Открытый урок по математике
Класс: 1
Тема: Задача. Сколько всего?
Цель: Познакомиться с понятием "задача", научиться выделять части задачи.
Задачи:
- Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
- Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
- Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Оборудование: плакат с парашютистами для устного счета, ромашка «Смайлик» для рефлексии, предметные картинки, карточки с цифрами и знаками равенства.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы с вами не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.
– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать. Сегодня в классе у нас гости, давайте поздороваемся.
2. Устный счет. Повторение пройденной темы.
Девиз нашего урока: "Знаешь – говори, не знаешь – слушай".
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
И так, друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика ума.
- Посмотрите на доску. Кого вы видите? (парашютистов). Нам надо помочь им удачно приземлиться, а для этого нужно решить примеры, которые записаны на облаках. (+ индивидуальные карточки 3 ученикам).
Примеры:
10-4=6
5+3=8
2+7=9
4+3=7
9-5=4
7-5=2
10-5=5
8-6=2
6+3=9
7+1=8
-Молодцы! В знак благодарности, парашютисты хотят устроить в нашем классе, соревнования между рядами. Нам нужно как можно быстрее сравнить числа. А что значит сравнить? Поставить знаки равенства или неравенства.
- Умнички! И с этим заданием вы справились быстро.
3. Подготовка к работе на основном этапе. Постановка проблемы. Открытие нового знания.
-Послушайте два рассказа и сравните их:
1) Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов нашли звери?
2) Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка
– звери, потому что их тело покрыто шерстью.
-Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник "Математика", а какой в учебник "Познание мира"? Почему?(ответы детей)
Такие рассказы в математике называются задачами.
- Ребята, но самое интересное, нас ждет впереди. Мы сегодня с вами научимся решать задачи и отвечать на вопрос « Сколько всего?»
- Для начала, разберемся, что такое задача? Может кто то из вас уже знает, что же такое задача? Задача, это проблемная ситуация, а проблемной ситуации, всегда есть нерешенный вопрос, который мы будем учиться решать.
- Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. Чтобы нам быстрее запомнить, давайте построим домик из составляющих задачи.
- Посмотрите на доску. Сколько зайчиков зеленого цвета? 4 Сколько зайчиков желтого цвета? 2 Нам нужно узнать и ответить на вопрос: сколько всего зайчиков? Для начала представим зайчиков в виде кружков. Зеленых кружков 4, желтых 2. Так же подставим и цифры. Для того, чтобы узнать сколько всего, нам надо посчитать круги. Считать можно, как слева направо, так справа налево. Считаем. Итак, узнали ли мы сколько всего зайчат? Как мы узнали? Мы к 4 зеленым зайчатам прибавили 2 желтых, 4 и 2 это 6. Заменим «и» знаком сложения «+», а слово «это» знаком равенства «=». Таким образом, у нас получилось выражение 4+2=6, это и есть решение задачи. Мы ответили на вопрос «сколько всего?».
- В задаче есть основные составляющие части - это условие, вопрос, решение и ответ. В условии задачи описывается ситуация,то что нам известно в данной задаче, в вопросе, то что мы должны узнать, а чтобы узнать, нам нужно решить, и таким образом мы и найдем ответ.
- Например, на крыше было 5 голубей. Прилетели еще 4. Сколько голубей всего? - Что нам известно в задаче? (Что на крыше было 5 голубей. Прилетели еще 4.). Это и есть условие, то что нам известно.
- Найдите и прочтите вопрос задачи. (Сколько голубей всего?). Что нам нужно сделать? (Найти ответ). А как мы сможем ответить на вопрос? (Нужно решить) каким образом? Как? Правильно! Нужно к 5 голубям прибавить еще 4. Теперь мы можем узнать ответ? (Да). так сколько же всегоголубей на крыше? (9).
- Молодцы! Теперь мы знаем, что такое задача и умеем отличать условие от вопроса, находить ответ на вопрос «Сколько всего?». Значит с заданиями в учебнике мы справимся быстро и дружно.
Работа по учебнику.
- Откройте учебники на странице 85. №1 прочитайте.
Сначала читает ученик, затем учитель.
- «Дана повесила на елку 3 зеленых шара, Сара – 2 желтых шара. Сколько всего шаров повесили девочки на елку?»
-Что это? (задача)
-Прочтите условие задачи. (Дана повесила на елку 3 зеленых шара, Сара – 2 желтых шара.)
- Как звучит вопрос задачи? (Сколько всего шаров повесили девочки на елку?)
-Сможем ли мы ответить на вопрос задачи? Сможем, так как нам известно условие задачи, и мы уже знаем как найти ответ на вопрос «Сколько всего?».
- Итак, Дана повесила на елку 3 зеленых шара (на доску вывешивается наглядность, зеленые круги), а Сара-2 желтых (затем 2 желтых круга). Теперь посчитаем сколько всего шаров. (5). Как мы узнали, что 5? К 3 шарам прибавили еще 2. Будет 5. Запишем: 3+2=5. Как вы думаете, правильно ли мы решили задачу? (да).
4. Динамическая пауза.
- Умнички! Теперь я думаю вы все заслужили по 5! А 5 не простая! Все мы любим получать 5. Тогда все дружненько встанем и выполним физминутку 5 на 5! Чтобы отвечали мы еще быстрее, думали еще лучше!
-Работа с тетрадью.
-Посмотрите на №1. Что там изображено? (Чебурашка и подарки возле елки). Чем же отличаются эти подарки? (размером). Сколько больших подарков? (3). А сколько маленьких? (2) Чебурашка хочет узнать сколько всего подарков отправил ему крокодил Гена. Можем узнать? Как? 3+2=5. Ответ: всего 5 подарков.
-В учебнике №2. Ребята, верно ли записано равенство 3<2? Почему? (потому что 3 не меньше, а больше 2 на 1). Запишем верные неравенства. Неравенства это знаки <, >.
В тетради на стр. 58 №2 записываем 3>2.
- В учебнике №3. Верно ли записано равенство 3=2? Что нужно, чтобы равенство получилось верным? (вместо цифры 2, подставить цмфру 3). Запишем верные равенства в тетради на стр. 58 в №3. Пишем 3=3.
- Ой, а что это там возле нашей елочки? Ребята, письмо! Иинтересно, откого же оно?
Письмо:
Здравствуйте дорогие ребята. Хочу рассказать вам свою грустную историю. Я рос маленьким беззаботным и ленивым ребенком. Я очень не любил учиться. Пришла злая ведьма.
И заколдовала меня. Теперь я выгляжу так.
Никто никогда не скажет, что я молод и красив. Но это колдовство можно разрушить. Для этого я должен разгадать слово которое ведьма спрятала под ответами примеров в ваших тетрадях. Только вы можете мне помочь. Помогите мне, пожалуйста.
Ваш друг
- Я думаю, что не зря с ним приключилась такая беда! Ведь ведьма заколдовала его не просто так. Он плохо учился и вовсе не любил учиться! Давайте поможем мальчику, но с одним условием, чтобы он больше никогда не получал двойки!
-В тетрадях на стр. 58, №4. Решаем, объясняя. Слово: ИГРА.
-На доске вместо старичка, появляется веселый мальчик.
5. Физминутка для пальцев рук.
«Мы капусту режем, режем,
Раз, два, раз, два!
Мы капусту солим, солим,
Раз, два, раз, два!
Мы капусту мнем, мнем,
Раз, два, раз, два!
И немножко и пожуем.»
6. Самостоятельная работа.
-Молодцы! А теперь давайте, решим №4. Отвечаем устно, записываем в тетради на стр. 58, самостоятельно.
7. Закрепление.
-Ребята, а давайте попробуем сами составить задачу по рисунку!
- Чему мы научились сегодня на уроке? (решать задачи, отвечать на вопрос «Сколько всего?»)
8. Рефлексия.
-Ребята, а сложно вам было или тяжело на уроке, весело или же скучно, мы узнаем по вашим смайликам!
Раздается кажлому ребенку по 1 кружку. Ученики рисуют смайлик по настроению. Затем, на доске круг побольше, вокруг этого круга вывешиваются кружки детей.
-Что у нас получилось? (ромашка)
-Какая веселая ромашка получилась! Какие у нее веселые лепестки! Как вы думаете, видя нашу ромашку, достигли ли мв с вами поставленных целей, был ли урок интересным и познавательным?! (да)
-Молодцы! А за активную работу на уроке, я хотела бы сделать маленький подарок классу! Это маленькая змея, символ следующего года! Пусть она принесет нам радость, новые знания и конечно же пятерки!
-Нашим гостям я тоже хочу подарить по символу следующего года, и сказать большое Вам спасибо, что вы побывали у нас в гостях! Приходите еще!
-Ребята, спасибо за урок!