Урок биологии
в 7 классе
по теме: Понятие о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме.
Артыкпаева Рауза Серикбаевна
Учитель высшей категории
Многопрофильной гимназии №5 «Тандау»
г. Кокшетау
02000 г. Кокшетау
Капцевича 141, тел: 25-57-14, 87775176053,
t-mail
Тема: Понятие о природном сообществе как биологической системе и экосистеме.(Он-лайн урок)
Цель: Углубить знания о природном сообществе, его основных компонентах. Конкретизировать знания о взаимоотношениях компонентов экосистемы на примере пищевых связей. Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны окружающей среды. Показать, что защита природы, природных сообществ – это дело каждого.
Задачи:
- Образовательные – сформировать понятие «природное сообщество»раскрыть особенности взаимоотношений организмов. Составляющих природное сообщество. Формировать умение составлять пищевые связи, пользуясь материалами учебника, таблицами. Личными знаниями.
- Развивающие: - формировать умение сравнивать, описывать, давать характеристику. Развивать умение работать с учебником, обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.
- Воспитательные: - воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Формировать навыки коммуникативного общения.
Методы и методические приёмы:
Рассказ, беседа, работа с учебником, частично поисковый метод, объяснительно – иллюстративный метод, игра, репродуктивный метод.
Ход урока
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вас приветствует МГ№5 «Тандау», учащиеся 6 а класса – экспериментально идущих по 12 – летнему обучению и я, Артыкпаева Р.С. – учитель биологии.
Тема нашего урока «Понятия о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме» Итак, ребята, мы знаем, что в природе растения не живут поодиночке, т.е. обособленно или изолировано от других, а живут совместно с другими растениями.
- Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения, обитающие совместно?
- Но, если они взаимодействуют между собой, то могут ли они оказывать влияние друг на друга. Если да, то, какое?
- Исходя из этого, какой можно сделать вывод?
Вывод: растения, произрастающие на одной территории, взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга и на среду обитания →
Такие группы растений называются растительными сообществами или фитоценозом → (слайд№1)
Записать в тетрадь определение.
- Давайте попробуем вспомнить ещё примеры растительных сообществ – лес, болото, степь, кустарник (слайд№2)
Кроме основных видов растительности - эдификаторов ещё и сопутствующие растения в каждом растительном обществе, чтобы лучше запомнить эти растения, мы сейчас с вами поработаем над таблицей № 1 – растительные сообщества. Пользуясь личными знаниями дополнительным материалом, который у вас на столах, заполняем таблицу (3 - 5 мин)
- Проверяем таблицу (слайд№3)
- Продолжаем работу. Кроме растений, обитающих на конкретной территории, там же обитают ещё и организмы, грибы, животные. Вопрос: как вы думаете, связаны ли животные и растения между собой, встречаясь в одном сообществе. (пища, защита, маскировка и т.д.)
Т.о. мы подошли к следующему понятию – биоценозу. (слайд№4)
Записываем определение в тетрадь. →
Пример: казахстанская степь: растение – эдификатор – ковыль, сопутствующие растения, животные, неживая природа – почва, влага, атмосфера – всё это образует экосистему или биогеоциноз. (слайд№5)
Запись в тетрадь.
- Продолжим дальше. Может ли человек оказывать влияние на экосистемы? В своей хозяйственной деятельности человек сильно изменяет внешний вид растительности. Уничтожает одни растительные сообщества, создаёт другие. Пример: уничтожает степь, создаёт сеяные луга, уничтожает леса и создаёт парки, скверы. Т.о. экосистемы могут быть как естественные так и искусственные, созданные человеком.
Работа по таблице №2 – экосистемы. Работаем 2 минуты, заполняем, проверяем. → (слайд№6)
Ребята, вы хорошо поработали и теперь давайте закрепим ту информацию, которую вы сегодня получили. Вы получите большие картинки с изображением экосистем и маленькие с изображением различных растений. Это своего рода биологическое лото. Ваша задача – разложить маленькие карточки на большие исходя из того, в каком растительном сообществе какие растения произрастают. → (биолото). Работа и проверка Молодцы. Видно, что вы поняли материал, хорошо закрепили информацию, которую получили сегодня. А теперь возвращаемся к экосистеме.
- Как вы думаете, на основе чего возникает связь между компонентами в экосистеме7 (Ответ: эта связь возникает на основе пищевых связей и способов получения энергии)
- Запишите ответ в тетрадь – цепь питания → (слайд№7)
- Что из себя представляют цепи питания? Вот сегодня мы и рассмотрим составные части цепей питания. → (слайд№8)
- Продуценты – растения, они составляют основу любой экосистемы, являются источником органических веществ из неорганических веществ окружающей среды. Органические вещества являются земной энергией. → (слайд№8)
- Консументы – животные – плотоядные, растительноядные потребители органических веществ. → (слайд№9)
- Редуценты – разрушители органического вещества – микроорганизмы. Они перерабатывают остатки органических веществ – трупы животных, опавшие листья, погибшие деревья. → (слайд№10)
- Работа по схеме. Расскажите, какая связь между составляющими пищевой цепи? → (слайд№11)
- Какой можно сделать вывод о составляющих пищевой цепи? (круговорот) → (слайд)
- Что нового изучили сегодня?
- Выводы по уроку.
- Рефлексия.
Приложения к уроку
Таблица№1
Название растительного сообщества
Виды - эдификаторы
Сопутствующие виды растений
Сосновый лес
Сосна обыкновенная
Черника, брусника, толокнянка, вереск, и другие
Берёзовый лес
Берёза
жимолость, ландыш майский, крушина ломкая, медуница и др
Луг
Злаки и бобовые, костёр, пырей, тимофеевка, клевер
Клевер, люцерна , чина луговая, донники, горец змеиный, василёк. тысячелистник
Болото
Осока, рогоз, тростник, таволга
Сабельник болотный, гравилат,
Таблица№2
Название растительного сообщества
Виды - эдификаторы
Сопутствующие виды растений
Сосновый лес
Берёзовый лес
Луг
Болото
Таблица№3
Экосистемы
Природные
(естественные)
Искусственные
(созданные человеком)
Наземные
Водные
Наземные
Водные
Лесные, болотные, луговые, степные, пустынные и т.д.
Речные, озёрные морские, океанические
Агрофитоценозы (поля, сеяные луга, сады, огороды и т д), также парки и скверы.
Аквапарки