kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 7 классе по теме: Понятие о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии

в 7 классе

по теме: Понятие о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме.

 

Артыкпаева Рауза Серикбаевна

Учитель высшей  категории

Многопрофильной гимназии №5 «Тандау»

г. Кокшетау

02000 г. Кокшетау

Капцевича 141, тел: 25-57-14, 87775176053,

t-mail

 

 

Тема: Понятие о природном сообществе как биологической системе и экосистеме.(Он-лайн урок)

 

Цель:  Углубить знания о природном сообществе, его основных компонентах. Конкретизировать знания о взаимоотношениях компонентов экосистемы на примере пищевых связей. Затронуть экологические и нравственные проблемы  охраны окружающей среды. Показать, что защита природы, природных сообществ – это дело каждого.

 

Задачи:

  1. Образовательные – сформировать понятие «природное сообщество»раскрыть особенности взаимоотношений организмов. Составляющих природное сообщество. Формировать умение составлять пищевые связи, пользуясь материалами учебника, таблицами. Личными знаниями.
  2. Развивающие: - формировать умение сравнивать, описывать, давать характеристику. Развивать умение работать с учебником, обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.
  3. Воспитательные: - воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Формировать навыки коммуникативного общения.

 

Методы и методические приёмы:

Рассказ, беседа, работа с учебником, частично поисковый метод, объяснительно – иллюстративный метод, игра, репродуктивный метод.

 

Ход урока

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вас приветствует МГ№5 «Тандау», учащиеся 6 а класса – экспериментально идущих по 12 – летнему обучению и я, Артыкпаева Р.С. – учитель биологии.

Тема нашего   урока   «Понятия о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме» Итак, ребята, мы знаем, что в природе растения не живут поодиночке, т.е. обособленно или изолировано от других, а живут совместно с другими растениями.

  • Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения, обитающие совместно?
  • Но,  если они взаимодействуют между собой, то могут ли они оказывать влияние друг на друга. Если да, то,  какое?
  • Исходя из этого, какой можно сделать вывод?

Вывод: растения, произрастающие на одной территории, взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга и на среду обитания  →

Такие группы растений называются растительными сообществами или фитоценозом   → (слайд№1)

Записать в тетрадь определение.

  • Давайте попробуем вспомнить ещё примеры растительных сообществ – лес, болото, степь, кустарник (слайд№2)

Кроме основных видов растительности - эдификаторов  ещё и сопутствующие растения в каждом растительном обществе, чтобы лучше запомнить эти растения, мы сейчас  с вами поработаем над таблицей № 1 – растительные сообщества. Пользуясь личными знаниями дополнительным материалом, который у вас на столах, заполняем таблицу (3 - 5 мин)

  • Проверяем таблицу (слайд№3)
  • Продолжаем работу. Кроме растений, обитающих на конкретной территории, там же обитают ещё и организмы, грибы, животные. Вопрос: как вы думаете, связаны ли животные и растения между собой, встречаясь в одном сообществе. (пища, защита, маскировка и т.д.)

Т.о. мы подошли к следующему понятию – биоценозу. (слайд№4)

Записываем определение в тетрадь. →

Пример: казахстанская степь: растение – эдификатор – ковыль, сопутствующие растения, животные, неживая природа – почва, влага, атмосфера – всё это образует экосистему или биогеоциноз.  (слайд№5)

Запись в тетрадь.

  • Продолжим дальше. Может ли человек оказывать  влияние на экосистемы? В своей хозяйственной деятельности человек сильно изменяет внешний вид растительности. Уничтожает одни растительные сообщества, создаёт другие.  Пример: уничтожает степь, создаёт сеяные луга, уничтожает леса и создаёт парки, скверы. Т.о. экосистемы могут быть как естественные  так и искусственные, созданные человеком.

Работа по таблице №2 – экосистемы. Работаем  2 минуты, заполняем, проверяем. → (слайд№6)

         Ребята, вы хорошо поработали и теперь давайте закрепим ту информацию, которую вы сегодня получили. Вы получите большие  картинки с изображением экосистем и маленькие с изображением различных растений. Это своего рода биологическое лото. Ваша задача – разложить маленькие карточки на большие исходя из того, в каком растительном сообществе какие растения произрастают. → (биолото). Работа и проверка Молодцы. Видно, что вы поняли материал, хорошо закрепили информацию, которую получили сегодня. А теперь возвращаемся к экосистеме.

  • Как вы думаете, на основе чего возникает связь между компонентами в экосистеме7 (Ответ: эта связь возникает на основе пищевых связей и способов получения энергии)
  • Запишите ответ в тетрадь – цепь питания → (слайд№7)
  • Что из себя представляют цепи питания? Вот сегодня мы и рассмотрим составные части цепей питания. → (слайд№8)

 

  1. Продуценты – растения, они составляют основу любой экосистемы, являются источником  органических веществ из неорганических веществ окружающей среды. Органические вещества являются земной энергией. → (слайд№8)
  2. Консументы – животные – плотоядные, растительноядные потребители органических веществ. → (слайд№9)
  3. Редуценты – разрушители органического вещества – микроорганизмы. Они перерабатывают остатки органических веществ – трупы животных, опавшие листья, погибшие деревья. → (слайд№10)
  • Работа по схеме. Расскажите, какая связь между составляющими пищевой цепи? → (слайд№11)
  • Какой можно сделать вывод о составляющих пищевой цепи? (круговорот) → (слайд)
  • Что нового изучили сегодня?
  • Выводы по уроку.
  • Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения к уроку

Таблица№1

 

Название растительного сообщества

Виды - эдификаторы

Сопутствующие виды растений

 

 

Сосновый лес

Сосна обыкновенная

Черника, брусника, толокнянка, вереск, и другие

Берёзовый лес

Берёза

жимолость, ландыш майский, крушина ломкая, медуница и др

Луг

Злаки и бобовые, костёр, пырей, тимофеевка, клевер

Клевер, люцерна , чина луговая, донники, горец змеиный, василёк. тысячелистник

Болото

Осока, рогоз, тростник, таволга

Сабельник болотный, гравилат,

Таблица№2

 

Название растительного сообщества

Виды - эдификаторы

Сопутствующие виды растений

 

 

Сосновый лес

 

 

 

 

 

 

 

 

Берёзовый лес

 

 

 

 

 

 

 

 

Луг 

 

 

 

 

 

 

 

Болото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица№3

 

 

Экосистемы

 

Природные

(естественные)

Искусственные

(созданные человеком)

 

Наземные

Водные

Наземные

 

Водные

Лесные, болотные, луговые, степные, пустынные и т.д.

Речные, озёрные морские, океанические

Агрофитоценозы (поля, сеяные луга, сады, огороды и т д), также парки и скверы.

Аквапарки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7 классе по теме: Понятие о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме. »



Урок биологии

в 7 классе

по теме: Понятие о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме.


Артыкпаева Рауза Серикбаевна

Учитель высшей категории

Многопрофильной гимназии №5 «Тандау»

г. Кокшетау

02000 г. Кокшетау

Капцевича 141, тел: 25-57-14, 87775176053,

t-mail



Тема: Понятие о природном сообществе как биологической системе и экосистеме.(Он-лайн урок)


Цель: Углубить знания о природном сообществе, его основных компонентах. Конкретизировать знания о взаимоотношениях компонентов экосистемы на примере пищевых связей. Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны окружающей среды. Показать, что защита природы, природных сообществ – это дело каждого.


Задачи:

  1. Образовательные – сформировать понятие «природное сообщество»раскрыть особенности взаимоотношений организмов. Составляющих природное сообщество. Формировать умение составлять пищевые связи, пользуясь материалами учебника, таблицами. Личными знаниями.

  2. Развивающие: - формировать умение сравнивать, описывать, давать характеристику. Развивать умение работать с учебником, обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.

  3. Воспитательные: - воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Формировать навыки коммуникативного общения.


Методы и методические приёмы:

Рассказ, беседа, работа с учебником, частично поисковый метод, объяснительно – иллюстративный метод, игра, репродуктивный метод.


Ход урока
  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вас приветствует МГ№5 «Тандау», учащиеся 6 а класса – экспериментально идущих по 12 – летнему обучению и я, Артыкпаева Р.С. – учитель биологии.

Тема нашего урока «Понятия о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме» Итак, ребята, мы знаем, что в природе растения не живут поодиночке, т.е. обособленно или изолировано от других, а живут совместно с другими растениями.

  • Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения, обитающие совместно?

  • Но, если они взаимодействуют между собой, то могут ли они оказывать влияние друг на друга. Если да, то, какое?

  • Исходя из этого, какой можно сделать вывод?

Вывод: растения, произрастающие на одной территории, взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга и на среду обитания →

Такие группы растений называются растительными сообществами или фитоценозом → (слайд№1)

Записать в тетрадь определение.

  • Давайте попробуем вспомнить ещё примеры растительных сообществ – лес, болото, степь, кустарник (слайд№2)

Кроме основных видов растительности - эдификаторов ещё и сопутствующие растения в каждом растительном обществе, чтобы лучше запомнить эти растения, мы сейчас с вами поработаем над таблицей № 1 – растительные сообщества. Пользуясь личными знаниями дополнительным материалом, который у вас на столах, заполняем таблицу (3 - 5 мин)

  • Проверяем таблицу (слайд№3)

  • Продолжаем работу. Кроме растений, обитающих на конкретной территории, там же обитают ещё и организмы, грибы, животные. Вопрос: как вы думаете, связаны ли животные и растения между собой, встречаясь в одном сообществе. (пища, защита, маскировка и т.д.)

Т.о. мы подошли к следующему понятию – биоценозу. (слайд№4)

Записываем определение в тетрадь. →

Пример: казахстанская степь: растение – эдификатор – ковыль, сопутствующие растения, животные, неживая природа – почва, влага, атмосфера – всё это образует экосистему или биогеоциноз. (слайд№5)

Запись в тетрадь.

  • Продолжим дальше. Может ли человек оказывать влияние на экосистемы? В своей хозяйственной деятельности человек сильно изменяет внешний вид растительности. Уничтожает одни растительные сообщества, создаёт другие. Пример: уничтожает степь, создаёт сеяные луга, уничтожает леса и создаёт парки, скверы. Т.о. экосистемы могут быть как естественные так и искусственные, созданные человеком.

Работа по таблице №2 – экосистемы. Работаем 2 минуты, заполняем, проверяем. → (слайд№6)

Ребята, вы хорошо поработали и теперь давайте закрепим ту информацию, которую вы сегодня получили. Вы получите большие картинки с изображением экосистем и маленькие с изображением различных растений. Это своего рода биологическое лото. Ваша задача – разложить маленькие карточки на большие исходя из того, в каком растительном сообществе какие растения произрастают. → (биолото). Работа и проверка Молодцы. Видно, что вы поняли материал, хорошо закрепили информацию, которую получили сегодня. А теперь возвращаемся к экосистеме.

  • Как вы думаете, на основе чего возникает связь между компонентами в экосистеме7 (Ответ: эта связь возникает на основе пищевых связей и способов получения энергии)

  • Запишите ответ в тетрадь – цепь питания → (слайд№7)

  • Что из себя представляют цепи питания? Вот сегодня мы и рассмотрим составные части цепей питания. → (слайд№8)


  1. Продуценты – растения, они составляют основу любой экосистемы, являются источником органических веществ из неорганических веществ окружающей среды. Органические вещества являются земной энергией. → (слайд№8)

  2. Консументы – животные – плотоядные, растительноядные потребители органических веществ. → (слайд№9)

  3. Редуценты – разрушители органического вещества – микроорганизмы. Они перерабатывают остатки органических веществ – трупы животных, опавшие листья, погибшие деревья. → (слайд№10)

  • Работа по схеме. Расскажите, какая связь между составляющими пищевой цепи? → (слайд№11)

  • Какой можно сделать вывод о составляющих пищевой цепи? (круговорот) → (слайд)

  • Что нового изучили сегодня?

  • Выводы по уроку.

  • Рефлексия.























Приложения к уроку

Таблица№1


Название растительного сообщества

Виды - эдификаторы

Сопутствующие виды растений



Сосновый лес

Сосна обыкновенная

Черника, брусника, толокнянка, вереск, и другие

Берёзовый лес

Берёза

жимолость, ландыш майский, крушина ломкая, медуница и др

Луг

Злаки и бобовые, костёр, пырей, тимофеевка, клевер

Клевер, люцерна , чина луговая, донники, горец змеиный, василёк. тысячелистник

Болото

Осока, рогоз, тростник, таволга

Сабельник болотный, гравилат,

Таблица№2


Название растительного сообщества

Виды - эдификаторы

Сопутствующие виды растений



Сосновый лес









Берёзовый лес









Луг








Болото














Таблица№3



Экосистемы


Природные

(естественные)

Искусственные

(созданные человеком)


Наземные

Водные

Наземные


Водные

Лесные, болотные, луговые, степные, пустынные и т.д.

Речные, озёрные морские, океанические

Агрофитоценозы (поля, сеяные луга, сады, огороды и т д), также парки и скверы.

Аквапарки



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Артыкпаева Рауза Серикбаевна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект  урока  на тему "Биотические связи в природе" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-biotichieskiie-sviazi-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "186666"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426404061"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Рабочая программа по  биологии 7 класс.  Автор:  Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова   70 часов ( 2 часа в неделю)"
    ["seo_title"] => string(105) "rabochaiaproghrammapobiologhii7klassavtorlnsukhorukovavskuchmienkoiiakoliesnikova70chasov2chasavniedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "305079"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457870560"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства