Методическая разработка интегрированного урока "Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю. Лермонтова"
Методическая разработка интегрированного урока "Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю. Лермонтова"
ПЛАН – КОНСПЕКТ
интегрированного урока самопознания и изучения русской литературы
Выполнил: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 43» г.Братска, Калугина Лариса Ивановна, высшей квалификационной категории.
Тема урока: «Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Адресаты любовной лирики».
Аудитория: 10 класс (мероприятие рассчитано на 2 урока)
Цель урока: формирование целостного восприятия нравственных ценностей поэта, выявление взаимосвязи между творческой индивидуальностью и особенностями эпохи 19 века, исследование новаторских идей М.Ю. Лермонтова, совершенствование навыков анализа лирического произведения.
Задачи:
1. сформировать понятие об образе лирического героя М.Ю. Лермонтова
3. прививать любовь к русской классической поэзии, способствовать воспитанию нравственных качеств личности
Наглядность и оборудование: ЭОР - презентации, выставка книг М.Ю.Лермонтова, аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова, видеоролик «Притча о любви и времени».
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока "Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю. Лермонтова" »
ПЛАН – КОНСПЕКТ
интегрированного урока самопознания и изучения русской литературы
Выполнил: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 43» г.Братска, Калугина Лариса Ивановна, высшей квалификационной категории.
Тема урока: «Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Адресаты любовной лирики».
Аудитория: 10 класс (мероприятие рассчитано на 2 урока)
Цель урока: формирование целостного восприятия нравственных ценностей поэта, выявление взаимосвязи между творческой индивидуальностью и особенностями эпохи 19 века, исследование новаторских идей М.Ю. Лермонтова, совершенствование навыков анализа лирического произведения.
Задачи:
1. сформировать понятие об образе лирического героя М.Ю. Лермонтова
3. прививать любовь к русской классической поэзии, способствовать воспитанию нравственных качеств личности
Наглядность и оборудование: ЭОР - презентации, выставка книг М.Ю.Лермонтова, аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова, видеоролик «Притча о любви и времени».
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход мероприятия
1.Орг.момент. Добрый день! Нам очень приятно видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. А вас, ребята, я приглашаю в круг любви.
2. Психологический настрой.
Луч солнца золотой
Круг любви везде со мной.
Любовь в тебе,
любовь во мне, любовь вокруг, любовь везде. Давайте начнём день с Любви, наполним день Любовью, завершим день с Любовью.
3. - Каждый человек в жизни стремится найти своё счастье, и каждый понимает счастье по-своему. Для одних счастье – в любимой работе. Для других – в богатстве. Но, пожалуй. Любому человеку хотелось бы найти свою любовь, иметь рядом любящих людей и любить самому. И если всё это есть, человек ощущает себя счастливым.
- Обратите внимание на доску, давайте прочитаем эпиграф к уроку:
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, как я страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть.
Определите основные понятия, которые являются главными и скажите, какую завесу мы сегодня приоткроем (ответы учащихся)?
На этом уроке мы с вами поговорим о жизни сердца в поэзии М.Лермонтова, о том, как он любил, как он страдал.
Исследователи отмечают такую особенность интимной лирики Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью.
«Гимн чистоте, нежности, душевной красоте»,- сказал Сергей Наровчатов о любовной лирике в творчестве Лермонтова.
Запишите тему урока и эпиграф.
Раздаются листы «Карта – маршрут» урока, который заполняется в течение всего занятия. (Приложение №1)
4. Основная часть. В чём заключается значение слова «любовь»?
Составьте ассоциативный ряд к слову «любовь»
Жизнь
Испытания
Слёзы
Разлука
Мечта
- Почему любовь относится к духовным ценностям? - Как влияет это чувство на человека? - Объясните смысл выражения «любви прекрасные мгновенья». Любовь – самое поэтическое, возвышенное и прекрасное чувство. Светлый мир открывается человеку, когда пробуждается любовь… В душе всё ликует, потому что из окружающих людей как-то незаметно выделился единственный, самый дорогой для вас человек. Первая любовь может стать не только источником вдохновения, но и окрылить влюблённого на чудесные поступки. Искренняя любовь является прочным строительным материалом для семьи.
Кому же были адресованы самые лучшие стихи о прекрасном чувстве у М.Ю.Лермонтова? (слово представлено группам учащихся, которые приготовили сообщения – презентации «Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова, присоединяется к учащимся и библиотекарь ДТДиМ «Гармония». Смотрите приложение №2).
1 группа: сообщение о Варваре Александровне Лопухиной(1815-1851) 2 группа: сообщение о Сушковой Екатерине Александровне (1812-1868)
3 группа: Иванова Наталья Фёдоровна(1813-1875) 4 группа: Щербатова Мария Алексеевна(1820-1879) 5 группа: Анна Григорьевна Философова(1815-1892) 6 группа: Евдокия Петровна Ростопчина(1811/12-1858)
Во время выступления групп читают следующие стихи: Осипов А. «Я не унижусь пред тобою…», посвящённое Н.Ф. Ивановой; Ветров В. «Она была прекрасна как мечта..», посвящённое Е.Сушковой; Кокин Д « Отчего…», посвящённой Лопухиной В.А.,Орлов А. « Из под таинственно, холодной полумаски…», Переломов О. «Я верю: под одной звездою», посвящённое Ростопчиной Е.П.
5. Заполнение карту – маршрут: после прочтения стихотворения «Я не унижусь пред тобою» ответьте на вопрос:
Определите, какая это любовь счастливая или трагическая? Какие строки об этом нам сообщают, выпишите (стихи, раздаточные материалы должны быть на столах).
6. Домашним заданием вам было предложено найти великие высказывания о любви. Какие вы можете взять с собой в будущую жизнь, продемонстрируйте высказывания. Особое внимание обратить на цитаты о любви из Библии (Приложение №3).
Вставная конструкция: фрагмент из кинофильма «Перемена» с песней «Чёрное, белое».
7.Как много сказано о ней, но в человеке всегда есть две грани: любовь – ненависть
На листах составьте список то, что вы любите (кого) и то, что вы не любите
Попробуем, как и М.Ю.Лермонтов пооткровенничать друг с другом, начну с себя.
(Приложение №4) Учащиеся по кругу знакомят нас со своими ответами, тем самым происходит тесное знакомство души каждого ученика, учителя и М.Ю. Лермонтова. Мы все разные, но сегодня вы стали чуть-чуть ближе друг другу, так как открыли свои души.
8.Упражнение «Шкатулка с сюрпризом». – Я приготовила для вас неожиданный сюрприз. В этой шкатулке находится самое дорогое, что есть на свете, загляните в неё, и увидите, что является самым ценным. Так, что вы увидели? А в зеркале вы увидели себя. (это слово должны произнести сами ученики). Пока мы не научимся любить себя такими, какие мы есть, нам не суждено любить других людей. Любовь к миру начинается с любви к себе. Любовь начинается в сердце человека, светит в его глазах.
9.Минута тишины (звучит негромкая музыка).
– Оказывается. Что любовь можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто находится далеко от вас, кто живёт в другом городе или на другом конце нашей планеты. Потому что у любви нет границ. Ведь Любовь – это могущественная и великая сила. А теперь я предлагаю вам побыть наедине с собой…Сядьте удобно, расслабьтесь. Можете закрыть глаза. Представьте себе, что любовь – это свет. Озаряющий мир. От этого света людям становится тепло и уютно. Сердца их радуются. Люди поют песни, говорят друг другу тёплые слова. Любовь – это чувство, которое наполняет особым смыслом жизнь человека. У любящего человека добрый приветливый взгляд. Почувствуйте любовь в вашем сердце. Отправьте этот свет любви вашим близким. Пусть они ощутят вашу любовь. И она согреет их своим теплом. Получилось ли послать свет своим близким?
Предлагаю вам подойти к ответу «Что же такое любовь», проанализировав притчу «Как важна в жизни Любовь» (просмотр видеоролика)
10. Рефлексия. В заключение нашей встречи напишите, что же такое любовь?
Приложение№1.
Карта урока
Тема:Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю. Лермонтова. Адресаты любовной лирики.
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, как я страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть.
Определите основные понятия, которые являются главными в эпиграфе и скажите, какую завесу мы сегодня приоткроем.
2. В чём заключается значение слова «любовь»? Составьте ассоциативный ряд .
ЛЮБОВЬ
____________
________________
__________________
_________________________
____________________________
_______________________________________
_________________________________________
3.Кому были адресованы стихи о любви, написанные М.Ю. Лермонтовым.
Адресаты
Стихотворения
4. Проанализируйте стихотворение «Я не унижусь пред тобою..». Определите, какая это любовь счастливая или трагическая? Какие строки об этом нам сообщают, выпишите.
Любовь для праздного человека – занятие, для воина – развлечение, для государя -подводный камень.
Наполеон Бонапарт.
Любовь – это неведомая страна, и мы плывём туда каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль своим собственным путём.
М.М.Пришвин.
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь.
И.Тургенев.
Любовь – начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем приклонится мудрый человек.
Конфуций.
В любимом человеке нравятся даже недостатки, а в нелюбимом раздражают даже достоинства.
Омар Хайям.
Любовь – это желание жить.
М.Горький.
Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.
Л.Н.Толстой.
Приложение №4.
(приём «Читательский стул откровений»)
Калугина Лариса Ивановна
«Что я люблю,
и
что я не люблю».
Я люблю жить.
Агата Кристи.
Я не люблю грубость и ложь; не люблю «грязь» и предательство, не люблю разбросанных вещей и неожиданностей.
Люблю: свет, смех, ласковое прикосновение своего сына. Люблю в выходной день удивить своих родных вкусным завтраком или сладким пирогом. Люблю потанцевать с друзьями и поболтать задушевно.
Люблю ходить в лес, ловить рыбу, кататься на коньках, посещать, если есть возможность, разные города.