МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕРБЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка урока по обществознанию по теме
«Семейные правоотношения»
для учащихся 9 класса
подготовила учитель обществознания
МКОУ «Вербенская СОШ»
Умарова З.С.
2015 год
Конспект урока по обществознанию по теме
«Семейные правоотношения» (9 класс)
Цель: Обобщить знания обучающихся по основам семейного права Российской федерации.
Задачи:
личностные – мотивировать и активизировать интерес к теме, создать условия для осознания ценности семьи, воспитание ответственности по отношению к семейным обязанностям:
метапредметные –
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научной стороны,
социально - правовых позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
предметные –
познавательные
- знание ряда ключевых понятий по теме урока, умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам;
ценностно - мотивационные
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
коммуникативные –
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Основные понятия:
Правоотношения; права ребёнка, семья; брак; брачный договор; права и обязанности супругов; родителей и детей; развод.
Оборудование:
Кейс с документами (Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка Брачный договор), раздаточный материал с выдержками их нормативно - правовых документов, с практическими ситуациями, кластеры, тесты, лист самооценки и рефлексии.
План
I. Организационный момент.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Сегодня на уроке обществознания мы продолжаем с вами работать по какой теме? («Семейные правоотношения»).
Работать мы будем индивидуально, в парах и по группам. Сегодня на уроке все мы – партнеры, я прошу вас отвечать не вставая. У вас есть лист самооценки, где вы будете оценивать свои умения на каждом этапе урока. Это позволит вам выяснить возможные пробелы в знаниях и увидеть то, над чем еще предстоит работать.
II. Актуализация знаний.
Сегодня мне бы не хотелось сообщать вам, чем конкретно мы будем заниматься на уроке. Я предлагаю, чтобы это сделали вы. Перед вами лежат кейсы с документами и заданиями. Предлагаю познакомиться с ними и определить задачи сегодняшнего урока.
III. Постановка учебной задачи.
На прошлом уроке мы знакомились с теоретическим материалом по теме «Семейные правоотношения». Предлагаю группам подумать, что именно из теоретического материала важно не только знать, но и уметь активно применять на практике. Для этого выполним задание по заполнению кластера. Какие варианты заполнения кластера можете предложить вы.
Вот вы и поставили перед собой задачи, которые предстоит нам реализовать в ходе урока.
IV.Включение новых знаний и умений в имеющуюся систему и повторение.
Задание «Фишбоун» - определить основные понятия, связанные с темой «Семейные правоотношения».
Голова – вопрос темы.
Верхние косточки – основные понятия.
Нижние косточки – основные понятия
Хвост – ответ на вопрос.
Юридические казусы.
? Что является основным источником семейного права права?
? Почему важно уметь работать с первоисточником по праву?
Сейчас предлагаю вам проанализировать некоторые статьи Семейного кодекса, Конституции РФ, Конвенции по правам ребёнка.
(Приложение: задания для групп).
А теперь предлагаю вам представить себя в роли юристов и решить юридические казусы.
V. Воспроизведение знаний, овладение учащимися способами деятельности.
Тесты.
Нравственные основы семьи.
Правовые основы семьи и брака.
VI. Рефлексия деятельности
Для закрепления материала вам предлагается составить синквейн по теме «Семейные правоотношения».
Составление синквейна (с фран. «стихотворение из 5 строк»).
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
1предложение (4 слова)
1слово
Прошу вас оценить вашу результативность на уроке путём заполнения листа самооценки.
VII. Домашнее задание на выбор.
Написание эссе по теме «Семейные правоотношения».