kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Самопознание личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Самопознание и развитие личности»

Цель:

  • объяснить понятия и термины: «самосознание», «самопознание», «Я – концепция», «Я – образ», «идентичность»;

    Задачи:

            -        познакомить с особенностями процесса самопознания;

  • выявить роль самосознания в развитии личности;

  • определить трудности познания человеком самого себя;

  • развивать у студентов умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

  • способствовать выработке гражданской позиции студентов.

    Тип урока:

              Интегрированный с психологом 2-х часовой урок лабораторного типа

    Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран

  • компьютерная презентация «Самопознание»

  • тест на выявление уровня самооценки, психологические задания и упражнения

  • отрывок фильма «Диалог с Богом»

    Структура урока

    Организационный момент. Постановка цели

    Изучение нового материала

    Закрепление нового материала

    Домашнее задание

    Итог урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Самопознание личности" »






Департамент профессионального образования Томской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса»

ОГБОУ СПО «АТпромИС»








Методическая разработка урока

по учебной дисциплине «Основы философии»

по теме: «Самопознание и развитие личности»
















Педагог : Кучина Е.П.








Асино 2015 год

Тема: «Самопознание и развитие личности»


Цель:

  • объяснить понятия и термины: «самосознание», «самопознание», «Я – концепция», «Я – образ», «идентичность»;

Задачи:

- познакомить с особенностями процесса самопознания;

  • выявить роль самосознания в развитии личности;

  • определить трудности познания человеком самого себя;

  • развивать у студентов умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

  • способствовать выработке гражданской позиции студентов.


Тип урока:

Интегрированный с психологом 2-х часовой урок лабораторного типа


Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран

  • компьютерная презентация «Самопознание»

  • тест на выявление уровня самооценки, психологические задания и упражнения

  • отрывок фильма «Диалог с Богом»


Структура урока

Организационный момент. Постановка цели

Изучение нового материала

Закрепление нового материала

Домашнее задание

Итог урока



Ход урока:

I. Педагог : «Один человек проснулся ночью, так как замерз. Он подошел к дому соседа и начал стучать в дверь. Ему открыли дверь и спросили, что нужно. Человек сказал:

- Я замерз. Не могли бы вы дать мне огня?

Сосед ответил:

- Что такое с вами? Вы встаете ночью, идете сюда, будите всех нас – а в руках у вас зажженный факел.

О чем, по-вашему, притча? Чему она нас учит?

Вывод делают студенты:

Оказывается, то, что человеку нужно, в действительности находится в нем самом, а он все ходит по свету и ищет. Надо только научиться заглядывать в самого себя, знать самого себя. Как это сделать? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Вопросами познания внутреннего мира человека ведает наука психология, поэтому помогать разобраться с темой нам будет психолог нашейго техникума Овчинникова И.Н.Для полного раскрытия темы нам нужно опираться на уже имеющиеся у нас знания, поэтому некоторые вопросы нам с вами придется сегодня вспомнить.

Тема урока: «Самопознание и развитие личности»

Тему урока и план урока студенты записывают в тетрадь.

План урока:

  1. Самосознание и самопознание

  2. Роль самооценки в формировании личности

  3. Самоисповедь как средство познания своего Я

  1. Поэт Е.Евтушенко утверждал, что человек – это знание, которое познает самого себя. И этот процесс продолжается всю жизнь. И все же трудно не согласиться с французским поэтом XV века Франсуа Вийоном, который написал следующие строки:

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Почему нам так трудно обозначить окончательный взгляд на самого себя?

Надо ли это делать и каким образом? Попытаемся ответить на эти вопросы.

  1. Самосознание и самопознание

  2. Вопрос студентам: Чем мы отличаемся друг от друга?

Каждый из нас уникален. Мы отличаемся цветом глаз, волос, полом, возрастом, привычками, именами и многим-многим другим. Но есть и то, что нас всех объединяет. У нас есть мысли, чувства, желания, память.

Есть такое выражение «внутренний мир человека». Это его собственное пространство, куда нет доступа практически никому, разве что самому человеку.

Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, социологов, педагогов, деятелей искусства. Как же они представляли себе эти процессы?

