kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по учебной дисциплине "Экономика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Измерение результатов экономической деятельности страны» является частью дисциплины «Экономика отрасли и предприятия». В основе ее  лежит использование Комплекта программных материалов по экономике, который соответствует ФГОС з поколения.

         Изучение дисциплины «Экономика отрасли и предприятия» ведется на III курсе в объеме 53 часов.

         По программе на изучение темы: «Измерение результатов экономической деятельности страны. Экономический рост и циклы»  отводится 4 часа.     Целью данной работы является разработка методического материала, необходимого для проведения уроков по теме: «Измерение результатов экономической деятельности страны» в группах II курса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Панюшина Л методразработка экономика»

Панюшина Л.П., преподаватель общественных дисциплин высшей категории ОГАОУ НПО ПУ №2 г. Иркутска


Методическая разработка

по предмету «Экономика отрасли и предприятия»

тема «Измерение результатов экономической

деятельности страны».



СОДЕРЖАНИЕ


I. Пояснительная записка (введение)


II. Изучение темы «Измерение результатов экономической деятельности страны» (4 часа)


III. План проведения уроков по теме «Измерение результатов экономической деятельности страны»

1. План изложения материала.

2. Конспект лекции.

3. Вопросы для обсуждения и проверки знаний учащихся.

4. Тесты.

5. Задачи.

6. Проблемное эссе.


IV. Основные знания и умения, формируемые в теме


V. Учебная экономическая литература



I. Пояснительная записка


Тема «Измерение результатов экономической деятельности страны» является частью дисциплины «Экономика отрасли и предприятия». В основе ее лежит использование Комплекта программных материалов по экономике, который соответствует ФГОС з поколения.

Изучение дисциплины «Экономика отрасли и предприятия» ведется на III курсе в объеме 53 часов.

По программе на изучение темы: «Измерение результатов экономической деятельности страны. Экономический рост и циклы» отводится 4 часа. Целью данной работы является разработка методического материала, необходимого для проведения уроков по теме: «Измерение результатов экономической деятельности страны» в группах III курса.



II. Изучение темы «Измерение результатов экономической деятельности страны». (4 часа)


Содержательный аспект изучения темы.

Агрегирование. Макроэкономические агенты и рынки. Кругооборот товаров, услуг, ресурсов и платежей в экономике. Закрытая и открытая экономика. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП) как сумма конечной продукции. Факторы, не учитываемые ВВП (ВНП).

ВВП (ВНП) как сумма добавленных стоимостей. ВВП (ВНП) как сумма расходов. ВВП (ВНП) как сумма доходов. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход и располагаемый личный доход. Представление о системе национальных счетов.

Понятие индекса. Индексы цен и физического объема производства. Базисно-взвешенные индексы (индексы Ласпейреса) и текуще-взвешенные индексы (индексы Пааше).

Номинальные и реальные экономические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс цен производителей (ИЦП). Дефлятор ВВП. Почему ИПЦ повышает величину общего уровня цен и уровень инфляции по сравнению с дефлятором ВВП.


Деятельностный аспект изучения темы.

Определять предмет макроэкономических исследований. Объяснять, как экономические индикаторы отражают состояние экономики. Выявлять основные потоки доходов и расходов, необходимые для расчета ВВП (ВНП). Объяснять, почему валовой выпуск продукции всеми фирмами не тождественен итоговому результату всего национального производства.

Анализировать систему национальных счетов с точки зрения воспроизводственных процессов в стране. Исчислять ВВП как сумму доходов и как сумму расходов. Обосновывать выделение ЧНП и национального дохода в особые показатели системы национальных счетов. Объяснять, что представляет собой совокупный личный доход и совокупный располагаемый доход. Объяснять различия между номинальными и реальными показателями системы национальных счетов. Объяснять, каким образом при помощи дефлятора ВВП показатель номинального ВВП может быть пересчитан в показатель реального ВНП. Анализировать состояние экономики, используя макроэкономические показатели.



III. План проведения уроков по теме «Измерение результатов экономической деятельности страны» (4 часа)


1. План изложения материала:

  • 1.Педмет макроэкономики.

  • 2.Модель кругооборота (потока) доходов и расходов.

  • 3.Основные макроэкономические показатели и способы их измерения.

  • 4. Чистый национальный продукт и Национальный доход.

  • 5. Реальный и номинальный ВВП и индексы цен.

  • 6. Сложности подсчета ВВП (ВНП). Проблемы оценки благосостояния нации.


