kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обществознания: Рыночная экономика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого  урока обществознания в 8 классе. На уроке рассматриваются следущие понятия: рынок, конкуренция, спрос, закон спроса, предложение, закон предложения, рыночное равновесие, равновесная цена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания: Рыночная экономика"»

План-конспект открытого урока обществознания в 8 классе

Тема урока: Рыночная экономика

Тип урока: комбинированный

Дата проведения урока: 26.01.2016 г.

Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики; познакомить учащихся с экономическими отношениями в обществе.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с условиями функционирования рынка, подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.

2. Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции

3. Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.

Планируемые результаты: Учащиеся узнают почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики, что влияет на спрос и предложение на рынке, а так же как производители в условиях рынка решают главные вопросы экономики.

Основные понятия: рынок, конкуренция, спрос, закон спроса, предложение, закон предложения, рыночное равновесие, равновесная цена.

Формы и методы обучения: методы: наглядный, частично – поисковый, практический; методы контроля: устный; приемы: проблемные вопросы.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!"
"Доброе утро!" солнцу и птицам.
"Доброе утро!" улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера! Здравствуйте, ребята! Тихонечко садитесь.

II. Актуализация знаний по теме « Собственность»

_ Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Посмотрите на слайд, ответим на вопросы по прошлой теме!

1) Ответы на вопросы (слайд №1)

  • Какие формы собственности существуют в России? (частная, муниципальная, государственная, коллективная, собственность религиозных и общественных организаций)

  • Как закон защищает право собственности? (конституция, уголовный кодекс)

  • Что называют имущественными отношениями? (это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества и материальных благ)

  • Кто относится к субъектам собственности? (физические или юридические лица, владеющие ресурсами или факторами производства)

  • Что относится к объектам собственности? (это то, чем владеет собственник и результаты производства – блага)

2) Работа со схемой на доске

Соотнесите формы собственности и примеры собственности (выходят к доске по одному и объясняют, почему соотносят данный пример к определенной форме собственности).

III. Изучение нового материала.

- Сегодня мы будем изучать новую тему «Рыночная экономика» (слайд 2).

- Откройте тетради, запишите число 21.01.2016 и тему и план урока (слайд 3).

План:

  1. Рынок и его условия функциональности.

  2. Спрос и предложение на рынке.

  3. Рыночное равновесие.

  4. «Невидимая рука» рынка.

  1. Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить (слайд 4). На слайде представлены основные черты рыночной экономики, запишите их в тетрадь.

Конкуренция – это соперничество между производителями. (Слайд 5,6)

  • Это двигатель торговли.

  • Участники конкурентной борьбы стоят перед выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогресс и определить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибыли.

  • Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производитель возможность самому принимать экономические решения.

Каким же образом отдельные производители согласовывают свои действия? Дело в том, что производитель подчиняется диктатуре цен. Чтобы понять, как рождает рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, познакомимся с понятиями спрос и предложение.

  1. Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.



Спрос - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен. (слайд 7,8). Запишите определение спроса себе в тетрадь.

Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика. Посмотрите на график (слайд 9) и скажите, какой вывод можно сделать по этим данным.



Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:

  • какова будет величина спроса при различных уровнях цен;

  • как изменится величина спроса при изменении цены.

Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.

Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.

Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.

В экономической науке также различают предложение и величину предложения.

Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.). (слайд 10-11)

Посмотрите на слайд №12, какой вывод можно теперь сделать исходя из этих данных?

Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

  1. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:



Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается. (слайд 14)

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.

Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.


  1. Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 113-114. Прочитать и ответить на вопрос - о какой «невидимой руке идёт речь»?

IV. Закрепление изученного материала.

1) Решить задачи (работа в парах)

Задача 1. Любой предприниматель решает вопрос о возможности получения большей прибыли за счёт производства конкретных товаров или оказания услуг. Каким образом следует учитывать закон спроса и предложения, если вы решили организовать свою парикмахерскую?

Какую роль в сфере бизнеса играет реклама? Как она воздействует на спрос, предложение и цену?

Если фирма постоянно рекламирует свою продукцию, может ли это считаться доказательством её непрочности на рынке?

Задача 2. В результате очередных реформ в государстве возросла цена на многие товары. Спрогнозируйте последствия, которые могут наступить в связи с повышением цен. Как это отразится на спросе и предложении товаров?

Задача 3. Как соотносится между собой спрос, предложение и цена при дефиците товаров? Что такое дефицит и в результате чего может возникнуть такая экономическая ситуация?

2) Откройте учебники на странице 114, выполним вместе задание № 2 и 3.

V. Домашнее задание

  • Прочитать параграф 14

  • Выполнить тест по теме «рыночная экономика»

VI. Подведение итогов урока

- Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

- Что влияет на спрос и предложение на рынке?

- В чем состоит принцип «невидимой руки рынка»?



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока обществознания: Рыночная экономика"

Автор: Усачев Михаил Владимирович

Дата: 15.09.2016

Номер свидетельства: 343957

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Главные вопросы экономики". "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-glavnyie-voprosy-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "100595"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402385921"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока обществознания в 11 классе "Фирмы в экономике" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-v-11-klassie-firmy-v-ekonomikie"
    ["file_id"] => string(6) "232988"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442949085"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока обществознания "Что такое экономика""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-v-8-klassie-po-tiemie-chto-takoie-ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "342292"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473011170"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Экономика и её роль в жизни общества"
    ["seo_title"] => string(42) "ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "267835"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450464084"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект по обществознанию в 7 классе "Рыночная экономика". "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-po-obshchiestvoznaniiu-v-7-klassie-rynochnaia-ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "176788"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424492579"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства