномочия государственных и общественных органов, призванных осуществлять государственный контроль за соблюдением потребительского законодательства.
Итак, потребителя в России защищает закон, множество нормативных документов и различные организации. Но закон сам по себе не может работать. Для того, чтобы он работал, люди должны знать Закон и постоянно грамотно им пользоваться.
Среди множества защитников потребителя главным является сам потребитель, вооруженный знаниями своих прав и добивающийся их исполнения. Поэтому мы более подробно ознакомимся с теми потребительскими правами, которые чаще всего нарушаются.
Начнем с того права, владея и пользуясь которым, можно избежать многих рыночных неприятностей, застраховаться от приобретения некачественного товара. Это право на информацию.
5. Право потребителя на информацию.
Не покупайте «кота в мешке!». Этот древний совет подсказывает нам, что прежде, чем что-то купить, надо заранее выяснить, каково качество покупаемого товара, сможет ли он удовлетворить те наши потребности, ради которых мы его покупаем. Покупая не спеши – выбирай!
Право на выбор товара не может стать реальным, если не дополнить его правом на потребительскую информацию.
Слово информация латинского происхождения. В переводе на русский язык – осведомление, сообщение. Назначение потребительской информации – сообщить покупателю те сведения о товаре, которые помогут сделать при покупке правильный выбор, а после покупки правильно использовать товар.
Для этого до покупки необходимо внимательно ознакомиться с той информацией, которую производитель дает на упаковке товара, на этикетке.
К сожалению, российские покупатели часто покупают «не глядя», не читают маркировку товара. А потом хватаются за голову и бегут жаловаться.
- Купил тушенку «Особую», а в ней мяса нет. Правда, она была дешевле обычной тушенки…
Покупателю не приходит в голову прочитать в маркировке состав тушенки, где дана честная информация о том, что в составе продукта растительный белок т.е. соя. Поэтому и цена ниже.
Или: постирала кофточку, а она уменьшилась в 2 раза. Почему не предупредил продавец, что нельзя было стирать в горячей воде?!
Между тем, это предупреждение дано самим производителем на этикетке товара.
Потребительская информация – это своего рода компас для правильного выбора, для разумного поведения на потребительском рынке. Потребитель должен научиться выбирать не только товар, но и производителя товара, магазин, в котором он собирается покупать товар.
Первая информация, которой должен интересоваться покупатель, - это информация о торговом предприятии, услугами которого он хочет воспользоваться. Запомните: покупая у случайного «коробейника», на стихийном рынке, на обочине дороги, вы рискуете! Вам могут легко вручить фальсификат, подделку или продукт, опасный для здоровья, который произведен не известно кем, не известно в каких условиях.
Полезную информацию о товарах можно получить из средств массовой информации, советов специалистов организаций, контролирующих потребительский рынок, а также потребительских журналов, публикующих результаты потребительских тестирований товаров, которые производятся и в нашей стране и за рубежом.
Для потребителей края имеются потребительские рубрики в краевых и городских газетах.
Полезную информацию о продуктах питания дают проводимые Госторгинспекцией смотры коллегиальной оценки качества, на которые приглашаются и потребители. Сообщения о результатах смотров даются в газетах, в телепередачах «Качество», «Твои права, потребитель» и «Философия качества».
Чем большей информацией о товарах вы будете владеть, тем успешнее будет ваш выбор при покупке, тем больше шансов, что вас не обманут, что купите именно тот товар, какой вам нужен.
Как говорилось выше, незнание права на информацию порождает немало конфликтов и, прежде всего, это конфликты по поводу покупки некачественного товара.
6. Памятка покупателю.
Памятки покупателю учитель раздает родителям.
1. Будьте всегда вежливы, культурны, но добивайтесь соблюдение
своих прав.
2. Учитесь выбирать товар не спеша. Внимательно его осматри-
вайте, читайте информацию в маркировке, на этикетке, инструкциях.
3. При сомнении в качестве товара требуйте сопроводительные
документы. Товары неизвестного происхождения не покупайте.
4. Вежливо и тактично контролируйте вес товара и его стоимость. Не стесняйтесь держать в руках калькулятор. Психологически
продавцу сложнее обманывать, зная, что вы умеете считать.
5. При взвешивании товара гиря ставится на чашку весов после то-
вара.
За упаковку весового товара продавец не имеет права брать с
вас оплату.
7. Не разрешается взвешивать колбасу и колбасные изделия вместе
с не удаленными концами кишечной оболочки и шпагатом.
8. Если продавец просит расписаться вас в техническом паспорте
или гарантийном талоне, сначала внимательно прочитайте за-
пись. Нельзя ставить свою подпись под текстом, с которым вы
не согласны.
9.Если в купленном товаре вы обнаружили неисправность, а ма-
газин отказывается обменять или вернуть деньги, пишите
претензию – заявление в 2-х экземплярах. Один вручайте магазину, второй оставляйте у себя.
Заявление вам понадобится в случае судебного разбирательства, но скорее всего магазин пойдет на удовлетворение вашего требования мирным путем. Для мирного разрешения конфликта вам стоит обратиться в организацию, контролирующую торговлю.
7. Что мне подсунули?!
«Покупал сметану – ем кисляк, покупал масло – ем маргарин…» - такие жалобы не редкость.
С этим понятием сталкиваемся ежедневно и ежечасно. В экономической теории под качеством понимается совокупность свойств и характеристик, которые придают ему способность удовлетворить какие-либо потребности человека.
Из повседневной практики мы знаем, что от качества товаров и услуг зависит наше настроение, наше здоровье, наше благосостояние, а значит – качество нашей жизни.
Кто из нас не возмущался производителями холодильников, которые не холодят, обувью, у которой через неделю отваливается каблук или вся подошва. Мы ругаем продавцов, которые всучили нам масло, оказавшееся дома маргарином.
Огорчения от приобретения некачественного товара потребители испытывают во всех странах и во все времена. С давних пор общество, государство искали меры борьбы с некачественными товарами.
Эти меры были жестокими.
Во Франции, например, в 16 веке покупателям, которые продавали протухшие яйца, предписывалось закидать этими яйцами продавца.
На Кубани торговца некачественным молоком заставляли выпить всю крынку самому.
В Древнем Вавилоне такая же участь постигла фальсификаторов пива – их либо топили в бочке с пивом, либо заставляли пить некачественный напиток, пока не упадут замертво.
Со временем в мире складывались более цивилизованные обычаи и традиции борьбы с некачественными товарами, которые закреплялись законами, постановлениями.
Сегодня проблемой качества заняты многие международные организации. Не случайно по решению Организации Объединенных Наций с 1989 года ежегодно в ноябре проводится всемирный День качества. Цель его проведения – привлечь внимание общества к проблемам качества товаров и услуг.
В Краснодарском крае по инициативе губернатора А.Н.Ткачева принята целевая программа «Качество», задачами которой является контроль над качеством товаров и услуг, реализация права граждан на приобретение и потребление безопасной и качественной продукции, защита рынка от некачественно продукции.
Ежедневно на потребительском рынке Кубани проводятся проверки по выявлению и изъятию из продажи некачественных товаров. Но возле каждого торгующего контролера не поставишь. Поэтому управление Госторгинспекции призывает всех потребителей края стать контролерами качества. Призыв этот относится и к вам родители.
По закону право потребителя на качество товара предполагает не только передачу потребителю товара, отвечающего определенным требованиям и пригодного к использованию, но и гарантии поддержки этого товара в работоспособном состоянии, Закон возлагает на производителя определенные обязательства перед производителем по гарантии права на качество.
С правом на качество тесно связано право на безопасность товара. Право на безопасность означает, что товар при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации безопасен для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды.
Изготовитель обязан обеспечить безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара.
8. Целевая программа «Качество».
В Краснодарском крае по инициативе губернатора А.Н.Ткачева принята целевая программа «Качество», задачами которой являются контроль над качеством товаров и услуг, реализация права граждан на приобретение и потребление безопасной качественной продукции, защита потребительского рынка от фальсифицированной некачественной продукции.
В рамках программы «Качество» администрацией края разработан и осуществляется целый ряд мероприятий по защите потребительского рынка края и принято решение ввести в обращение индивидуальный защитный знак, который наносится на этикетку и упаковку продукции.
Знак «Качество Кубань» выполнен в виде синей ленты, расположенной по окружности, и двух лент красного цвета – в нижней части знака. В центре – надпись «Качество Кубань», а по внешней стороне проходит микротекст.
Право использовать этот знак имеют только участники краевой программы «Качество», продукция которых прошла идентификацию.
Знак «Качество Кубань» служит гарантом качества продукции. Прежде чем нанести этот знак, продукция тщательно проверяется на соответствие нормам и требованиям качества. Подделать этот знак практически невозможно, потому что он имеет семь степеней защиты, изготавливается государственным унитарным предприятием «Кубаньалкогольконтроль» с использованием последних отечественных и зарубежных достижений в области полиграфии.
В краевой программе принимают участие не только кубанские производители, но и производители из других регионов.
Товарам со знаком «Качество Кубань» вы можете смело доверять. Поэтому, приобретая товары со знаком «Качество Кубань», вы делаете правильный выбор: отличное качество и безопасность продукции вам гарантированы.
Одним из основных направлений работы администрации Краснодарского края является забота о благополучии населения. Благополучие - это и возможность выбора добротных и качественных товаров, и цивилизованная торговля, которая не обманет, это - возможность достойно отдохнуть в ближайшем кафе и без проблем отремонтировать все - от обуви до бытовой техники.
Другое направление работы административных органов в области повышения качества продукции - это защита потребительского рынка Кубани от фальсифицированных товаров. Поэтому краевую программу «Качество» активно поддерживают жители нашего края, которые действительно устали приобретать плохие товары.
9. Борьба с некачественными товарами.
Тратить два часа на хождение по рынку и придирчивый осмотр приглянувшихся продуктов – такую роскошь сегодня, пожалуй, могут позволить себе только пенсионеры, старающиеся сэкономить каждую копейку. У остальных граждан на это времени нет и только дома, разглядев этикетки и понюхав содержимое, всплеснуть руками: «Батюшки! Чего это я себе накупил!»
Это «чего» на проверку положительных эмоций не вызывает: в мягком масле отсутствует коровье молоко, в колбасе и тушенке вместо мяса – соевый заменитель, в безвкусной шоколадке не найдешь и следа какао. Что же делать? Бороться за свои права обязанность каждого гражданина.
Бороться за качество можно по-разному. Так, в Краснодаре ранним субботним утром двинулась процессия с двухметровыми бутылками пива, консервными банками – муляжами. «Выбирай качественное!» В хвост колонны предприятий – дипломатов краевой программы «Качество» и победителей конкурса «100 лучших товаров России» пристроились студенты Краснодарских ВУЗов с плакатами, на которых чернели названия фирм, уличенных в выпуске некачественной продукции. Таким оригинальным образом впервые в России бракоделы были преданы публичному позору.
Месячник «Качество», стартовавший на Кубани 1 ноября, набирает свои обороты, за ушко на солнышко производителей некачественной продукции вытаскивают, и будут вытаскивать на смотрах-рейдах и проверках, которые проходят во всех городах Краснодарского края.
10. Выставка «Дни качества на Кубани».
Самым показательным мероприятием месячника качества является традиционная выставка «Дни качества на Кубани». Ее организаторы стараются, чтобы стенды экспозиции сразу привлекли к себе внимание. В выставочном зале разместились сразу две экспозиции: «Лучшие товары Кубани» и ее антипод – выставка некачественных товаров.
В эти дни в павильонах центра особенно многолюдно. Где еще в одном месте можно увидеть сразу все лучшие образцы продукции, узнать у специалистов, как отличить хороший продукт от плохого? Простые жители нашего края могут посетить выставку абсолютно бесплатно и познакомиться с товарами лучших предприятий, что называется напрямую. Многие краснодарцы уже привыкли планировать свои «походы по магазинам» так, чтобы основная часть крупных покупок была сделана именно во время проведения подобных выставок. Ведь в таком случае производитель работает с потребителем напрямую, а это, во-первых, надежней, во-вторых, дешевле.
Губернаторская программа «Качество – это хорошие, добротные товары на прилавках рынков и магазинов, а также защита кубанских производителей от недобросовестных конкурентов и наш общий вклад в экономику края.
11. Кубанские товары и услуги – только высшего качества!
При производстве мясных деликатесов исключена закупка сырья со стороны. Ассортимент их разнообразен, качество высокое, оптимальное сочетание качества и цены.
Наш край занимает ведущие позиции по сбору овощей и фруктов.
Продукция кубанских товаропроизводителей готовится из натурального высококачественного сырья, выращенного на полях Кубани.
Руководство администрации делает все, чтобы работать качественно в Краснодарском крае было выгодно. Администрация нашего края будет и в дальнейшем поддерживать добросовестных местных товаропроизводителей, которые выпускают конкурентоспособную продукцию, будет помогать в ее продвижении на рынке.