Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию на тему «Конституция России».»
Урок № 16
Тема: «Конституция России».
Место проведения: классная комната.
Цель урока – продолжить формировать у учащихся представление о Конституции Российской Федерации как о законе высшей юридической силы.
Задачи:
- образовательные: продолжить знакомство учащихся с Конституцией Российской Федерации, выяснить отличительные особенности Конституции от других нормативно-правовых актов, показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать определение терминам «преамбула», «референдум», «Президент», «Федеральное собрание», «Правительство», закрепить тему «Понятие конституции. История возникновений Конституций России»
- развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы, анализировать;
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету, законопослушного гражданина, осознанное отношение к праву, уважение к основному закону.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- для учителя: информационно-сообщающие – рассказ, беседа, объяснение; метод постановки проблемного вопроса; наглядные – работа с иллюстрациями, проектный метод: презентация; работа с источником, контроль;
- для учащихся: информационно-сообщающие – монологический, беседа; наглядные – работа с иллюстрацией; частично-поисковый; метод анализа и синтеза; работа с источником, репродуктивный; самоконтроль.
Оборудование:
- для учителя: мультимедийная доска и проектор, компьютер, учебник по обществознанию, Конституция РФ, журнал, указка;
- для учащихся: учебник, Конституция РФ, тетрадь, дневник.
Литература:
- для учителя: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8-9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.; Степаненко С. Н. Обществознание. Поурочные разработки 7 класс. М, Просвещение, 2010 г., Конституция Российской Федерации. М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2009 г.
- для учащихся: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8-9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.; Степаненко С. Н. Обществознание. Поурочные разработки 7 класс. М, Просвещение, 2010 г. Конституция Российской Федерации. М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2009 г.
План урока:
1. Организационное начало урока - 3 мин. :
а) приветствие – 1 мин.;
б) сообщение целей и задач урока – 2 мин.
2. Актуализация ранее изученного материала – 10 мин.
2. Изучение нового материала – 20 мин.
3. Закрепление изученного материала – 8 мин.
4. Итог урока - 4 мин.:
а) домашнее задание – 1 мин.;
б) выставление оценок - 2 мин.
Схема доски – презентация.
Ход урока:
1. Организационное начало урока.
а) приветствие.
Учитель: - Уважаемы учащиеся, проверьте вашу готовность к уроку. Нам сегодня понадобиться учебник, тетрадь, Конституция РФ, дневник, ручка, карандаш, линейка. Наведите порядок на рабочих местах.
- Здравствуйте, садитесь!
б) сообщение целей и задач урока.
Слайд 1
Учитель: - Мы с вами продолжаем знакомиться с темой «Конституция России» и сегодня поговорим о Конституции РФ, выясним ее отличительные особенности от других законов, выясним основные принципы, заложенные в Конституции и рассмотрим из каких частей состоит Конституция РФ и дадим им краткую характеристику.
-?- Кому непонятно, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
2. Актуализация ранее изученного материала.
Учащиеся:
Учитель: - Но сначала проверим домашнее задание. Какое оно было?
Учащиеся:
Учитель: - Итак, вам необходимо было рассмотреть вопрос, связанный с историей возникновения Конституции и выучить определения понятий «конституция». Сначала мы работает с этими темами, а затем работа с терминами. Повторите домашнее задание. Вам 1 минута.
Учащиеся:
ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
Слайд 2
Учитель: - Давай вспомним, что называют конституцией?
Учащиеся: - Конституция (лат. constitutio) – учреждение, устройство.
Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.
Конституция государства – юридический, политический, идеологический по своему характеру документ, закрепляющий соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту ее принятия и введения в действие.
Учитель: Правильно! Когда появилась первая конституция в мире?
Слайд 3
Учащиеся: - Одна из первых конституций была принята в США 17 сентября 1787 г. Эта была первая писаная конституция буржуазного государства, закреплявшая важнейшие особенности государства и права современной эпохи, в частности принципы демократии и разделения властей, ведущую роль права в регулировании общественных отношений.
Учитель: - Правильно! Когда у нас появились первые попытки создать конституцию?
Слайд 4
Учащиеся: - Первые попытки создать конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Нои их горькую судьбу мы знаем. Крепостная Россия в начале 19 века не была еще готова к переходу от господства царского самодержавия к власти права и закона. Примером может служить трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 г. На Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция – это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата – умершего императора Александра I.
Учитель: - Первые попытки ввести конституцию провалились.
Слайд 5
-?- Как дальше развивается процесс введения конституции в России?
Учащиеся: - С середины 19 в. все же начинается медленный и трудный процесс вызревания первых ростков конституционного строя. Особенно активно прошел в годы правления Александра II – царя-реформатора. Годы его правления не случайно принято называть эпохой великих реформ. В это время Россия сделала три великих шага на пути установления конституционного порядка: было осуществлено правовое закрепление свободы крестьян, в результате земской реформы сложилось автономное муниципальное самоуправление, касаясь судебной реформы, сложилась бессословная, относительно независимая, демократическая судебная система.