2. Конспект лекции.


1. Раздел дисциплины «Экономика отрасли и предприятия» - Макроэкономика.

Макроэкономика изучает экономику в целом, ее задача - объяснение общих изменений, влияющих одновременно на многие рынки, фирмы и домашние хозяйства. Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда и денег как таковых, а также национальных экономик в целом.

Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого: средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране (а не выпуск отдельной фирмы).

В макроэкономике используется также логическое и формально-математическое моделирование, представляющее собой описание различных экономических явлений и процессов. Его цель - выявление функциональных взаимосвязей между экономическими явлениями и процессами. В основу макроэкономического анализа заложена модель кругооборота доходов и расходов.


2. Модель кругооборота (потока) доходов и расходов.

В своей элементарной форме модель включает в себя только две категории экономических агентов - домашние хозяйства и фирмы.

Из схемы видно, что экономика является замкнутой системой, в которой доходы одних экономических агентов предстают как расходы других. Расходы фирм на факторы производства (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хозяйств. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции.

Потоки "доходы-расходы" и "ресурсы-продукция" осуществляются одновременно в противоположных направлениях. Основным выводом из модели является равенство суммарной величины продаж фирм суммарной величиной доходов домашних хозяйств. Это означает, что для закрытой экономики без государственного вмешательства величина общего объема производства в денежном выражении равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.

Функционирование реальной экономики происходит по гораздо более сложной схеме. В частности, домашние хозяйства направляют доходы не только на удовлетворение своих нужд, но и на уплату налогов государству, а также аккумулируют их в различных формах сбережений. Товары и услуги, произведенные фирмами, покупают не только домашние хозяйства, но и государство, а часть - приобретают другие фирмы, планирующие использовать их в будущем для выпуска собственной продукции. Экономика открыта для остального мира. Однако, независимо от этих условий, в любой сделке всегда фигурирует продавец и покупатель, а значит, для экономики в целом общая сумма доходов равна общей сумме расходов.

Концепция кругооборота доходов лежит в основе системы национальных счетов (создал С. Кузнец). Входящая в нее совокупность статистических показателей позволяет определить состояние экономики страны в целом.


3. ВВП и ВНП, способы их измерения.

ВВП и ВНП - основные макроэкономические показатели, оценивающие результаты экономической деятельности. ВВП - валовой внутренний продукт. ВНП - валовой национальный продукт. Формулировка определения ВВП достаточно проста, но на самом деле при его исчислении возникают незаметные на первый взгляд проблемы. Поэтому необходимо подробно рассмотреть отдельные части определения (как это рассматривается Грегори Мэнкью в учебнике "Принципы экономикс").

При вычислении ВВП суммируются в единый экономический показатель множество совершенно разнородных товаров и услуг (при помощи использования рыночных цен). ВВП включает в себя все законно произведенные и проданные товары и услуги. (Овощи, приобретенные в магазине, учитываются в ВВП, а выращенные на собственном участке и потребленные в семье - нет). В ВВП входит только стоимость конечных продуктов, поскольку в нее уже включены цены промежуточных. ВВП включает в себя как производство материальных предметов, так и оказание услуг, не поддающихся конкретному физическому измерению. В ВВП включаются все вновь произведенные товары и услуги и исключаются товары, проданные в рассматриваемый период, но произведенные в прошлом. ВВП учитывает стоимость продукции, произведенной в границах конкретного государства, независимо от гражданства ее производителя. ВВП отражает количество продукции, произведенной за конкретный отрезок времени, обычно в течение года или квартала.

При определении ВНП включаются только результаты деятельности граждан государства (национальных факторов производства).


Существует три способа измерения ВВП (ВНП):

  • А) по расходам (метод конечного использования);

  • Б) по доходам (распределительный метод);

  • В) по добавленной стоимости (производственный метод).


ВВП (Y) по расходам включает в себя все виды расходов на оплату произведенных внутри страны товаров и услуг. Суммарные расходы (Y) можно разложить на несколько компонентов: потребление (C), инвестиции (I), государственные закупки (G) и чистый экспорт (NX): Y = C + I + G + NX

Это уравнение является тождеством, поскольку каждый потраченный рубль, учитываемый в ВВП, находит свое отражение в одной из составляющих расходов.

Потребление - расходы домашних хозяйств на оплату всех товаров и услуг за исключением средств, направляемых на приобретение нового жилья.

Инвестиции - расходы на приобретение капитального оборудования, машин, недвижимости, включая средства домохозяйств, направляемые на покупку нового жилья. Государственные закупки - совокупность расходов органов государственной власти всех уровней на оплату приобретаемых товаров и услуг. (Трансфертные платежи, являясь расходами государства, не являются платой за текущее производство товаров и услуг, поэтому они не рассматриваются как составляющая государственных закупок.) Чистый экспорт - разница между суммами выручки от продажи отечественной продукции на внешнем рынке (экспорт) и расходов на приобретение иностранной продукции резидентами (импорт).

При расчете ВВП по доходам учитываются все виды факторных доходов (заработная плата, рента, проценты и т.д.), а также два компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и косвенные налоги на бизнес. Как и при других способах подсчета, в данном случае существует связь между показателями ВВП и ВНП:

ВВП = ВНП - чистые факторные доходы из-за рубежа

При подсчете ВВП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.


4. Чистый национальный продукт и Национальный доход.

Денежную выручку, которую получают от продажи товаров и услуг все действующие фирмы нельзя рассматривать как их чистый доход, так как часть ее должна возместить износ и сооружение, машин и оборудования (амортизация). Чистый национальный продукт показывает, какой частью ВНП общество может распоряжаться без оглядки на износ зданий и оборудования.

ЧНП = ВНП - амортизационные отчисления.

Существует разница между ценами, по которым покупают товары потребители и продажными ценами фирм. Эта разница представляет собой косвенные налоги на бизнес (НДС, акцизы и т.п.). Если из ЧНП вычесть чистые косвенные налоги, то получим национальный доход - показатель, представляющий суммарный доход всех жителей страны.

НД = ЧНП - косвенные налоги

НД = ВНП - амортизация - косвенные налоги

Хотя НД и показывает суммарный доход всех жителей страны, но он не показывает, как перераспределяется доход, и образуются вторичные доходы, не являющиеся факторными. НД, или сумма созданных в экономике факторных доходов, не тождественен сумме тех доходов, которые выплачиваются домашним хозяйствам и которые получили название совокупного личного дохода.

Показатель совокупного личного дохода получается путем вычитания из НД взносов на социальное страхование, нераспределенной прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и добавления суммы трансфертных платежей. Необходимо также вычесть чистый процент и прибавить личные доходы, полученные в виде процента, в том числе процент по государственному долгу.

Однако и совокупный личный доход еще не полностью попадает в распоряжение домашних хозяйств. Они платят подоходный налог, налог на недвижимость и т.п. Эти налоги называются личными налогами. Если теперь из совокупного личного дохода вычесть личные налоги и некоторых неналоговых платежей государству, то получится совокупный располагаемый личный доход, т.е. то доход, который поступает в распоряжение домашних хозяйств и используется ими на потребление и сбережения.


5. Реальный и номинальный ВВП и индексы цен.

Анализируя рост ВВП, экономисты стремятся разграничить влияние изменения цен на товары и услуги и определить, насколько же в действительности возросло производство вне зависимости от роста цен. Для этого используется показатель реального ВВП, позволяющий определить стоимость товаров и услуг, произведенных в этом году, в ценах прошлых лет. Подобный подход позволяет произвести сравнительный анализ экономического роста за конкретный период. Номинальный ВВП - объем производства товаров и услуг, выраженный в текущих ценах. Реальный ВВП - объем производства товаров и услуг, выраженный в неизменных ценах.

Реальный ВВП рассчитывается с помощью корректировки номинального ВВП на индекс цен:


Реальный ВВП = Номинальный ВВП: Индекс цен

Если величина индекса цен меньше единицы, то происходит корректировка номинального ВВП в сторону увеличения, которая называется инфлированием. Если величина индекса цен больше единицы, то происходит дефлирование - корректировка номинального ВВП в сторону снижения.

Индекс цен (дефлятор ВВП) отражает отношение уровня текущих цен к уровню цен базисного периода. Он характеризует относительное изменение цен, а не объемов производства.

Дефлятор ВВП - рассчитывается как отношение номинального ВВП к реальному, умноженному на 100%. Дефлятор ВВП, рассчитывается по типу индекса Пааше, т.е. индекса, где в качестве весов используется набор благ текущего периода. Индекс Пааше несколько занижает рост уровня цен в экономике, поскольку не учитывает динамику структуры весов и фиксирует ее уже в текущем периоде. Если с его помощью оценивать рост стоимости жизни, то не будет учтено влияние на потребителей повышения цен на блага, которые присутствовали в наборе базисного года, но отсутствуют в наборе текущего года.

Индекс потребительских цен показывает изменение среднего уровня цен "корзины" товаров и услуг, обычно потребляемых средней городской семьей. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года. ИПЦ рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированными по базисному году). Индекс данного типа не учитывает изменения в структуре весов в текущем периоде по сравнению с базовым, что несколько искажает результат. Так, ИПЦ, где используется потребительская корзина базисного года, не принимает во внимание изменений в структуре потребления в текущем периоде. Это приводит к повышению роста стоимости жизни, если в качестве оценочного показателя используется ИПЦ. Индекс Фишера, усредняя значение индексов Ласпейреса и Пааше, отчасти устраняет их недостатки.



6. Сложности подсчета ВВП (ВНП). Проблемы оценки благосостояния нации.

Сложности подсчета ВВП связаны с рядом обстоятельств. Некоторые товары и услуги, созданные в данном году, не поступают на рынок, а, следовательно, не имеют рыночной цены. В показателе ВВП они учитываются по условно начисленной стоимости. Так, для учета услуг, которыми пользуются владельцы собственных домов (по аналогии с теми, кто арендует жилье), статистика учитывает в ВВП "арендную плату", которую они должны были бы "платить" сами себе, хотя реально эти выплаты не осуществляются. Услуги государственных служащих также не имеют рыночной стоимости, но в ВВП учитываются издержки по производству этих услуг, т.е. соответствующие расходы государства (на заработную плату этих работников).

Во всех странах существует проблема учета теневой экономики. Невозможность учета ее масштабов, приводит к занижению данных о производстве ВВП по сравнению с данными о его использовании, так как нелегально созданные продукты и доходы расходуются на потребление и накопление легально.

ВВП (ВНП) часто используется для сравнения экономик различных стран. Но при таком сравнении возникает ряд проблем. Оценка ВВП на душу населения сильно различается в разных странах. Проведение сопоставления между странами затруднено из-за различной номенклатуры товаров, производимых в них, и неодинаковой стоимостью денежных единиц, в которых измеряется выпуск продукции. При оценке уровня жизни, благосостояния нации, одинаковые показатели ВВП на душу населения могут дополняться показателями: уровня образования населения, продолжительности жизни и т.д. Часто различия между странами по этим показателям связаны со степенью дифференциации доходов населения. Хотя реальный ВВП на душу населения со временем увеличивается, однако распределение дохода при этом может изменяться так, что часть населения живет хуже, чем прежде.


4. Вопросы для обсуждения и проверки знаний учащихся.


Вопросы для обсуждения.

  1. Почему важно не включать стоимость промежуточных товаров в расчеты ВВП? Каким бы был результат включения таких товаров?

  2. Почему нужно отличать номинальный и реальный ВВП?

  3. Назовите причины, по которым показатель ВВП (ВНП) не всегдаточно характеризует благосостояние нации.

  4. Каково будет наиболее вероятное воздействие следующих мероприятий на объем реального ВВП: а) введение закона об увеличении продолжительности рабочей недели с 40 до 50 часов для каждого трудоспособного; б) легализация всех видов деятельности; в) выход на работу всех домохозяек и найм прислуги для выполнения домашних дел.

  5. Почему при составлении национальных счетов сопоставляются рыночная стоимость объемов производства в разные годы, а не фактические физические объемы производства?

  6. Объясните, почему следует или не следует включать в ВВП следующие виды деятельности: а) время, потраченное студентами на лекции: б) доходы грабителей; в) время, потраченное зрителями на просмотр фильма; г) заработная плата, выплаченная городскими властями транспортным служащим.

  7. Почему для государства желательно иметь высокий ВВП? Приведите пример события, вызвавшего рост ВВП, но имевшего нежелательные последствия для общества.

  8. Предположим, что Вы являетесь сенатором, готовящим законопроект об индексации выплат по линии социального страхования и пенсий, выплачиваемых из федерального бюджета, т.е. о корректировке этих выплат в зависимости от изменения стоимости жизни. Какой показатель Вы будете использовать - дефлятор ВНП или индекс потребительских цен? Почему? (Грегори Мэнкью "Макроэкономика", Изд-во МГУ, 1994, с.90.)

  9. Когда сенатор Роберт Кеннеди боролся за пост президента США в 1968г., в одной из речей он сказал: "Валовой национальный продукт не обеспечивает нашим детям здоровья, высококачественного образования и радостных игр. Он не отражает красоты нашей поэзии, стабильности наших браков, высокого интеллектуального уровня наших общественных дебатов и честности наших должностных лиц. Он не измеряет ни нашего мужества, ни нашей мудрости, ни нашей преданности этой стране. В целом, он измеряет все и вся, за исключением того, что делает жизнь стоящей, и он рассказывает нам об Америке все, за исключением того, что заставляет нас гордиться тем, что мы американцы". Был ли Роберт Кеннеди прав? Если да, то почему же все-таки нужен показатель валового национального продукта? (Грегори Мэнкью "Макроэкономика", Изд-во МГУ, 1994, с. 90.)

  10. Назовите причины, по которым показатель ВВП (ВНП) не всегда точно характеризует благосостояние нации.


Вопросы для проверки знаний учащихся.

  1. Почему необходимо знать, сколько всего товаров и услуг производится в той или иной стране в течение каждого года?

  2. Что такое промежуточный и конечный продукты?

  3. Что представляет собой добавленная стоимость?

  4. Что представляет собой ВНП и ВВП?

  5. Какими методами исчисляется величина ВВП и ВНП?

  6. Что такое национальный доход страны и как он распределяется?

  7. Как формируется располагаемый личный доход населения?

  8. Что представляют собой номинальный и реальный показатели валового национального продукта, валового внутреннего продукта и национального дохода?



5. Тесты.

Приведенные ниже тестовые вопросы можно использовать для проверки знаний учащихся как при проведении промежуточного, так и итогового контроля.


Оцените правильность высказывания (да - нет).

1. ВВП - это сумма стоимости всех товаров и услуг, произведенных в течение года.

2. Реальный ВВП отражает объем национального продукта в текущих ценах.

3. ВВП измеряет уровень благосостояния общества.

4. Величина добавленной стоимости всегда равна стоимости конечной продукции.

5. Если уровень цен в данном году выше, чем в базовом, то дефлятор ВВП меньше единицы.

6. Если уровень цен в данном году ниже, чем в базовом, то дефлятор ВВП меньше единицы.

7. Дефлятор ВВП можно использовать для инфлирования ВВП.

8. При расчете ЧНП учитываются чистые инвестиции.

9. ВВП больше ЧНП на величину косвенных налогов.

10. Национальный доход отличается от ЧНП на величину амортизации.

11. Личный доход отличается от располагаемого личного дохода на величину косвенных налогов.

12. Величина чистого экспорта равна сумме экспорта товаров и услуг минус объем импорта данной страны.

13. Жалованье государственных служащих учитывается при подсчете ВВП на основе потока расходов.

14. Дефлятор ВВП равен отношению реального ВВП к номинальному.

15. При расчете дефлятора ВВП в рыночную корзину не включаются инвестиционные товары, закупаемые государством.

16. Доходы, которые получили домохозяйства от своих заграничных инвестиций, входят в ВНП данной страны.

17. Если чистый экспорт равен нулю, то ВВП равен ВНП.

18. Стоимость ВВП равна добавленной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в данной стране.


Выберите правильный ответ.

1. ВВП - это:

а) рыночная стоимость всех произведенных товаров и услуг;

б) рыночная стоимость всех реализованных товаров и услуг;

в) рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг;

г) рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг.


2. Чем ВНП отличается от ВВП?

а) ВНП включает в себя только конечный продукт, а ВВП - всю произведенную продукцию;

б) ВНП учитывает продукцию, произведенную внутри страны и за ее границами, а ВВП только внутри страны;

в) ВНП измеряется в реальных ценах, а ВВП - в номинальных;

г) ВНП - это сумма конечных продуктов, а ВВП - сумма добавленных стоимостей.


3. Если американская фирма работает на российском рынке, в какой показатель войдет стоимость ее конечного продукта?

а) В ВНП США и в ВВП России;

б) только в ВНП США;

в) только в ВНП России;

г) в ВВП США и в ВНП России.


4. Как рассчитывается чистый национальный продукт (ЧНП)?

а) Из ВНП вычитаются косвенные налоги;

б) к национальному доходу прибавляется амортизация;

в) из ВНП вычитается стоимость износа основных фондов;

г) из ВНП вычитаются инвестиции.


5. Что понимается под реальным ВВП?

