Тема урока: "Права ребенка"
Цели:
Обучающие:
- знакомство с основными документами, где закреплены права детей;
- понимать суть основных прав ребенка.
Развивающие:
- уметь выявлять взаимосвязь между основными вехами развития ребенка и приобретаемыми правами и обязанностями;
- уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.
Оборудование: рабочие листы, тетради, учебники «Обществозание», тесты, Презентация РР.
Основные понятия: декларация, права человека, конвенция.
Ход урока.
1.Актуализация знаний учащихся по теме
Учитель: Жизнь можно сравнить с путешествием по неизвестной стране. Если Вы начнете свой путь без карты, то, скорее всего рано или поздно (чаще поздно) Вы все же достигните цели. Но при этом Вы можете выйти на неверную дорогу или слишком длинную. Неизвестные трудности и опасности будут подстерегать Вас на этом пути. Вы, будете идти вслепую, путем проб и ошибок, и, кто знает, может быть одна из них станет роковой...
Красной нитью сегодняшнего урока будут слова нашего президента
Д.А.Медведева (слайд)
Вопрос: Что нужно для того, чтобы создать общество свободных и ответственных людей?
Слайд Видео фрагмент «Беспризорники»
На фоне слайд=шоу Статистика (ученик )
Вопрос: Почему именно в 20 века появилось много документов по правам человека?
-Почему этого документа оказалось недостаточно для цивилизованного развития государств?
-Почему появилась необходимость создать документы по правам детей?
Слайд
Учитель: Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Страны, присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.
В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран: (слайд)
Дети должны знать свои права. Безусловно, соблюдать права детей невозможно с помощью только одних законов. Даже бытует мнение, что детям не стоит рассказывать об их правах, иначе они и вовсе окажутся "неуправляемыми". Однако чувство собственного достоинства, разрушенное и униженное в детстве, практически не восстанавливается. Дети, и особенно подростки, утратившие веру в добро и справедливость, как правило, самые трудные и несчастные. Дети должны уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, поэтому целью нашего урока является обобщение и повторение наших знаний по правам ребенка.
2.Выполнение тестовых заданий. (слайд)
А) 1В 2А 3Д 4Ж 5Б 6 Г
Б) Международные: А,В,Д Российские Б,Г,Е,Ж
В) 1 –противоправное, 2-да, 3-нет, 4-оба, 5- с рождения
3. Отчеты групп В ходе работы над уроком класс был разбит на 4 группы (юристы, социологи, психологи, журналисты)
Задание для группы юристов: « Соотнесите основные вехи жизни ребенка и приобретаемые им права и обязанности»
Отчет Группы 1 «Юристы»
Раздаточный материал: карточки с основными годами жизни ребенка:
Листы “Правовой статус ребенка»
Задание для всех : Решить 3 задачи
Отчет группы № 2 «Социологи»
Опрос общественного мнения (учащихся старшей школы)
Вопросы:
1.Есть ли у нас в школе возможность выражения собственного мнения?
(да, нет, частично , затрудняюсь с ответом)
2.Как в школе осуществляется право на свободу собственного мнения:
А) принято высказываться открыть
Б) можно высказываться открыть только с некоторыми учителями
В) нет смысла иметь собственное мнение или его высказывать-все решают взрослые
Г) лучше помолчать, иначе могут быть негативные последствия
Д) затрудняюсь ответить
Е) нет ответа
3.Комментируют ли учителя обстоятельство частной жизни детей?
А) да б) нет в) при необходимости г) затрудняюсь с ответом
4.Что чаще всего становиться обстоятельством, комментируемым
Учителем?
А) здоровье
Б) отношения со сверстниками
В) родители , опекуны
Г) достаток, социальное положение семьи
5. Какие принципы взаимоотношений существуют между учителями и учащимися
А) уважение и сотрудничество
Б) взаимное равнодушие
В) подчинение и принуждение
Г) затрудняюсь ответить
Результаты соц. опроса были представлены в виде диаграмм
Вопрос: Почему большинство старшеклассников считает, что отношения их с нами-учителями в основном равнодушные?
Задание в парах : Найдите пропущенные слова в заповедях ребенка для взрослых
Муз .пауза «В каждом маленьком ребенке и в мальчишке и в девчонке»
Отчет группы № 3 «Журналисты»
Проведён мониторинг соблюдения прав ребенка «Журналистские расследования»
Просмотр видеофрагмента «Семечки» 2 мин.
Выступление с отчетом ученика
Мини-диспут на тему «Как вы относитесь к наказаниям?»
Просмотр видеоролика «Руки не для насилия»»
Учитель : Сейчас в России 40 мл. детей. Ученые ввели новый термин «синдром опасного обращения в семье» .Он может проявляться в виде насилия в семье.
Если время (фрагмент из кинофильма 4 мин.)
Синквейн на тему «Ребенок» (на фоне песни С.Михайлова «Дети»)
Отчет группы № 4 «Психологи»
Начни с себя. Проведено тестирование класса «Способны ли вы отстаивать свои права?»
Итоги тестирования с рекомендациями.
- : А какие обязанности существуют у детей ?
Тестирование