kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка интегрированного урока "Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю. Лермонтова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН – КОНСПЕКТ

интегрированного урока самопознания и изучения русской литературы

Выполнил: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 43» г.Братска, Калугина Лариса Ивановна, высшей квалификационной категории.

Тема урока: «Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Адресаты любовной лирики».

Аудитория: 10 класс (мероприятие рассчитано на 2 урока)

Цель урока: формирование целостного восприятия нравственных ценностей поэта, выявление взаимосвязи между творческой индивидуальностью и особенностями эпохи 19 века, исследование новаторских идей М.Ю. Лермонтова, совершенствование навыков анализа лирического произведения.

Задачи:

1.   сформировать понятие об образе лирического героя М.Ю. Лермонтова

2.   развивать навыки лингвистического и сопоставительного анализов лирического произведения, навыки выразительного чтения

3.  прививать любовь к  русской классической поэзии, способствовать воспитанию нравственных качеств личности

Наглядность и оборудование: ЭОР - презентации, выставка книг М.Ю.Лермонтова, аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова, видеоролик «Притча о любви и времени».

Формы  работы  обучающихся: фронтальная,  индивидуальная, групповая

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока "Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю. Лермонтова" »

ПЛАН – КОНСПЕКТ

интегрированного урока самопознания и изучения русской литературы

Выполнил: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 43» г.Братска, Калугина Лариса Ивановна, высшей квалификационной категории.

Тема урока: «Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Адресаты любовной лирики».

Аудитория: 10 класс (мероприятие рассчитано на 2 урока)

Цель урока: формирование целостного восприятия нравственных ценностей поэта, выявление взаимосвязи между творческой индивидуальностью и особенностями эпохи 19 века, исследование новаторских идей М.Ю. Лермонтова, совершенствование навыков анализа лирического произведения.

Задачи:

1. сформировать понятие об образе лирического героя М.Ю. Лермонтова

2. развивать навыки лингвистического и сопоставительного анализов лирического произведения, навыки выразительного чтения

3. прививать любовь к русской классической поэзии, способствовать воспитанию нравственных качеств личности

Наглядность и оборудование: ЭОР - презентации, выставка книг М.Ю.Лермонтова, аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова, видеоролик «Притча о любви и времени».

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Ход мероприятия

1.Орг.момент. Добрый день! Нам очень приятно видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. А вас, ребята, я приглашаю в круг любви.

2. Психологический настрой.

Луч солнца золотой

Круг любви везде со мной.

Любовь в тебе,

любовь во мне, любовь вокруг, любовь везде. Давайте начнём день с Любви, наполним день Любовью, завершим день с Любовью.

3. - Каждый человек в жизни стремится найти своё счастье, и каждый понимает счастье по-своему. Для одних счастье – в любимой работе. Для других – в богатстве. Но, пожалуй. Любому человеку хотелось бы найти свою любовь, иметь рядом любящих людей и любить самому. И если всё это есть, человек ощущает себя счастливым.

- Обратите внимание на доску, давайте прочитаем эпиграф к уроку:

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, как я страдал,

Тому судья лишь Бог да совесть.

Определите основные понятия, которые являются главными и скажите, какую завесу мы сегодня приоткроем (ответы учащихся)?

На этом уроке мы с вами поговорим о жизни сердца в поэзии М.Лермонтова, о том, как он любил, как он страдал.

Исследователи отмечают такую особенность интимной лирики Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью.

«Гимн чистоте, нежности, душевной красоте»,- сказал Сергей Наровчатов о любовной лирике в творчестве Лермонтова.

Запишите тему урока и эпиграф.

Раздаются листы «Карта – маршрут» урока, который заполняется в течение всего занятия. (Приложение №1)

4. Основная часть. В чём заключается значение слова «любовь»?

Составьте ассоциативный ряд к слову «любовь»

Жизнь

Испытания

Слёзы

Разлука

Мечта

- Почему любовь относится к духовным ценностям? - Как влияет это чувство на человека? - Объясните смысл выражения «любви прекрасные мгновенья». Любовь – самое поэтическое, возвышенное и прекрасное чувство. Светлый мир открывается человеку, когда пробуждается любовь… В душе всё ликует, потому что из окружающих людей как-то незаметно выделился единственный, самый дорогой для вас человек. Первая любовь может стать не только источником вдохновения, но и окрылить влюблённого на чудесные поступки. Искренняя любовь является прочным строительным материалом для семьи.

Кому же были адресованы самые лучшие стихи о прекрасном чувстве у М.Ю.Лермонтова? (слово представлено группам учащихся, которые приготовили сообщения – презентации «Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова, присоединяется к учащимся и библиотекарь ДТДиМ «Гармония». Смотрите приложение №2).

1 группа: сообщение о Варваре Александровне Лопухиной(1815-1851)
2 группа: сообщение о Сушковой Екатерине Александровне (1812-1868)

3 группа: Иванова Наталья Фёдоровна(1813-1875)
4 группа: Щербатова Мария Алексеевна(1820-1879)
5 группа: Анна Григорьевна Философова(1815-1892)
6 группа: Евдокия Петровна Ростопчина(1811/12-1858)

Во время выступления групп читают следующие стихи: Осипов А. «Я не унижусь пред тобою…», посвящённое Н.Ф. Ивановой; Ветров В. «Она была прекрасна как мечта..», посвящённое Е.Сушковой; Кокин Д « Отчего…», посвящённой Лопухиной В.А.,Орлов А. « Из под таинственно, холодной полумаски…», Переломов О. «Я верю: под одной звездою», посвящённое Ростопчиной Е.П.