а) стоимость ВВП в текущих ценах;

б) стоимость ВВП в ценах базового года;

в) ВВП в натуральных единицах измерения;

г) Потенциальный уровень ВВП.


6. Чему равен дефлятор ВВП?

а) отношению номинального ВВП к реальному, умноженному на 100%;

б) отношению реального ВВП к номинальному, умноженному на 100%;

в) отношению стоимости потребительской корзины данного года к стоимости потребительской корзины базового года;

г) сумме индексов цен, произведенной продукции данного года.


7. Какие из перечисленных показателей включает в себя ВВП, исчисленный по доходам?

а) заработную плату, сбережения и инвестиции;

б) потребительские расходы, налоги и амортизацию;

в) Сбережения, проценты по вкладам и ренту;

г) государственные закупки, ренту и налоги.


8. Как исчисляется располагаемый личный доход?

а) путем сложения заработной платы, трансфертных платежей, доходов по ренте и вкладам;

б) путем прибавления к НД трансфертных платежей;

в) из суммы всех видов доходов необходимо вычесть налог на личный доход;

г) путем вычета из НД взносов на социальное страхование, остатков прибыли и налога на прибыль корпораций.


9. Что необходимо сделать, чтобы получить величину национального дохода?

а) к ЧНП прибавить косвенные налоги;

б) из ЧНП вычесть косвенные налоги;

в) из ВНП вычесть амортизацию и все налоги;

г) к личному доходу прибавить трансфертные платежи.


10. Если уровень цен в данном году выше чем в базовом, то:

а) дефлятор ВВП меньше 1:

б) дефлятор ВВП больше 1:

в) дефлятор ВВП равен 1;

г) дефлятор ВВП больше нуля.


11. Личный доход - это:

а) стоимость произведенных за год товаров и услуг;

б) доход, полученный домашними хозяйствами в течение данного года;

в) весь доход, предназначенный для личных расходов. После уплаты налогов;

г) сумма сбережений из частных источников, находящаяся в стране.


12. Трансфертные платежи - это:

а) выплаты домашним хозяйствам, не обусловленные предоставлением с их стороны товаров и услуг;

б) выплаты правительством только отдельным индивидуумам;

в) компонент дохода, который не включается в национальный доход;

г) все перечисленное выше.


13.Располагаемый личный доход - это:

а) личный доход минус индивидуальные налоги и налоговые платежи;

б) заработная плата, рента, доход в форме процента на капитал;

в) заработная плата минус налог на личный доход;

г) все перечисленное выше.


14. Все приведенные ниже утверждения правильные, кроме того, что:

а) ВНП равен личному располагаемому доходу плюс амортизация;

б) НД равен доходу, полученному собственниками факторов производства в течение определенного периода;

в) ЧНП равен ВНП минус амортизационные отчисления;

г) НД равен личному располагаемому доходу минус трансфертные платежи, дивиденды и чистый процент плюс доходы корпораций и личные налоги.


15. Если стоимость стали, краски, изоляции и всех других компонентов, используемых в производстве электроплит, включается при измерении ВНП, то данный показатель является:

  • а) точным, так как каждый отдельный компонент включается в рыночную операцию;

  • б) слишком высоким из-за проблемы двойного счета;

  • в) слишком малым из-за проблемы двойного счета;

  • г) неискаженным, потому что эти факторы были первоначально частью запасов производителя.

16. Если фирмы начнут все свои прибыли выплачивать акционерам в форме дивидендов, то в национальных счетах возрастет показатель:

  • а) ВНП;

  • б) чистых инвестиций;

  • в) амортизации;

  • г) личного дохода.

17. Американский предприниматель привез в США телевизор "Sony", купленный в Японии за 500$. За 10$ предприниматель нанял художника-американца нарисовать на телевизоре флаг США, после чего телевизор был продан за 550$. В результате всех этих действий ВНП США вырос на...

  • а) 50$;

  • б) 40$;

  • в) 550$;

  • г) 0$.

18."Если государство повысит ставки подоходного налога с населения и направит полученные средства на финансирование научно-исследовательских разработок в области освоения космоса, то ВВП страны возрастет". Это утверждение...

  • а) верно при любых условиях;

  • б) может оказаться неверным, поскольку эффект роста ВВП при увеличении государственных расходов может оказаться меньшим, чем эффект сокращения ВВП в результате снижения потребления товаров и услуг населения из-за уменьшения его располагаемых доходов;

  • в) неверно, так как государственное финансирование научно-исследовательских разработок не должно учитываться при расчете ВВП;

  • г) будет верным только в том случае, если одновременно увеличатся частные инвестиции в экономику страны.

19. Счет ВНП отражает все перечисленные ниже операции, за исключением:

  • а) выплаты 6% комиссии агенту по недвижимости за продажу дома;

  • б) выигрыша в 100$ в игре "Алчность";

  • в) вновь построенных, но не проданных домов;

  • г) зарплаты, выплаченной водопроводчику за замену изношенных водопроводных кранов.

20. Величина ВНП составляет 5000 млрд. $, расходы на потребление 3500 млрд. $, инвестиции 1000 млрд. $, государственные расходы 700 млрд. $. Найти чистый экспорт.

  • а) - 200 млрд. $;

  • б) + 200 млрд. $;

  • в) + 500 млрд. $;

  • г) - 500 млрд. $.



6. Задачи.


1.Фермер продал пекарю пшеницы на 2 $. Пекарь изготовил из нее хлеб, который продал за 3 $. На сколько увеличился ВВП?


2.Предположим, что фирма по продаже автомобилей закупила у завода 100 автомобилей по 8 тыс. $ и продала их потребителям по 10 тыс. $. На сколько увеличится ВВП?


3.Допустим, что ВВП составляет 600 млрд. $, потребление 480 млрд. $, государственные расходы на покупку товаров и услуг 20 млрд. $, чистый экспорт 16 млрд. $. Каков объем инвестиций?


4. Предположим, что имеются следующие данные, млрд. $:

  1. Личные потребительские расходы
    254

  2. Трансфертные платежи
    12

  3. Арендная плата
    14

  4. Амортизация
    27

  5. Взносы на социальное страхование
    20

  6. Проценты
    13

  7. Доходы от собственности
    31

  8. Чистый экспорт
    3

  9. Дивиденды
    16

  10. Заработная плата наемных работников
    221

  11. Косвенные налоги на бизнес
    18

  12. Нераспределенные прибыли корпораций
    21

  13. Индивидуальные налоги
    26

  14. Подоходные налоги с корпораций
    19

  15. Прибыли корпораций
    56

  16. Государственные закупки товаров и услуг
    72

  17. Чистые частные внутренние инвестиции
    33

  18. Личные сбережения
    16


Рассчитайте: а) объем ВНП; б) объем ЧНП и НД; в) личный доход и личный располагаемый доход.


5.Предположим, что имеются следующие данные, млрд. $:

  1. ВНП
    7077

  2. Амортизация
    2296

  3. Косвенные налоги на бизнес
    626

  4. Прибыль корпораций
    2142

  5. Взносы на социальное страхование
    2323

  6. Чистый процент
    2305

  7. Дивиденды
    1956

  8. Трансферты государства населению
    2444

  9. Личный доход, полученный в виде процента
    2502

  10. Личные налоговые и иные платежи
    671


Рассчитайте: а) Объем ЧНП и НД; б) личный доход и личный располагаемый доход.


6.Предположим, что имеются следующие данные, млрд. $:

  1. ВНП
    7201

  2. Амортизация
    2620

  3. Косвенные налоги на бизнес
    726

  4. Прибыль корпораций
    2665

  5. Взносы на социальное страхование
    2846

  6. Чистый процент
    2828

  7. Дивиденды
    2479

  8. Трансферты государства населению
    2967

  9. Личный доход, полученный в виде процента
    3025

  10. Личные налоговые и иные платежи
    682

Рассчитайте:

а) Объем ЧНП и НД;

б) личный доход и личный располагаемый доход.



7.Рассмотрим экономику, которая имеет следующие показатели:


Год

Номинальный ВВП, млрд.$.

Дефлятор ВВП, %

1986

5000

120

1987

5600

128


Рассчитайте величину ВВП в 1987 г. в постоянных ценах ($ 1986 г.).


8. Предположим, что в 1-ом (базовом) году номинальный ВВП составил 500 млрд. $. Через 6 лет дефлятор ВВП увеличился в 2 раза, а реальный ВВП возрос на 40%. Чему будет равен номинальный ВВП через 6 лет?


9.Рассмотрим экономику, которая имеет следующие показатели:


Год

Номинальный ВВП, млрд. $

Дефлятор ВВП, %.

1929

96

100

1933

48

75



Каким был реальный ВВП в 1933 г., если в качестве базового периода рассматривать 1929 г.?


7. В 2000 г. в некоей гипотетической экономике произведено 100 буханок хлеба, проданных по 2 $. На следующий год было произведено 200 таких же буханок хлеба, проданных по 3 $. Вычислите значение номинального и реального ВВП для каждого года, используя 2000 г. в качестве базового.



6. Проблемное эссе.


Проблемное эссе является творческой работой учащегося, позволяющей выявить его индивидуальные способности анализировать

конкретную экономическую ситуацию.


Требования к проблемному эссе.

Учащийся должен уметь:

  • определять предмет эссе, ключевые понятия;

  • выделять причинно-следственные связи;

  • - обоснованно применять и интерпретировать таблицы, графики и диаграммы;

  • использовать дополнительные источники информации;

  • делить эссе на смысловые части;

  • сохранять логику рассуждений при переходе от одной части к другой;

  • аргументировать основные положения эссе;

  • демонстрировать индивидуальную манеру изложения, научный стиль речи.


Критерии оценки проблемного эссе:

  • степень овладения теоретическим материалом;

  • умение анализировать поставленную проблему;

  • умение использовать информационное пространство;

  • умение строить суждения;

  • умение делать выводы;

  • презентация работы.



Темы проблемного эссе:

  • "Воздействие введения Евро на макроэкономические показатели европейских стран".

  • "Использование макроэкономических показателей при сравнении уровня жизни в различных странах".

  • "Макроэкономический анализ текущей экономической ситуации в России".

  • "Макроэкономический анализ текущей экономической ситуации в США".


Источники для создания проблемного эссе: раздаточный материал, ресурсы интернет, периодические экономические издания.



IV. Основные знания и умения, формируемые в теме.


Изучив данную тему, учащиеся должны уметь:

  • видеть различия между конечными и промежуточными товарами и услугами;

  • уметь объяснять, что представляет собой добавленная стоимость;

  • уметь объяснять, почему величина ВВП определяется не общим выпуском всех создаваемых в стране товаров и услуг, а только стоимостью конечных товаров и услуг;

  • видеть различия между ВВП, ЧНП и НД;

  • видеть различия между номинальным и реальным ВВП;

  • уметь рассчитывать показатель реального ВВП при помощи дефлятора ВВП;

  • на основе данных о динамике номинальных показателей и соответствующих индексов цен делать вывод о динамике реального ВВП;

  • объяснять, что представляет собой дефлятор ВВП;

  • уметь анализировать структуру ВВП по элементам затрат;

  • понимать, в чем состоим метода исчисления ВВП, состоящий в суммировании потока затрат и метод, состоящий в суммировании потока доходов;

  • уметь объяснять, почему ВВП, исчисленный методом суммирования потока затрат (расходов), равен показателю ВВП, исчисленному методом суммирования потока доходов;

  • объяснять, что представляет собой ЧНП и НД;

  • объяснять, что представляет собой личный доход и как он формируется;

  • анализировать, какую роль в распределении доходов играют прямые налоги и система социального страхования:

  • объяснять, что представляет собой совокупный располагаемый доход и как он формируется;

  • определять реальное соотношение изменения ИПЦ и показателя национального дохода на душу населения для оценки развития экономики;

  • проводить сравнительный экономический анализ уровня жизни в различных странах мира.



V. Учебная экономическая литература:


1. Агапова Т.А, Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М., Изд-во "ДИС", 1997.

2. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Принципы экономики. - М., Изд-во "Вита-Пресс", 1995.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М., Изд-во "Республика", 1995.

4. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. - М., Изд-во МГУ, 1994.

5. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. - СП-б., Изд-во "Питер Ком", 1999.

6. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. - М., Изд-во "Вита- Пресс", 1999.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., Экономика. - М., Изд-во "Дело Лтд.",1995.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по учебной дисциплине "Экономика"

Автор: Панюшина Любовь Петровна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 257917

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сущность и функции денег. Закон денежного обращения» "
    ["seo_title"] => string(125) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-po-tiemie-sushchnost-i-funktsii-dieniegh-zakon-dieniezhnogho-obrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402413809"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Методическая разработка урока по теме "Бухгалтерский баланс""
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-bukhghaltierskii-balans"
    ["file_id"] => string(6) "288011"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454576886"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка открытого урока по дисциплине Право на тему:"Защита прав потребителей""
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-distsiplinie-pravo-na-tiemu-zashchita-prav-potriebitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "314919"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459788624"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства