Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр технологического образования» г. Белгорода
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА
(методическая разработка занятия)
Подготовила: педагог-психолог
высшей категории,
Носова Оксана Викторовна
Белгород
План-конспект занятия
Тема: “Профессионально важные качества и успешность профессионального труда”.
Целевая группа: учащиеся в возрасте 14-16 лет.
Продолжительность занятия: 1 час.
Оборудование, оснащение: карточки-напоминания «Классификация профессий» (по Климову), листы-рисунки «Мое дерево ПВК», ручки, цветные карандаши/фломастеры красного, желтого и зеленого цветов, доска, макет «Дерево ПВК», бумажные деревца, мешочек с грецкими орехами, шляпа, канцтовары.
Вид занятия: развивающее.
Форма занятия: занятие с элементами психологического тренинга.
Используемые методы: метод словесного изложения, метод демонстрации, репродуктивный метод, беседа, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод работы под руководством, метод рефлексии.
Используемые приемы: интонационное выделение важных моментов изложения, подробное резюмирование каждого отдельного этапа деятельности, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний, жизненного опыта, прием обращения к мыслям, чувствам и действиям, прием использования метафор, прием обратной связи.
Список литературы:
- Битянова М. Личность педагога как инструмент воспитания//Школьный психолог. – 2005. – №17
- Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов/Б.С.Волков. – М.: Академический Проект, 2007. – 333 с.
- Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия/сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 283 с.
Конспект
Цель:
обучающая – познакомить учащихся с профессионально важными качествами различных типов профессий;
развивающая – способствовать развитию навыков самопознания и рефлексии; создать условия для развития познавательного интереса к выбираемой профессии;
профориентационная – способствовать формированию представлений о требованиях профессий различного типа к человеку и соотнесение их с собственными личностными качествами, способностями и мотивами.
План занятия.
1. Организационный момент.
Вводное слово.
Здравствуйте! Я рада приветствовать всех и каждого из вас на нашем занятии. Сегодня поистине замечательный день. Вы спросите: «Почему?» А я отвечу: «Потому что сегодня вместе с солнцем жизнь посылает нам еще одну возможность стать счастливыми, сегодня она дарит нам возможность приятного общения, возможность узнать что-то новое о мире, друг о друге и о себе. Предлагаю начать сегодняшний день… с улыбки. Ведь именно улыбка, открытая, искренняя является непременным залогом приятного общения. Вы согласны?. Когда вам улыбается собеседник, вы чувствуете себя более свободно, доверительно и тоже хотите улыбаться в ответ? Попробуем…
Упражнение «Улыбка».
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие способности устанавливать эмоциональный контакт.
Время: 5 минут.
Материалы: не требуется.
Ход проведения: участники поворачиваются к своему сосуду справа и улыбаются ему, говоря несколько слов-пожеланий на предстоящее занятие, в свою очередь тот отражает их улыбку как зеркало и, возвращая свою улыбку в ответ, также говорит слова-пожелания.
Примечание: ведущий акцентирует внимание на том, что важно улыбаться не губами, а глазами, только тогда улыбка будет искренней и расположит к вам собеседника.
Если среди участников есть те, у которых в настоящий момент преобладают негативные эмоции, можно выполнить упражнение «Вверх по радуге».
Упражнение «Вверх по радуге».
Цель: стабилизация эмоционального состояния.
Время: 5-7 минут.
Материалы: не требуется.
Ход проведения: Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая, – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3-4 раза.
Обсуждение: краткий обмен впечатлениями.
2. Основная часть
Позитивное начало положено. Полученный заряд хорошего настроения поможет нам решить поставленные задачи и преодолеть любые препятствия.
Выбирая будущую профессию, вы наверняка искали информацию о том, чем занимается данный специалист, каким он должен быть. И «примеряя» на себя различные профессии, возможно, вы осознавали, что не каждый человек может стать банкиром или программистом или парикмахером. Да?
Чтобы узнать, соответствуют ли качества человека выбранной профессии, обратимся к такому понятию как «профессионально важные качества» (ПВК). Что вы знаете об этом понятии? Что, по вашему мнению, оно может включать в себя? (Обучающиеся составляют на доске схему ПВК).
Молодцы. Исходя из положений, представленных в этой схеме, мы с вами попытаемся составить общий перечень ПВК, характерных для разных типов профессий в соответствии с классификацией профессий Е.А. Климова (цель занятия).
Упражнение «Дерево ПВК».
Цель: выделить профессионально важные для каждого типа профессий (по Климову) качества, умения и способности.
Время: 20 минут.
Материалы: макет «Дерево ПВК».
Ход проведения: группа делиться на 5 мини-групп в соответствии с типами профессий: «Ч-Ч», «Ч-Т», «Ч-П», «Ч-ХО», «Ч-З,И».
Примечание: для деления группы на подгруппы можно использовать любое подходящее упражнение-энергизатор, например, «Шляпа» (в данном занятии).
Упражнение «Шляпа».
Цель: деление группы на подгруппы.
Время: 3 минуты.
Материалы: шляпа, набор канцтоваров (ручки, карандаши, резинки, точилки и т.п.)
Ход проведения: Ведущий кладет в шляпу определенное количество ручек, карандашей, резинок и т.п. (они должны повторяться в количестве, которое необходимо для деления). Передавая шляпу по кругу, участники выбирают любой предмет. Далее те, у кого оказались одинаковые предметы объединяются по группам.
Каждая группа выбирает один из 5 типов профессий, называя их самостоятельно (повторение классификации типов профессий).
Примечание: если учащиеся затрудняются дать характеристику типам профессий, целесообразно выдать группам карточку-напоминание «Классификация профессий».
Далее участники каждой группы поочередно открывают ячейки макета «Дерево ПВК» с надписями различных ПВК. Задача каждой группы – выбрать качество, необходимое для «своего» типа профессий. Игра продолжается до открытия последней ячейки.
Обсуждение: в завершении игры каждая группа представляет «свой» перечень ПВК, проводится совместное обсуждение, коррекция представленных качеств. Готовые списки ПВК размещаются на макете «Дерево ПВК» в соответствии с 5 типами профессий.
Вы успешно справились с первой поставленной задачей. Но впереди вас ждет новая задача. Не все белые пятна в теме нашего занятия еще заполнены. Обратимся к вашему личному «Дереву ПВК», которое лежит перед вами.
Упражнение «Могу, Хочу, Надо»
Цель: анализ ситуации профессионального самоопределения, самоанализ личностных качеств, способностей и соотнесение их с требованиями выбранной профессии.
Время: 20 минут.
Материалы: ручка, цветные карандаши/фломастеры красного, зеленого и желтого цветов, бланки с рисунком «Мое дерево ПВК».
Ход проведения: ведущий предлагает участникам самостоятельно заполнить пропуски на рисунке «Мое дерево ПВК» в соответствии с требованиями выбранной профессии (типа профессий) по следующей схеме:
- ячейки красного цвета (условно «Могу») – те качества, умения, способности, которыми обладает участник на данный момент;
- ячейки зеленого цвета (условно «Хочу») – те качества, умения, способности, которыми не обладает участник, но хотел бы обладать;
- ячейки желтого цвета (условно «Надо») – те действия, которые необходимо предпринять участнику, чтобы указанные качества, умения, способности, приобрести.
Примечание: данное упражнение позволяет убедиться, что участники четко представляют, каких именно качеств, умений, способностей требует от него будущая профессия, какими они обладают и какими путями их можно приобрести.
Обсуждение: проводится групповое обсуждение результатов.
3. Подведение итогов
На этом мы с вами заканчиваем работу с ПВК и переходим к подведению итогов нашей совместной работы. Каждое дерево кроме листьев в свое время приносит и плоды. Для вас это время пришло.
Рефлексия.
Упражнение. «Грецкий орех».
Цель: формирование комфортной атмосферы в группе и ценностного отношения к теме.
Время: 10 минут.
Материалы: мешочек с грецкими орехами.
Ход проведения: ведущий просит каждого взять себе один орех из мешочка и запомнить его. Некоторое время участники рассматривают свой орех, изучая его структуру, особенности строения, запоминая все его индивидуальные черты. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого – найти свой орех.
Обсуждение: На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности». И каждого где-то ждет его профессия, в которой он будет чувствовать себя «как дома». Главное, искать и вы обязательно найдете занятие «по душе». А теперь прошу вас поделиться впечатлениями о нашей совместной работе на занятии. (обмен впечатлениями)
Заключительно слово.
Спасибо за высказывания. Позвольте и мне сказать вам несколько слов. Мне очень приятно наше общение. Мы хорошо поработали, решили все поставленные задачи. Могу поздравить вас с победой. А каждому победителю, кроме славы, полагается награда. Я очень надеюсь, что полученные вами орешки, если посадить, когда-нибудь обязательно прорастут. Поэтому в качестве награды каждому из вас я хочу подарить маленькое деревце как символ вашего личностного роста, трудолюбия и творчества.
Каждого из нас можно сравнить с огромным садом, в котором растут самые разные цветы, кустарники, деревья. Сад велик и многообразен, он растет и меняется. Может показаться, что он растет сам собой. Но это не так. Ненайденная или забытая способность, качество, умение зачахнет и пропадет, а найденная – расцветет и принесет желаемые плоды.
Все в наших руках…
Приложение
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
ЭМПАТИЯ
РЕФЛЕКСИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ
ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ТОЧНОСТЬ В РАБОТЕ
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ, НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО
МЫШЛЕНИЯ
РАЗВИТОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (ЗРЕНИЕ, СЛУХ, ВКУС И Т.П.)
ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ В ТРУДНЫХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЯХ
ИНТЕРЕС К БИОЛОГИИ
ИНТЕРЕС К ТЕХНИКЕ
СКЛОННОСТЬ К УЧЕТУ НАБЛЮДАЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
РАЗВИТОЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ МЫШЛЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
СЕНСОМОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