kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока домбры «Работа с учащимися на начальном этапе обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема открытого урока: «Работа с учащимися на начальном этапе обучения». 

1 класс

Цель урока: Сформировать представление об исполнительских традициях домбровой музыки на начальном этапе обучения в ДМШ.

Задачи:

Образовательная: Расширить знания о стиле токпе. Сформировать у ребенка начальные штриховые навыки в игре на инструменте. Отрабатывать навыки исполнения различных штрихов.

Развивающая: Развивать музыкальные исполнительские способности.

Воспитательная: Воспитать в ребенке усидчивость и трудолюбие.

Начальный этап обучения игре на домбре имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ребенка.

На начальном этапе обучения мы используем упражнения на штрихи. Штриховая артикуляция одно из важнейших выразительных средств домбровой музыки. Это своего рода артикуляционная речь домбрового искусства. Этим, видимо, объясняется обилие и детализированность штриховых названий. Штрихи делятся на простые – қара қағыстар и сложные – күрделі қағыстар.  Есть 4 вида простых штрихов или ударов:

• Біркелкі - ʌʌʌʌ (все удары вниз)

                    ѵѵѵѵ (все удары вверх)

• Алмакезек - ʌѵʌѵ (вниз, вверх, вниз, вверх)

• Қара қағыс - ʌʌѵѵ (два удара вниз, два удара вверх)

• Орама - ʌѵѵ (вниз, вверх, вверх)

Сейчас мы сыграем упражнения с применением простых штрихов

Упражнения 1 – 5.

Эти простые штрихи применяются в произведениях домбровой традиции стиля токпе.

Существуют 2 основные разновидности домбры – западная и восточная. Домбры распространенные в западных районах Казахстана отличались большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф. Для домбр восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус восточной домбры был плоским, а гриф коротким и широким.

Западно-казахстанская домбра используется главным образом как сольный инструмент, а восточно-казахстанская преимущественно аккомпанирует пению.

Разные формы обусловлены особенностями двух исполнительских традиций

шертпе

токпе

Токпе это Западно-Казахстанская традиционная исполнительская школа. Эти кюи отражают яркие драматические события, раскрывают мощь стихии природы, характеризуют волевые, сильные характеры. Отличительной чертой, определяющей стиль токпе, являются штрихи, которые извлекаются кистевыми взмахами и отличаются огромным разнообразием.

Главной отличительной чертой стиля токпе является традиционная форма-схема, которая включает в себя следующие разделы: бас буын, орта буын, саға.

Бас буын – вариантно-импровизационный раздел формы. Бас буын состоит из двух частей или регистровых зон. Наиболее простой вид бас буына состоит из повторения интервалов кварты, иногда кварты и унисона; более развитый сложный вид содержит кварту в нижнем голосе, при этом в верхнем голосе обычно выдерживается звук «ля». В зависимости от местоположения в форме различают три вида бас буына: начальный, серединный и заключительный, каждый из них несет определенную функцию и имеет свою структуру. На грифе домбыры этот раздел распологается в нижнем регистре и охватывает начальный звукоряд в пределах, примерно, октавы от ноты «ре» второй (нижней по звуку) открытой струны до «ре» первой (верхней) струны.

Начальный бас буын – выполняет роль вступления, дающий метроритмическую подготовку кюя. Отличительной чертой начального раздела является его социальная функция – установление контакта со слушателями. Бас буын раньше исполнялся до тех пор, пока не устанавливалось полное взаимопонимание между домбристом и его аудиторией. Поэтому размеры начального бас буына могут колебаться.

Серединный бас буын – выполняет формообразующую функцию. Появляясь внутри формы, бас буын служит средством разграничения всех разделов формы. Для серединного бас буына характерно сокращение.

Заключительным бас буыном завершается кюй. Подобно начальному бас буыну, заключительный имеет тенденцию в увеличению, что вызвано его функцией.

• Орта буын  – главная тема кюя. Наиболее индивидуализированный материал формы. Для каждого из последующих разделов сложились определенные структурные модели, с заданными ладовыми опорами, но для орта буына подобных стереотипов не существует. Тема кюя всегда оригинальна. В кюе можно переставить, полностью или частично заменить, сыграть по-своему, вообще исключить любой раздел формы, кроме орта буына: тему кюя необходимо сохранить и передать верно. На грифе домбры этот раздел занимает промежуточное положение между бас буын и саға (от ноты «до» до ноты «фа» верхней струны).

Саға – кульминация кюя. Традиционная форма включает две саға – кіші и үлкен (малая и большая) или бірінші и екінші (первая и вторая), встречаются образцы их совмещения в общий кульминационный раздел, распространены кюи только с одной малой саға. Кіші саға располагается на уровне «ля» 2 октавы, үлкен саға на уровне «ре» 3 октавы. Особое внимание домбристы обращают на места возврата регистровых зон к бас буыну, так как каждый стремиться сыграть их как можно более интересно. Однако и здесь есть общие правила: одним из распространенных технических приемов спуска с саға является нисходящая секвенция, другим – свободная импровизация.

В кюе движение к кульминации связано с общим динамическим нарастанием. Саға – точка наивысшего напряжения, за ней наступает спад.

Кюй Западно-Казахстанкой традиции представляет собой стройную организацию с четким распределением функций между отдельными разделами формы. Отличительной чертой формы является ее подвижность, что позволяет воплощать в ней любые образы.

Основные представители стиля токпе Құрманғазы Сағырбаев, Дина Нурпеисова, Даулеткерей, Махамбет, Қазанғап, Қаршыға Ахмедьяров, Айткали Жайымов и другие.

Практически все кюи западно-казахстанской традиционной школы строятся по форме-схеме, но также бывают и исключения. В некоторых кюях может отсутствовать какая-либо регистровая зона, в основном это небольшие кюи, предназначенные для изучения на начальном этапе обучения в ДМШ.

Кюй «Наурыз» Орынбай Дүйсен чтение с листа.

Чтение ностного текста по частям, с определением регистровой зоны.

Кюй «Сағат» Орынбай Дүйсен чтение с листа.

Посмотрев в нотный текст определим регистровые зоны кюя.

В кюе О. Дүйсена «Сағат» бас буын представлен в 4 тактах вступления. За бас буыном начинается орта буын, это условно мы называем первой частью произведения.

Вторая часть кюя представляет собой повторение первой части, но уже в другой регистровой зоне – это  кіші саға. После второй части, кіші саға, есть 4 такта – нисходящая секвенция, которая сязывает 2 и 3 части.

Третья часть это абсолютное повторение первой части. Возвращение в орта буын.

Заканчивается кюй заключительным бас буыном.

Многие кюи О. Дүйсена из детского сборника «Балдыған» строятся по такой форме.

Итог: Сегодня на моем открытом уроке главной задачей было научиться исполнять кюй, применяя полученные знания о форме-схеме токпе кюя. Следуя традиционной форме токпе кюя, ученику легче ориентироваться при заучивании нотного текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока домбры «Работа с учащимися на начальном этапе обучения»»

ГККП «Детская школа искусств»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»















РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема: «Работа с учащимися на начальном этапе обучения»















Преподаватель народного отделения

Класс домбры

Рыспаева Зарина Турганбаевна









г.Житикара

2016 год

Добрый день, уважаемые преподаватели.

Тема моего открытого урока: «Работа с учащимися на начальном этапе обучения». Сегодня открытый урок я проведу с ученицей 1-го класса домбры Янгильдиной Алиной.

Цель урока: Сформировать представление об исполнительских традициях домбровой музыки на начальном этапе обучения в ДМШ.

Задачи:

Образовательная: Расширить знания о стиле токпе. Сформировать у ребенка начальные штриховые навыки в игре на инструменте. Отрабатывать навыки исполнения различных штрихов.

Развивающая: Развивать музыкальные исполнительские способности.

Воспитательная: Воспитать в ребенке усидчивость и трудолюбие.

Начальный этап обучения игре на домбре имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ребенка.

На начальном этапе обучения мы используем упражнения на штрихи. Штриховая артикуляция одно из важнейших выразительных средств домбровой музыки. Это своего рода артикуляционная речь домбрового искусства. Этим, видимо, объясняется обилие и детализированность штриховых названий. Штрихи делятся на простые – қара қағыстар и сложные – күрделі қағыстар. Есть 4 вида простых штрихов или ударов:

• Біркелкі - ʌʌʌʌ (все удары вниз)

ѵѵѵѵ (все удары вверх)

• Алмакезек - ʌѵʌѵ (вниз, вверх, вниз, вверх)

• Қара қағыс - ʌʌѵѵ (два удара вниз, два удара вверх)

• Орама - ʌѵѵ (вниз, вверх, вверх)

Сейчас мы сыграем упражнения с применением простых штрихов

Упражнения 1 – 5.

Эти простые штрихи применяются в произведениях домбровой традиции стиля токпе.

Существуют 2 основные разновидности домбры – западная и восточная. Домбры распространенные в западных районах Казахстана отличались большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф. Для домбр восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус восточной домбры был плоским, а гриф коротким и широким.

Западно-казахстанская домбра используется главным образом как сольный инструмент, а восточно-казахстанская преимущественно аккомпанирует пению.

Разные формы обусловлены особенностями двух исполнительских традиций

шертпе

токпе

Токпе это Западно-Казахстанская традиционная исполнительская школа. Эти кюи отражают яркие драматические события, раскрывают мощь стихии природы, характеризуют волевые, сильные характеры. Отличительной чертой, определяющей стиль токпе, являются штрихи, которые извлекаются кистевыми взмахами и отличаются огромным разнообразием.

Главной отличительной чертой стиля токпе является традиционная форма-схема, которая включает в себя следующие разделы: бас буын, орта буын, саға.

Бас буын – вариантно-импровизационный раздел формы. Бас буын состоит из двух частей или регистровых зон. Наиболее простой вид бас буына состоит из повторения интервалов кварты, иногда кварты и унисона; более развитый сложный вид содержит кварту в нижнем голосе, при этом в верхнем голосе обычно выдерживается звук «ля». В зависимости от местоположения в форме различают три вида бас буына: начальный, серединный и заключительный, каждый из них несет определенную функцию и имеет свою структуру. На грифе домбыры этот раздел распологается в нижнем регистре и охватывает начальный звукоряд в пределах, примерно, октавы от ноты «ре» второй (нижней по звуку) открытой струны до «ре» первой (верхней) струны.

Начальный бас буын – выполняет роль вступления, дающий метроритмическую подготовку кюя. Отличительной чертой начального раздела является его социальная функция – установление контакта со слушателями. Бас буын раньше исполнялся до тех пор, пока не устанавливалось полное взаимопонимание между домбристом и его аудиторией. Поэтому размеры начального бас буына могут колебаться.

Серединный бас буын – выполняет формообразующую функцию. Появляясь внутри формы, бас буын служит средством разграничения всех разделов формы. Для серединного бас буына характерно сокращение.

Заключительным бас буыном завершается кюй. Подобно начальному бас буыну, заключительный имеет тенденцию в увеличению, что вызвано его функцией.

Орта буын – главная тема кюя. Наиболее индивидуализированный материал формы. Для каждого из последующих разделов сложились определенные структурные модели, с заданными ладовыми опорами, но для орта буына подобных стереотипов не существует. Тема кюя всегда оригинальна. В кюе можно переставить, полностью или частично заменить, сыграть по-своему, вообще исключить любой раздел формы, кроме орта буына: тему кюя необходимо сохранить и передать верно. На грифе домбры этот раздел занимает промежуточное положение между бас буын и саға (от ноты «до» до ноты «фа» верхней струны).

Саға – кульминация кюя. Традиционная форма включает две саға – кіші и үлкен (малая и большая) или бірінші и екінші (первая и вторая), встречаются образцы их совмещения в общий кульминационный раздел, распространены кюи только с одной малой саға. Кіші саға располагается на уровне «ля» 2 октавы, үлкен саға на уровне «ре» 3 октавы. Особое внимание домбристы обращают на места возврата регистровых зон к бас буыну, так как каждый стремиться сыграть их как можно более интересно. Однако и здесь есть общие правила: одним из распространенных технических приемов спуска с саға является нисходящая секвенция, другим – свободная импровизация.

В кюе движение к кульминации связано с общим динамическим нарастанием. Саға – точка наивысшего напряжения, за ней наступает спад.

Кюй Западно-Казахстанкой традиции представляет собой стройную организацию с четким распределением функций между отдельными разделами формы. Отличительной чертой формы является ее подвижность, что позволяет воплощать в ней любые образы.

Основные представители стиля токпе Құрманғазы Сағырбаев, Дина Нурпеисова, Даулеткерей, Махамбет, Қазанғап, Қаршыға Ахмедьяров, Айткали Жайымов и другие.

Практически все кюи западно-казахстанской традиционной школы строятся по форме-схеме, но также бывают и исключения. В некоторых кюях может отсутствовать какая-либо регистровая зона, в основном это небольшие кюи, предназначенные для изучения на начальном этапе обучения в ДМШ.

Кюй «Наурыз» Орынбай Дүйсен чтение с листа.

Чтение ностного текста по частям, с определением регистровой зоны.



Кюй «Сағат» Орынбай Дүйсен чтение с листа.

Посмотрев в нотный текст определим регистровые зоны кюя.

В кюе О. Дүйсена «Сағат» бас буын представлен в 4 тактах вступления. За бас буыном начинается орта буын, это условно мы называем первой частью произведения.

Вторая часть кюя представляет собой повторение первой части, но уже в другой регистровой зоне – это кіші саға. После второй части, кіші саға, есть 4 такта – нисходящая секвенция, которая сязывает 2 и 3 части.

Третья часть это абсолютное повторение первой части. Возвращение в орта буын.

Заканчивается кюй заключительным бас буыном.

Многие кюи О. Дүйсена из детского сборника «Балдыған» строятся по такой форме.

Итог: Сегодня на моем открытом уроке главной задачей было научиться исполнять кюй, применяя полученные знания о форме-схеме токпе кюя. Следуя традиционной форме токпе кюя, ученику легче ориентироваться при заучивании нотного текста.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Разработка открытого урока домбры «Работа с учащимися на начальном этапе обучения»

Автор: Рыспаева Зарина Турганбаевна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 377140


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства