Урок обществознания. 6 класс
Предмет | Обществознание | Класс - 6 |
Программа по обществознанию 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, издательство «Просвещение»,2020г |
Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей. |
Задачи: Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи, ответственность за свое поведение среди людей, стремление к реализации своих коммуникативных способностей. Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека, учить анализировать и сопоставлять свои знания с новым материалом, презентовать приобретенный опыт и знания. Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли, оценивать собственное умение общаться. . |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- сформировать у учащихся представление о средствах общения и его формах; - раскрыть роль общения в жизни человека; | -приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения. | - получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности, ориентации в межличностных отношениях |
УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
- находить информацию в различных источниках; - владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы | - планировать и ставить цели деятельности в группе; - оценивать степень достижения результатов | - понимать позицию другого; - излагать свое мнение, уметь его корректировать; - организовать работу в группе; - преодолевать конфликты; - добиваться поставленных целей - умение слушать и слышать своих одноклассников, - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, - умение точно выражать свои мысли | - аргументированно оценивать свое и чужое поведение; - воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи. |
Тип занятия: занятие по изучению нового учебного материала |
Вид занятия: урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ) |
Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с текстом, мозговой штурм, кодирование информации, игра, эвристическая беседа, решение познавательных задач, форма рефлексии — упражнение «Продолжи предложение» |
Основные термины и понятия: общение, вербальные средства общения, невербальные средства общения, барьеры общения, правила общения |
Вид используемых средств и ИКТ: мультимедийная презентация Power Point, видео сюжеты, дидактический раздаточный материал. |
Образовательные интернет-ресурсы: - http://ipk74.ru/ - http://nsportal.ru/ - www HYPERLINK "http://www.zavuch.ru/".zavuch.ru - proshcolu.ru |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Формы и методы | Время |
1 Организационный этап | Подготовка учащихся к работе на уроке. | 1 |
2 Этап актуализации опорных знаний. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Вхождение в тему урока. | Работа с видеосюжетом, беседа учителя, мозговой штурм, создание проблемной ситуации | 7 |
3 Целеполагание | Постановка проблемы | 1 |
4 Этап открытия нового знания. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Первичная проверка знания | Объяснение учителя, упражнение « Ассоциации» , групповая работа с текстом. | 10 |
5 Практическое изучение нового материала с использованием различных информационных источников. Первичное закрепление. | Кодирование информации — создание кластера, работа с различными информационными источниками ( иллюстрации, текст, диаграмма) | 10 |
6 Этап проверки понимания учащимися нового материала. | Обобщение полученных знаний с использованием материалов презентации, дискуссия по поставленному вопросу. | 5 |
7 Этап закрепления нового материала. Проверка и коррекция полученных результатов. | Закрепление у учащихся знаний и УУД, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. | 2 |
8 Этап инструктажа по выполнению домашнего задания | Сообщение учащимся домашнего задания. Разъяснение методики его выполнения, требований к результатам | 2 |
9 Подведение итогов урока. | Рефлексия (Упражнение на завершение фразы) | 7 |
| Название этапа | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный этап | Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учеников. Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение. Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми. Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно? Ответим на этот вопрос в конце урока. | Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность |
2 | Актуализация опорных знаний | Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия | Предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного сериала «Барбоскины» Видеосюжет (1-я часть) 15сек-30сек. Почему Гена начал разговаривать с кактусом? А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так происходит? (Слайд № 1) | Смотрят видеосюжет. Отвечают на вопросы учителя. |
3 | Целеполагание | Сформулировать тему урока. Поставить цель урока. | Знакомит учащихся с высказыванием Антуана де Сент Экзюпери, известного французского поэта и профессионального лётчика, погибшего в годы Второй мировой войны :"Самая главная роскошь на земле- это роскошь человеческого общения» (слайд № 2) и побуждает учеников высказывать собственное мнение. Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (слайд № 3 ) тема урока «Общение») Учитель вновь активизирует мыслительную деятельность детей, предлагает ученикам сформулировать цель урока (слайд №4) и план по достижению цели. поставленную учащимися цель и план урока на доске. | Высказывают свое понимание мысли автора. Формулируют тему урока: «Общение» Отвечают на вопрос учителя. (слайд №5) Формулируют цель урока. Цель: Понять, что такое Общение и какова его роль в жизни людей. План урока: 1.Понятие общения 2.Средства общения 3. Барьеры общения 4.Правила общения (слайд № 6) |
4 | Открытие нового знания | Развивать умение учащихся работать с понятиями из словарей , учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы | Организует работу учащихся по составленному плану. Давайте вместе перейдем к рассмотрению понятия «общение». С чем ассоциируется у вас это понятие? Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение. (слайд 7). Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее: -обмен информацией; -взаимопонимание; -взаимодействие -установление контактов Учитель раздает по группам выдержки из словарей и формулирует задание: Внимательно прочитайте определение, обсудите в группе и найдите ключевые слова. Философский словарь– «Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности» (1) Психологический словарь «Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению» (2) Толковый словарь В. Даля слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружить, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. (3) Напоминает ученикам правила работы в группе. Контролирует выполнение работы. (слайд № 8). Я предлагаю группам обобщить свой социальный опыт ,знания, информацию из источников и постараться сформулировать определение понятия «общение».(зад.1 слайд №9) . После дополнения кластера делает вывод: Общение – взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности. (Слайд № 10) . | Называют свои ассоциации к понятию «общение». Прием «Ассоциация» работа по группам. Отвечают на вопрос учителя. В группах знакомятся с определениями понятия «общение», анализируют и подбирают дополнения к составленному кластеру. Приложение 1. Заполняют кластер в рабочих листах Записывают определение понятия «общения» в тетрадь. Р.т. №1 стр.37-38 1 группа Ученики работают с учебником, стр. 68 Называют цели общения: совместная деятельность, обучение новому, установление взаимопонимания, развитие человека .(слайд 12) 2 группа Называют средства общения: Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация, голос, взгляд, поза, движения). (слайд № 14) |
5 | Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление | Полученную информацию применить на практике | Итак, мы узнали, что такое общение, но для чего люди общаются, каковы цели общения? (слайд 11 Задание 2) Каким образом происходит общение? Давайте рассмотрим средства общения и заполним кластер О них вы узнаете, прочитав в учебнике с.68-69. (слайд 13 Задание 3). Учитель: Назовите средства общения. Чтобы лучше понять как сочетаются средства общения поработаем по- цепочке Выполним тренинг «Лица» Попробуйте, определить по пиктограммам ,какие чувства выражает мимика человека Стр.69. Подводит учащихся к выводу, о том, что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». Посмотрите на диаграмму (Слайд № 19), здесь показано какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения. К какому выводу можно прийти? Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. | 1 группа Ученики работают с учебником, стр. 68 Называют цели общения: совместная деятельность, обучение новому, установление взаимопонимания, развитие человека .(слайд 12) 2 группа Называют средства общения: Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация, голос, взгляд, поза, движения). (слайд № 14) 3 группа По- цепочке описывают пиктограммы. Работа с учебником «Жил на свете человек» стр.70 Видеосюжет Ю.Б. Левитане Анализируют данные диаграммы. |
6 | Этап проверки понимания учащимися нового материала. | | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 30 сек.-60сек. Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения. (слайд 20) Почему возникают барьеры общения? Какие существуют причины непонимания, возникающего в процессе общения между людьми? | Ребята жестами под музыку передают поздравления с Новым 2017 р Ученики высказывают свое мнение. Работают с иллюстрацией. Ребята высказывают свои мысли. Нежелание увидеть, услышать другого. Неумение донести до другого свои собственные мысли ,эмоции |
7 | Обобщение коррекция полученных результатов | Обобщить полученные знания. | Конечно, ребята, при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому: (слайд 19) «Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а руку протянуть. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». М.М. Рощина. Согласны ли вы с автором? Помогут ли эти наставления избежать ненужных конфликтов | Осмысливают полученную Информацию, дают ответы Решение познавательных задач по группам с комментированием «Учимся общаться» . Дети делают выводы. |
8 | Домашнее задание | Закрепить знания, полученные на уроке, знать правила общения с разными людьми. | Учитель предлагает по группам задание и комментирует его. 1. Сформулируйте законы общения на основе предложенных русских пословиц. 2.Используя мимику и жесты определите ,что не будет делать воспитанный человек общаясь с окружающими 3.Синквейн со словом «взгляд» и «улыбка» | Записывают задание в дневник. Приложение 2. Алгоритм составления синквейна. |
9 | Рефлексия | Соотнесение цели урока и результата | Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей? Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль и выполнить упражнение «Продолжи предложение» (слайд 21 задание 4) Самооценка за работу на уроке Выставление оценок за урок. Выражение благодарности за плодотворное общение. (слайд 22) | Анализируют свою деятельность по достижению цели. Самая главная цель общения состоит в том, чтобы установить контакт и взаимопонимание между собеседниками. В ходе общения происходит обмен информацией. Результатом общения можно считать получение новых знаний и опыта «5»-поднятый дневник «4»-поднятая раб. тетрадь «3»-поднятый учебник |
На последнем уроке учительница раздала тетради с проверенной контрольной работой по математике. Маша получила «2».Она очень расстроилась и с трудом сдерживала слезы. Прозвенел звонок с урока. Маше не хотелось идти домой. Друзья захотели утешить Машу….
Сережа плохо прыгает в высоту. Он сделал первую попытку и сбил планку. Второй ,третий раз – и тоже самое. Сережа не мог двинуться с места. Больше всего он боялся услышать смех одноклассников и их злое подшучивание…
Попробуйте, определить по пиктограммам какие чувства выражает мимика человека.
Игорь затеял игру , в которую включились все мальчики. Только Илья не стал играть. Он остался стоять у окна один. Илья сегодня очень тихий и печальный, но этого долго никто не замечал…
.