Методическая разработка урока по теме "Бухгалтерский баланс"
Методическая разработка урока по теме "Бухгалтерский баланс"
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» предназначена для проведения урока в группе обучающихся 1 курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с бухгалтерским балансом, с терминами, схемами, таблицами, самостоятельная работа, групповая работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.
В ходе урока студенты закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды деятельности на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Добрянский гуманитарно – технологический техникум им. П.И. Сюзева»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
___________Е.А. Шевырина
«___»____________2015 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
преподавателя дисциплин профессионального цикла
Рябковой Марии Константиновны
г. Добрянка, 2015ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» предназначена для проведения урока в группе обучающихся 1 курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с бухгалтерским балансом, с терминами, схемами, таблицами, самостоятельная работа, групповая работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.
В ходе урока студенты закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды деятельности на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.
Учебное занятие построено в виде практического занятия, которое сочетает в себе различные элементы интерактивных и активных методов обучения, такие как: проблемный урок, комбинированный, деловая игра, и в виде групповой работы обучающихся, так как сочетание этих приемов наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Бухгалтерский баланс»
Дисциплина: Основы бухгалтерского учета
Тема: Бухгалтерский баланс
Цели:
Обучающие: закрепить знания по теме «Бухгалтерский баланс», формировать умения и навыки по составлению бухгалтерского баланса.
Воспитательные: воспитать чувство ответственности при выполнении практического задания приближенного к реальной ситуации.
Развивающие: развить внимательность и логическое мышление, развить память (запоминание счетов), грамотную профессиональную речь.
Вид занятия: практическое.
Тип занятия: комбинированное.
Наглядность: раздаточный материал, презентация.
Знания:
- план счетов бухгалтерского учета;
- понятие бухгалтерского учета;
- сущность и значение бухгалтерского учета
- основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета.
Умения:
- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
- использовать формы и счета бухгалтерского учета.
Оснащение занятия:
1. ПК, ноутбук, проектор, экран;
2. Презентация
3. Раздаточный материал (приложение 9).
Структура занятия и режим времени
1.
Организационный момент
1 мин
2.
Объявление темы, постановка цели, мотивация
2 мин
3.
Актуализация знаний
10 мин
Опрос по теме «Бухгалтерский баланс»
4.
Выполнение практического задания
20 мин
5.
Проверка выполненного задания
5 мин
6.
Подведение итогов, домашнее задание
2 мин
Критерии оценки занятия:
1.
Входной контроль
5 б.
2.
Практическое задание
20 б
25-20 б. – оценка «5»
15-10 б. – оценка «4»
10-5 б. – оценка «3»
менее 5б. – оценка «2»
Ход занятия
1. Организационный момент (1 мин).
Принять рапорт дежурного, проверить готовность обучающихся к проведению занятия.
- закрепить знания по теме «Бухгалтерский баланс», формировать умения и навыки по составлению бухгалтерского баланса.
- воспитать чувство ответственности при выполнении практического задания приближенного к реальной ситуации.
- развить внимательность и логическое мышление, развить память (запоминание счетов), грамотную профессиональную речь.
Мотивация
Любое предприятие предоставляет такой вид бухгалтерской отчетности как бухгалтерский баланс. От правильного его составления зависит работа всего предприятия в целом.
3. Актуализация знаний (10 мин).
Опрос по теме «Бухгалтерский баланс».
Для того чтобы приступить к практической работе. Давайте подведем итого изученного нами теоретического материала, а для этого ответьте пожалуйста на такие вопросы:
1) Что такое бухгалтерский баланс?
2) Что отражается в активе баланса и сколько разделов он имеет? Назовите их.
3) Что отражается в пассиве баланса и сколько разделов он имеет? Назовите их.
Молодцы! Вы все отлично справились с этим заданием.
4. Выполнение практического задания (20 мин).
Постановка проблемной ситуации максимально приближенной к рабочей.
Сегодня перед вами будет поставлена проблемная ситуация которая потребует от вас практического решения.
Вам поступил приказ генерального директора о подготовке бухгалтерского баланса на 1 декабря 2014 года (Приложение 1). Вам необходимо обобщить данные по хозяйственным средствам и предоставить их главному бухгалтеру.
Для того чтобы выполнить поставленную перед вами задачу вам необходимо разделится на 4 группы и выбрать кто будет исполнять роль главного бухгалтера.
Итак, состав бухгалтерии:
Расчетная группа (задание в приложении №2);
Материально-техническая группа (задание в приложении №3);
Производственно-калькуляционная группа (задание в приложении №4);
Общая группа (задание в приложении №5).
Для каждой группы вы получили задания, которые вам необходимо выполнить и сдать главному бухгалтеру (задание в приложении №6) для составления бухгалтерского баланса (задание в приложении №7).
На выполнение вам дается 20 минут. Удачи!
5. Проверка выполненного задания (5 мин)
Вы все справились с этой работой и составили бухгалтерский баланс (приложение №8).
