Конспект урока по обществознания в 7 классе.
ТЕМА УРОКА: « На любви к детям держится мир».
(по содержанию Конвенции о правах ребенка.)
Цели:
1) Исследовательская работа по разрешению проблемы с привлечением ранее изученного материала;
2) провести анализ документа на основе определенных проблем с ключевыми вопросами;
3) заставить задуматься над чувством собственной значимости;
4) осознание каждым своей ответственности за все, что происходит вокруг нас.
Основные понятия: декларация, конвенция, права и убеждения ребенка, защита прав детей, обязанности детей.
Форма урока: урок – практикум с элементами диспута.
Оборудование:
? Конституция РФ;
? Декларация прав ребенка;
? Конвенция о правах ребенка;
? Выставка книг, репродукции;
? Фрагменты видеофильмов;
? ТСО: персональный компьютер и мультимедийный проектор, интерактивная доска.
На доске эпиграф:
Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка.
Ф.М. Достоевский.
ХОД УРОКА.
1) Вступительное слово учителя: (поэтический настрой на урок.)
Смелей, друзья, дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед.
И пусть под знаменем искусства и науки
Союз наш крепнет и растет, -
так словами поэта Плещеева я призываю вас и себя настроиться на наш сегодняшний урок. А так как нас много, то, возможно, нам легче будет рассмотреть сегодняшний материал.
(Звучит музыка «Детство – это я и ты»)
Давайте представим себе, что сегодня 1 июня – Международный день защиты детей и вначале посмотрим небольшой видеосюжет с праздника.
(Просмотр видеофрагмента и его обсуждение)
Замечательно, не правда ли? Посмотрите, какие жизнерадостные дети, как им весело, интересно. Но так ведь было не всегда. Очень часто в истории были и другие процессы. Поэтому на сегодняшнем нашем уроке: «На любви к детям держится мир», уроке-практикуме по содержанию Конвенции о правах ребенка, мы с вами совершим экскурс не только в историю, но и поработаем с одним из наиболее важных документов, защищающих ваши права.
Объясняются цели и задачи урока, его ход.
- Далее идет раскрытие основных проблем детства, необходимости его защиты. Эти вопросы раскрываются на материалах курса истории, литературы, искусства.
2) Историческая страничка: «Проблемы детства».
? Видеофрагмент из фильма «Обыкновенный фашизм» и его обсуждение.
? Сообщения: «Историческая необходимость принятия Конвенции о правах ребенка».
(основной материал взят из брошюры ООН
«Права человека. Изложение фактов №10».)
И все же прежде, чем начать обсуждение материала, давайте обратимся к нашему словарику - дает ли он нам определение понятий «декларация» и «конвенция»?
(работа над ключевыми понятиями)
3) Работа над основным содержанием Конвенции о правах ребенка.
? Какие права в Конвенции являются самыми главными?
? Какие права призваны обеспечить ребенку благополучную жизнь?
? Какие положения Конвенции обращены к родителям, государству?
? Как вы относитесь к международному усыновлению детей, не грозит ли оно обеднением генофонда страны?
? Где разумнее всего организовывать детские объединения - в школе или вне нее и нужны ли они вам?
? Какие права и обязанности вы бы включили еще в содержание Конвенции; в Устав нашей школы?
? Каково же значение этого документа?
(при анализе документов нацеливаю учащихся на использование тех знаний, которые они получили на предыдущих уроках, в других школьных курсах, в ходе подготовки к сегодняшнему уроку.)
4) Подведение кратких итогов работы над документами.
Переход к решению познавательных заданий, обсуждению спорных мыслей, работе с индивидуальными заданиями. (см. приложение)
(составлены с учетом интересов учащихся)
5) Урок завершается подведением итогов обсуждения и выполнения познавательных заданий, схем и таблицы, делаются выводы.
(работа со схемами и таблицей проводится на интерактивной доске)
Примечание:
Если позволяет время учащимся предлагается написать обращение к Президенту РФ, в котором отразить вопросы, связанные с проблемами детства и прав ребенка.
Учитель:
Таким образом, философию Конвенции о правах ребенка в самом кратком виде можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».
Не случайно Роберт Рождественский написал:
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов,
Глаза ребенка -
Все начинается с любви.
Звучит музыка (песня «Маленькая страна».)
Домашнее задание - написать сочинение на тему: «Дети – завтрашние судьи наши».