Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сущность и функции денег. Закон денежного обращения»
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сущность и функции денег. Закон денежного обращения»
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сущность и функции денег. Закон денежного обращения» предназначена для преподавателей дисциплины «Экономическая теория» для специальностей Экономика и бухгалтерский учет, Земельно-имущественные отношения.
Дисциплина «экономическая теория» устанавливает базовые знания для усвоения специальных дисциплин: бухгалтерский учет; финансы, денежное обращение и кредит; маркетинг; экономика предприятия и др.
В данной работе раскрывается необходимость познания истории и реалий денег в экономике. Занятие проводится посредством артпедагогических технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сущность и функции денег. Закон денежного обращения» »
Сущность и функции денег. Закон денежного обращения.
16 ноября 2010 года
Тема урока: “ Сущность и функции денег. Закон денежного обращения. ”
Цель урока:
Познание истории и реалий денег в экономике.
Развивать компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности с большими объемами информации
Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег. У.Ю. Гладстон, премьер-министр Великобритании.
Деньги - дурной хозяин,
но весьма хороший слуга.
Деньги - дурной хозяин, но весьма хороший слуга.
Деньги - дурной хозяин, но весьма хороший слуга.
Деньги - дурной хозяин, но весьма хороший слуга.
Френсис Бэкон.
Проблемные вопросы:
1 ) Зачем люди придумали деньги?
2) Что может быть деньгами?
3) Каковы форма и функции денег?
4) Сколько стране нужно денег?
Товары, которые выполняли в старину роль денег
Ракушки Каури
Скот
Соль
Товары, которые выполняли в старину роль денег
Птичьи перья
Акульи зубы
Справочник цен в Исландии
За 1 подкову - 1 рыбина
За 1 пару башмаков – 5 рыбин
За 1 бочонок вина – 100 рыбин
За 1 бочонок сливочного масла – 120 рыбин
Товары, которые выполняли в старину роль денег
Шкуры животных
Меха животных
Товары которые выполняли в старину роль денег.
Зерно
Табак
Причина возникновения денег.
Деньги- одно из наиболее великих изобретений человека. Впервые деньги стали использоваться несколько тысячелетий назад для обмена товаров. Сначала роль денег выполняли сами товары : сол ь, сушеная рыба, медные браслеты, раковины, золотой песок, лошади и многое другое. В древней Руси использовали долгое время меха куницы и белки.
Проблемы , возникшие при использовании товарных денег:
1.Делимость
2. Сохранность
3.Портативность
«Хорошие» деньги должны обладать следующими свойствами:
Из них легко составить нужную сумму – свойство делимости
2. Их можно долго хранить и поэтому накапливать – свойство сохранности
3. Быть удобными для перемещения - свойство портативности
На смену товарным деньгам пришли:
Монеты
Банкноты
Самым древним видом денег были монеты, которые впервые были напечатаны в Древней Греции еще в YIII-YII вв. до н.э. В IX в. в Древнем Китае впервые появилис ь бумажные деньги. Монеты и бумажные деньги в последствии стали составлять денежную массу. Денежная масса в свою очередь стала состоять из наличных и безналичных денег.
Наличные денежные средства-
Бумажные деньги и разменная монета, которые физически переходят от покупателя к продавцу при расчете за товар или при осуществлении платежей.
Безналичные денежные средства- форма осуществления платежей и расчетов,при которой физической передачи денежных знаков не происходит, а просто осуществляется соответствующие записи в специальных книгах.
Деньги-это особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары или услуги.
Оцените, насколько каждый из перечисленных предметов пригоден для выполнения функции денег по предложенным свойствам
Предметы, выступающие в роли денег
Компактность
Соль
-
Делимость
Каменные колеса
Рыба
+
Долговечность
+
Однородность
Золото
Кол-во баллов
+
Медные монеты
3
Чек на предъявителя
Сравните свои ответы
Предметы, выступающие в роли денег
Компактность
Соль
-
Делимость
Каменные колеса
-
+
Рыба
Долговечность
+
-
Золото
Однородность
-
+
Медные монеты
-
Кол-во баллов
+
+
-
3
-
+
Чек на предъявителя
+
+
+
2
+
-
+
0
+
+
4
+
+
3
+
4
мера стоимости
средство платежа
средство обращения
средство накопления
мировые деньги
Функции денег.
Как известно, деньги выполняют в экономике следующие функции:
мера стоимости;
средство обращения;
средство платежа;
средство накопления;
мировые деньги ( а именно: золото, СКВ, евро).
Все функции денег могут выполнять только наличные деньги. Зарубежная экономическая теория относит к функциям денег , как правило, только первые три.
Средство обращения
– деньги выступают в качестве посредника при обмене.
Д – Т Д – Т – Д
Т – Д Т – Д – Т
Мера стоимости (единица счёта)
– деньги выступают в качестве счётной единицы, при помощи которой измеряют и соизмеряют стоимость всех благ.
Эту функцию деньги выполняют при помощи масштаба цен.
Средство платежа
- движение только одних денег (уплата налогов, выплата заработной платы, стипендии) или движение денег не совпадающее с движением товара (покупка товара в кредит)
Мировые деньги
– всеобщее платежное и покупательное средство, используемое в расчетах между странами.
Какие валюты мира выполняют функцию «мировые деньги» в настоящее время?
Средство сбережения (накопления)
– деньги являются способом перенесения нынешних покупок на будущее.
Деньги не единственное, а иногда и не самое лучшее средство сбережения
Деньги? - Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока.
А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»
Деньги? - Деньги Всегда, во всякий возраст нам пригодны; Но юноша в них ищет слуг проворных И не жалея шлет туда, сюда. Старик же видит в них друзей надежных И бережет их как зеницу ока. А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»
Деньги? - Деньги Всегда, во всякий возраст нам пригодны; Но юноша в них ищет слуг проворных И не жалея шлет туда, сюда. Старик же видит в них друзей надежных И бережет их как зеницу ока. А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»
Герои книги И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев»
Задание Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите все увиденные в нем функции денег.
Задание Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите все увиденные в нем функции денег.
Задание Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите все увиденные в нем функции денег.
Задание Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите все увиденные в нем функции денег.
Задание Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите все увиденные в нем функции денег.
Задание Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите все увиденные в нем функции денег.
Задание Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите все увиденные в нем функции денег.
Проверочная работа
Прочитав отрывки из литературного произведения, охарактеризуйте функции, которые выполняют в них деньги. Вы должны не только назвать функцию денег, но и пояснить, почему вы так думаете. Время выполнения 10 минут.
Задания разделены на три уровня сложности, вы можете выбрать любой. От уровня сложности зависит максимальная оценка за работу: уровень А – «3», В – «4», А+В – «5».
Длительный опыт использования денег научил экономистов жесткой истине- денег в стране должно быть ровно столько, сколько нужно для нормального хода торговли и производства.
М=РQ\V
где М- масса денег
Р- средний уровень цен
Q - общий объем товаров и услуг продаваемых в стране за год
V - скорость обращения денег
Изменения количества денег в обращении определяет уровень цен в экономике.
Сколько стране нужно денег?
Эпилог
Можно ли сказать, что деньги выполняют одинаковые функции для всех людей, несмотря на их возраст, пол, положение в обществе?