КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (9 класс)
Выполнила: учитель обществознания
ГБОУ СОШ с. Курумоч
Мельниченко Наталья Анатольевна.
Тема урока. Домашнее строительство.
Образовательная цель: рассмотреть важнейший аспект частной жизни – домашнее строительство и его составляющие; подвести учащихся к пониманию того, что удовлетворение личных (семейных) потребностей, ведение домашнего хозяйства и распределение хозяйственных обязанностей требуют немало знаний, умений и труда.
Воспитательная цель: содействовать нравственному и правовому воспитанию учащихся.
Развивающая цель: развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Основные используемые понятия: личное, семейное потребление; потребитель, права потребителя, семейный бюджет, закон РФ «О защите прав потребителей».
Оборудование: учебник « Введение в обществознание» для 8-9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова, закон «О защите прав потребителей» (извлечение), тесты, электронная презентация, компьютер, медиапроектор.
Этапы урока.
№
Этап урока
Продолжительность этапа, мин.
1
Организационный момент.
2 мин.
2
Проверка знаний учащихся.
8 мин.
3
Постановка темы и цели урока.
2 мин
4
Изучение нового материала.
20 мин.
5
Закрепление пройденного материала.
5 мин.
6
Подведение итогов урока (оценочная деятельность учащихся).
3 мин.
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие.
Постановка цели: сегодня на уроке мы рассмотрим важнейшие аспекты частной жизни- домашнее строительство и его составляющие, но сначала вспомним материал прошлого урока, тему «Семейное право».
На проверочных листах запишите фамилию, имя и выполните задания.
Тест.
Ответьте на вопросы.
- По истечении какого срока со дня подачи заявления в ЗАГС производится заключение брака?
- Брачный возраст, установленный СК РФ _____.
- Имеет ли право на общее имущество супругов жена, которая в период брака была домашней хозяйкой?
- Возможно ли заключение брачного договора через 6 лет после регистрации?
- Могут ли родителей ребенка лишить родительских прав, если они нигде не работают?
- Имеют ли право несовершеннолетние внуки в случае невозможности содержания своими родителями получать алименты от своих дедушки и бабушки?
- Может ли супруг потребовать раздела общего имущества через 2 года после расторжения брака?
- Какую часть от дохода родителя последний должен выплачивать в качестве алиментов на двух несовершеннолетних детей?
- Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни, можно ли признать брак недействительным?
- Машина, приобретенная супругом до вступления в брак, будет являться общей собственностью?
- Дом, полученный супругом в порядке наследования во время брака, будет относиться к общей собственности?
- Будет ли препятствием к вступлению в брак, состояние хотя бы одного из супругов в другом, не расторгнутом браке?
- Относится ли право выбора супругами фамилии при вступлении в брак к личным правам?
- __________ - добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
- ____________________ - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения.
Взаимопроверка. ( Поменяйтесь работами с соседом по парте. Правильные ответы и критерии оценок вы видите на экране. Проверьте работу и поставьте оценку.)
Правильные ответы:
- 1 месяц.
- 18 лет.
- Да.
- Да.
- Нет.
- Да.
- Да.
- Одна треть.
- Да.
- Нет.
- Нет.
- Да.
- Да.
- Брак.
- Брачный договор.
Критерии оценок:
14 – 15 правильных ответов – «5»;
11 – 13 правильных ответов – «4»;
8 – 10 правильных ответов - «3».
Итак, мы вспомнили материал прошлого урока.
? У вас есть возможность улучшить свою оценку во время урока, активно работая дальше.
3. Постановка темы и цели урока.
А сегодня рассмотрим важнейший аспект частной жизни – домашнее строительство и его составляющие. К концу урока вы будете знать о правовом статусе потребителя в российском обществе, о способах защиты своих прав в этой области, о необходимости формирования семейного бюджета, справедливом распределении хозяйственных обязанностей в семье.
4. Изучение нового материала.
Запишите в тетради число, классная работа, тему урока «Домашнее строительство».
План изучения нового материала.
- Понятие «потребитель». Личное (семейное) потребление.
- Защита прав потребителя.
- Право на занятие предпринимательской деятельностью.
- Семейный бюджет.
- Справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье.
Вы уже знаете, что домашнее строительство является одной из сторон частной жизни и включает ряд аспектов: индивидуальное и семейное потребление, домашнее хозяйство, организация досуга. Здесь за каждым человеком признается право без принуждения и без вмешательства посторонних создавать такой порядок в собственном доме, какой он считает наилучшим для себя и своей семьи.
«И имя такому порядку, - как сказано в одной старинной книге, - Домострой, ибо строит всяк человек жизнь свою и дом свой сам».
Воспользуемся и мы этим емким словом «домострой» для обозначения совокупности названных сторон частной жизни.
Домашнее строительство начинается с решения жизненно важной проблемы личного и семейного потребления.
