kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общество как развивающаяся система

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена одна из сложных тем курса "Обществознание" , связанная с проблемой понимания развития общества с точки зрения прогресса и регресса , показана сущность закона "ускорения ритма истории" , указаны прогрессивные и регрессивные черты развития человечества . При рассмотрении данной темы актуализируются понятия : "развитие общества" ,  "эволюция" , "революция" , "критерии прогресса" , а также экстенсивные и интенсивные пути развития .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общество как развивающаяся система »

Тема занятия: «Общество как развивающаяся система»


Учебная дисциплина: «Обществознание» (11 класс)


Цели изучения

темы:


Дидактическая Вывести на уровень философских обобщений представления

цель учащихся о соотношении устойчивости и изменчивости

в развитии общества.

Обобщая имеющиеся у учащихся знания о содержании,

направленности общественно-исторического развития, подвести

их к пониманию диалектического характера связи стабильных

черт и новаций в этом процессе.


Развивающая Углубить знания об общественном прогрессе, раскры-

цель вая противоречивость прогресса с акцентированием внимания на

проблеме «цены прогресса».


Воспитательная Продолжить формирование научного подхода

цель к анализу и оценке общественных явлений. Показать ограни-

ченность прямых аналогий между обществом и живой

природой.


Вид занятия: урок обобщения и систематизации знаний


Форма смешанная форма проведения урока (сочетание различных видов

проведения урока на одном уроке)

занятия:


Центральные

понятия темы: эволюция революция, общественный прогресс, «цена прогресса».


Мотивационный

вопрос: Что останется в нашем жилище, если вынести из него вещи,

(с него начинается изобретенные в последние сто лет?

рассмотрение

первого

пункта плана)






План изучения темы


1. Ускорение темпов общественных изменений в новейшее время.

2. Общественный прогресс: его проявления, критерии, противоречивость.

3. Социальная революция и их роль в истории.

4. Реформы и общественный прогресс.


1. Обсуждая мотивационный вопрос, учащиеся приходят к выводу, что в нашем жилище после выноса вещей, изобретенных в последние 100 лет, практически ничего не останется.


Преподаватель: А теперь мысленно перенесемся в крестьянский дом эпохи Средневековья и попытаемся «освободить» его от вещей, изобретенных сто лет назад. Что там останется? Ответ очевиден: останется многое. Это свидетельствует об ускорении общественно-исторического развития.


Пример из социологии. Если представить себе историю человечества как одни сутки, то окажется, что земледелие было изобретено в 23 часа 36 минут, цивилизация появилась в 23 часа 57 минут, а современные общества в 23 часа 59 минут 36 секунд. Однако за эти 36 секунд произошло, возможно, столько же изменений, сколько за весь «день человечества» (см. Гидденс Э. Социология. М., 1999. с. 592).

Таким образом, быстрые изменения характерны для сравнительно небольшого отрезка Нового и Новейшего времени истории человечества. Но даже и в наше время бурных перемен сохраняются институты и ценности, сформировавшиеся в далеком прошлом.


Вопрос группе: сможете ли Вы мне их назвать? (Учащиеся называют: семья, семейные отношения, моральные нормы, религия и др.).


Преподаватель: В оценке причин и последствий тенденции ускорения общественного развития исследователи расходятся. Давайте обсудим две противоположные точки зрения на проблему:


I я - ускорение развития – свойство общественного прогресса, люди создают комфортную среду для себя: сокращают расстояния, облегчают коммуникацию, производят все больше красивых вещей, разрабатывают новые лекарства и методы лечения; в итоге жизнь людей становится все более продолжительной, насыщенной, удобной.

II я - ускорение общественного развития приходит в противоречие с сохраняющимися неизменными многие тысячелетия физиологическими и психологическими свойствами человека, в результате люди перестают справляться с творениями собственной деятельности, увеличивается число техногенных катастроф и аварий, мир становится менее стабильным и безопасным.

Обсуждение представленных точек зрения подводит к рассмотрению 2-го вопроса плана.


2й вопрос. При рассмотрении данного вопроса об «общественном прогрессе» в центре внимания находятся две проблемы: противоречивость прогресса и его критерии. Дается определение движения общественного прогресса как направление движения от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

В ходе обсуждения данного вопроса, учащиеся приходят к выводу о том, что отрицать прогресс сегодня бессмысленно (особенно после рассмотрения вопроса об ускорении общественного развития). Но в то же время нельзя не видеть и его относительность, противоречивость.

Этот тезис конкретизировать помогает раздел параграфа «Проблема общественного прогресса» (учебник «Обществознание» под ред. Л.В. Боголюбова – изд. 4, для учащихся 10 кл. М.: Просвещение, 2008, с. 336-337).


Вопросы по работе с текстом:

  1. В чем состоит относительность прогресса?

  2. Каковы проявления противоречивости прогресса?

  3. В чем выражается проблема «цены прогресса»?


В ходе обсуждения итоги ее оформляются в виде схемы.


Общественный прогресс


Относительность прогресса



Цена прогресса Цена прогресса



Противоречивость прогресса


Есть области, к которым Прогресс подобен Совершенствование

понятие прогресса «отвратительному идолу, в одних областях,

не применимо который не желает жить оборачивается потерями

никак иначе, как из в других

черепов убитых»


По вопросу «критерии прогресса» учащиеся работают с книгой, отвечая на вопросы:

  1. Какие критерии прогресса предлагаются мыслителями различных эпох?

  2. В чем их плюсы и минусы?

  3. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?






Затем заполняется таблица «Критерии прогресса».


Критерии прогресса

Чем подтверждается

Что им противоречат

Развитие интеллектуальных возможностей



Совершенствование нравственности



Развитие производительных сил общества



Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку




3. Беседа по обсуждению проблемы, направленной на актуализацию ранее

полученных знаний по вопросам «революций»:

  • Приведите примеры из курса истории революций.

  • Есть ли что-то общее в причинах, проявлениях революционных событий

в различных странах?

  • Как повлияли революционные события: а) в Англии (революция XVII в);

б) во Франции (Великая Французская революция); в) в России (Февральская и Октябрьская революции) на последующее развитие этих стран? Подтвердили они марксистскую оценку революции как форму прогресса, «локомотив истории»?


Итогом обсуждения становится ответ на основной вопрос данного пункта: «Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?» - Это многофакторность революций при огромной роли идей, настроений, захвативших значительную часть обществ.


Идет работа над понятием «реформ» по следующей схеме – диалогу :

  • Приведите известные вам из истории примеры , которые: а) подтолкнули, спровоцировали революцию; б) предотвратили революцию, помогли ослабить ее накал; в) явились следствием революции.






Преподаватель: История различных государств хранит имена крупных

(после обсуждений) реформаторов, но они редко бывают любимыми своими современниками. Почему так происходит? (Поиск ответа на этот вопрос становится основой дискуссии в группе).


(В ходе обсуждения учащиеся , как правило, называют фундаментальное внутреннее противоречие реформаторства: нацеленное на совершенствование отдельных сторон жизни общества, на ускорение общественного прогресса. Оно, на первых порах, чаще всего ухудшает жизнь широких слоев населения (для освобождения необходимых средств преобразования).

Проверка усвоения изученного материала и его закрепление с помощью следующего задания тестового характера:


  1. Понятию «общественный прогресс» противоположно понятие

а) социальная революция

б) общественный регресс

в) социальные реформы

г) общественное развитие

Ответ: б


  1. Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (ются)

а) скачкообразные перемены

б) революционные перемены

в) постепенные процессы

г) регрессивная направленность

Ответ: в


  1. Целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существующего строя, - это

а) реформа

б) революция

в) стабилизация

г) эволюция

Ответ: а


Разбирая последнее задание, важно обратить внимание на три ключевых слова в условии «целенаправленное», «преобразование» и «не подрывающее».


Указание на эти качества рассматриваемого процесса позволяет уверенно отбросить второй вариант ответа (революция как раз подрывает), третий вариант (речь в задании идет о преобразованиях) и последний вариант (эволюция, как отмечалось, является не столько следствием целенаправленных преобразований, сколько результатом естественного хода событий). Остается единственно правильный ответ – реформа.


































Технологическая карта учебного занятия по «Обществознанию»

по теме «Общество как развивающаяся система»


Этапы

занятия

Время

Содержание деятельности преподавателя и учащегося

Методы и приемы обучения

Средства обучения

Формы и методы контроля качества обучения

1

2

3

4

5

6

1.Организацион-

ный момент


Приветствие, проверка готовности

к уроку




2.Изучение нового материала

2.1.Ускорение темпов общественных изменений в новейшее время

2.2.Общественный прогресс: критерии, проти-воречивость

.

Преподаватель задает мотива-циионный вопрос, учащиеся отве-чают на него устно, фронталь-но.


Идет работа по понятию «обще-ственный прог-ресс».


По вопросу «критерии прог-ресса» учащиеся работают с книгой, отвечая на вопросы; затем заполняют табли-цу «критерии прогресса»

Метод мотивации к знаниям; метод сравнения жилища в разные исторические эпохи; диалог.

Обсуждение двух противо-положных точек зрения (устно). Работа с текстом и ответы на вопросы устно. В ходе обсуж-дения составле-ние схемы «обществен-ный прогресс». Заполнение таблицы «критерии прогресса».

Примеры из истории социологии.






Работа с учебником «Общество-знание» под ред. Л.В. Боголюбова, для уч. 10 кл., М., Просвеще-ние, 2008,

с. 336-337

Правильный вывод по переходу ко 2му вопросу.














Качество усвоения вопроса проявляется в правильности составления и наполнения схемы и таблицы

3.Социальная революция и их роль в истории


Постановка преподавателем проблемы на актуализацию понятия «револю-ция», связь с историей. Учащиеся, отве-чая на вопросы, приводят приме-ры «революций».

Фронтальная беседа по обсуждению проблемы устно. Частично-поисковый метод.


Активное участие в эвристической беседе, анализ учебного материала, пути решения проблем, задания.

4.Реформа и общественный прогресс



5.Закрепление нового материала в виде заданий единого экзамена прошлых лет: Лазотникова А.Ю. и др.






Идет работа над понятием «рефор-ма» по схеме диалога с учащимися.

Дискуссия в группе; выводы о внутреннем про-тиворечии рефор-маторства.

Диалог с учащимися.


Проблемный вопрос о ре-форматорстве.

и на этой основе дискус-сия учащихся.


Проверка усвоения изученного материала и его закрепле-ние тестами.

Единый гос. экзамен: Обществознание: контрольно-измерительные материалы. М., 2003.











Преподаватель высшей квалификационной категории : Л.С. Кошман















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общество как развивающаяся система

Автор: Кошман Людмила Сергеевна

Дата: 27.12.2014

Номер свидетельства: 148383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация по обществознанию "Общество как развивающаяся система""
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiiapoobshchiestvoznaniiuobshchiestvokakrazvivaiushchaiasiasistiema"
    ["file_id"] => string(6) "283706"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453876387"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Урок биологии в 7 классе по теме: Понятие о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме. "
    ["seo_title"] => string(120) "urok-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-poniatiie-o-prirodnom-soobshchiestvie-kak-biologhichieskoi-sistiemie-i-ekosistiemie"
    ["file_id"] => string(6) "118564"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413190012"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "ПМО как элемент обучения с применением дистанционных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "pmo_kak_element_obucheniia_s_primeneniem_distantsionnykh_obrazovatelnykh_tekhnol"
    ["file_id"] => string(6) "609408"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1654857393"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Общество как развивающаяся система."
    ["seo_title"] => string(45) "obshchiestvo_kak_razvivaiushchaiasia_sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "427149"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1504438655"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Комбинированный урок обществознания по теме: "Семья как малая социальная группа""
    ["seo_title"] => string(79) "kombinirovannyiurokobshchiestvoznaniiapotiemiesiemiakakmalaiasotsialnaiaghruppa"
    ["file_id"] => string(6) "318035"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460481342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства