Современный этап модернизации системы российского образования выдвигает новые требования к качеству процесса обучения и воспитания обучающихся в системе начального профессионального образования. Очень важно сформировать у обучающихся умение работать в команде, представлять себя и результаты своей деятельности, ориентироваться в информационных потоках и трансформировать полученную информацию, достигать поставленной цели, обучать и обучаться.
Выполнить поставленные задачи помогает технология кооперативного обучения. При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс, становится влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении.
Методику применения кооперативной формы обучения я внедряю поэтапно. На первом этапе приучаю обучающихся к взаимодействию во фронтальной деятельности с использованием таких приёмов:
- Для оценивания своего ответа обучающийся сам назначает «преподавателя».
- В случае возникновения трудностей во время ответа обучающийся сам вызывает себе помощника.
- Вводятся приёмы бессловесного общения : пометка + - согласен, - не согласен, ! – хочу дополнить, ? – не понял, используются жесты, мимика.
- Использую дидактические игры, которые развивают умение слушать друг друга.
На следующем этапе перехожу к убеждению в важности кооперации людей для достижения ими наилучшего результата. Использую приемы приведения примеров из жизни, анализ успешного приведения конкурсов, праздников, экскурсий. Использую задания, которые дают возможность на собственном опыте убедиться в пользе их совместной работы.
Совместная групповая деятельность эффективна тогда, если её организовывать систематически и после каждой работы обязательно обговаривать успехи выполненной работы.
Я использую следующие формы групповой работы:
Групповая форма – организация постоянных групп из 4-6 человек с одинаковой или разной успеваемостью. Продолжительность групповой работы 5-7 минут.
Бригадная форма – формирование временных групп для выполнения учебных задач:
- Кооперативно-групповая (каждая группа выполняет часть общего задания);
- Дифференцированно- групповая (задания распределяются между обучающимися с разными учебными возможностями).
Парная форма – главное при организации парной учебной деятельности взаимообучение и взаимоконтроль. Все обучающиеся в группе получают редкую (в традиционной системе) возможность говорить, обмениваться мнениями. Такое взаимодействие способствует тому, что обучающиеся не могут уклониться от выполнения учебных заданий.
Отрабатывая речевой этикет, сначала диалог веду я и подготовленный обучающийся в двух вариантах (правильный и неправильный). Выбирается правильный вариант и потом два обучающихся ведут между собой диалог по образцу.
Варианты организации работы в малых группах.
- Работа в парах
- Работа в тройках
- 2+2=4
- Работы в малых группах
В каждой группе выбирается спикер, секретарь, координатор, тайм-аутер, аналитик, презентатор. Малые группы создаю через: словесные распределения ; по цветным листочкам; по предложениям самих обучающихся, имеющих опыт сотрудничества в группах.
Применение групповых и парных методов обучения позволяют мне повышать качество образования.