Учитель: - Правильно!
Слайд 6
-?- Какую роль в те же годы сыграл граф М. Т. Лорис – Меликов?
Учащиеся: - Под руководством графа были созданы комиссии, занимающие разработкой конституционного проекта, направленный на продолжение реформ. Умный, дальновидный император своей властью намерен был создать частично выборное учреждение для обсуждения проектов законов. Однако намерениям не суждено было сбыться.
Учитель: - Почему этот проект не осуществился?
Слайд 7
Учащиеся: Политические экстремисты – сторонники крайних, насильственных мер – не только оборвали жизнь великого русского реформатора за несколько дней до подписания им указа о введениивыборных представителей сословий (что было бы еще одним шагом на пути к ограниченной монархии), но и резко затормозили правовые преобразования в России. Многие демократические реформы были сведены на нет престолонаследником Александром III, вставшим на путь реакции, - такова трагическая цена политического экстремизма.
Учитель: - Молодцы! Какой вывод можно сделать о первых попытках создать конституция в России?
Учащиеся: - Первый попытки создать конституция потерпели крушение. А в годы Александра III конституционная деятельность была вообще приостановлена.
Учитель: - Когда был сделан следующий шаг на путь становления конституции?
Слайд 8
Учащиеся: - Следующий крупный шаг был сделан уже в 20 веке 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Царь «даровал» своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – Государственной думы, избираемого на основе народного представительства. Этот документ фактически принято считать первой русской конституцией, а Думу – первым русским парламентом.
Учитель: - Правильно. Начало 20 века заложило основы конституционного строя у нас в стране. Закончилась ли на этом конституционная деятельность?
Слайд 9
Учащиеся: - В 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г. были приняты четыре советские конституции – факт сам по себе отнюдь не свидетельствующий о правовом расцвете и благополучии советского общества. По мнению современных ученых-правоведов, эти конституции выполняли в основном политико-пропагандистские функции, но не работали. За годы советской власти вся система права, законов, правосудия нашей страны была деформирована, ушла в сторону от основных направлений развития права, характерных для мировой цивилизации.
Учитель: - Когда была принята демократическая Конституция?
Слайд 10
Учащиеся: - Положение стало меняться со второй половины 80-х годов и особенно после поражения августовского путча 1991 г., когда в стране начались коренные преобразования. 12 декабря 1993 г. при Б. Н. Ельцине всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая демократическая Конституция в истории России.
Учитель: - Были прияты ли еще конституции после этого Закона?
Учащиеся: - Нет! Эта конституция действует и по настоящее время!
Учитель: - Какой вывод можно сделать о развитии конституции в нашей стране?
Учащиеся: - Россия прошла в своем правовом развитии огромный и трудный путь, прежде чем в 1993 г. была принята ныне действующая Конституция!
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ
Учитель: - Теперь поработаем с терминами. Ваша главная задача будет заключатся в том, чтобы раскрыть смысл определения термина и вставить пропущенные буквы в них. Остальные внимательно слушают и дополняют. К доске пойдет …
Учитель: - Молодец! Итак, мы с вами закончили говорить об истории развитии Конституции в России, сказали о том, что последней Конституции является ныне действующая конституция, принятая в 1993 г. Напоминаю, что сегодня на уроке мы выясним отличительные особенности конституции от других нормативно-правовых актов, рассмотрим составные части конституции и поработаем с самим Законом.
3. Изучение нового материала.
- Открывайте тетради! Запишите тему урока. Она на доске «Конституция России» (напоминаю о правописании и посадке).
Учащиеся: записывают в тетради.
Учитель: - Давайте еще раз вспомним определение конституции.
Учащиеся:
Слайд 13
Учитель: - Правильно. Конституция является главным законом нашей страны. Давайте выясним отличительные особенности конституции от других нормативно-правовых актов. Запишите в тетрадях «Основные особенности конституции» (напоминаю о правописании и посадке).
Учащиеся: записывают в тетради
Учитель: - Как вы думаете, чем отличается конституция от других нормативно-правовых актов?
Учащиеся:
Слайд 14
ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
Учитель: - В отличие от остальных законов конституция:
закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти – это значит, что конституция определяет, какой господствует строй в стране, основные экономические, социальные, политические, культурные права гражданина страны, систему и структуру власти государства;
является основным источником права, служит базой для текущего законодательства – при составлении и принятии любого другого нормативно-правового акта необходимо опираться на положения конституции, так как она является основным, главным законом в стране;
обладает высшей юридической силой – это значит, что все иные законы, правовые акты, принятые в нашем государстве, должны ориентироваться на статьи Конституции, не могут ей противоречить;
отличается стабильностью – то есть уже несколько лет – 17 лет наша Конституция не изменялась, но кое-какие поправки были включены;
имеет прямое действие – это значит, что при нарушении прав можно обращаться в суд, ссылаясь на соответствующую статью Конституции.
характеризуется особым порядком приятия и изменения – это значит, что наша конституция принимается особым способом – референдумом – общенародным голосованием;
включает в себя набор ценностей;
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ с. 209
Учитель: - На каких принципах базируется Конституция РФ? Выпишите их в тетрадь. (Напоминаю о правописании и посадке).
Слайд 15
Учащиеся: записывают в тетрадь.
нравственные ценности– вера « в добро и справедливость»;
ценности демократии – «утверждая права и свободы человека»;
ценности патриотизма – «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству»;
ценности международного сотрудничества – «сознавая себя частью мирового сообщества»;
ценности социального мира – «утверждая … гражданский мир и согласие».
Учитель: - Давайте проверять, объясняя значение каждой ценности.
Учащиеся:
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ О ЗАДАЧАХ КОНСТИТЦИИ РФ
Учитель: - Давайте послушаем ... о задачах Конституции, основное записывайте. После его выступления буду задавать вопросы.
Учитель: - Но начала проведем физминутку.
ФИЗМИНУТКА
Круговые движения головы
Наклоны вправо, влево.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
3 глубоких выдоха.
Слайд 16
Учащиеся: - Продолжаем.Перед Конституцией, утверждают специалисты, стоят три задачи:
закрепит и гарантировать фундаментальные права человека – означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом. Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России;
упорядочить государственную власть – означает требование такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. А для этого используется принцип разделения властей;
утвердить правосудие – организация такой судебной власти, которая способна защитить права человека, противостоять своеволию и беззаконию, от кого бы они ни исходили.
Учитель: - Так какие задачи ставятся перед Конституцией?
Учащиеся:
Учитель: - Запишите их в тетрадь. (Напоминаю о правописании и посадке)
Учащиеся: записывают в тетрадях.
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ. БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ. ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.
Учитель: - Но и последнее, о чем хотелось бы поговорить, кратко, это о составных частях Конституции РФ. Положите перед собой Конституцию. Итак, из каких частей состоит Конституция РФ?
Слайд 17
Учащиеся: -
Учитель: - Конституция состоит из преамбулы, основной части – раздел 1, заключительных и переходных положений – раздел 2.
-?- Что такое преамбула?
Учащиеся:
Учитель: - Преамбула – это вступительная , вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
-?- Раздел 1. Что он в себя включает?
Учащиеся:
Учитель: - Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав. Прочтите их название.
Учащиеся:
Учитель: - Как вы думаете, о чем каждая статья?
Учащиеся:
Слайд 18
РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ
Учитель: - Посмотрите на доску! Вы видите таблицу, в которой указаны главы 1 раздела и их характеристика.
№ главы
Название
Характеристика
1
Основы конституционного строя
Закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй
2
Права и свободы человека и гражданина
Устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод
3
Федеративное устройство
Определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации
4
Президент Российской Федерации
Определяет полномочия президента как главы российского государства
5
Федеральное собрание
Высший представительный и законодательный орган в стране
6
Правительство Российской Федерации
Высший исполнительный орган
7
Судебная власть
Устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и орагнов прокуратуры
8
Местное самоуправление
Устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления
9
Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Определяет порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр
Учитель: - Это главы основной части Конституции – 1 раздела.
-?- Как называется последняя часть Конституции?
Учащиеся:
Учитель: - Правильно! Заключительные и переходные положения, которые содержат 9 частей, устанавливающих порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержат правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращение действия прежних.
Учащиеся:
Учитель: - Из каких же частей состоит Конституция?
Учащиеся:
3. Закрепление изученного материала.
ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
Учитель: - Анализом Конституции мы займемся на следующий урок, кроме того сделаем практическую работу. Пока давайте вспомним, с какой темой мы познакомились сегодня?
Учащиеся:
Учитель: - Чем отличается Конституция от других законов?
Учащиеся:
Учитель: - Каковы основные задачи Конституции? Для чего она нужна?
Учащиеся:
Учитель: - Какую роль именно для человека играет Конституция?
Учащиеся:
Учитель: - Правильно, Конституция – это основной закон государства.Она является гарантом прав и свобод человека. А сущность Конституции, ее задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для нее правовых пределов, которая она преступить не может.
4. Итог урока. Слайд 19
Учитель: - Откройте дневники, запишите домашнее задание – п. 33, записи в тетради, принести Конституцию РФ
Учащиеся: записывают. Осуществляю контроль.
Учитель: - Сегодня оценки получили …(анализ оценок). До, свидание! Урок закончен.