6. Подведение итогов, домашнее задание (2 мин)
Итогом вашей сегодняшней работы служит составленный бухгалтерский баланс. А как вы знаете «золотое правило баланса»: АКТИВ всегда равен ПАССИВУ.
Домашнее задание:
Решить тестовые задания на соотнесение.
Методические рекомендации: задание выполнить в тетради.
Пример оформления задания:
1-А
2-Б
1
Вступительный баланс (начальный)
А
это способ экономической группировки и обобщения имущества по составу и размещению и источников его формирования, выраженный в денежной оценке и составленный на определенную дату.
2
Актив баланса — это группировка экономических ресурсов по
Б
составляются за квартал, полугодие и девять месяцев по данным текущего учета.
3
Текущие (промежуточные) балансы
В
составляется для характеристики имущественного состояния предприятия на дату прекращения его деятельности как юридического лица.
4
Текущие балансы
Г
Собственные и привлеченные
5
Ликвидационный баланс
Д
Степени ликвидности
6
Баланс
Е
это отчетные документы о производственно-финансовой деятельности организации за год. Они составляются на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов).
7
Начальный и заключительный балансы
Ж
составляются периодически в течение всего срока функционирования хозяйствующего субъекта в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Различают несколько их видов, исходя из времени составления балансов.
8
Пассивы хозяйства по источникам образования подразделяются на:
З
первый баланс, составляемый в начале деятельности хозяйствующего субъекта. В его активе отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве — источники его возникновения.
Приложение 1
Общество с ограниченной ответственность
ООО «САМКОВОЛЕС»
Коми-Пермяцкий автономный округ
г. Кудымкар, ул. Строителей, 15А
07.12.2014 № 126
г. Кудымкар
ПРИКАЗ
О подготовке
бухгалтерского баланса
Для своевременного предоставления отчетности в Инспекцию налоговой службы
ПРИКАЗЫВАЮ:
1) Подготовить бухгалтерский баланс на 01.12.2014 года. в срок до 07.12.2014 года.
2) Ответственный за выполнение приказа – главный бухгалтер Рудометова А.С.
Генеральный директор М.К. Рябкова
Приложение 2
Расчетная группа
№
ФИО сотрудника
Количество отработанных дней
Ставка за 1 рабочий день
Фонд оплаты труда
Абрамова Юлия Ивановна
20
1751,90
Азмагулова Лидия Алифнуровна
22
1751,90
Баранова Дарья Александровна
23
1751,90
Воеводина Юлия Сергеевна
25
1751,90
Дегтярева Полина Григорьевна
27
1751,90
Епишин Денис Эдуардович
15
1751,90
Зырянова Ирина Дмитриевна
16
1751,90
Рубцов Дмитрий Денисович
18
1751,90
Рудометова Алена Сергеевна
13
1751,90
Дроздова Ксения Андреевна
10
1751,90
Парамонова Анастасия Андреевна
22
1751,90
Хатипова Люция Альфисовна
22
1751,90
Шлапак Ирина Ивановна
25
1751,90
ИТОГО
АКТИВ_______________________________
ПАССИВ______________________________
Руководитель расчетной группы _____________________
Приложение 3
Материальная группа
№
Наименование
Количество
Цена за единицу
Всего
1
Бензин АИ-95
725
41,20
2
Дизельное топливо
633
40,95
3
Запасные части для двигателей
15
844,20
4
Цемент
1144
27,3
5
Детали ходовой части
221
45,50
ИТОГО
АКТИВ_______________________________
ПАССИВ______________________________
Руководитель материальной группы _____________________
Приложение 4
Производственно-калькуляционная группа
№
Наименование
Количество
Цена за единицу
Всего
1
Бревно 15*15
600
120,00
2
Доска обрезная
720
150,00
3
Щепа
800
450,00
4
Сруб 4*5
56
5000,00
5
Рама оконная
17
1200,00
ИТОГО
АКТИВ_______________________________
ПАССИВ______________________________
Руководитель
производственно-калькуляционной группы ______________
IV Долгосрочные обязательства Займы и кредиты Отложенные налоговые обязательства Прочие долгосрочные обязательства
II Оборотные активы Запасы в том числе: сырье, материалы затраты в незавершенном производстве готовая продукция и товары для перепродажи товары отгруженные прочие запасы и затраты НДС по приобретенным ценностям Дебиторская задолженность
в том числе: покупатели и заказчики векселя к получению задолженность учредителей по взносам в уставный капитал авансы выданные прочие дебиторы Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства в том числе: касса расчетные счета валютные счета прочие денежные средства Прочие оборотные активы
Итого по разделу IV
V Краткосрочные обязательства Займы и кредиты Кредиторская задолженность в том числе: поставщики и подрядчики задолженность перед персоналом организации задолженность перед государственными внебюджетными фондами задолженность по налогам и сборам прочие кредиторы Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов Доходы будущих периодов Резервы предстоящих расходов Прочие краткосрочные обязательства