ПМО как элемент обучения с применением дистанционных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
ПМО как элемент обучения с применением дистанционных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Тема статьи связана с моделью персонализированного обучения в школе. Современному обществу необходима опережающая педагогика как развивающая система, формирующая стиль мышления каждого ученика. Поэтому главная цель — так научить ребёнка, чтобы он стал продвинутым, современным, критически мыслящим носителем языка, способным с его помощью выражать свои мысли. Одной из главных задач современной школы является воспитание гармоничной и всесторонней личности.
Тот проект в системе образования, в котором я принимаю участие, носит инновационный характер и находится под контролем серьезных организаций со стороны государства в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПМО как элемент обучения с применением дистанционных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»
ПМО как элемент обучения с применением дистанционных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Н.А. Пронина,
учитель русского языка и литературы
Государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №471
Выборгского района, г. Санкт-Петербург
Тема статьи связана с моделью персонализированного обучения в школе. Современному обществу необходима опережающая педагогика как развивающая система, формирующая стиль мышления каждого ученика. Поэтому главная цель — так научить ребёнка, чтобы он стал продвинутым, современным, критически мыслящим носителем языка, способным с его помощью выражать свои мысли. Одной из главных задач современной школы является воспитание гармоничной и всесторонней личности.
Тот проект в системе образования, в котором я принимаю участие, носит инновационный характер и находится под контролем серьезных организаций со стороны государства в целом. Педагогическое сообщество нашей школы во главе с администрацией никогда не стоит на месте. У нас сложился творческий коллектив, который всегда рад откликнуться на эксперименты в сфере образования. Персонализированная модель обучения как раз то новое, ещё находящееся в процессе апробации, что позволит и педагогам, и нашим ученикам полноценно развивать интеллектуальные и творческие способности в процессе образования и самообразования.
В связи с этим вспоминается всем известная героиня Л. Кэрролла – Алиса, в уста которой автор вложил очень подходящие к нашей работе слова: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
Конечно, чтобы успеть за новым поколением, в первую очередь, учитель не имеет права стоять на месте. Наша главная задача – учить детей, а не отставать от них. Учить их так, чтобы, покидая стены школы, они были готовы ко всем современным реалиям жизни. А урок в ПМО и вся модульная система обучения нам в этом помогут. Школьная цифровая платформа даёт и детям, и педагогам такую возможность, всё предельно рассчитав и предоставив свои многочисленные ресурсы.
Вот и получается, чтостоять на месте нельзя.Я в составе группы учителей нашей школы прошла курс для того, чтобы ученикам, с которыми работаю, было интересней учиться, чтобы обычные уроки сделать лучше. ПМО предполагает некоторые особенности построения учебного процесса. Это так называемая культура ПМО. Она включает в себя определенные инструменты. Это общее видение, которое помогает учащимся осмыслить цели посещения школы и связать обучение со своими личными целями и интересами. Далее совместно вырабатывается кодекс взаимодействия для продуктивной совместной работы. А памятка действий позволит выполнять берегу» и плывем вместе по стране знаний. Так была организована работа с точки зрения культуры ПМО. Здесь и алгоритмы действий, и одобренные всеми участниками учебного процесса нормы поведения, так называемые парковки идей, кодекс взаимодействия.
Когда мы непосредственно обратимся к учебному модулю в системе ПМО, то русский язык как предмет школьной программы нуждается в таком подходе. Школьная цифровая платформа дает возможность каждому ученику не только двигаться вперёд, выполняя его индивидуальный запрос по теме, но и совершенствовать свои навыки. За основу, конечно, берётся календарно-тематическое планирование. Но в ПМО все возможно перемещать, комбинировать, как удобнее учителю и ученику. Сама структура модуля имеет определённые этапы: мотивационный, этап планирования, реализации и подведения итогов. Как будто ничего сверхнового нет.
Но если остановиться, например, на одном из структурных этапов, то мы видим, что делает ученик. Ему необходимо не просто открыть учебник, прочитать готовое правило и выполнять предложенные упражнения, а он сам пытается выдвинуть идею, предположение, проблемный вопрос, выбирает мотивирующее задание, то есть путь, по которому ему нужно пройти, чтобы узнать что-то новое. Самому, а не по готовым шаблонам или предложенным учителем. Так учиться современным детям гораздо интересней. Их вроде бы никто и не заставляет. От базовой идеи – определения, по большому счету, ученики идут дальше через проблемный вопрос к мотивирующему заданию. Они очень разнообразны в каждом модуле. Ребята имеют возможность строить свой персональный маршрут, в рамках которого каждый ученик должен преодолеть 3 уровня: от освоения теоретического материала до написания различных творческих работ или создания проектов на 4 уровне. Опять-таки оговорюсь, что во всех этих уровнях есть огромный выбор интересных заданий на любой вкус. Связь русского языка и литературы прослеживается в заданиях, материалом для которых становятся художественные тексты. При этом, помимо классических текстов, в модулях широко используется современная литература (в том числе подростковая). Важно, чтобы учащиеся знакомились с языком современной литературы, расширяли поле читательских ориентаций на уроках русского языка. Также поддерживается и создание собственных текстов в художественном стиле. И в связи с этим, конечно, и роль учителя при персонализированной модели обучения некоторым образом меняется. Школьники становятся самостоятельнее, перестают бояться ошибок, когда созданы условия для формирования не только вертикальной связи «учитель — ученик», но и горизонтальной — «ученик — ученик». Учитель выступает в роли организатора образовательного процесса, становится наставником в реальном мире, навигатором в «океане» информации.
ШЦП дает учителю новые возможности, позволяет высвободить время в пользу детей и так организовать активность учеников в соответствии с их персонализированной траекторией, чтобы слова «я успешен – мы успешны - мы ценим жизнь и делаем мир лучше» – были не пустыми словами, а стали слоганом для современной школы.
Поэтому оставаться на месте нельзя, надо бежать как минимум вдвое быстрее!