5. Заполнение карту – маршрут: после прочтения стихотворения «Я не унижусь пред тобою» ответьте на вопрос:

  • Определите, какая это любовь счастливая или трагическая? Какие строки об этом нам сообщают, выпишите (стихи, раздаточные материалы должны быть на столах).

6. Домашним заданием вам было предложено найти великие высказывания о любви. Какие вы можете взять с собой в будущую жизнь, продемонстрируйте высказывания. Особое внимание обратить на цитаты о любви из Библии (Приложение №3).

Вставная конструкция: фрагмент из кинофильма «Перемена» с песней «Чёрное, белое».

7.Как много сказано о ней, но в человеке всегда есть две грани: любовь – ненависть

На листах составьте список то, что вы любите (кого) и то, что вы не любите

Попробуем, как и М.Ю.Лермонтов пооткровенничать друг с другом, начну с себя.

(Приложение №4) Учащиеся по кругу знакомят нас со своими ответами, тем самым происходит тесное знакомство души каждого ученика, учителя и М.Ю. Лермонтова. Мы все разные, но сегодня вы стали чуть-чуть ближе друг другу, так как открыли свои души.

8.Упражнение «Шкатулка с сюрпризом». – Я приготовила для вас неожиданный сюрприз. В этой шкатулке находится самое дорогое, что есть на свете, загляните в неё, и увидите, что является самым ценным. Так, что вы увидели? А в зеркале вы увидели себя. (это слово должны произнести сами ученики). Пока мы не научимся любить себя такими, какие мы есть, нам не суждено любить других людей. Любовь к миру начинается с любви к себе. Любовь начинается в сердце человека, светит в его глазах.

9.Минута тишины (звучит негромкая музыка).

– Оказывается. Что любовь можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто находится далеко от вас, кто живёт в другом городе или на другом конце нашей планеты. Потому что у любви нет границ. Ведь Любовь – это могущественная и великая сила. А теперь я предлагаю вам побыть наедине с собой…Сядьте удобно, расслабьтесь. Можете закрыть глаза. Представьте себе, что любовь – это свет. Озаряющий мир. От этого света людям становится тепло и уютно. Сердца их радуются. Люди поют песни, говорят друг другу тёплые слова. Любовь – это чувство, которое наполняет особым смыслом жизнь человека. У любящего человека добрый приветливый взгляд. Почувствуйте любовь в вашем сердце. Отправьте этот свет любви вашим близким. Пусть они ощутят вашу любовь. И она согреет их своим теплом. Получилось ли послать свет своим близким?

Предлагаю вам подойти к ответу «Что же такое любовь», проанализировав притчу «Как важна в жизни Любовь» (просмотр видеоролика)

10. Рефлексия. В заключение нашей встречи напишите, что же такое любовь?

































Приложение№1.

Карта урока

Тема: Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю. Лермонтова. Адресаты любовной лирики.

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, как я страдал,

Тому судья лишь Бог да совесть.

  1. Определите основные понятия, которые являются главными в эпиграфе и скажите, какую завесу мы сегодня приоткроем.

__________________________________________________________________

2. В чём заключается значение слова «любовь»? Составьте ассоциативный ряд .

ЛЮБОВЬ

____________

________________

__________________

_________________________

____________________________

_______________________________________

_________________________________________

3.Кому были адресованы стихи о любви, написанные М.Ю. Лермонтовым.


Адресаты

Стихотворения















4. Проанализируйте стихотворение «Я не унижусь пред тобою..». Определите, какая это любовь счастливая или трагическая? Какие строки об этом нам сообщают, выпишите.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Заполните таблицу.

Что я люблю

Что я не люблю









6. Ответьте на вопрос «что же такое любовь?». Составьте небольшое рассуждение.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение №2.










































































































Приложение №3

Любовь для праздного человека – занятие, для воина – развлечение, для государя -подводный камень.

Наполеон Бонапарт.

Любовь – это неведомая страна, и мы плывём туда каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль своим собственным путём.

М.М.Пришвин.

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь.

И.Тургенев.

Любовь – начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем приклонится мудрый человек.

Конфуций.



В любимом человеке нравятся даже недостатки, а в нелюбимом раздражают даже достоинства.

Омар Хайям.

Любовь – это желание жить.

М.Горький.

Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.

Л.Н.Толстой.



















Приложение №4.

(приём «Читательский стул откровений»)

Калугина Лариса Ивановна

«Что я люблю,

и

что я не люблю».

Я люблю жить.

Агата Кристи.

Я не люблю грубость и ложь; не люблю «грязь» и предательство, не люблю разбросанных вещей и неожиданностей.

Люблю: свет, смех, ласковое прикосновение своего сына. Люблю в выходной день удивить своих родных вкусным завтраком или сладким пирогом. Люблю потанцевать с друзьями и поболтать задушевно.

Люблю ходить в лес, ловить рыбу, кататься на коньках, посещать, если есть возможность, разные города.

Люблю жить и получать от неё всё!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калугина Лариса Ивановна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129938


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства