kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию "Домашнее строительство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (9 класс)

                                                                            Выполнила: учитель обществознания

                                                                            ГБОУ СОШ с. Курумоч

                                                                            Мельниченко Наталья Анатольевна.

Тема урока. Домашнее строительство.

Образовательная цель: рассмотреть важнейший аспект частной жизни – домашнее строительство и его составляющие; подвести учащихся к пониманию того, что удовлетворение личных (семейных) потребностей, ведение домашнего хозяйства и распределение хозяйственных обязанностей требуют немало знаний, умений и труда.

Воспитательная цель: содействовать нравственному и правовому воспитанию учащихся.

Развивающая цель: развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Основные используемые понятия: личное, семейное потребление; потребитель, права потребителя, семейный бюджет, закон РФ «О защите прав потребителей».

Оборудование: учебник « Введение в обществознание» для 8-9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова, закон «О защите прав потребителей» (извлечение), тесты, электронная презентация, компьютер, медиапроектор.

Этапы урока.

Этап урока

Продолжительность этапа, мин.

1

Организационный момент.

2 мин.

2

Проверка знаний учащихся.

8 мин.

3

Постановка темы и цели урока.

2 мин

4

Изучение нового материала.

20 мин.

5

Закрепление пройденного материала.

5 мин.

6

Подведение итогов урока (оценочная деятельность учащихся).

3 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.

Постановка цели: сегодня на уроке мы рассмотрим важнейшие аспекты частной жизни- домашнее строительство и его составляющие, но сначала вспомним материал прошлого урока, тему «Семейное право».

На проверочных листах запишите фамилию, имя и выполните задания.

Тест.

Ответьте на вопросы.

  1. По истечении какого срока со дня подачи заявления в ЗАГС производится заключение брака?
  2. Брачный возраст, установленный СК РФ _____.
  3. Имеет ли право на общее имущество супругов жена, которая в период брака была домашней хозяйкой?
  4. Возможно ли заключение брачного договора через 6 лет после регистрации?
  5. Могут ли родителей ребенка лишить родительских прав, если они нигде не работают?
  6. Имеют ли право несовершеннолетние внуки в случае невозможности содержания своими родителями получать алименты от своих дедушки и бабушки?
  7. Может ли супруг потребовать раздела общего имущества через 2 года после расторжения брака?
  8. Какую часть от дохода родителя последний должен выплачивать в качестве алиментов на двух несовершеннолетних детей?
  9. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни, можно ли признать брак недействительным?
  10. Машина, приобретенная супругом до вступления в брак, будет являться общей собственностью?
  11. Дом, полученный супругом в порядке наследования во время брака, будет относиться к общей собственности?
  12. Будет ли препятствием к вступлению в брак, состояние хотя бы одного из супругов в другом, не расторгнутом браке?
  13. Относится ли право выбора супругами фамилии при вступлении в брак к личным правам?
  14. __________      - добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
  15. ____________________ - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения.

Взаимопроверка. ( Поменяйтесь работами с соседом по парте. Правильные ответы и критерии оценок вы видите на экране. Проверьте работу и поставьте оценку.)

Правильные ответы:

  1. 1 месяц.
  2. 18 лет.
  3. Да.
  4. Да.
  5. Нет.
  6. Да.
  7. Да.
  8. Одна треть.
  9. Да.
  10. Нет.
  11. Нет.
  12. Да.
  13. Да.
  14. Брак.
  15. Брачный договор.

Критерии оценок:

14 – 15 правильных ответов – «5»;

11 – 13 правильных ответов – «4»;

 8 – 10 правильных ответов -  «3».

Итак, мы вспомнили материал прошлого урока.

? У вас есть возможность улучшить свою оценку во время урока, активно работая дальше.

3. Постановка темы и цели урока.

А сегодня рассмотрим важнейший аспект частной жизни – домашнее строительство и его составляющие. К концу урока вы будете знать о правовом статусе потребителя в российском обществе, о способах защиты своих прав в этой области, о необходимости формирования семейного бюджета, справедливом распределении хозяйственных обязанностей в семье.

4. Изучение нового материала.

Запишите в тетради число, классная работа, тему урока «Домашнее строительство».

План изучения нового материала.

  1. Понятие «потребитель». Личное (семейное) потребление.
  2. Защита прав потребителя.
  3. Право на занятие предпринимательской деятельностью.
  4. Семейный бюджет.
  5. Справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье.

Вы уже знаете, что домашнее строительство является одной из сторон частной жизни и включает ряд аспектов: индивидуальное и семейное потребление, домашнее хозяйство, организация досуга. Здесь за каждым человеком признается право без принуждения и без вмешательства посторонних создавать такой порядок в собственном доме, какой он считает наилучшим для себя и своей семьи.

«И имя такому порядку, - как сказано в одной старинной книге, - Домострой, ибо строит всяк человек жизнь свою и дом свой сам».

Воспользуемся и мы этим емким словом «домострой» для обозначения совокупности названных сторон частной жизни.

Домашнее строительство начинается с решения жизненно важной проблемы личного и семейного потребления.

1). Личное и семейное потребление. Личное и семейное потребление – это процесс удовлетворения человеком или семьей своих потребностей (запросов, нужд, желаний, вкусов). К предметам потребления относятся продукты питания, вещи, услуги, информация, предметы художественной культуры, т. е. материальные и культурные блага. Потребительские запросы следует оценивать как естественное желание для каждого человека.

Рассмотрим значение термина «потребитель». Кого называют потребителем?

У вас на партах находится документ - это Закон РФ «О защите прав потребителей», приятый в январе 1996 года. Необходимо прочитать его и ответить на вопросы, выписать в тетрадь понятие «потребитель» и его права.

Кто такой потребитель?

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Опираясь на это определение, попытайтесь решить, являются ли потребителями, на которых распространяется действие данного Закона, следующие лица:

- гражданин России, заключивший договор о ремонте квартиры;

- гражданин Германии, ожидающий очереди в волгоградской парикмахерской;

- служащий автосервиса, приобретающий на заводе запчасти для ремонта автомобилей клиентов;

- гражданка, пользующаяся пылесосом, купленным мужем;

- гражданин, купивший большую партию товара для того, чтобы продать его по повышенной цене в другом городе?

Вывод. Итак, потребление – это процесс удовлетворения человеком (семьей) своих материальных запросов, нужд, желаний.

 Переходим к рассмотрению второго  вопроса документа. Назовите, какие права потребителя вы выписали, работая с текстом Закона, и объясните их.

Права потребителя:

- право на необходимую и достоверную информацию;

- право на качество;

- право на безопасность;

- право потребовать у продавца сертификат соответствия;

- право на возмещение ущерба;

- право обращаться за защитой в суд;

- право обменять купленный товар.

На реализацию последнего права у потребителя есть 14 дней с момента передачи ему товара (непродовольственного). И речь не идет о том, что причиной обмена является дефект или плохое качество. Любой товар (непродовольственный) можно заменить на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Если обмен происходит на другой товар и его цена отличается от уже выплаченной, то разница в цене перерасчитывается. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Однако надо помнить, что требование покупателя об обмене либо возврате товара будет выполнено, если товар не был в употреблении, сохранены его свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Запрещается продавать товар, если его срок годности истек.

Задания. В каких случаях товар по требованию покупателя обязательно должен быть заменен на другой:

- гражданин купил ноутбук, но, не вскрывая упаковки, через месяц попросил заменить его с доплатой на более дорогой;  (нет, т. к. истекли 14 дней)

- гражданин купил литровый электрочайник, в течении недели кипятил воду, а потом попросил магазин обменять его на двухлитровый; (нет, т. к. был в употреблении)

- гражданин купил японский телевизор, но, не разобрав инструкцию, напечатанную на японском языке, включил его в электросеть с нестандартным напряжением, и аппарат сгорел; (да, т. к. инструкция должна быть на русском языке)

- гражданин купил в «Магните» пакет молока с истекшим сроком годности. (да)

2). Защита прав потребителя.

Потребитель должен не только знать, но и отстаивать свои права. (Сообщение учащегося.)

Защита прав потребителей:

а) внесудебная защита прав потребителей

-1 путь. Обращение потребителя за защитой к специальным государственным органам. Например, Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП) защищает права всех потребителей.

-2 путь. Общественные организации потребителей

-проводят проверку качества и безопасности товаров,

-проверяют соблюдение прав потребителей и правил обслуживания,

-вносят в прокуратуру материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей,

-используют СМИ…

-3 путь. Потребитель может защитить свои права сам. Для этого он обращается с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания, имея при этом чек, техпаспорт, гарантийное обязательство, инструкцию на русском языке.

Если все способы внесудебной защиты прав потребителя исчерпаны, то необходимо смело обращаться в суд.

б) судебная защита прав потребителей

Подача искового заявления.

Повестка о вызове в суд истца и ответчика.

На судебном заседании составляется мировое соглашение либо выносится судебное решение.

Госпошлина при обращении в суд с иском не взимается.

Задание. Гражданин решил приобрести дорогой холодильник, на который долго копил деньги. Естественно, он хотел быть уверенным в том, что вещь будет качественной. В магазине ему объяснили, что «все холодильники хорошие и вскрывать их некому и некогда». После долгих споров выяснилось, что «магазин закрывается».

А гражданин оказался человеком, обладающим чувством собственного достоинства, да к тому же юридически грамотным. Он записал в магазине имена и адреса свидетелей. Дома также с помощью соседей заготовил справку об испортившихся продуктах, которые должен был сохранить приобретаемый холодильник до свадьбы его дочери. А свадьба готовилась на 50 человек, и угощать гостей предполагалось икрой, осетриной и свежими омарами.

Как вы думаете, какое решение вынесет суд в данном случае? (На основании ст. 495 и ст. 445 ГК РФ, суд обязал магазин возместить все убытки. Их размер превысил стоимость холодильника в несколько раз. А на основании ст. 151 и 1101 ГК РФ было принято решение о компенсации морального вреда.)

Вывод. Закон не сможет защитить ни самого потребителя, ни его семью, если они сами не предпримут для этого никаких усилий.

3. Право на занятие предпринимательской деятельностью.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Домашнее строительство" »

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (9 класс)

Выполнила: учитель обществознания

ГБОУ СОШ с. Курумоч

Мельниченко Наталья Анатольевна.


Тема урока. Домашнее строительство.

Образовательная цель: рассмотреть важнейший аспект частной жизни – домашнее строительство и его составляющие; подвести учащихся к пониманию того, что удовлетворение личных (семейных) потребностей, ведение домашнего хозяйства и распределение хозяйственных обязанностей требуют немало знаний, умений и труда.

Воспитательная цель: содействовать нравственному и правовому воспитанию учащихся.

Развивающая цель: развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Основные используемые понятия: личное, семейное потребление; потребитель, права потребителя, семейный бюджет, закон РФ «О защите прав потребителей».

Оборудование: учебник « Введение в обществознание» для 8-9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова, закон «О защите прав потребителей» (извлечение), тесты, электронная презентация, компьютер, медиапроектор.

Этапы урока.

Этап урока

Продолжительность этапа, мин.

1

Организационный момент.

2 мин.

2

Проверка знаний учащихся.

8 мин.

3

Постановка темы и цели урока.

2 мин

4

Изучение нового материала.

20 мин.

5

Закрепление пройденного материала.

5 мин.

6

Подведение итогов урока (оценочная деятельность учащихся).

3 мин.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.

Постановка цели: сегодня на уроке мы рассмотрим важнейшие аспекты частной жизни- домашнее строительство и его составляющие, но сначала вспомним материал прошлого урока, тему «Семейное право».

На проверочных листах запишите фамилию, имя и выполните задания.

Тест.

Ответьте на вопросы.

  1. По истечении какого срока со дня подачи заявления в ЗАГС производится заключение брака?

  2. Брачный возраст, установленный СК РФ _____ .

  3. Имеет ли право на общее имущество супругов жена, которая в период брака была домашней хозяйкой?

  4. Возможно ли заключение брачного договора через 6 лет после регистрации?

  5. Могут ли родителей ребенка лишить родительских прав, если они нигде не работают?

  6. Имеют ли право несовершеннолетние внуки в случае невозможности содержания своими родителями получать алименты от своих дедушки и бабушки?

  7. Может ли супруг потребовать раздела общего имущества через 2 года после расторжения брака?

  8. Какую часть от дохода родителя последний должен выплачивать в качестве алиментов на двух несовершеннолетних детей?

  9. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни, можно ли признать брак недействительным?

  10. Машина, приобретенная супругом до вступления в брак, будет являться общей собственностью?

  11. Дом, полученный супругом в порядке наследования во время брака, будет относиться к общей собственности?

  12. Будет ли препятствием к вступлению в брак, состояние хотя бы одного из супругов в другом, не расторгнутом браке?

  13. Относится ли право выбора супругами фамилии при вступлении в брак к личным правам?

  14. __________ - добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

  15. ____________________ - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения.

Взаимопроверка. ( Поменяйтесь работами с соседом по парте. Правильные ответы и критерии оценок вы видите на экране. Проверьте работу и поставьте оценку.)

Правильные ответы:

  1. 1 месяц.

  2. 18 лет.

  3. Да.

  4. Да.

  5. Нет.

  6. Да.

  7. Да.

  8. Одна треть.

  9. Да.

  10. Нет.

  11. Нет.

  12. Да.

  13. Да.

  14. Брак.

  15. Брачный договор.

Критерии оценок:

14 – 15 правильных ответов – «5»;

11 – 13 правильных ответов – «4»;

8 – 10 правильных ответов - «3».

Итак, мы вспомнили материал прошлого урока.

? У вас есть возможность улучшить свою оценку во время урока, активно работая дальше.

3. Постановка темы и цели урока.

А сегодня рассмотрим важнейший аспект частной жизни – домашнее строительство и его составляющие. К концу урока вы будете знать о правовом статусе потребителя в российском обществе, о способах защиты своих прав в этой области, о необходимости формирования семейного бюджета, справедливом распределении хозяйственных обязанностей в семье.

4. Изучение нового материала.

Запишите в тетради число, классная работа, тему урока «Домашнее строительство».

План изучения нового материала.

  1. Понятие «потребитель». Личное (семейное) потребление.

  2. Защита прав потребителя.

  3. Право на занятие предпринимательской деятельностью.

  4. Семейный бюджет.

  5. Справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье.

Вы уже знаете, что домашнее строительство является одной из сторон частной жизни и включает ряд аспектов: индивидуальное и семейное потребление, домашнее хозяйство, организация досуга. Здесь за каждым человеком признается право без принуждения и без вмешательства посторонних создавать такой порядок в собственном доме, какой он считает наилучшим для себя и своей семьи.

«И имя такому порядку, - как сказано в одной старинной книге, - Домострой, ибо строит всяк человек жизнь свою и дом свой сам».


Воспользуемся и мы этим емким словом «домострой» для обозначения совокупности названных сторон частной жизни.

Домашнее строительство начинается с решения жизненно важной проблемы личного и семейного потребления.

1). Личное и семейное потребление. Личное и семейное потребление – это процесс удовлетворения человеком или семьей своих потребностей (запросов, нужд, желаний, вкусов). К предметам потребления относятся продукты питания, вещи, услуги, информация, предметы художественной культуры, т. е. материальные и культурные блага. Потребительские запросы следует оценивать как естественное желание для каждого человека.

Рассмотрим значение термина «потребитель». Кого называют потребителем?

У вас на партах находится документ - это Закон РФ «О защите прав потребителей», приятый в январе 1996 года. Необходимо прочитать его и ответить на вопросы, выписать в тетрадь понятие «потребитель» и его права.

Кто такой потребитель?

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Опираясь на это определение, попытайтесь решить, являются ли потребителями, на которых распространяется действие данного Закона, следующие лица:

- гражданин России, заключивший договор о ремонте квартиры;

- гражданин Германии, ожидающий очереди в волгоградской парикмахерской;

- служащий автосервиса, приобретающий на заводе запчасти для ремонта автомобилей клиентов;

- гражданка, пользующаяся пылесосом, купленным мужем;

- гражданин, купивший большую партию товара для того, чтобы продать его по повышенной цене в другом городе?

Вывод. Итак, потребление – это процесс удовлетворения человеком (семьей) своих материальных запросов, нужд, желаний.

Переходим к рассмотрению второго вопроса документа. Назовите, какие права потребителя вы выписали, работая с текстом Закона, и объясните их.

Права потребителя:

- право на необходимую и достоверную информацию;

- право на качество;

- право на безопасность;

- право потребовать у продавца сертификат соответствия;

- право на возмещение ущерба;

- право обращаться за защитой в суд;

- право обменять купленный товар.

На реализацию последнего права у потребителя есть 14 дней с момента передачи ему товара (непродовольственного). И речь не идет о том, что причиной обмена является дефект или плохое качество. Любой товар (непродовольственный) можно заменить на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Если обмен происходит на другой товар и его цена отличается от уже выплаченной, то разница в цене перерасчитывается. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Однако надо помнить, что требование покупателя об обмене либо возврате товара будет выполнено, если товар не был в употреблении, сохранены его свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Запрещается продавать товар, если его срок годности истек.

Задания. В каких случаях товар по требованию покупателя обязательно должен быть заменен на другой:

- гражданин купил ноутбук, но, не вскрывая упаковки, через месяц попросил заменить его с доплатой на более дорогой; (нет, т. к. истекли 14 дней)

- гражданин купил литровый электрочайник, в течении недели кипятил воду, а потом попросил магазин обменять его на двухлитровый; (нет, т. к. был в употреблении)

- гражданин купил японский телевизор, но, не разобрав инструкцию, напечатанную на японском языке, включил его в электросеть с нестандартным напряжением, и аппарат сгорел; (да, т. к. инструкция должна быть на русском языке)

- гражданин купил в «Магните» пакет молока с истекшим сроком годности. (да)

2). Защита прав потребителя.

Потребитель должен не только знать, но и отстаивать свои права. (Сообщение учащегося.)

Защита прав потребителей:

а) внесудебная защита прав потребителей

-1 путь. Обращение потребителя за защитой к специальным государственным органам. Например, Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП) защищает права всех потребителей.

-2 путь. Общественные организации потребителей

-проводят проверку качества и безопасности товаров,

-проверяют соблюдение прав потребителей и правил обслуживания,

-вносят в прокуратуру материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей,

-используют СМИ…

-3 путь. Потребитель может защитить свои права сам. Для этого он обращается с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания, имея при этом чек, техпаспорт, гарантийное обязательство, инструкцию на русском языке.

Если все способы внесудебной защиты прав потребителя исчерпаны, то необходимо смело обращаться в суд.

б) судебная защита прав потребителей

Подача искового заявления.

Повестка о вызове в суд истца и ответчика.

На судебном заседании составляется мировое соглашение либо выносится судебное решение.

Госпошлина при обращении в суд с иском не взимается.

Задание. Гражданин решил приобрести дорогой холодильник, на который долго копил деньги. Естественно, он хотел быть уверенным в том, что вещь будет качественной. В магазине ему объяснили, что «все холодильники хорошие и вскрывать их некому и некогда». После долгих споров выяснилось, что «магазин закрывается».

А гражданин оказался человеком, обладающим чувством собственного достоинства, да к тому же юридически грамотным. Он записал в магазине имена и адреса свидетелей. Дома также с помощью соседей заготовил справку об испортившихся продуктах, которые должен был сохранить приобретаемый холодильник до свадьбы его дочери. А свадьба готовилась на 50 человек, и угощать гостей предполагалось икрой, осетриной и свежими омарами.

Как вы думаете, какое решение вынесет суд в данном случае? (На основании ст. 495 и ст. 445 ГК РФ, суд обязал магазин возместить все убытки. Их размер превысил стоимость холодильника в несколько раз. А на основании ст. 151 и 1101 ГК РФ было принято решение о компенсации морального вреда.)

Вывод. Закон не сможет защитить ни самого потребителя, ни его семью, если они сами не предпримут для этого никаких усилий.

3. Право на занятие предпринимательской деятельностью.

Задание. Прочитав пункт «Деловая жилка» на стр. 286 учебника и привлекая знания, полученные ранее, составьте развернутый план по теме Предпринимательство».

План.

  1. Понятие предпринимательства.

  2. Признаки предпринимателя:

а) собственная инициатива;

б) цель- получение прибыли;

в) риск;

г) собственная имущественная ответственность;

д) правовые знания;

е) экономические знания;

ж) соблюдение этических норм.

3. Виды бизнеса:

а) производственный;

б) торговый,

в) финансовый;

г) страховой;

д) посреднический.

4. Формы предпринимательства:

а) индивидуальное предпринимательство;

б) товарищество;

в) акционерное общество.

5. Значение предпринимательской деятельности в современном мире.

? Как право на предпринимательскую деятельность связано с темой нашего урока?

Если у человека есть способности, возможности он может реализовать свое право на занятие предпринимательской деятельностью, тем самым увеличить свои доходы.

  1. Семейный бюджет.

Опережающее задание. Подготовьте сообщение о семейном бюджете, назовите статьи расходов и доходов; рассчитайте семейный бюджет своей семьи за месяц, сделайте вывод.

Семейный бюджет – это совокупность доходов и расходов в семье за определенный период: год, квартал, месяц.

Доходы – это денежная сумма, которую получает человек или семья в результате какой-либо деятельности. Доходы: зарплата, стипендия, пособии, пенсия, стоимость плодов, собранных на приусадебном участке для продажи… Расходы: питание, транспортные расходы, хозяйственные расходы, платежи за коммунальные услуги, свет, газ, оплата мобильного телефона, интернет – услуг, оплата кружков, секций, погашение кредита, одежда, обувь, непредвиденные расходы…

Доходы (виды).

Сумма.

Расходы (виды).

Сумма.

1


1


2


2


3


3


4


4


Итого:


Итого:



Вывод. Необходимо планировать семейный бюджет так, чтобы общая сумма расходов в месяц не превышала общей суммы доходов.

Беседа.

Каковы пути повышения семейного дохода?

Какой вклад вы лично в настоящее время можете внести в доход своей семьи, как способствовать сокращению расходов?

Вывод. Повышению семейных доходов способствует хорошее образование, деловая жилка, инициатива и трудолюбие, позволяющие стать высококвалифицированным специалистом и устроиться на высокооплачиваемую работу, заниматься предпринимательской трудовой деятельностью. В настоящее время несовершеннолетний подросток может подыскать заработок в свободное от учебы время, скажем, во время каникул, сократить расходы семьи бережным отношением к своему личному и семейному имуществу.

  1. Справедливое распределение домашних обязанностей.

Характерной чертой домостроительства является ведение домашнего хозяйства.

Опережающее задание.

Подготовьте сообщение, обратив внимание на следующие вопросы.

Какие виды домашних работ вы знаете?

Кто из супругов должен заниматься хозяйственно- бытовыми делами?

Какие существуют два основных подхода к решению этой проблемы?

Проведите социологическое исследование по проблемам распределения домашних дел в семье.

Существуют различные виды домашних работ: приготовление пищи, покупки, стирка, мытье посуды, уход за квартирой, рукоделие, оплата счетов…

В настоящее время в обществе существуют два основных подхода к решению проблемы о распределении домашних обязанностей.

Сторонники одного, относятся к семьям традиционного или патриархального типа, согласно которому мужчина – кормилец, «добытчик», должен много зарабатывать, чтобы обеспечить семью, а женщина – домохозяйка, «хранительница домашнего очага» ведет домашнее хозяйство, воспитывает детей, обеспечивая надежный тыл мужу.

Представители другого типа семей - партнерских или демократических – считают , что супруги должны совместно решать важные хозяйственные вопросы, гибко распределять обязанности с учетом пожеланий и интересов друг друга, даже в том случае, если женщина – домохозяйка.

При традиционном подходе нередко нарушаются принципы равноправия мужчины и женщины, невозможно разрешение внутрисемейных вопросов по обоюдному согласию, не соблюдается право жены на свободный выбор рода занятий и профессии.

Социологическое исследование по проблемам распределения домашних обязанностей в семье.

  1. Какая из двух точек зрения преобладает в российском обществе?

- Большинство семей партнерского типа.

2. Как реально обстоят дела в семьях?

- Проведенный нами опрос показал: 80% женщин и 60% мужчин считают, что домашние дела должны выполняться совместно обоими супругами, 17% женщин и 31% мужчин придерживаются традиционных взглядов. Наиболее часто мужья оказывают помощь в мытье посуды (57% семей), уборке квартиры (57%), покупке продуктов и оплате счетов (67%).

3. Статистические данные о реальном участии детей в работе по дому: 3% подростков лишь эпизодически готовят еду (а 89% никогда), 63% иногда моют посуду (а 9% никогда), 61% время от времени ходят в магазины за продуктами (7% этим не занимаются).

Из данной статистики следует:

- дети в настоящее время мало помогают родителям в ведении домашнего хозяйства, что отрицательно сказывается на приобретении ими необходимых навыков;

- нежелание выполнять домашнюю работу и отсутствие умений вести хозяйственно – бытовые дела порождают лень и иждивенческие настроения, которые вряд ли будут способствовать в дальнейшем созданию уютного домашнего очага, правильному воспитанию детей;

- готовиться к взрослой, в том числе семейной, жизни нужно уже сегодня.

Беседа.

Поднимите руки, кто из вас иногда готовит еду? Никогда не участвует в приготовлении пищи? Кто постоянно моет посуду? Время от времени? Кто часто ходит в магазин за продуктами? Постоянно убирает квартиру?

  1. Подведение итогов урока.

«Свободный микрофон» - что я узнал на уроке.

-Домашнее строительство начинается с решения жизненно важной проблемы личного и семейного потребления.

- Личное и семейное потребление – это процесс удовлетворения человеком или семьей своих потребностей.

- Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

-В РФ действует закон «О защите прав потребителей».

- Права потребителя:

- право на необходимую и достоверную информацию;

- право на качество;

- право на безопасность;

- право потребовать у продавца сертификат соответствия;

- право на возмещение ущерба;

- право обращаться за защитой в суд;

- право обменять купленный товар.

-Защита прав потребителей может быть внесудебной и судебной.

- Необходимо рационально планировать семейный бюджет.

- Распределение обязанностей в семье должно быть справедливым, т.е. с учетом желаний и возможностей его членов.

Таким образом, мы познакомились с аспектами домашнего строительства: рассмотрели понятие «потребитель», его права, их защиту, планирование семейного бюджета, распределение обязанностей в семье.

Я надеюсь, что знания, полученные при изучении этой темы, пригодятся вам в будущем.

У вас на партах находятся «Памятки потребителя». Предлагаю познакомиться с их содержанием.

Какие положения вы бы добавили?

Постарайтесь применять полученные знания на практике.

Домашнее задание: параграф 44, вопросы поле него.

Оценки за урок.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по обществознанию "Домашнее строительство"

Автор: Мельниченко Наталья Анатольевна

Дата: 19.06.2015

Номер свидетельства: 220644

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства