kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок 11 класс .Молодежь в современном мире.

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Молодежь как социальная группа

В самом общем виде молодежь - это социально-демографи­ческая группа,     11   выделяемая на основе:

совокупности возрастных характеристик;

особенности социального положения;

социально-психологических свойств, которые определяются
общественным строем, религией, культурой, особенностями
воспитания и т. д.

При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и дея­тельности.

— Почему молодежь как особая социальная группа стала вос­приниматься обществом только с переходом в индустриаль­ную фазу развития? Найдите ответ на этот вопрос на с. 125учебника.

- (Примерный ответ. 1. Углубление труда, вызван­ное промышленной революцией, отделило семью от про­цесса производства и управления общественными процес­сами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями. 2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необ­ходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже. 3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изме­нений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.) Молодежь как специфическая социально-демографическая группа имеет свою социальную структуру. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок 11 класс .Молодежь в современном мире. »

МОУ Ново-Усмановская СОШ Трусова Светлана Ивановна

Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе

Тема « Молодежь в современном обществе»

Цели и задачи: 1) показать основные психологические осо­бенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры;

2) развивать умения анализировать соци­альные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности молодого поколения.


Оборудование: схемы, раздаточный материал, проектор.

Тип урока: урок-проблема.

Дата проведения урока: 23.10.08.

Ход урока


1.Организационный момент.


Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привле­кают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...


-Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего по­коления считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной про­блемой на сегодняшнем уроке.

Тема урока: «Молодежь в современном обществе».

План урока.

  1. Молодежь как социальная группа.

  2. Процесс социализации молодежи.

  3. Молодежная субкультура.


2.Политинформация.

-А сейчас проведем политинформацию. Политические, экономические, культурные новости.


3.Изучение нового материала.

-Слово учителя

1. Молодежь как социальная группа

В самом общем виде молодежь - это социально-демографи­ческая группа, 11 выделяемая на основе:

совокупности возрастных характеристик;

особенности социального положения;

социально-психологических свойств, которые определяются
общественным строем, религией, культурой, особенностями
воспитания и т. д.

При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и дея­тельности.

— Почему молодежь как особая социальная группа стала вос­приниматься обществом только с переходом в индустриаль­ную фазу развития? Найдите ответ на этот вопрос на с. 125учебника.


- (Примерный ответ. 1. Углубление труда, вызван­ное промышленной революцией, отделило семью от про­цесса производства и управления общественными процес­сами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями. 2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необ­ходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже. 3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изме­нений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.) Молодежь как специфическая социально-демографическая группа имеет свою социальную структуру.

-Рассмотрим схему:

ИКТ. (1 слайд)

Социальная структура молодежи

Основанием для разделения молодежи могут являться

различные виды деятельности





Молодежь, работающая в промышлен­ности


Молодежь, работающая в сельском хо­зяйстве


Молодежь, работающая на транспорте


Молодежь, работающая в сфере обслу­живания



Каждая из указанных групп молодежи, составляя целое структурное образование, характеризуется, в свою очередь, внутренней дифференциацией профессионально-квалификационные различия;

пол;

возраст;

семейное положение и т. д.

- Предположите, какие основные психологические особенно­сти имеет молодежь.


-(Примерный ответ. \1. Заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верх­ние — мировоззренческие — этажи.

2. Происходит осознание своего Я. 12

3. Происходит осмысление своего места в жизни, родителей, друзей, окружающего социума.

4. Наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

5. Подростки осознают свою неповторимость и уникальность.

6. Гипертрофированная са­мостоятельность находит выражение в подчеркнутой резко­сти собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.)

-Слово учителя

2. Процесс социализации молодежи

-Как же идет процесс социализации, т. е. взросления?

- С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

(группы заранее распределены)


Разделитесь на три группы и, работая с учебником, охарактери­зуйте и проанализируйте процесс социализации молодежи; опре­делите проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодежи.

Первая группа - гражданское совершеннолетие (пункт 2 § 18).

Вторая группа - образование и профессиональная подготовка (пункт 3 § 18).

Третья группа — начало трудовой деятельности (пункт 4 § 18).


Вопросы для первой группы

  1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин мо­жет самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

  2. Какие права и свободы получает молодой человек?

  3. С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

  4. Что означает полная правоспособность?

  5. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

  6. Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

  7. Приведите примеры, показывающие возможности индиви­дуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

  8. Легко ли быть молодыми?

  9. Справедливо ли, на ваш взгляд, обвинение молодежи в ин­фантилизме? Позицию аргументируйте.

  10. Какие позитивные моменты имеет для молодого человека наступление гражданского совершеннолетия?


Вопросы для второй группы

  1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

  2. На каких принципах строится образование в нашем обще­стве? Считаете ли вы их справедливыми? 13

  3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?

  4. Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

  5. Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с этим бороться?

  6. Легко ли быть молодым?


Вопросы для третьей группы

  1. Когда подростки начинают задумываться о трудовой дея­тельности?

  2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?

  3. Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возмож­ностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.

  4. Какие факторы нынешней социально-экономической си­туации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

  5. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовер­шеннолетних?

  6. Легко ли быть молодым?

  7. Молодежная субкультура

-Слово учителя

-Итак, не так уж легко быть молодыми. Трудности социализа­ции связаны с тремя главными обстоятельствами:

ИКТ (2 слайд)

  • несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;

  • несовпадением старого стиля руководства «родительства», ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаются ребенком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизическим взрослением;

  • противоречием между усилившейся ориентацией на са­мостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.


Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную куль­турную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.

  • Молодежная субкультура обладает:

  • своим языком;

  • особой модой;

  • искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подро­стковые группы.

• Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию суб­культуры?


- (Примерный ответ. Внутренне одиночество. По­требность в друзьях. Конфликты в школе и дома. Недоверие к взрослым. Протест против вранья. Бегство от 14 социальной действительности или неприятие ее.


-Попробуем нарисовать основные черты молодежной суб­культуры.













Особый характер отношений

Стремление к обособлению от старших (неформальный стиль поведения)







Молодежная субкультура

Защита в безжалостном мире конкуренции и соперничества

Стремление найти понимание и эмоциональную поддержку






Власть над другими

Противостояние официальному обществу






Физминутка


В нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре:

  • рок-движение (антибюрократизм, пацифизм, антитоталита­ризм);

  • сфера досуга (музыка, спорт и т. д.);

  • экологические движения;

  • молодежные политические партии;

  • молодежные группы, бросающие вызов общественному
    мнению (фанаты в футболе и хоккее);

• радикальные националистические движения - скинхеды.


Познакомьтесь с дополнительным материалом и докажите, что эмо-киды - представители молодежной субкультуры.

ИКТ(3 слайд)

Эмо-киды

Эмо-кид - кто это? Эмо - эмоции, кид - ребенок: буквальное объяс­нение на пальцах - каждый из нас ребенок. Ребенок воспринимает все в окружающем мире иначе. Он может найти радость в любой мелочи, но даже самая незначительная неудача может сильно расстроить его. Эмо-кид - человек, который чувствует окружающий мир, не боится своих эмоций, не боится быть собой.

История эмо берет свое начало в далеком 1985 г. Эмо - так шутливо называли 15 часть новых вашингтонских групп, которые начали играть стран­ную музыку, несколько не похожую на обычный тогдашний панк.

Стиль эмо предполагает наличие ярких эмоций, как позитивных, так и негативных. Для эмо выражение своих чувств - не проявление слабости. Эмо - это образ жизни и мышления человека. Вот некоторые атрибуты внешнего вида эмо-кида:


  1. Толстые, выкрашенные в черный цвет сальные волосы должны быть коротко срезаны спереди бритвой и прикрывать половину лба.
    Таким же образом волосы срезают высоко над ушами... Фактиче­ски любые сальные, выкрашенные в черный цвет волосы. Кусками спереди, пейсами сзади и по ушам, плюс взлохмачены.

  2. Бакенбарды.

  3. Очки в роговой, или, по крайней мере, в толстой черной оправе.

  4. Тяжелые слаксы (широкие брюки), обычно очень плотные и ко­роткие.

  5. «Стариковские» штаны из полиэстера.

  6. Тонкие кофты из полиэстера, очень маленького размера с верх­ним рядом пуговиц и воротником. Также майки детского размера со случайными лозунгами на них или со спортивными номерами на спине.

  7. Узкие майки с хеви-метал-дизайном («1гоп Ма1ёеп», «Ме1аШса», «Мойэгнеао1»). Желательно немного заношенные.

  8. Теннисная обувь.

  9. Шарфы.

  10. Классическая верхняя одежда для улицы, в виде пальто.

  11. Заколки для ребят.

  12. Тесные жакеты и свитера с у-образным вырезом. Свитера темных тонов с поперечной полосой.

  13. Штаны из черного денима должны быть подвернуты не более чем в два раза.

  14. Эмо-куртки из серии «рабочая одежда», выдержанные в земляных тонах, а также коричневого, серого и темно-синего цвета. Одна-две нашивки.

  15. Бумажники с цепью, но еще круче - большое кольцо для ключей(стиль швейцара).

  16. «Кенгурушки» с металлической застежкой-«молнией».

  17. Проклепанные ремни разных цветов и напульсники.

  18. Анорексичная худоба.


Эмо-стиль не имеет ничего общего с позерством. Чтобы быть эмо, нужно в первую очередь быть искренним. Эмо-стиль предполагает непо­вторимость, исключительность


- Как вы думаете, почему в молодежной среде так развита преступность?

- Что собой представляют молодежные криминальные груп­пировки?

- Предлагаю обсудить роль средств массовой информации в возникновении и развитии молодежной культуры. Выска­жите свое мнение о влиянии СМИ на16 молодые умы - «за» и «против» Мнение аргументируйте.

III. Итог уроков

Разделитесь на группы.

Участники групп получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

  • «Яйца курицу не учат» («Родители»);

  • «Молодо-зелено» («Старшее поколение»);

  • «Алло, мы ищем таланты!» («Учителя»);

  • «Молодым везде у нас дорога!» («Молодежь»).


1. Вы должны определить, какой группе соответствует данное выражение.

В результате образуются четыре группы: «Родители», «Моло­дежь», «Учителя» и «Старшее поколение».


2. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:

  • изобразить схематично или с помощью рисунка портрет со­временного молодого человека в

  • соответствии со взглядами ,характерными для данной социальной группы («родители»,«учителя», «старшее поколение», «молодежь»);

  • подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в кото­ром указать, чем руководствовались при создании портрета.


Итак, презентации позволили нам сделать следующие выводы:

  • нельзя однозначно судить о современной молодежи;

  • молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации;

  • проблема молодежи была актуальна во все времена;

  • в жизни современных молодых людей много проблем, ко­торые требуют внимания и разрешения.

4. Домашнее задание

Выучите § 18, составить синквейн на тему «Современная мо­лодежь - какая она?».














17




















19






19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
открытый урок 11 класс .Молодежь в современном мире.

Автор: Трусова Светлана Ивановна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Открытый урок русской речи в 6 классе «Имя существительное как часть речи. Спорт для всех»"
    ["seo_title"] => string(102) "otkrytyi-urok-russkoi-riechi-v-6-klassie-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-sport-dlia-vsiekh"
    ["file_id"] => string(6) "296538"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456044359"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Молодежь в современном обществе. "
    ["seo_title"] => string(39) "molodiezh-v-sovriemiennom-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "102975"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402561842"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) ""Толерантность - дорога к миру..." "
    ["seo_title"] => string(30) "tolierantnost-dorogha-k-miru-1"
    ["file_id"] => string(6) "152805"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420905026"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Развитие творческой одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(95) "razvitiie-tvorchieskoi-odariennosti-uchashchikhsia-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "139525"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417726563"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Технология критического мышления на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "119270"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413375461"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства