Просмотр содержимого документа
«Конституция РФ конспект урока»
Ход урока
Мотивация
Китайский философ IVв до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.
Вопросы к классу:
1. О чем рассказывает эта притча?
2. В чем ее смысл?
3. Как она связана с темой нашего урока?
Учитель — Подумайте, где и как должна закрепляться уверенность народа в правительстве? (правила, законы)
Учитель — Как вы думаете законов должно быть много? Могут ли законы противоречить друг другу? Как сделать чтобы все законы действовали верно и без противоречий? (нужен один главный закон)
Учитель — Правильно. И таким законом стала Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года
Учитель: недавно я стала свидетелем разговора двух подростков.
«Никита, вот скажи мне, почему конституция какой то особый закон? Спросила Лена. –Я слышала, что конституция- это основной закон. А почему?
Естественно основной, это ясно как дважды два!»- убежденно произнес Никита. Потому»… И мальчик растерянно замолк, так и не найдя ответа.
Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа, проанализируем статьи основного закона.
В ходе нашей работы мы сможем выяснить, почему Конституцию РФ считают основным законом.
Учитель — Какая тема нашего урока? (называют тему урока).Слайд 1Давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока (открываюттетради, записывают).
Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Конституция
1 станция называется Что такое конституция?
Где мы можем узнать о значении этого слова, с помощью чего? (дети перечисляют: интернет, энциклопедии, словари, учебник. Откройте учебники на стр46и найдите данное определение.
Учитель — Конституция – это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн, столица. Слайд 2
2 станция История складывания конституции в мире и в России
. Из истории складывания Конституции.
Учитель: Для того чтобы разобраться в тех вопросах, которые мы наметили, я предлагаю совершить экскурсию в удивительную страну под названием «Конституция». Первая наша остановка будет на станции под названием «История складывания конституций в мире и в России».
На этой станции вы, разбившись на группы, познакомитесь с документами, которые расскажут вам о том, как создавались главные законы в разных странах мира, прочитаете фрагменты древних рукописей и выступите в роли экскурсоводов.
Рабочий материал для первой группы
Первые попытки создать Конституцию возникли много столетий назад. Еще в древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.
В своем современном виде первые конституции появились в США (в1791 г. Билль о правах) и во Франции в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина».
Фрагмент «Декларация независимости» США
«Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа».
Вопросы к группе:
1. Когда были сделаны первые попытки создать Конституцию?
2. Назовите наиболее четко разработанные конституции, провозглашенные в ХVIIIвеке?
3. Каковы неотъемлемые права человека по американской конституции?
4. В каком случае народ имеет право на сопротивление?
5. Что такое справедливая власть, с точки зрения американской конституции? Слайд 3,4,5
Рабочий материал для второй группы
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежит декабристам П.Пестелю и Н.Муравьеву. Но крепостная Россия не была тогда готова к переходу от господства царского самодержавия к власти правды и закона. Примером может служить трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция – Это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата – умершего императора Александра I.
Активно процесс вызревания конституционного строя пошел в период правления Александра II– царя-реформатора. Умный, дальновидный император своей властью намерен был даровать выборный парламент, который ограничивал бы его же самодержавную власть. Однако намерениям не суждено было сбыться. Императора убили террористы.
Следующий шаг на пути к Конституции в России был сделан 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Царь «даровал своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – Государственной думы, избираемого на основе народного представительства. Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией, а Думу – первым русским парламентом.
После Октябрьской революции в 1918 году был принят документ с названием Конституция. Нона закрепила власть рабочих, у которых было несколько больше прав, чем у крестьян.
Затем были Конституции 1936., 1977 г.
Сегодня действует Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г.
Вопросы к группе:
1. Кем и когда были сделаны первые попытки по созданию Конституции?
2. Какие изменения в жизни российского государства хотел произвести Александр II?
3. Почему они не удались?
4. Какой документ фактически принято считать первой русской Конституцией?
5. Проследите и охарактеризуйте этапы развития Конституции при советской власти?
6. Какая Конституция действует в Российской Федерации в настоящее время?
3 станция. Конституция основной закон страны
на ваших столах находятся тексты конституции, откройте их и скажите: с чего начинается Конституция? (ответы учащихся).
Учитель —Прочитайте преамбулу (вводную часть). Прочитайте ее про себя и скажите: что устанавливает преамбула? (Преамбула устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В Преамбуле говорится о целях принятия Конституции в РФ)
Зачем была принята Конституция?
Для чего?
Кто заключил договор?
А как вы думаете сложно было договориться?
Конституция выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством.. Если Конституционные нормы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается.
Нынешняя Конституция Российской Федерации принималась в очень сложный обстановке, в условиях политического и экономического кризиса.
Долго обсуждались различные проекты нового закона, представители законодательной и исполнительной власти никак не могли договориться о том, на каком варианте остановиться. Но Конституция была принята.
Учитель — поработаем с текстами конституции. Определите самостоятельно
1 ряд - количество разделов в Конституции РФ
2. ряд – количество глав
ряд – количество статей. (ответы)
4 станция Государственная власть в Российской Федерации
Заполни схему «Государственная власть в Российской Федерации», учебник страница 48-49, конституция ст. 11
5 станция. Викторина по сказкам
Вторая глава Конституции посвящена правам и свободам гражданина Российской Федерации. Мы с вами проведем сказочную викторину и попытаемся определить с помощью Конституции, какие права были нарушены у сказочных героев, а кто из них смог воспользоваться своим правом.
Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
право на жизнь;
право на получение образования;
право на владение имуществом.
Чьи права были нарушены в этой сказке?
Какое право помогал осуществлять Доктор Айболит зверям Африки?
Право на бесплатное медицинское обслуживание;
Право на жизнь и свободу;
Право на труд;
Право на образование
Кто из персонажей сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» воспользовался своим правом на труд?
Выбери право, нарушение которого изображено на картинках:
Право на жизнь;
Право на неприкосновенность жилища;
Право на труд.
Нарушение какого права изображено на рисунке?
право на жизнь;
право на неприкосновенность жилища;
право на справедливый суд;
право на труд.
Сказка «Красная шапочка», Какие права были нарушены в этой сказке?
Каким правом воспользовалась лягушка – путешественница?
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я смог…
Я попробую…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось
Дом задание стр. 52, вопросы устно
Дополнительно:
*Вспомнить и записать в тетрадь литературные произведения где нарушены права героев.
*Мини-сочинение «Как я пользуюсь своими правами»
* Реклама на тему «Конституция – основной закон страны»