  • Дж. Локк (психолог, философ)– человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.

  • И.Кант (философ) придавал пониманию «Я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. С его точки зрения, самосознание – необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.

  • Г.Гегель (философ) рассматривал самосознание в развитии, при изучении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.

Вопрос к студентам: Что же такое самосознание (познание)? Как вы думаете?

(Обобщить ответы учащихся. Вывести определение на экран с последующей записью в тетрадь)

Запишем определение

  • Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

  • Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.


Виды самопознания



ОПОСРЕДОВАННОЕ

Совершается путем анализа собственной деятельности

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ

Выступает в форме самонаблюдения





Привести примеры ( студенты)

В ходе беседы мы выясним особенности самопознания, которые в виде тезисов вам необходимо записать в тетрадь.


Процесс самопознания можно разбить на фазы. Рассмотрим фазы самопознания, т. е. как у человека в ходе жизни изменяется мотивация к познанию своего Я, а так же ценностные ориентиры. Посмотрим на таблицу. Пак я буду ее комментировать, вы перенесите ее в тетради.

Одним из важнейших признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые решения или совершаемые действия.

Вопрос к студентам: Как Вы думаете с какого момента человек начинает познавать мир?

Пассивная фаза


3 – 8 мес.

Познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего «Я» эпизодическое

Активная фаза

12 – 15 лет


20 – 30 лет

Большое внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке

Внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации. (этим термином определяется процесс полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, но чтобы реализовать себя человек должен знать свои способности)

Фаза падения

60 – 70 лет

Конец жизни - мудрец – считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное


Из данных таблицы можно определить, что в детстве человек меньше задумывается о своем Я, направляя активность на познание окружающего мира. Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит не одинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного тапа к другому мы определили в 10 лет. К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает.

С фазами мы определись, теперь рассмотрим особенности самопознания относительно других видов познания. В этом нам помогут наши формулы, которые мы записали в ходе изучения видов познания. Давайте сравним, вспомнив изученный ранее материал.

1.Познание – это деятельность?

2.Какой вид деятельности?

3.Какие виды познания вы знаете?

4.Какие элементы выделяются в структуре познания?


Научное познание

«СУБЪЕКТ - ОБЪЕКТ»


Социальное познание

«СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТ»

Самопознание

«СУБЪЕКТ»

Психолог: Проведем эксперимент. Ученые утверждают, что первый шаг к узнаванию себя – самодиагностика. Как вы думаете, знаете ли вы себя? Мнения людей очень различаются по ответу на этот вопрос, различаются даже по тому, что понимают под словами «знать самого себя». Для одних это значит представлять, на что способен, что от себя ждать, для других – знать свои положительные и отрицательные качества, достоинства и недостатки, для третьих – хорошо разбираться в тончайших движениях своей души, в своих чувствах и переживаниях. Для кого-то это доскональное знание своей внешности, для кого-то умение общаться. А некоторые искренне не понимают, как это можно не знать себя.

А вы? Что означает для вас «знать себя»? Легко и вам ответить на этот вопрос?

Для того, чтобы лучше разобраться в этом, выполните следующее задание. Его разработали американские психологи Кун и Мак-Портленд. Называется оно «Кто я? 20 предложений». В течении 10 минут вы должны ответить на вопрос «Кто я?», использовав для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят в голову. Вы же сами понимаете – правильных и неправильных ответов здесь быть не может.

Перейдем к интерпретации. Что означают ваши ответы?

Прежде всего посмотрите, сколько слов и предложений вы успели написать за 10 минут. Этот показатель носит название «уровень самопрезентации». Думаю, слово «презентация» вам хорошо знакомо. За этим пышным словом скрывается обычное русское «представлении», «предъявление», а уровень самопрезентации – это уровень представления, предъявления самого себя. Чем большее количество слов и предложений вы успели написать за отведенное время, тем выше у вас уровень самопрезентации. Кстати, вы использовали все отведенное время или прекратили работу где-то в середине, решив, что все возможное вы о себе уже сказали? Последнее чаще всего свидетельствует о том, что у человека есть ограниченный жесткий круг представлений и он никогда не пользуется возможностью заглянуть за эту границу.

Если ответов у вас очень мало – не более 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе (Почему? Что такого неприятного или страшного вы можете сами от себя скрывать? Подумайте об этом.), или - это встречается чаще – просто не думаете о себе пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, вам этого достаточно?

От 9 до 17 ответов – это средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что-либо определенное. Вроде бы человек и знает себя, да как-то не очень много.

Те, у кого низкий и средний уровень самопрезентации, подумайте, что вам помешало ответить? Чего вам нахватало? Умение сделать над собой усилие – вам просто надоело отвечать? Не могли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над чем именно надо работать.

Когда ответов 18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе, не стесняется сам себя. Но внимание! Те, у кого высокий уровень самопрезентации, посмотрите, нет ли у вас повторяющихся ответов, например : «Я люблю рок-музыку», «Вечерами я часто слушаю записи рок - музыкантов», «Мое самое любимое занятии – слушать музыку». Такие повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. И это очень важно. Но для определения уровня самопрезентации, уровня того, насколько вы знаете самого себя и можете говорить о себе, посчитайте все эти высказывания за одно. (Кстати, это полезно сделать и тем, у кого низкий и средний уровень.) Сколько осталось? Подчеркните и выпишите эту важную для вас тему, даже если теперь она покажется вам и странной, да и не темой вовсе. Подумайте, почему ы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит? И учтите, это почти никогда не бывает случайным.

У вас ответов больше 22. не перехитрили ли вы самого себя? Может быть, вы решили – задача в том, чтобы написать как можно больше, и стали писать что попало, лишь бы набрать желаемое число. Перечитайте свои ответы, сколько из них действительно как-то характеризует вас, а сколько написано случайно, просто так? Подумайте, что вы выигрываете, а что проигрываете, стремясь угадать, чего от вас ждут?

Учитель: Я думаю, вы убедились сами, что вопросы самопознания и самосознания далеко не простые. С чего начинается наш процесс самопознания? Видим ли мы себя реальными?

Ученые провели оригинальный эксперимент. Испытуемого фотографировали и предлагали спроецировать фотографию на настенный экран. Одновременно перед ним ставили зеркало. Он должен был «подогнать» фотографическое изображение к зеркальному отражению, для чего имел возможность изменять пропорции фотографии – расширять, сужать. Выявилось, что между реальным образом и тем, который имеет человек, есть существенные расхождения, которые нами не осознаются.

Воистину, человек – знакомый незнакомец. Человек не видит своего настоящего лица, также как и не слышит голоса своего.

Эйнштейн видел в каждом лице многоликость, так как человеческое лицо подвижно и изменчиво.

Психологи пришли к выводу, что внешность человека значима не только для него, но и для окружающих: обладающим приятной внешностью приписывают те достоинства, которых у них нет, и наоборот. Может быть, поэтому в народе сложено много пословиц на эту тему:

  • С лица воды не пить.

  • Не родись красивой, а родись счастливой.

  • Красота спасет мир.

  • У него на лице все написано.

Как вы думаете, действительно ли так уж важна для человека его внешность?

А как же тогда поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму»? свой ответ аргументируйте.

А теперь поговорим о том, что такое самооценка и о ее роли в развитии личности.

2. Роль самооценки в развитии личности.

Психолог: Что вы понимаете под понятием «самооценка»?

В учебнике приведены определение и формула самооценки:
Самооценка – представление о своих способностях, отношении к себе других людей.

Самооценка = притязание.

Согласны ли вы с данным утверждением? Почему в определении самооценки содержится два компонента? От чего зависит самооценка? Ответ аргументируйте.


Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке.


Мотивы обращения к самооценке




Понимание себя

(поиск точных знаний о себе)

Повышение собственной значимости (поиск благоприятный знаний о себе)

Самопроверка

(соотнесение собственных знаний о себе с оценкой своей личности окружающими)






Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить своё самоуважение.

В самооценке, как мы выяснили, присутствует субъективность. Из чего она складывается? Как бы мы не старались оценить себя объективно мы не можем исключить эмоциональную сторону.

Во-первых: наша оценка складывается из таких взаимосвязанных составляющих как успех и притязание. В ходе деятельности мы ставим перед собой множество задач – притязаний. И самооценка у нас складывается из того результата которого мы добиваемся при выполнении данных задач.

Во-вторых: мы склонны сравнивать и проводить аналоги с успехами и неудачами из уже случившихся в нашей жизни подобных случаев.

В-третьих: мы уже выяснили, что оценка собственного Я в немалой степени зависит от нашей эмоциональности и мнения окружающих.

В-четвертых: необходимо отметить, что наше Я динамично и поэтому, с опытом приобретаемым в течении жизни, у нас оценка наших успехов изменяется соответственно.

Отсюда следует вывод: что самопознание всегда субъективно, но к объективности необходимо стремиться.

Самооценка может быть высокой, средней, низкой.


Самооценка




Реалистическая


Нереалистическая





Завышенная


Заниженная




У людей, ориентированных на успех



У людей, ориентированных на избегание неудач






Проверим с помощью теста уровень самооценки и вашу успешность.

Тест на выявление уровня самооценки.

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало

говорить или делать что-то?

а) очень часто — 1 балл;

б) иногда — 3 балла.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;

б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;

в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то

оригинальное — 3 балла;

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:

а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;

б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,

хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;

в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в

которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши знакомые и друзья добиваются большего успеха, чем вы?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) иногда — 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) да — 5 баллов;

б) нет — 1 балл;

в) не знаю — 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой — 1 балл;

б) желтый — 3 балла;

в) красный — 5 баллов.

Подсчет баллов

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...

37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Беседа со студентами!!

Проанализируем уровни самооценки. Итак, высокая самооценка: какие у нее сильные и слабые стороны?

Каковы перспективы формирования личности, которая имеет высокую самооценку?

Как будет складываться у человека с высокой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями?

Низкая самооценка: какие у нее сильные и слабые стороны?

Каковы перспективы формирования личности, которая имеет низкую самооценку?

Как будут складываться у человека с низкой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями?

Как поднять самооценку: 7 советов

1. Осознайте, что высокая самооценка и уверенность в себе – это жизненное преимущество. Нет ничего высокоморального в застарелых тараканах и застенчивости. Вы должны понять и глубоко принять эти слова – они сами по себе добавят вам уверенности, повысят самооценку. Наше сознание работает на нас!

2. Совет от Бодо Шефера: ведите дневник успеха! Каждый день записывайте хотя бы 5 вещей, которые удались вам «на отлично». Заносите в него даже незначительные успехи каждый день. Повторение – мать учения, таким образом вы убедите свое подсознание, что вы – ого-го!) И самооценка пойдет вверх.

3. Сделайте над собой усилие и начните заниматься чем-нибудь, что полезно и требует твердой воли. Например, начните бегать по утрам или изучать иностранный язык.

(Кстати. Еще один очень полезный «навык» в мышлении успешного человека заключается в том, что его занятия служат сразу многим целям. Бегая по утрам, мы поднимаем самооценку, заботимся о здоровье и настраиваемся на продуктивный день. Очень важно осознавать это! Тогда вы будете чувствовать, что жизнь более полна и более успешна, а значит, это на самом деле придет в жизнь! Кроме того, такое мышление позволяет добиваться отличных результатов в других сферах, не только в саморазвитии и области психики. В бизнесе, например.)

4. Никогда не оправдывайтесь, особенно – перед собой. Скажите просто: ну да, может, тут и есть моя вина, ну что теперь, расстреляйте меня;))) Успешный человек с адекватной самооценкой всегда адекватно признает свои ошибки.

5. Не откладывайте дела!!! Задумали что-то – приступайте к делу сразу. Потом уйдет энтузиазм, пропадет уверенность – и что в итоге? Разочарование от очередной мертворожденной идеи (самооценка падает ниже плинтуса…) и растраченное впустую время на бесплодное мечтание. Задумал – сделал. Задумал – сделал.

6. Не ищите подтверждений своей «крутости» искусственно. Не придумывайте себе испытаний. Делайте дело! Просто делайте то, что нужно и полезно. Подтверждения – это костыли для самооценки. Уверенный в себе человек и так знает, что он может чуть меньше, чем ВСЕ.

