Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания: Рыночная экономика"»
План-конспект открытого урока обществознания в 8 классе
Тема урока: Рыночная экономика
Тип урока: комбинированный
Дата проведения урока: 26.01.2016 г.
Цель: создать условиядляформирования представления о рыночном механизме регулирования экономики; познакомить учащихся с экономическими отношениями в обществе.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с условиями функционирования рынка, подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.
2. Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции
3.Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.
Планируемые результаты: Учащиеся узнают почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики, что влияет на спрос и предложение на рынке, а так же как производители в условиях рынка решают главные вопросы экономики.
Основные понятия: рынок, конкуренция, спрос, закон спроса, предложение, закон предложения, рыночное равновесие, равновесная цена.
Формы и методы обучения: методы: наглядный, частично – поисковый, практический; методы контроля: устный; приемы: проблемные вопросы.
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!" "Доброе утро!" солнцу и птицам. "Доброе утро!" улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым! Пусть доброе утро длится до вечера! Здравствуйте, ребята! Тихонечко садитесь.
II. Актуализация знаний по теме « Собственность»
_ Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Посмотрите на слайд, ответим на вопросы по прошлой теме!
1) Ответы на вопросы (слайд №1)
Какие формы собственности существуют в России? (частная, муниципальная, государственная, коллективная, собственность религиозных и общественных организаций)
Как закон защищает право собственности? (конституция, уголовный кодекс)
Что называют имущественными отношениями? (это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества и материальных благ)
Кто относится к субъектам собственности? (физические или юридические лица, владеющие ресурсами или факторами производства)
Что относится к объектам собственности? (это то, чем владеет собственник и результаты производства – блага)
2) Работа со схемой на доске
Соотнесите формы собственности и примеры собственности (выходят к доске по одному и объясняют, почему соотносят данный пример к определенной форме собственности).
III. Изучение нового материала.
- Сегодня мы будем изучать новую тему «Рыночная экономика» (слайд 2).
- Откройте тетради, запишите число 21.01.2016 и тему и план урока (слайд 3).
План:
Рынок и его условия функциональности.
Спрос и предложение на рынке.
Рыночное равновесие.
«Невидимая рука» рынка.
Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить (слайд 4). На слайде представлены основные черты рыночной экономики, запишите их в тетрадь.
Конкуренция – это соперничество между производителями. (Слайд 5,6)
Это двигатель торговли.
Участники конкурентной борьбы стоят перед выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогресс и определить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибыли.
Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производитель возможность самому принимать экономические решения.
Каким же образом отдельные производители согласовывают свои действия? Дело в том, что производитель подчиняется диктатуре цен. Чтобы понять, как рождает рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, познакомимся с понятиями спрос и предложение.
Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.
Спрос - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен. (слайд 7,8). Запишите определение спроса себе в тетрадь.
Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика. Посмотрите на график (слайд 9) и скажите, какой вывод можно сделать по этим данным.
Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:
какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
как изменится величина спроса при изменении цены.
Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.
Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.
Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.
В экономической науке также различают предложение и величину предложения.
Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.). (слайд 10-11)
Посмотрите на слайд №12, какой вывод можно теперь сделать исходя из этих данных?
Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.
Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:
Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.
Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается. (слайд 14)
Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.
Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.
Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 113-114. Прочитать и ответить на вопрос - о какой «невидимой руке идёт речь»?
IV. Закрепление изученного материала.
1) Решить задачи (работа в парах)
Задача 1. Любой предприниматель решает вопрос о возможности получения большей прибыли за счёт производства конкретных товаров или оказания услуг. Каким образом следует учитывать закон спроса и предложения, если вы решили организовать свою парикмахерскую?
Какую роль в сфере бизнеса играет реклама? Как она воздействует на спрос, предложение и цену?
Если фирма постоянно рекламирует свою продукцию, может ли это считаться доказательством её непрочности на рынке?
Задача 2. В результате очередных реформ в государстве возросла цена на многие товары. Спрогнозируйте последствия, которые могут наступить в связи с повышением цен. Как это отразится на спросе и предложении товаров?
Задача 3. Как соотносится между собой спрос, предложение и цена при дефиците товаров? Что такое дефицит и в результате чего может возникнуть такая экономическая ситуация?
2) Откройте учебники на странице 114, выполним вместе задание № 2 и 3.