1). Личное и семейное потребление. Личное и семейное потребление – это процесс удовлетворения человеком или семьей своих потребностей (запросов, нужд, желаний, вкусов). К предметам потребления относятся продукты питания, вещи, услуги, информация, предметы художественной культуры, т. е. материальные и культурные блага. Потребительские запросы следует оценивать как естественное желание для каждого человека.
Рассмотрим значение термина «потребитель». Кого называют потребителем?
У вас на партах находится документ - это Закон РФ «О защите прав потребителей», приятый в январе 1996 года. Необходимо прочитать его и ответить на вопросы, выписать в тетрадь понятие «потребитель» и его права.
Кто такой потребитель?
Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Опираясь на это определение, попытайтесь решить, являются ли потребителями, на которых распространяется действие данного Закона, следующие лица:
- гражданин России, заключивший договор о ремонте квартиры;
- гражданин Германии, ожидающий очереди в волгоградской парикмахерской;
- служащий автосервиса, приобретающий на заводе запчасти для ремонта автомобилей клиентов;
- гражданка, пользующаяся пылесосом, купленным мужем;
- гражданин, купивший большую партию товара для того, чтобы продать его по повышенной цене в другом городе?
Вывод. Итак, потребление – это процесс удовлетворения человеком (семьей) своих материальных запросов, нужд, желаний.
Переходим к рассмотрению второго вопроса документа. Назовите, какие права потребителя вы выписали, работая с текстом Закона, и объясните их.
Права потребителя:
- право на необходимую и достоверную информацию;
- право на качество;
- право на безопасность;
- право потребовать у продавца сертификат соответствия;
- право на возмещение ущерба;
- право обращаться за защитой в суд;
- право обменять купленный товар.
На реализацию последнего права у потребителя есть 14 дней с момента передачи ему товара (непродовольственного). И речь не идет о том, что причиной обмена является дефект или плохое качество. Любой товар (непродовольственный) можно заменить на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Если обмен происходит на другой товар и его цена отличается от уже выплаченной, то разница в цене перерасчитывается. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Однако надо помнить, что требование покупателя об обмене либо возврате товара будет выполнено, если товар не был в употреблении, сохранены его свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Запрещается продавать товар, если его срок годности истек.
Задания. В каких случаях товар по требованию покупателя обязательно должен быть заменен на другой:
- гражданин купил ноутбук, но, не вскрывая упаковки, через месяц попросил заменить его с доплатой на более дорогой; (нет, т. к. истекли 14 дней)
- гражданин купил литровый электрочайник, в течении недели кипятил воду, а потом попросил магазин обменять его на двухлитровый; (нет, т. к. был в употреблении)
- гражданин купил японский телевизор, но, не разобрав инструкцию, напечатанную на японском языке, включил его в электросеть с нестандартным напряжением, и аппарат сгорел; (да, т. к. инструкция должна быть на русском языке)
- гражданин купил в «Магните» пакет молока с истекшим сроком годности. (да)
2). Защита прав потребителя.
Потребитель должен не только знать, но и отстаивать свои права. (Сообщение учащегося.)
Защита прав потребителей:
а) внесудебная защита прав потребителей
-1 путь. Обращение потребителя за защитой к специальным государственным органам. Например, Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП) защищает права всех потребителей.
-2 путь. Общественные организации потребителей
-проводят проверку качества и безопасности товаров,
-проверяют соблюдение прав потребителей и правил обслуживания,
-вносят в прокуратуру материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей,
-используют СМИ…
-3 путь. Потребитель может защитить свои права сам. Для этого он обращается с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания, имея при этом чек, техпаспорт, гарантийное обязательство, инструкцию на русском языке.
Если все способы внесудебной защиты прав потребителя исчерпаны, то необходимо смело обращаться в суд.
б) судебная защита прав потребителей
Подача искового заявления.
Повестка о вызове в суд истца и ответчика.
На судебном заседании составляется мировое соглашение либо выносится судебное решение.
Госпошлина при обращении в суд с иском не взимается.
Задание. Гражданин решил приобрести дорогой холодильник, на который долго копил деньги. Естественно, он хотел быть уверенным в том, что вещь будет качественной. В магазине ему объяснили, что «все холодильники хорошие и вскрывать их некому и некогда». После долгих споров выяснилось, что «магазин закрывается».
А гражданин оказался человеком, обладающим чувством собственного достоинства, да к тому же юридически грамотным. Он записал в магазине имена и адреса свидетелей. Дома также с помощью соседей заготовил справку об испортившихся продуктах, которые должен был сохранить приобретаемый холодильник до свадьбы его дочери. А свадьба готовилась на 50 человек, и угощать гостей предполагалось икрой, осетриной и свежими омарами.
Как вы думаете, какое решение вынесет суд в данном случае? (На основании ст. 495 и ст. 445 ГК РФ, суд обязал магазин возместить все убытки. Их размер превысил стоимость холодильника в несколько раз. А на основании ст. 151 и 1101 ГК РФ было принято решение о компенсации морального вреда.)
Вывод. Закон не сможет защитить ни самого потребителя, ни его семью, если они сами не предпримут для этого никаких усилий.
3. Право на занятие предпринимательской деятельностью.