1.Что такое фирма, факторы производства, факторные доходы.
2.Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
3.Налоги фирмы.
Эпиграф: «Оптимизм предпринимателя-это движущая сила хозяйственной
предприимчивости, расчетливость- это сила самосохранения его».
Г.К.Гинс
Ход урока.
1.Организационный этап.
1.Организационный момент. Настрой учащихся на работу.
2.Вступительное слово учителя.
Большой завод, имеющий филиалы во многих странах мира, и маленькая прачечная, где работает всего несколько человек, банк и рекламное агентство - в бизнесе все они называются одинаковым словом - фирма. Владелец фирмы стремиться, так организовать ее деятельность, чтобы получить доход от продажи или услуг в форме прибыли. В странах с развитой рыночной экономикой ежедневно не только рождаются десятки новых фирм, но и не меньшее число их разоряется.
Почему одни фирмы сопровождает удача, а другие разоряются? Есть ли рецепты от банкротства?
3.Постановка цели урока.
Учитель. Что вы должны сегодня узнать на уроке?
Учащиеся. Что может помочь производителю добиться эффективного производства и обеспечить жизнеспособность фирмы.
4.Знакомство с учебником: учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание» стр.43-54
5. Инструкция к работе. Формируются группы с учетом типов обучаемости и уровней знаний. В каждой группе распределяются роли (спикер, секретарь, наблюдатель, докладчик, оформитель).
2.Работа в группах.
Карточка – инструкция №1.
А. Источники: учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание» стр.43-46.
Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1.Прочитайте п.1 параграфа 4 учебник Л.Н.Боголюбова и ответьте на вопросы:
- Какие доходы можно получить, владея факторами производства?
- Можно ли и как получить доход, не имея капитала?
2.Прочитайте и объясните, в чем смысл приведенного ниже суждения:
«Всякий человек, который получает свой доход, должен получать его от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли. Доход, получаемый с капитала,- прибыль. Доход, получаемый с земли,- рента. Все три способа «зарабатывать на жизнь- равноправны и обязательны в любом обществе». Адам Смит.
В.Письменное оформление.
- Найдите и выпишите в тетрадь определения: заработная плата, рента, капитал, инвестиции, ссудный капитал.
- Составить схему «Факторы производства и факторные доходы».
- Результаты обсуждений по вопросам оформить в виде практических выводов.
( Представленные выводы : Каждый из нас владеет одним или несколькими факторами производства. Надо найти пути и способы рационального их использования для получения дохода )
1. Прочитайте п.2,3 параграфа 4 учебник Л.Н.Боголюбова и ответьте на вопросы:
- Зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль?
- Сравнить и определить различия между постоянными и переменными издержками.
- Что такое «эффективное предприятие»?
- Как предприниматель может увеличить прибыль?
2.Прочитайте документ на стр.52-53, учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание».
На основе анализа текста документа объясните, каким образом рынок регулирует издержки и результаты производства. Охарактеризуйте поведение в условиях рынка производителя, заинтересованного в успехе своего производства.
В. Письменное оформление.
- Изобразить на бумаге формулу расчета рентабельности предприятия.
- Результаты обсуждений по вопросам оформить в виде практических выводов
( Представленные выводы : Для принятия решения об организации своего дела необходимо анализировать и сравнивать предстоящие издержки и возможные доходы от будущей деятельности, так как это позволит сделать экономически грамотный выбор использования имеющихся ресурсов и сократить вероятность убытков и разорения. )
1. Прочитайте п.4 параграфа 4 учебник Л.Н.Боголюбова и ответьте на вопросы:
-Какие налоги платят фирмы?
-Влияет ли сумма уплачиваемых налогов на величину прибыли предприятия?
-Существуют ли налоговые льготы в Российской Федерации, на какие виды производства они распространяются и с какой целью они введены?
В. Письменное оформление.
- Найдите и выпишите в тетрадь определения: прямые налоги, косвенные налоги.
- Составить схему: «Налоги фирмы».
- Результаты обсуждений по вопросам оформить в виде практических выводов.
( Представленные выводы. Налоги- значительная статья расходов производителя, которую он вынужден учитывать при организации и ведении своего дела. )
3.Коллективное обсуждение результатов.
Выступление представителей группы, показ составленных схем.
Учитель. Мы с вами познакомились со способами повышения эффективности производства, но указали лишь некоторые из них, об остальных мы узнаем на последующих уроках.
4.Рефлексия.
1.Выполните задание: Две фирмы производят один и тот же продукт на одном и том же оборудовании. У какой фирмы производство эффективнее?
фирма
№1
№2
Годовой доход
1 млрд. руб.
1,5 млрд.руб.
Затраты
0,75 млрд.руб.
1 млрд.руб.
(Представленный ответ: эффективнее производство у фирмы №1, так как соотношение «прибыль / затраты» у фирмы выше.)
2. Ответьте на вопрос: Рост спроса на продукцию полиграфического комбината потребовал увеличения объема производства. Какие издержки производства будут иметь решающее значение: постоянные или переменные?
(Представленный ответ: решающее значение будут иметь переменные издержки, так как их величина находится в прямой зависимости от увеличения объема продукции.)
3.Учитель обращается к эпиграфу, просит прочитать его.
Вопрос: Как вы думаете, почему именно эти слова я предложила в качестве эпиграфа?
Учитель. Знание условий и способов эффективной организации производственной деятельности позволит вам стать ее активными и результативными участниками. Но
следует помнить, что ваши предпринимательские способности это лишь часть успеха и процветания вашего производства, необходимо умелое использование имеющихся ограниченных ресурсов, строгий расчет издержек.
4.Рефлексия содержания учебного материала:
Упражнение «Плюс –минус -интересно»
Учащиеся заполняют оценочные карточки.
«Плюс –минус -интересно»
Ученик
« П »
мне понравилось на уроке
Коллективная работа в группе.
информация может быть мне полезна для достижения какой-либо цели
В будущем я стану участником производственной деятельности и знание как добиться успеха мне необходимы.
« М »
мне не понравилось на уроке
информация была мне не понятной
Вся информация была доступной и понятной
информация мне не нужна для решения жизненных ситуаций
« И »
эти факты мне были интересны
Ставки налогов в России и других европейских странах.
я хотел бы узнать
Какой вид производства наиболее рентабелен в Волгограде.
5.Домашнее задание.
Составьте перечень затрат, которые необходимы для того чтобы : (на выбор ) открыть мастерскую по ремонту бытовой техники, открыть пункт проката спортивного инвентаря, организовать торжественный ужин в кафе на тридцать человек.