7. Не заставляйте себя быть идеальным во всем. Что-то можно сделать не на отлично. Расслабьтесь! (последний совет спер из какого-то глянцевого журнала, но мне нравится;)

Успешного подъема и адекватной самооценки

Желающие могут взять 7 советов с собой!!!!


Какой уровень самооценки является самым оптимальным? Почему?


Прокомментируйте схему:






ТРИ ОСНОВНЫХ МОМЕНТА САМООЦЕНКИ

1. Сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, к которому мы стремимся.

Выражается формулой:

Самооценка = Успех : Притязание






3. На отношении к собственным успехам и неудачам



Меняется на протяжении всей жизни


Самопознание носит творческий характер, так как каждый человек стремится к идеалу.

На процесс самопознания оказывают влияние мнения других людей.

  1. Самоисповедь и самопознание

Учитель: какими способами мы можем познать себя?

(Анализ и обобщение ответов учащихся)

Одним из способов познать себя является самоисповедь.

По существу, самоисповедь является полным внутренним отчетом перед самим собой о том, что происходит с нами и в нас.

В жизни по разным причинам нередко приходится сожалеть о содеянном. Сожаление может вызвать длительно сохраняющее чувство досады, неудобства, самоосуждения. Выразить наболевшее в словах, высказаться искренне перед кем-либо издавна считалось у людей одним из действенных способов избавиться от тягостных мыслей. Такой рассказ о поступках, ошибках, сомнениях, переживаниях не только удовлетворяет потребность в сочувствии, сопереживании, утешении, но и помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует, в самом себе.

Психологически такое облегчение объяснимо: то, что первоначально не осознавалось до конца, в ходе исповеди делается более отчетливым, понятным, а значит – становится яснее, как действовать в подобной ситуации.

Исповедь, прежде всего перед самим собой, помогает оценить свои качества, утвердить или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. А это значит приоткрыть еще одну тайну самого себя.

В свое время были широко распространены личные дневники, записи своих размышлений, впечатлений, переживаний, носящие характер исповеди. Сегодня такие дневники встречаются гораздо реже, но зато заметно возрос интерес ко всякого рода тестам, анкетам, дающим возможность заглянуть в свой внутренний мир, узнать о себе что-то новое. Нередко, сравнив свое представление с результатами тестирования, мы остаемся недовольны, иногда удовлетворенно соглашаемся с результатом (если он подтверждает нашу самооценку). Во всех случаях успех зависит не только от качества теста, но и от умения и готовности честно заглянуть в себя, призвать себя на исповедь. (На экране трудности самоисповеди)

В связи с исповедью перед самим собой вспомним слова Ф.М.Достоевского, вложенные им в уста старца Зосимы: «Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь слушающий до того доходит, что уже никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе, и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым слабостям и доходит до скотства в пороках своих, а все от беспрерывной лжи к людям и к себе самому».

Субъективная сложность внутренней исповеди состоит не только в том, что абсолютная честность с самим собой – проявление нравственного начала в человеке. Гораздо легче найти оправдание своим поступкам, чем осудить себя в случае некрасивого поведения. Еще одна причина затруднений кроется в том, что наряду с осознаваемыми проявлениями, человек подвластен и неосознаваемым проявлениям. Так, по теории З.Фрейда, Я человека является «несчастным» существом, поскольку оно служит трем господам и поэтому подвергается тройной угрозе: со стороны внешнего мира; со стороны бессознательных влечений и импульсов, источника психической энергии, нацеленной на удовлетворения; со стороны морального контроля, запретов, сложившихся под влиянием окруженных и прежнего опыта. Фрейд стремился объяснить причины многих внутриличностных конфликтов разделением единой человеческой личности на три антагонистические части, извечно конфликтующие между собой.

Современная наука признает сложность и комплексность Я и противоречивость информации, которая постоянно подвергается оценке, осмыслению для выработки решения о своих действиях. В одном из произведений А.Платонов писал: «В человеке живет маленький зритель – он не участвует в поступках, ни в страдании – он всегда хладнокровен и одинаков. Его служба – видеть и быть свидетелем, но он без права голоса в жизни человека и неизвестно, зачем он одиноко существует. Этот угол сознания человека день и ночь освещен, как комната швейцара в большом доме. Круглые сутки сидит этот бодрствующий швейцар в подъезде человека, знает всех жителей своего дома, но ни один житель не советуется со швейцаром о своих делах. Жители входят и выходят, а зритель - швейцар провожает их глазами. От своей бессильной осведомленности он кажется иногда печальным, но всегда вежлив, уединен и имеет квартиру в другом доме. В случае пожара швейцар звонит пожарным и наблюдает снаружи дальнейшие события».

Эта аллегория показывает, что отношения между сознанием и подсознанием похожи на отношения двух типов жильцов (приятные и неприятные). Они постоянно ведут между собой диалог, стараясь привлечь хозяина дома (Я) на свою сторону. Дискуссия между жильцами есть не что иное, как внутренний диалог личности с собой.

Итак, подведем некоторые итоги.

Человек постоянно в процессе деятельности меняется, его Я, выступающее в качестве объекта познания, - сложное и динамичное образование.

Я – концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция – итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Вывод:

Для постижения Я необязательно проводить психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния: какие поступки дают вам удовлетворение, какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

Изучение себя может осуществляться в процессе другой деятельности – общения, игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.

А для чего нужно знать себя?

Вывод по теме: Особенности самопознания. (Формулируют студенты)

Самопознание в отличие от других видов познания:

  • направлена на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;

  • в отличие от научного познания, как и в социальном познании присутствует субъективность;

  • большое значение в познании собственного Я имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.

  • в отличие от других видов познания присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию);

  • сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе

  • Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

  • Важный признак самосознания – готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

  • Самопознание происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни.

  • Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации – это процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

  • Для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.


Какие особенности самопознания удалось отразить в следующих стихотворных строках поэту Н.Заболоцкому?

Как мир меняется!

И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,-

На самом деле то, что именуют мной,-

Не я один. Нас много. Я – живой.

Видеоклип «Диалог с Богом»

Какова мораль / смысл этого клипа?

Как он связан с темой урока?


Домашнее задание: Прочитать 7 советов как поднять самооценку, подумать над ними. Что Вам пригодится? Что Вам хотелось бы добавить к этим советам?

Рефлексия:

Вопросы:

1. Поняли ли Вы тему урока?

2.Понятна ли она Вам?

Что нового Вы сегодня узнали?

При выходе с урока, каждый из Вас возьмет из корзины яблоко, если урок понравился и вы многое узнали и открыли для себя яблоко красное, если нет – то зеленное. В группе 25 человека присутствовало на занятии 23.В корзине остались только зеленные яблоки. Урок удался.

Подведение итогов урока. Вы сегодня плодотворно поработали. Спасибо за работу. Оценки за урок…выставляете себе сами, посмотрим кто и как себя оценил



24




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Самопознание личности"

Автор: Кучина Елена Павловна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213610

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Коннспект урока на тему "В чем смысл жизни?" (на основе анализа романа "Герой нашего времени") "
    ["seo_title"] => string(99) "konnspiekt-uroka-na-tiemu-v-chiem-smysl-zhizni-na-osnovie-analiza-romana-gieroi-nashiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "157298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421582066"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "методическая разработка по самопознанию "
    ["seo_title"] => string(44) "mietodichieskaia-razrabotka-po-samopoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "156275"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421403759"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Методическая разработка интегрированного урока "Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю. Лермонтова" "
    ["seo_title"] => string(119) "mietodichieskaia-razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-liubvi-priekrasnyie-mghnovien-ia-v-tvorchiestvie-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "129938"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415797432"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка классного часа на тему: "Дружба- чудесное слово!""
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-na-tiemu-druzhba-chudiesnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "252089"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447331884"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока на тему "Профессионально-важные качества и успешность профессионального труда" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-profiessional-no-vazhnyie-kachiestva-i-uspieshnost-profiessional-nogho-truda"
    ["file_id"] => string(6) "181704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425386667"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства